Электронный архив
Донецкого национального технического университета (г.Донецк)
Electronic archive of Donetsk national technical university (Donetsk)
 

eaDonNTU, Donetsk >
Автомобильно-дорожный институт >
Издания АДИ ДонНТУ >
ВЕСТИ Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute >
2024 № 4 (51) >

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://ea.donntu.ru/handle/123456789/36629

Название: Методика расчета тарифа на городские автобусные перевозки с учетом качества обслуживания пассажиров и комфортности подвижного состава
Другие названия: The Tariff Calculation Methodology for Urban Bus Transportation, Taking into Account the Passenger Service Quality and Rolling Stock Comfort
Авторы: Легкий, С. А.
Луценко, Д. В.
Legkii, S. А.
Lutsenko, D. V.
Ключевые слова: ПЕРЕВОЗКИ ГОРОДСКИЕ АВТОБУСНЫЕ
МЕТОДИКА РАСЧЕТА ТАРИФА
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОК
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ
КОМФОРТНОСТЬ АВТОБУСОВ
URBAN BUS TRANSPORTATION
TARIFF CALCULATION METHODOLOGY
TRANSPORTATION COST
TRANSPORTATION PROFITABILITY
PASSENGER SERVICE QUALITY
BUS COMFORT
Дата публикации: 27-Май-2025
Серия/номер: 4(51);
Аннотация: Актуальность проблемы научного обоснования методики расчета тарифа на городские автобусные перевозки с учетом качества обслуживания пассажиров и комфортности подвижного состава обусловлена тем, что современные рыночные условия диктуют новые подходы к тарифной политике и тарифообразованию на услуги пассажирского автомобильного транспорта. В условиях жесткой конкуренции в качестве основного фактора конкурентоспособности предприятий выступают не только тариф за перевозку, но и качество обслуживания пассажиров, а также комфортность автобусов, осуществляющих перевозки. При прочих равных условиях и одинаковых тарифах пассажиры выберут для перемещения тот маршрут, где комфортность автобусов выше и выше и качество обслуживания пассажиров. Анализ существующих методик расчета тарифов на городские автобусные перевозки показал, что наибольшее распространение при определении тарифов получили методики, основанные на учете плановых затрат и плановой прибыли, необходимой для развития перевозчика. Преимуществом этих методик расчета тарифов является простота расчета тарифов, предопределенная наличием необходимой справочно-нормативной документации и данными о собственных затратах предприятий. Кроме этого, к преимуществу методик необходимо отнести учет объема перевозок пассажиров при расчете тарифа, который определяется на основании обследования пассажиропотоков на маршрутах на настоящий период времени. Недостатки данных методик заключаются в возможности включения в тариф множества необоснованных затрат перевозчика, которые будут оплачивать пассажиры; отсутствии методики определения плановой годовой прибыли от предоставления услуг; отсутствии учета в тарифе показателей качества обслуживания пассажиров и комфортности используемых на маршрутах автобусов. Анализ существующих методик расчета тарифов на городские автобусные перевозки, выявление их преимуществ и недостатков, позволили предложить методику расчета тарифов на городские автобусные пере-возки с учетом качества обслуживания пассажиров и комфортности подвижного состава. Предлагается устанавливать рентабельность перевозок в зависимости от класса комфортности автобусов и уровня качества обслуживания пассажиров, основой которого послужили нормативы этого качества (уровень и интегральный коэффициент качества перевозки пассажиров). Использование предлагаемой методики позволит предприятиям, осуществляющим городские автобусные перевозки, рассчитывать экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров, учитывающие качество обслуживания пассажиров и класс комфортности автобусов, что позволит им повысить уровень своей конкурентоспособности, увеличить долю рынка, получить положительные финансовые результаты и экономическую стабильность. Предлагаемая методика может применяться для расчета тарифов на перевозку пассажи-ров в других видах сообщения или для других видов пассажирского транспорта с учетом специфики действу-ющих в их отрасли норм расходов материальных и энергетических ресурсов, ставок, налогов и сборов.
Описание: The urgency of the problem of the methodology scientific substantiation for calculating the tariff for urban bus transportation, taking into account the passenger service quality and rolling stock comfort, is due to the fact that modern market conditions dictate new approaches to the tariff policy and tariff formation for passenger road transport services. In conditions of tough competition, the main factor in the competitiveness of enterprises is not only the tariff for transportation, but also the quality of passenger service, as well as the comfort of the buses that carry out transportation. All other things being equal and the same tariffs, passengers will choose to travel the route where the comfort of buses and the quality of passenger service is higher. The analysis of existing methods for calculating tariffs for urban bus transportation has shown that the most widely used methods for determining tariffs are based on accounting for planned costs and planned profits necessary for the development of the carrier. The advantage of these tariff calculation methods is the simplicity of tariff calculation, which is predetermined by the availability of the necessary reference and regulatory documentation and data on the enterprises’ own costs. In addition, the advantage of the methods is to take into account the volume of passenger traffic when calculating the tariff, which is determined based on a survey of passenger traffic on routes for the current time period. The disadvantages of these methods are the possibility of including in the tariff many unjustified costs of the carrier, which will be paid by passengers; the absence of a method for determining the planned annual profit from the provision of services; the absence of consideration in the tariff of indicators of the passenger service quality and the comfort of the buses used on the routes. The analysis of existing methods for calculating tariffs for urban bus transportation, identifying their advantages and disadvantages, allowed us to propose a tariff calculation methodology for urban bus transportation, taking into account the passenger service quality and rolling stock comfort. It is proposed to establish the profitability of transportation depending on the comfort class of buses and the level of the passenger service quality, which is based on the standards of this quality (the level and integral coefficient of passenger transportation quality). The use of the proposed methodology will allow enterprises engaged in urban bus transportation to calculate economically reasonable tariffs for passenger transportation, taking into account the passenger service quality and the comfort class of buses, which will allow them to increase their competitiveness, market share, to obtain positive financial results and economic stability. The proposed methodology can be used to calculate tariffs for passenger transportation in other modes of communication or for other types of passenger transport, taking into account the norm specifics of the material and energy resources expenditure, rates, taxes and tariffs in their industry.
URI: http://ea.donntu.ru/handle/123456789/36629
ISSN: 1990-7796
Располагается в коллекциях:2024 № 4 (51)

Файлы этого ресурса:

Файл Описание РазмерФормат
8.pdf500.93 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.