УДК 316.34

С.И. СУЛИМОВ (ассист.)

Воронежский государственный университет инженерных технологий, Россия

sta-sulimov@ya.ru

ПАЛМАРИС: АНТИСИСТЕМА БРАЗИЛИИ

 

Данная статья рассматривает феномен антисистем на примере республики Палмарис в Бразилии. Автор отстаивает точку зрения, что в результате синкретического смешения верований и традиций в колонии возникла системная целостность людей с негативным мировоззрением, приведшая к уничтожению как самой себя, так и всех, кто оказывал ей содействие.

Ключевые слова: антисистема, социально-духовная группа, киломбос.

 

В наши дни без преувеличения можно сказать, что мир обходится без границ. Идеи свободно перемещаются по различным ареалам при помощи международных периодических изданий и сети Интернет, огромные массы людей устремляются на чужбину в поисках высоких заработков и комфортабельных условий проживания, а экономика давно уже перешагнула границы национальных государств. Однако исследователи, утверждающие, что подобных прецедентов в мировой истории ещё не было, окажутся правы только наполовину. Ведь таких прецедентов доселе не было в мировом масштабе, но вообще аналогичное «всеобщее смешение» случалось как минимум дважды: pax romana и в колониальную эпоху. И, как показывает исторический опыт, взаимное проникновение различных культур имеет как положительную, так и отрицательную стороны.

Положительное значение культурного взаимодействия заключается в том, что представители различных этносов получают возможность обмениваться достижениями своего материального и духовного развития. Именно благодаря культурному взаимодействия такие бесценные изобретения как стремя и компас распространились по всему миру. Но взаимопроникновение культур имеет и отрицательный аспект: в местах «стыка» различных культурных образований возникают антисистемы. Данный термин был определён Л.Н.Гумилёвым и В.Л.Махначем как «религиозно-идеологические системы с отрицательным (или негативным) миросозерцанием» [1, с.49]. По мнению В.Л.Махнача, антисистемы возникают в зонах контактов развитых культур и представляют собой группы людей, исповедующих доктрину, отрицающую реальный мир, и стремящихся к его преобразованию по умозрительным образцам или даже уничтожению. Любая антисистема характеризуется такими чертами, как негативное миросозерцание, позволительность лжи, неспособность к развитию и иерархическая структура, в которой место адепта определяется степенью его знакомства с доктриной ( в дальнейшем мы будем именовать это свойство «эзотеричность»). Вопрос о сущности и видах антисистем в наши дни далеко не праздный: в современном мире миллионы выходцев из стран Азии. Африки и Латинской Америки покидают родину и переезжают в Европу и Северную Америку в поисках лучшей доли. Эти люди вольно или невольно привозят родную культуру с собой и при этом активно контактируют с культурой страны пребывания. Поэтому в современном мире антисистемы могут возникнуть практически везде: для распространения различных идей и доктрин расстояние больше не помеха.

Аналогичная ситуация сложилась в начале колониальной эпохи: работорговля и неосвоенные просторы открытых континентов сорвали с родных мест множество народу. И на примере антисистемных образований XVI-XVII веков мы вполне можем проследить генезис и эволюцию данного явления во всех аспектах. Тем более что аналогичные процессы современности находятся в состоянии динамики, они ещё не завершены и поэтому не могут быть нами оценены однозначно. Что же касается подобных явлений в похожих ситуациях прошлого, то их можно анализировать на протяжении всего их существования, от возникновения до завершения, и сделать четкие выводы. В данной работе мы рассмотрим как пример антисистемы «республику» Палмарис, существовавшую в Бразилии с 1630 по 1697 г.

Португальцы начали осваивать побережье и обширные лесные районы Бразилии в XVI веке и уже тогда столкнулись с серьёзной нехваткой рабочей силы. Некоторые предприимчивые владельцы фазенд снаряжали экспедиции в леса для поимки и продажи в рабство индейцев, но большинство португальских землевладельцев предпочли более безопасный и дешёвый способ: покупать чёрных рабов из Африки. В португальских колониях работорговля была организована с большим размахом, и вскоре африканские невольники появились с Бразилии в огромных количествах. «Без рабов из Африки, как сообщал ранний португальский источник, «невозможно сделать что-нибудь в Бразилии». Первое известное появление рабов из Африки на бразильской территории имело место в 1552 году. В 1580 году, спустя пять лет после основания Луанды и накануне «сахарного бума», в Бразилии было не менее 10000 африканцев. Пятьдесят лет спустя, один только Пернамбуку (одно из капитанств, административно-территориальных единиц в португальских колониях. – С.С.) импортировал 4 400 рабов из Африки» [2, с.161]. Большинство рабов были родом из низовий Замбези, говорили на схожих языках, принадлежали к племенной группе макалоло и исповедовали похожие верования.

Разумеется, португальские власти не могли допустить существование такого большого количества «иностранцев» на территории колонии и предприняли ряд попыток включить африканских рабов в господствующую культуру, приобщая их к католицизму и даже законодательно гарантируя им ряд неотчуждаемых прав. К примеру, в португальской Бразилии не было расовой сегрегации. Однако, невзирая на все эти меры, некоторые невольники всё же убегали из фазенд и скрывались в огромном лесу Пальмейрас (на территории современных штатов Алагоас и Пернамбуку). Там они основывали укреплённые поселения, получившие названия киломбос. По логике истории они должны были бы копировать общественное устройство своей родины, Восточной Анголы, воспроизводя все институты родоплеменного строя. Но этого не произошло: «Всё новые и новые беглецы скрывались в лесах. В 1630 г. ими была основана Республика Пальмарес (Палмарис – С.С.) («Пальмовая республика») – государство беглых рабов. Оно было расположено в капитанстве Пернамбуку, недалеко от нынешнего города Порто-Кальво (штат Алагоас)» [3, с.44-55].

Устройство «республики» напоминает африканские протогосударственные образования только отчасти, гораздо больше в нём черт, скопированных с португальской колониальной систем: «Негры подчиняются одному из них (из негров – С.С.), которого они называют Ганга Замба или Великий господин, и который выглядит как король. Он имеет дворцы, помещения для своей семьи и охраняется гвардией и офицерами, которые имеют свои специальные помещения. Все оказывают ему почтение и внимают как монарху и рассматривают как господина» [4, с.45-46]. Таким образом. «республика» была централизованным княжеством, состоящих из сети лесных поселений-киломбос, столицей которого было Макаку. Существовало в Палмарисе и рабство, причём, рабский статус присваивался человеку по весьма оригинальному критерию. Беглец, самостоятельно достигший того или иного киломбо, считался свободным гражданином, но раб, приведённый в Палмарис кем-либо другим, автоматически становился рабом и там. Жители «республики» не смешивались с окрестными индейскими племенами, хотя нет сведений и о конфликтах с туземцами.

При этом следует отметить, что Палмарис не жил какой-либо своей, отдельной от колонии жизнью. Отряды палмарианцев часто нападали на фазенды, убивали белых людей, не считаясь с их возрастом и полом, и «освобождали» невольников, забирая их с фазенд, приводя в киломбос и заставляя бесплатно трудиться там. Особенно их «криминальная» деятельность активизировалась в правление «князя» Франсиско Зумби  (1655-1695), который в своей «колониальной» жизни был свободным человеком, пасынком католического священника. По иронии судьбы, именно под руководством бывшего католика отряды Палмарис совершили самое большое количество набегов и даже осквернения католических церквей. После ряда неудачных карательных операций колониальные власти осуществили вторжение в Палмарис крупными воинскими формированиями, которые в 1695 году взяли штурмом Макаку, а в 1697 году смогли окончательно подавить движение. Однако его духовное наследие в виде магической традиции «умбанда» продолжает существовать среди чёрного и цветного населения Бразилии по сей день.

Теперь зададимся вопросом: какие черты присущие антисистемам, оказываются характерны и для «республики» Палмарис? Это государство существовало 67 лет, но никаких изменений в его быте не происходило. К примеру, США, отделившись от Британской империи, уже в скором времени избавились от любого колониального наследия. В Палмарис ничего подобного не случилось: никакого развития не было. Позволительность лжи была для руководства движения само собой разумеющейся: едва ли хотя бы один чёрный раб присоединился к беглецам, зная, что в киломбо он останется рабом. Однако, скорее всего, нападавшие на фазенды палмарианцы дезинформировали невольников и манили их с собой, решая тем самым задачу пополнения населения и рабочей силы «республики». Из такого и поведения следует такая особенность антисистемных образований как эзотеричность (разделение общества на ступени по критерию владения информацией), которая присутствовала в Палмарис в полной мере. Несомненно, что «князь» и его помощники, равно как и участники набегов на фазенды, точно знали судьбу всех «освобождённых» невольников, но скрывали её за теми или иными «легендами».

Сложнее установить наличие в Палмарис негативного миросозерцания, так как духовная жизнь его граждан скрыта для исследования. Ни «князья», ни их приближённые не оставили никаких письменных свидетельств. Однако если представить себе генезис негритянской «республики», то можно предположить, что в её основу легло именно негативное миросозерцание, вызванное синкретическим смешением африканской и европейской традиций. У себя на родине, в низовьях реки Замбези африканец был в привычном, благословлённом языческой религией (в данном случае фетишизмом и анимизмом) и племенными традициями мире. Но, будучи похищен работорговцами или даже продан своими же соплеменниками, человек в качестве невольника пересекал океан и оказывался на плантациях Бразилии. Все те смыслы, которыми он жил раньше, оказывались утеряны, жизненный опыт, накопленный в Африке, больше не мог помочь, а наличное положение дел оказывалось подчас невыносимым. Активно проповедуемый португальцами католицизм, без сомнения, вызывал у негров интерес. Христианство, исповедующее равенство всех людей перед Богом и учение о конце, воспринималось рабами как призыв к эсхатологической войне, в которой надлежит помочь Богу установить в мире обещанное общечеловеческое братство. Более того, африканские традиционные верования обладали обширным магическим арсеналом, с которым невольники отождествляли знамения и чудеса, описанные в Библии. С этих позиций ветхозаветные пророки оказывались колдунами и вождями, за которыми надлежит следовать и методы которых желательно применять. Однако наличная католическая реальность была одинаково далека как от африканской традиции, так и от христианства в «рабской» его редакции. Не исключено, что духовная маргинальность, в которой пребывали невольники, и толкала их к побегам в джунгли. Жестокое обращение, недоедание, каторжный труд; всё это, разумеется, не добавляло рабам оптимизма, но и на родине, в Восточной Анголе вряд ли макалоло были избалованы сытостью и досугом. В материальном плане жизнь в долине Замбези была едва ли безопаснее и комфортабельнее рабства в Бразилии, но духовный фактор оказался определяющим.

Наличная колониальная реальность оказывалась «неправильной» как с позиций культуры макалоло, так и с точки зрения «редактированного» христианства. Не имея сил для борьбы с наличным положением дел, рабы скрывались от него в лесах Пальмейрас, где пытались создать «новый мир», основываясь на своих синкретических афро-христианских взглядах. Более того, соседство с индейцами сделало небольшой вклад в формирование антисистемы: беглецы позаимствовали некоторые религиозные верования (туземцы исповедовали анимизм, поклоняясь духам рек и лесов). Вот как описывает афро-бразильский пантеон П.А.Гросс: «В афро-бразильской ветви вуду есть особый класс эшу (духов – С.С.) – кабоклы. Это слабые духи, отличающиеся мелочностью и мстительностью, их нередко используют для мести обидчикам. Самые известные из них – Журима, Венту и Трема Терру. Вероятнее всего, они имеют индейское происхождение» [5, с.277]. Получается, что под руководством «мелочных и мстительных» духов беглые рабы укрылись от реальности в лесах и время от времени наносили колониальной эмпирии «контрудары» в виде набегов на фазенды, убийств белого населения и повторного обращения в рабство своих бывших соплеменников, не отрицавших или поддерживавших текущее положение дел. Недаром наибольшего размаха вторжения палмарианцев на территорию колонии достигли под властью Франсиско Зумби, бывшего католика, получившего португальское образование и всегда бывшего свободным человеком. Зумби, будучи полноправным гражданином колониального общества, хотя и негроидным по расе, хорошо знал, что именно он отрицает. И он не просто скрылся от негативно воспринимаемой им реальности, но и попытался уничтожить её при помощи отрядов беглых рабов, чем ускорил гибель доверившегося ему общества.

Итак, мы установили, что «республика» Палмарис обладает всеми признаками антисистемы, которые мы привели в начале работы. И на её примере проследили, как из синкретического смешения духовных культур возникает подобное образование, а затем, не будучи способным к самостоятельному развитию, оно губит само себя, вступая в конфронтацию с окружающим миром. Можно предположить, что современные процессы глобализации вызовут к жизни не одну антисистему. В качестве профилактики появления подобных социально-духовных образований можно предложить ограничение контактов несходных культур. Ведь экономическое сотрудничество вовсе не обязывает его участников обмениваться плодами духовного развития.

 

 

Список литературы

1.             Махнач В.Л. Политика. Основные понятия / В.Л. Махнач, С.О. Елисеев. – М. : Синергия, 2005. – 319 с.

2.             Kent R.N. Palmares: an African state in Brazil / R.N. Kent // Journal of African history. – 1965. – № 2.

3.             Очерки по истории Бразилии / под ред. Ермолаева В.И. – М. : изд-во СЭЛ, 1962. – 569 с.

4.             Ramos A. The Negro in Brazil / A. Ramos. – Wash, 1939. – 200 p.

5.             Гросс П.А. Тайны магии вуду / П.А. Гросс. – М : Рипол-классик, 2002. – 480 с.

 

Надійшла до редакції: 13.04.2012

 

С.І. Сулімов (Воронезький державний університет інженерних технологій)

ПАЛМАРИС: АНТИСИСТЕМА БРАЗИЛІЇ

Дана стаття розглядає феномен антисистем на прикладі республіки Палмарис у Бразилії. Автор дотримується точки зору, що в результаті синкретичного змішення вірувань і традицій в колонії виникла системна цілістність людей з негативним світоглядом, яка призвела до знищення і самої себе, і всіх, хто сприяв їй.

Ключові слова: антисистема, социально-духовна група, киломбос.

S.І. Sulimov (Voronezh State University of Engineering Technologies)

PALMARIS: ATISYSTEM OF BRAZIL

The given article deals with phenomenon of antisystems on Palmaris republic example in Brazil. The author defends the point of view that as a result of syncretic mixture of beliefs and traditions in a colony there was a system integrity of people with the negative outlook, led to destruction as itself, and all who rendered it assistance.

Keywords: antisystem, socially-spiritual group, kilombos.