ФІЛОСОФСЬКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ПРОБЛЕМИ
НАУКИ І ТЕХНІКИ

 

УДК 113:159.955

 

В.И. ЖУРАВЛЕВ (д-р. филос. наук, проф.)

Макеевский экономико-гуманитарный институт

socio_megi@mail.ru

Проблема мироздания и человека:
стратегия квантового мышления

 

Статья посвящена исследованию проблемы взаимоотношения мироздания и человека в контексте стратегии квантового мышления, которая начинает входить в общественное сознание. Автор считает, что квантовое мышление может выступать в роли концептуально-методологического ориентира объективности объяснения и описания квантово-физической реальности, а также позволяет раскрыть сущность взаимоподобных процессов, которые происходят в разных формах движения материи: социальной, биологической, химической, нейрофизиологической и т.д.

универсум, квантово-физическая реальность, квантовое мышление

 

Проблема происхождения мироздания и причастности человека к его познанию всегда занимала главенствующее место в философии. Вместе с тем физическая реальность оказалась столь сложной, что обращаться к ней в её тотальности становится все более затруднительно. В первую очередь, это связано с тем, что современные космофизические теории стали настолько абстрактными, что не представляется возможным осуществить все необходимые эксперименты, подтверждающие истинность выводов этих теорий. К примеру, такая высокоабстрактная наука, как квантовая космология превращается, по сути, в экспериментально «невесомую» теорию с характерным для неё проявлением феномена «офизичивания» математических структур, идей и концептов. Иными словами, гносеология, породив физическую «суперреальность», своеобразным путем трансформировалась в онтологию [1, с.106], тем самым лишив абсолютизма эксперимент как критерий истинности любой теории.

Известно, что любая математическая модель формирует в человеческом сознании образ действительности, не во всем адекватный оригиналу, а, скорее всего, отображающий тот или иной её аспект. Несомненно, что из всех областей физической теории именно квантовая механика содержит в себе больше всего таких постулатов, которые противоречат здравому смыслу, диктуемому классической логикой суждений. Это принципы: неопределенности (В.Гейзенберг), дополнительности (Н.Бор), нелокальности (Д.Белл), целостности (Д.Бом) и идеи: объективной редукции волновой функции (Р.Пенроуз), многомировой интерпретации квантовой механики и множественности миров (Уиллер - де Витт), ключевой роли психики в квантовых измерениях (Ю.Вигнер, Э.Уокер, Уайтхед) и т.д.

Но все эти физические парадоксы (в классическом смысле) во многом изоморфны таким проявлениям человеческой психики, как, например, дедуктивно-логическое (в математике, физике, философии) и художественно-образное (в музыке, живописи, поэзии, литературе и т.д.) творчество, которое сопровождается уходом в мир неклассической реальности, виртуальности и скачкообразности переходов. Поэтому представляет большой интерес оценить возможность продуктивного использования стратегии квантового мышления в общенаучных и философских построениях.

В работе обсуждается вклад, внесенный современной квантовой теорией поля и её приложениями в теоретико-вакуумную репрезентацию эволюции Вселенной, которой принадлежит наша жизнь и наше сознание. Он прочно увязывается с такими «чисто философскими» вопросами, как: единство бытия и небытия в существовании, проблема «вещи в себе», возникновение порядка из хаоса, стратегия нелинейного, точнее, квантового мышления и другими [2, с.111-115].

В этой связи важно отметить, что подобное совместное изложение тесно взаимосвязанных, но вместе с тем происходящих из формально различных сфер знания, вопросов не часто находит своё воплощение в едином исследовании.

Целью исследования является общенаучная и философская рефлексия над квантовой логикой мышления и теоретико-вакуумной картиной мира, ролью и местом в ней человека, а также оценка перспектив приложения квантовых принципов к моделированию некоторых специфических процессов в объективной реальности.

Ниже формулируются основные идеи и принципы неклассического, квантового мышления, выступающего в роли универсального концептуально-методологического ориентира объективности объяснения и описания не только физической реальности, но и соотношения её с образом человеческой ментальности. Затем анализируются отличительные черты вакуумной картины миропредставления (наиболее реалистичной на сегодня), и осмысливается эвристическая роль квантового мышления в процессе создания гармоничного образа мира.

1.    Идея квантового мышления

Современная мировоззренческая ситуация характеризуется тем, что на смену конфронтационной логике мышления, оказавшейся неспособной адекватно отобразить реальный мир и составить целостное представление о нем при помощи дихотомических парных категорий, приходит новая познавательная стратегия многомерного философского мышления. Становление такого стиля философствования инициируется достижениями в области современных наук: квантово-релятивистской физики, синергетики, нейродинамики, трансперсональной психологии и т.д. [3, с.3-15]. Одной из версий многомерного мышления является квантовая логика, базирующаяся на принципе дополнительности Бора. Так как истина о физической реальности многомерна, многолика и выдается познающему субъекту «квантами», то мера познания любого физического объекта (к примеру, такого специфического, каким является физический вакуум) зависит от выбранного автором типа философской рефлексии. Поэтому в принципе невозможно воссоздать точную копию его свойств, применяя только классический анализ.

Более того, рассуждения, носящие экзистенциальный и всеобщий характер и относящиеся к бесконечным областям (пространство, время, множества точек и чисел и др.), требуют отказа от принципа исключенного третьего, что означает разрыв с одним из главных положений аристотелевой классической двузначной логики: «любое суждение является либо истинным, либо ложным», иными словами, имеется одно из двух возможных истинностных значений – «истинно» и «ложно». Таким образом, двузначная логика есть частный случай многозначной логики, для которой всякое высказывание имеет одно из n значений истинности, где 2 < n >∞.

Следует заметить, что классическое исчисление высказываний применимо лишь к областям знаний, в которых каждому высказыванию может быть отнесено одно из двух значений истинности: «истинно», «ложно», либо к областям знаний, в которых каждому приписывается одна и только одна степень вероятности.

В квантовой механике в силу принципа неопределенности Гейзенберга эти два условия не выполняются, ибо невозможно одновременно измерить, например, импульс и координату одной и той же частицы (и одно из высказываний становится неопределенным). Поэтому в настоящее время построены различные логические системы, формализующие рассуждения о микрообъектах, названные «квантовой логикой» (по выражению Гейзенберга). Например, известными примерами квантовой логики являются логические системы Неймана, Рейхенбаха и др., но во всех истолкованиях квантовой логики предусмотрен переход к обычной классической двузначной логике, позволяющий выполнять необходимый содержательный анализ высказываний о конкретных объектах микромира, используя лишь средства физического эксперимента и заменяющие его математические построения [4, с.408; 5, с.367; 6, р.53-98].

Особенности формирования квантовой логики в контексте развивающейся науки Г.Башляр связывает с самими изменениями в науке: если статичный, устойчивый объект классической науки нуждался в классической логике, то нестатичные, самоорганизующиеся и нестабильные объекты постнеклассической науки, которые в состоянии динамического равновесия не имеют никаких признаков наблюдаемого существования, то есть никакого концептуального определения, требуют неклассической логики.

Можно без преувеличения сказать, что современная философия и наука, будучи формами общественного сознания, основываются на определенных иррациональных принципах, принимаемых на веру, и оперируют вероятностными, потенциально-возможными категориями. Полагая, что языком науки является логика, базирующаяся на некоторых постулатах и аксиомах с присущим им «логическим иммунитетом», можно утверждать следующее: для логического мышления характерна определенная ограниченность и, следовательно, для любой теории принципиально невозможно логическое обоснование всех без исключения её положений. Конкретнее, в достаточно содержательном формализованном языке существуют истинные высказывания, которые принципиально невозможно доказать (или опровергнуть) при помощи средств, формализованных в границах этого языка (теорема о неполноте Гёделя).

Европейская цивилизация, сделав ставку на науку и строгую рациональность, столкнулась с их принципиальной несамодостаточностью, антиномиями познания и парадоксами бытия. Парадоксально-иррациональный, вероятностный аспект науки и философии определенным образом согласовывается с парадоксами логики как науки. Оказалось, что сама Истина предстает как «единство противоположностей», а логика как наука меняет свой облик с классической двузначной на неклассические: трехзначную (многозначную), модальную, вероятностную, квантовую и др. логики.

Развивая принцип «четырех альтернатив» квантовая логика допускает возможность одновременного существования микрообъекта во множестве других состояний с определенными вероятностями, нормированными на единицу. Таким образом, можно говорить об определенной методологической изоморфности научного и религиозно-эзотерического подходов к познанию действительности, рассматриваемой в контексте логической базы. Не будет преувеличением отметить, что современно мыслящие учёные, понимая ограниченность рационализма, считают, что нельзя запрещать развитие девиантного (отклоняющегося от принятых и устоявшихся стандартов) знания и нецелесообразно отказывать в кредите доверия вызревшим в его недрах интересным идеям и неожиданным аналогиям, в которых нуждается, как интеллектуальная элита, так и ученые.

Подтверждением правомерности такой стратегии научных исследований явились такие методологические новации, как интуитивизм А. Пуанкаре, методологический анархизм П.Фейерабенда, пролиферация и агонистика интеллектуальных оптик мировидения Постмодерна, высказывания выдающихся физиков: Н.Бора, В.Гейзенберга, Р.Оппенгеймера, Э.Шредингера и др. Всё это помогло расшатать рамки строгой научной рациональности и в определенной мере выявить парадоксальную родственность основных принципов науки и эзотеризма (например, квантовой физики и философии индуизма, буддизма и даосизма).

В связи с вышесказанным возникает проблема реальности мира и его репрезентации. В соответствии с материалистической философией поиск истины о реальности мира является прерогативой отнюдь не теории, а здравого смысла. По этому поводу В.Гейзенберг заметил, что значения всех понятий и слов, которые были созданы в процессе взаимодействия между реальностью и нами самими, не могут быть точно установленными, поэтому только путем рационального мышления невозможно прийти к абсолютной истине. В этой ситуации возникает проблема поиска не только модифицированных логических критериев истинности рационального знания, но и иррациональных, вероятностных критериев, формирующих основание для концептуализации парадоксального принципа единства мироздания. Для реализации этой цели необходима разработка новых системных универсалий, концептуализация новых обобщений, развитие новой научной парадигмы.

2.        Концептуалистика познания квантово-физической реальности и философия нелинейности

Если понимать под мирозданием весь окружающий человека мир, то субъект-исследователь обычно концентрирует своё внимание на физической стороне моделей мироздания. По всей вероятности, это сопряжено с тем, что по своим масштабам квантово-физическая реальность представляет собой самую грандиозную составную часть Вселенной, оставляя лишь ничтожно малую часть на все другие уровни структурной организации материи: социальной, биологической, ноосферной и т.д. Под квантово-физическим миром понимается единство объектов (макроскопических и микроскопических) и физических процессов, проявляющихся в большом и малом масштабах и принадлежащих физической Вселенной.

Напомним, что для описания объектов столь различных размеров в физике используются два совершенно отличающихся друг от друга подхода (квантово-механический – применительно к микромиру, и другой, связанный с классической физикой, – к макромиру). Так, для исследования поведения микрообъектов используется квантовая механика, являющаяся совершенно точной и детерминированной теорией, хотя и описывающей эволюцию случайных процессов. Наиболее известным уравнением этой теории является линейное уравнение Шредингера, которое определяет временную (унитарную) эволюцию квантового состояния системы, тогда как состояние самой по себе микросистемы представляется линейной комбинацией всех возможных состояний, усредненных посредством некоторых комплексных множителей. Такая операция является мысленной и не соответствует никакому физическому процессу. Целью этого математического приема является вычисление вероятностей различных результатов измерений.

При описании макроскопических объектов обычно используются представления совершенно детерминистической классической физики, включающей законы механики Ньютона, законы Максвелла, позволяющие ввести в физику представления о магнетизме, электричестве, свете, а также – специальная и общая теории относительности Эйнштейна. Первая из них описывает движение тел при больших скоростях, а вторая – системы с мощными гравитационными полями, причем все эти законы выполняются на больших расстояниях с высокой степенью точностью.

Квантовая стратегия мышления оказалась весьма продуктивной при создании современной инфляционно-вакуумной картины мироздания, которая приобрела в настоящее время статус ключевой, общенаучной трансдисциплинарной концепции, синтезировавшей такие далекие друг от друга научные отрасли, как физика элементарных частиц, астрофизика, квантовая космология, физика гравитации, физика вакуума, методологическая культура нелинейного мышления, био- и антропосоциогенез, и тем самым определила стратегическую линию будущего развития космофизики [7, с. 87-94].

Вакуумная картина миропредставления, основанная на существовании физического вакуума (онтологического базиса материи), обогатив концептуальный фонд науки разнообразием нелинейных концептуальных схем, нефридмановских сценариев физико-космологической эволюции, нетеоретико-множественных унитарных концепций математики, существенно изменила не только онтологию естествознания, но и его положение в культуре.

Эта картина является одной из необозримого множества противоборствующих интеллектуальных «оптик мировидения», сосуществующих в лингвистическом пространстве, и она позволяет репрезентировать онтологический мультиверсум как один из возможных мыслеобразов реального мира, не претендуя при этом на абсолютно адекватное отображение его [8, с.290]. Действительно, нелинейность разнообразных динамических процессов, происходящих в физическом вакууме, предполагает версификацию эволюционных перспектив его квантовых систем, обусловленную их неравновесностью и флуктуацией, нивелирующей действие закона больших чисел и открывающей возможность радикальных трансформаций содержания и векторной направленности эволюций этих систем путем формирования альтернативных путей их развития.

Благодаря достижениям квантовой теории и ее философскому осмыслению физического вакуума стало очевидным, что составные части материи следует рассматривать не как изолированные сущности, а как неотъемлемые компоненты единого целого, подчиняющиеся принципу «голографического» единства. В рамках таких представлений объективная реальность предстает перед нами как бинарная структура, состоящая из континуальности (языковая семантика) и дискретности (знаковая система) – семантическое пространство Налимова [9, с.7-17].

Следует отметить, что релятивизм предельно широкого и всеобщего в научном дискурсе понятия множества как основания какой угодно рациональности приобретает в квантовой теории уникальный физический смысл. Так, с квантовой точки зрения, обычно множественный для всех нас физический мир на фундаментальном уровне (субатомном) проявляет себя как неделимая в конечном счете целостность. Этот факт инвариантен относительно всех интерпретаций квантовой механики и, таким образом, деабсолютизация понятия множества существенным образом дополняет множественную картину мира бесконечным многообразием потенциальных возможностей проявления теперь лишь относительных, а не абсолютных множественных аспектов бытия.

Несомненно, квантовая физика, открыв нам новые сущности – потенциальные возможности – уже не физической, а ментальной природы, возвела их в статус не менее реальных, чем физические сущности – элементы и их множества. Однако эти ментальные сущности – вероятности для каждой определенной предельно детализированной физической ситуации являются не произвольными, а логически скорелиррованными и взаимосогласованными. Всё это позволило осмыслить такие чрезвычайно важные для философии квантовой физика явления, как первичность и неустранимость вероятностей в описании физической реальности, редукция волновой функции и, особенно, квантово-корреляционные эффекты.

С позиции философии нелинейности можно утверждать, что квантовая физика – это уже не физика в обычном смысле этого слова, это интеллигибельная картина необозримого мира потенциальных возможностей, только отдельные реализации которого мы называем природою. Эти возможности создаются и заново перестраиваются в бесконечном разнообразии в зависимости от выбора позиции наблюдателя, макроскопического окружения, неповторимой индивидуальности каждого акта физического взаимодействия [10, с.112].

Новое квантово-философское мировидение (формирующееся в контексте квантового, нелинейного мышления), заменяя язык категорий и категориальных оппозиций метафизики (языка онто-тео-телео-логики) абстрактным языком нелинейной науки, освобождает нашу субъективность от искушения «ускользнуть» от власти случайности и стрелы времени. Но при этом человеческая субъективность получает экзистенциальную свободу, позволяющую ей репрезентировать реальный мир – мир, который включает в себя не только то, что актуально существует, но и то, что может стать таковым. Это означает, что ни один из философских дискурсов, проявляющихся в противоборствующих ипостасях (например, материализм – идеализм, позитивизм – философская герменевтика), не в состоянии отразить с полнейшей достоверностью всю глубину знаний обо всех проекциях многомерного объекта познания, каким является окружающий нас мир [10, с.116-117].

Таким образом, философия нелинейности и нестабильности, основанная на многозначной, квантовой стратегии мышления и ставшая концептуальной основой холономного (единоцелостного) миропонимания, воссоздает более осмысленные и реалистичные (нежели классическая идеализация) образы не только всего многообразия дискретных материальных структур и вакуумных состояний, составляющих нашу Вселенную, но и бесконечно повторяемых процессов рождения и гибели иных миров, входящих в единую Метавселенную [10, с.118].

Заметим, что принципы космологической эволюции Метавселенной, рассматриваемой в качестве открытой самоорганизующейся системы, могут быть применены при описании огромного разнообразия процессов протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе. Иными словами, эволюционный принцип, получивший обоснование в квантово-вакуумном миропредставлении, космологии, биологии, может быть экстраполирован и на другие сферы действительности, а также на неживую, живую и социальную материи как единый универсальный эволюционный принцип.

Квантово-философское миропредставление, инициируемое успехами в инфляционной космологии, синергетике, теории физического вакуума и др., существенно трансформировало наши представления о мире и потребовало включения в научную картину мира идеи космической эволюции. Появилась возможность применения идей глобального эволюционизма для корректировки философски-мировоззренческих оснований науки, рассматривающей наблюдаемую Вселенную в качестве лишь малой части Метавселенной как целого. Особую эвристическую ценность приобретает идея о том, что термодинамика при определенных условиях, не вступая в противоречие с теорией эволюции, может предсказать возникновение нового. И – о том, что человеческий разум способен к рефлексии над пройденными этапами эволюции Вселенной. Другими словами, соразмерность человеческого мира остальному миру продуцирует в глобальную эволюцию гуманистический смысл.

3.    Возможные сферы приложения квантового мышления

Резюмируя, можно отметить, что принципы космологической эволюции Метавселенной, получившие обоснование в квантово-вакуумном миропредставлении и основанные на идеях квантовой целостности, плюрализма, когерентности, версификации, по-видимому, могут быть применены при описании огромного разнообразия процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе, став при этом едиными универсальными принципами мироздания. Приведем несколько примеров возможности приложения этих принципов:

1.        Очевидно, что плюралистическая модель исследуемой реальности, принятая в постмодернизме, в определенном смысле сопоставима с многомировой интерпретацией квантовой механики и концепцией множественности миров Уиллера-де Витта, что свидетельствует о преемственности идей, независимо друг от друга используемых в гуманитарной сфере и в современной квантовой космологии и синергетике.

2.        Если абстрагироваться от конкретной природы факторов (например, сил, тенденций, стихий и т.д.), которые в процессе противоборства порождают «антропосферу», «культуру», «науку», «мировой океан», «Вселенную как самоорганизующуюся систему», то можно прийти к следующему выводу. Все перечисленные выше реалии идентичны друг другу в том смысле, что каждая из них – это разновидность проявлений взаимодействий автономных факторов-соперников, которые спонтанно возникают, самоорганизуются и эволюционируют, являясь, по сути, компонентами единого целого.

3.        Оказалось, что мир потенциальных возможностей в природе формируется точно таким же образом, как и наши мысли – на основании импликативных связей и зависимостей, имеющих не силовую и не энергетическую, а чисто логическую природу. В основе импликативных связей и «механизмов» управления лежит уникальная «немножественная» целостность, проявляющаяся в физическом мире как неразделимость целого на субквантовом уровне, а в случае нашего «Я» – в виде психической тотальности и неразделимости в основании нашего психического и интеллектуального состояния. Таким образом, на основании физических соображений и фактов стало очевидным, что природа и человек связаны более тесными узами, чем считалось совсем недавно в философии.

4.        Взаимодополнение и неразрывное единство мира физически-причинного и импликативно-логического мира потенциальных возможностей, безгранично разнообразных и неисчерпаемых в каждом акте познания, делают равноценными разные, в том числе и противоречащие друг другу, методы познания. Например, в физике – это принцип дополнительности, а в культурологии в целом – это равноценность текстов и нарративов.

5.        Легитимация принципов многоальтернативности может быть использована при разработке информационных технологий, и глобальных информационных сетей, а также может быть учтена и в системе образования. Тем более, что его традиционная модель (сложившаяся в европейской культуре) оказалась неспособной к осмыслению механизмов рождения и становления нового в нелинейном мире, вступающем в эпоху бифуркаций.

Новая система образования как социальный институт общества должна быть ориентирована на новую методологическую стратегию нелинейного мышления и познания, обусловленную фактом существования открытого нестабильного мира, который постоянно продуцируется взаимопревращениями его актуально-наличествующих и виртуально-потенциальных компонент. В таких обстоятельствах особую значимость приобретает реализация творческого и интеллектуального потенциалов человека, его духовно-эстетической компетентности, позволяющих ему раскрыть сущность взаимоподобных процессов, которые происходят в различных формах движения материи: социальной, физической, биологической, химической и т.д.

В заключении можно полагать, что современная наука, являющаяся продуктом европейской цивилизации, стоит на пороге смены существующей постнеклассической научной парадигмы на новую междисциплинарную и, по сути, квантово-когерентную, объединяющую современную прагматическую науку, высокоабстрактные знания, древневосточную мудрость и девиантное знание. Теоретические подходы принципиально новой стратегии миропознания, не исключено, могут быть использованы и для более точного прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с землетрясениями, экологическими, экономическими, этническими и т.п. кризисами и, по мнению ведущих специалистов, должны объединять новейшие концепции синергетики, космобиоритмики, квантовой космологии, теории катастроф, микролептонной физики с некоторыми положениями шумерской, халдейской, китайской, индийской философий. Такой способ познания, несомненно, сближает западное, логико-вербальное, и восточное, наглядно-образное, интуитивное восприятие мира.

Квантовая стратегия мышления начинает входить в общественное сознание, хотя и требует модификации формализма квантово-механической актуализации потенциальных возможностей с учетом активной роли сознания субъекта в этом процессе.

 

Список литературы

1. Фізична картина Всесвіту: пошук нової репрезентації Всесвіту. Науковий світогляд на зламі століть : монографія / О.М. Кравченко, Лук’янець В.С., О.М. Кравченко та ін. – К. : Вид. ПАРАПАН, 2006.- 111 с.

2. Бранский В.П. Принцип дополнительности в квантовой механике и его философское значение / В.П. Бранский // Квантовая механика и теория относительности. Философские вопросы физики. – 1980. – Вып.2. – С.111-115.

3. Світоглядні імплікації науки / В.С. Лук’янець, О.М. Кравченко, Л.В. Озадовська та ін. – К. : Вид. ПАРАПАН, 2004.– 408 с.

4. Биркгоф Г. Теория структур / Г. Биркгоф. – М. : Изд-во ИЛ, 1952. – 408 с.

5. Нейман И. Математические основания квантовой механики / И. Нейман. – М. : Наука, 1964. – 367 с.

6. Reichenbach H. Philosophic foundations of quantum mechanics. – Berkley : Los Angeles, 1994. – 53-98 p.

7. Журавлев В.И. Квантовая логика физического вакуума / В.И. Журавлев // Наука. Релігія. Суспільство. – 2003. – № 4. – С. 87-94.

8. Журавлев В.И. Теоретико-вакуумная мегапарадигма: трансформация научного миропонимания: монография / В.И. Журавлев. – Донецк : ВИК, 2005. – 290 с.

9. Налимов В.В. Как возможна математизация философии? / В.В. Налимов // Вестник МГУ, Сер. 7. Философия. – 1991. – №5. – С. 7-17.

10. Журавлев В.И. Современное миропонимание: стратегия нелинейного мышления: учебное пособие для вузов / В.И. Журавлев. – Донецк : Изд-во «Ноулидж (донецкое отделение)», 2011. – 223 с.

 

Надійшла до редакції 04.05.2011

В.І. Журавльов

Макіївський економіко-гуманітарний інститут

Проблема СВІТОБУДОВИ І ЛЮДИНИ: стратегІя квантового мИСленНя

Стаття присвячена дослідженню проблеми взаємозв’язку світобудови і людини у контексті стратегії квантового мислення, яка починає входити у суспільну свідомість. Автор вважає, що квантове мислення може виступати у ролі концептуально-методологічного орієнтира об’єктивності пояснення і опису квантово-фізичної реальності, а також дозволяє розкрити сутність взаємоподібних процесів, що відбуваються у різних формах руху матерії: соціальної, біологічної, хімічної, нейрофізіологічної і т.д.

універсум, квантово-фізична реальність, квантове мислення

 

V.I. Zhuravlev

Institute of Economics and Humanities in the town of Makeyevka

The problem of the universe and man: strategy of quantum thinking

The article is devoted to the investigations of the problem of interrelation of the universe and man in the context of strategy of quantum thinking, which starts entering the social consciousness.

The author considers that quantum thinking can be used as conceptual-methodological point of objective explanation of quantum-physical reality. Besides, it helps to reveal the nature of mutually similar processes taking place in different forms of matter motion: social, biological, chemical, neuro-physiological, etc.

universe, quantum-physical reality, quantum thinking