Электронный архив
Донецкого национального технического университета (г.Донецк)
Electronic archive of Donetsk national technical university (Donetsk)
 

eaDonNTU, Donetsk >
Автомобильно-дорожный институт >
Издания АДИ ДонНТУ >
ВЕСТИ Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute >
2019 № 1 (28) >

Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://ea.donntu.ru/handle/123456789/33885

Название: Определение давления паров бензина в баке транспортного средства как важный показатель качества топлива
Другие названия: Determination of the Gasoline Vapor Pressure in the Vehicle Tank as an Important Indicator of the Fuel Quality
Авторы: Кудинов, В. И.
Кудинов, Д. В.
Kudinov, V. I.
Кudinov, D. V.
Ключевые слова: МОТОРНОЕ ТОПЛИВО
ФРАКЦИОННЫЙ СОСТАВ ТОПЛИВА
ИСПАРЯЕМОСТЬ ТОПЛИВА
ДАВЛЕНИЕ НАСЫЩЕННЫХ ПАРОВ ТОПЛИВА
СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПАРОВОЗДУШНОЙ И ЖИДКОЙ ФАЗ ТОПЛИВА
MOTOR FUEL
FRACTIONAL FUEL CONTENT
FUEL EVAPORABILITY
SATURATED VAPOR PRESSURE
VOLUME RATIO OF FUEL VAPOR AND LIQUID PHASES
Дата публикации: 3-Апр-2019
Серия/номер: 1 (28);
Аннотация: Хранение, многократное переливание топлива из одной емкости в другую при транспортировке и при заправке АТС сказывается на его качестве: часть легких фракций испаряется, топливо насыщается влагой атмосферного воздуха, механическими примесями. Качество топлива непосредственно в баке автомобиля при его применении не контролируется. Косвенно о качестве топлива можно судить по эксплуатационным свойствам двигателя автомобиля: легкость пуска, устойчивая работа на холостых оборотах, динамика разгона, мощность (тяга), расход топлива и прочее. О качестве топлива, заливаемого в бак транспортного средства, много обсуждений в прессе и интернете. Давно назрела необходимость своевременного (в процессе заправки на АЗС) определения не только точного (до 0,1 литра) количества заправляемого топлива, но и установления основных показателей качества топлива. В настоящее время актуально разработать несложный прибор определения важных показателей качества и количества заправляемого топлива в баке транспортного средства. К обязательной установке таких приборов на автомобиль заводы-изготовители до сих пор не приступили. Часто требования производителей ДВС и возможности, желания нефтепереработчиков противоречат друг другу. Производители топлива для увеличения выхода топлива из нефти повышают температуру конца кипения, что приводит к увеличению в топливе тяжелых фракций. Это приводит к усилению смыва масляной пленки с зеркала цилиндра и, как следствие, снижению надежности работы ДВС. Современные ГОСТы на изготовление бензина адаптированы под европейские требования (EN 228), где нет контроля содержания в топливе легкоиспаряющихся фракций. ГОСТ Р 51866-2002 и ГОСТ 32513-2013 делят топливо на 10 классов испаряемости, которые определяются давлением насыщенного пара бензина и определенной объемной долей испарившегося топлива при 70 оС, 100 оС и 150 оС. В маркировке бензина нет прямых указателей класса испаряемости топлива. Определить соответствие применяемого бензина времени года практически невозможно. Это приводит к неоднозначности в выборе качественного бензина при различных сезонных температурах года. Топлива, имеющие высокое давление паров, могут слишком быстро испаряться в системах управления подачей топлива, что приводит к снижению потока топлива к двигателю (снижению его мощности) и возможной закупорке топливопровода из-за паровой пробки (остановке двигателя). И наоборот, топлива с низким давлением паров не могут достаточно легко испаряться, что приводит к затруднению пуска двигателя, снижению скорости и степени его прогрева, а также приемистости и динамичности работы двигателя. В топливном баке автомобиля температура, соотношение объемов паровой Vп и жидкостной Vж фаз топлива постоянно меняются. Зависимость давления паров топлива в баке транспортного средства от указанных факторов характеризует содержание в топливе легкоиспаряющихся фракций. Чем меньше объем паровой фазы – тем больше величина ДНП, чем выше температура – тем выше ДНП. Следовательно, имея датчик давления паров бензина, зная его температуру и соотношение объемов Vп / Vж в баке транспортного средства, можно определить объемную долю легкоиспаряющихся углеводородов. Для оперативного контроля испаряемости применяемого топлива важно иметь бортовой датчик давления паров топлива. Такой датчик предусмотрен в разработанном нами приборе определения количества, качества и удельного расхода топлива для автотранспортного средства [патент UA 82471 С2], который в сочетании с датчиком плотности и веса топлива позволяет своевременно принять меры к улучшению экономичности, экологичности и надежности работы ДВС.
Описание: Fuel storage, its multiple pouring from one capacity to another during transportation and vehicle fuelling affect its quality: part of light fractions evaporates, fuel is saturated with atmospheric air moisture, mechanical impurities. Fuel quality in the automobile tank at its consumption is not monitored. Indirectly, fuel quality can be judged by the performance properties of the automobile engine: startability, stable operation at idle revolutions, dynamics of the acceleration, output (draft), fuel consumption and others. Fuel quality filling in the vehicle tank is discussed a lot in the press and Internet. The necessity to determine timely (during filling at the gas station) not only accurate (up to 0,1 litre) quantity of filling fuel but to establish basic indicators of the fuel quality is long overdue. At present time, it is actual to develop simple device to determine important quality and quantity indicators of the fuel filling in the vehicle tank. Manufacturers have not yet begun the mandatory installation of such devices on an automobile. Often the demands of these opponents contradict each other. Fuel manufacturers to increase fuel output from oil elevate the temperature of the end boiling point. It leads to an increase of heavy fractions in the fuel and to an increased flushing of the oil film from the cylinder-bearing surface and as a result to the reduction of the ICE reliability. Modern State Standards for gasoline manufacture are adapted to European requirements (EN 228) without control of light volatile fractions content in the fuel. State Standards R 51866-2002 and 32513-2013 divide fuel into 10 classes of evaporability, determined by the pressure of the gasoline saturated vapor and certain inclusion volume fraction of the evaporated fuel at 70 оС, 100 оС and 150 оС. In the gasoline marking there are no direct indicators of the evaporated fuel class. It is almost impossible to determine the conformity of the gasoline used to the season. It leads to the ambiguity in the choice of high-quality gasoline at various seasonal temperatures of the year. Fuels having high vapor pressure can evaporate too quickly in the systems of the fuel delivery control, it leads to a decrease in the fuel flow to the engine (reduction of its power) and possible fuel pipe choking due to the vapor lock (engine shutdown). Conversely, fuels with low vapor pressure cannot evaporate easily enough, which leads to the difficulty of the engine start, speed reduction and degree of its warming up as well as engine acceleration capability and its dynamic operation. In the automobile fuel tank temperature, volume ratio of fuel vapor Vv and liquid Vl phases are constantly changed. The dependence of the fuel vapor pressure in the vehicle tank on given factors characterizes the content of light volatile fractions in the fuel. The less volume of vapor phase, the more volume of the saturated vapor pressure, the higher the temperature, the higher the saturated vapor pressure. Therefore having pressure sensor of gasoline vapor, knowing its temperature and volume ratio of Vп / Vж in the vehicle tank, we can determine inclusion volume fraction of light volatile carbohydrates. To control quickly evaporability of the fuel used it is important to have on-board pressure sensor of gasoline vapor. This sensor is provided in the device developed by us, which determines quantity, quality and specific fuel consumption for a vehicle [patent UA 82471 С2]. In combination with a fuel density and weight sensor it allows to take timely measures to improve efficiency, ecological compatibility and reliability of the ICE operation.
URI: http://ea.donntu.org/handle/123456789/33885
ISSN: 1990-7796
Располагается в коллекциях:2019 № 1 (28)

Файлы этого ресурса:

Файл Описание РазмерФормат
Кудинов.Кудинов.pdf798.41 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть

Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.