УДК 316.34
И.В. Востриков
(канд.
филос. наук, доц), С.И. Сулимов (ассист.)
Воронежская государственная технологическая академия
wostrikov1954@mail.ru
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ДУХОВНОСТЬ
В статье дается
трактовка интеллигенции как духовно чуждой широким слоям общества социальной
группы, возникшей в результате межнациональных браков в некоторых дворянских родах.
Реформы императора Петра I сделали возможным культурный раскол русского
общества, из которого возникла такая социально-духовная общность как интеллигенция,
характеризующаяся беспочвенностью и интернационализмом.
интеллигенция, духовная жизнь, социальная жизнь
Вопрос о сущности русской интеллигенции
является актуальным в силу того, что эта общность принимает участие в
социально-культурной жизни российского общества в самых разных её аспектах, от
искусства до политики. Изучая данный социальный и духовный феномен,
исследователи разделились на два лагеря, которые ведут между собой полемику,
начиная с публикации в официальной печати сборника «Вехи». Представления об
интеллигенции, развиваемые полемизирующими авторами, нередко исключают друг друга.
В качестве примера приведем определения интеллигенции, данные эмигрантским исследователем
В. К. Кормером и отечественными исследователями из Ивановской школы
(В.С.Меметов, А.А.Соловьев).
В.К.Кормер, рассуждая об интеллигенции,
пишет: «Это наименование (интеллигенция
- авт.) присваивается ныне без разбора образованному слою, всем, кто занимается
умственным, не ручным трудом. А это неверно, у нас исказился первоначальный смысл
слова. Исходное понятие было весьма тонким, обозначая единственное в своём роде
историческое событие: появление в определённой точке пространства, в
определённый момент времени совершенно уникальной категории лиц, помимо
указанных выше качеств, буквально одержимых некой нравственной рефлексией,
ориентированной на преодоление глубочайшего внутреннего разлада, возникшего меж
ними и их собственной нацией, меж ними и их же собственным государством» [1,
c.216-217].
В.С.Меметов и Г.А.Будник определяют интеллигенцию следующим образом: «Интеллигенция
– это социокультурная общность, представители которой отличаются высоким
образовательным уровнем и творческим отношением к профессиональной и общественной
деятельности, направленной на производство, распространение и сохранение достижений
культуры и общечеловеческих ценностей, обладающих особыми психологическими,
нравственно-этическими чертами» [2, c.26].
Как видим, данные
определения являются взаимоисключающими. А от того, как мы определяем
интеллигенцию, зависит понимание сущности и ее действительной роли в российском
обществе. Поэтому в данной статье мы попытаемся представить собственное
понимание данного феномена. Мы
считаем, что условия для
возникновения интеллигенции сложились во время петровских реформ. Буквально
силой внеся в Россию европейскую культуру, Пётр I сделал возможным раскол
общества по принципу культурной розни. Его реформы создали в ранее
культурно-однородном русском обществе нишу для существования людей, воспитанных
на западных идеалах и ценностях, чуждых культуре большинства русского народа.
Длительное время эта категория людей предпочитала группироваться в закрытых
клубах Москвы и Санкт-Петербурга. В XVIII веке самые деятельные представители
этого образованного слоя привлекались монархами к государственной службе, и
поэтому власть не имела в его лице оппозиции. Например, такие представители
этой общности, как А.Кантемир и В.Н.Татищев, были сотрудниками «учёной дружины»
императора Петра I, а Ф.Прокопович некоторое время выполнял обязанности советника
императрицы Анны Иоанновны. В то же время, отвергнутый и наказанный
императрицей Екатериной II А.П.Радищев закономерно позиционировал себя в
качестве противника монархии Романовых и приверженца республиканских идей. В
начале XIX века, после того, как Александр I прекратил свою политику
реформ, часть этого слоя оказалась в изоляции, обусловленной её
невостребованностью и разочарованием в реформаторских проектах самодержца, и
принялась всячески фрондировать относительно монархии.
Предпосылкой возникновения интеллигенции в России
явилась национальная и социальная метисация ряда представителей дворянского
сословия. По мнению А. Ф. Замалеева, именно с этим связана проблема
отрыва интеллигенции от народа. «Что представляло собой это новое сословие,
взявшее на себя труд образования и просвещения России? Одной из характерных её
черт всегда признавалась безосновность,
беспочвенность (здесь и ниже курсив автора). (…) Определяющую роль здесь
сыграла свобода внебрачных отношений – как в межнациональном, так и межсословном
плане. Это привело к широкой метисации
дворянских детей, повлекшей за собой утрату ими родовых связей и преданий. При
этом, как правило, нерусской оказывалась мать. Так, Н.А.Бердяев по матери
француз, П.А.Флоренский – армянин, К.Д.Кавелин – швед, М.Н.Катков – грузин,
П.Л.Лавров – швед, А.И.Кошелев – француз, И.А.Ильин – немец, Н.О.Лосский –
поляк, Г.И.Челпанов – татарин и т.д. (...) Положение детей-метисов было
достаточно сложным. Они чувствовали себя как бы «в безысторической среде», им
было чуждо чувство национальности.
Вместо этого они всячески культивировали идею личности, всечеловечества» [3,
c.106].
Не чувствуя связи с русской культурой в
силу того, что их детство прошло на стыке культур и национальностей,
представители данного сословия группировались в «своём кругу», а духовную пищу
получали из европейских книг и от иностранцев-гувернеров (в XVIII веке –
французов, в XIX веке – немцев). Кроме того, высшее образование в России XVIII
века, в обязательном порядке получаемое дворянами и служившее «кузницей кадров»,
было спроектировано царем-реформатором по западным образцам. Неслучайно
Петр Великий при организации имперского высшего образования пользовался
советами Х. Вольфа, крупного немецкого философа-просветителя. «В лице
Христиана Вольфа, знаменитого представителя немецкого Просвещения, Пётр I
видел одного из организаторов европейской науки, опыт которого был необходим
для создания системы производства и воспроизводства научных кадров в России.
Христиан Вольф принимал активное участие в становлении академического
образования в России, за что был удостоен звания почетного члена
Санкт-Петербургской Академии наук» [4, c.159]. Те из студентов-дворян, что были
тесно связаны с русской жизнью семейными традициями и православным вероисповеданием,
усваивали предлагаемые университетами знания, преломляя их через свой национальный
менталитет. Иначе влияло высшее образование на метисов: системы западной философии
воспринимались ими некритически, а секуляризованная университетская атмосфера
казалась им более понятной и приятной, чем поместная глубинка или проникнутые
традиционализмом дворянские собрания. Вследствие этого, с одной стороны, эти
люди отлично разбирались в последних веяниях западноевропейской мысли, но с
другой стороны, не знали и порой не хотели знать реальной России, от которой их
отделял барьер крови и воспитания.
Некоторые из них находили самовыражение в
творческой деятельности. Так, камер-юнкер А.С.Пушкин писал гениальные стихи.
Граф А.Х.Бенкендорф состоял на государственной службе и принимал личное участие
в войне 1812 года, что сделало его преданным России. Но некоторые представители этого сословия не склонны были
заниматься конструктивной деятельностью. Замыкаясь в узком кругу
единомышленников, они мечтали об изменении социально-политического строя
империи с тем, чтобы, во-первых, почувствовать себя в ней комфортно, а,
во-вторых, чтобы идеалы их «книжной» юности не оказались пустой мечтой. Так,
часть образованного сословия становилась
интеллигенцией.
Численный рост и, следовательно, усиление
позиций интеллигенции в духовной жизни российского общества были связаны с
отменой крепостного права и смягчением сословных барьеров в середине XIX века.
Тогда в её ряды буквально хлынул поток получивших университетское образование
разночинцев – людей, не связанных между собой единой традицией и социальным
происхождением. Вот как характеризует их А.Ф.Замалеев: «Кто же такой
разночинец? Прежде всего, это социальный «отщепенец»: он порывал с любой
общественной группой или сословием, из которых происходил, освобождался от их
миропонимания и психологии» [5, c.177]. Таким образом, только во второй
половине XIX века окончательно сложилась интеллигенция как социальная и
духовно-идеологическая общность, которая почти не была востребована
государством и при этом оказалась отсечена от культуры широких слоев русского
общества. Сюда мы можем отнести разночинских революционеров А.И.Герцена и
Н.Г.Чернышевского, основателя и теоретика анархизма М.А.Бакунина, эсеров
Б.В.Савинкова и М.А.Спиридонову, а в середине ХХ века – диссидентское движение.
Интеллигенцию мы определяем как идеологическую
общность, ориентирующуюся на западные ценности и стремящуюся к насаждению их в
России в ходе кардинальной трансформации общества. Она, следовательно,
является активным субъектом исторического процесса эволюции российского
общества. Но зададимся вопросом: насколько качественно то идеологическое
содержание, которое пытается привить русскому народу интеллигенция? За XIX-XX
века маятник пропагандируемых интеллигенцией воззрений качнулся по дуге «нигилизм
– анархизм – утопический социализм – марксизм – либерализм».
С чем связаны подобные метания? Быть
может, производимый ею идеологический продукт столь низкого качества, что
просто не годен к потреблению? В тех немногих случаях, когда интеллигенция всё-таки
идеологически направляет народ, происходят трагичные события. Например, раздув
своими либеральными идеями костёр Перестройки, интеллигенция тем самым нанесла
стране тяжёлый удар. «Первое, что бросается в глаза – полное уныние, которое
царит среди подавляющей части интеллигенции, и одновременно взрыв небывалого,
почти сектантского энтузиазма, охватившего существенно меньшую её часть» [6,
с.36]. Что это? Самоубийство? Вряд ли. Те интеллигенты, которые ратовали за
Перестройку, как раз получили то, что хотели. «Как правило, удачливые
интеллигенты отходят от своих прежних занятий, специализаций в науке,
профессий. Успех приходит к ним не столько по профилю высокого
профессионализма, сколько в направлении инфраструктурных занятий» [6, с.36].
Внедрение столь любимых интеллигенцией западных образцов, о чём писал ещё
Н.Я.Данилевский, привело к краху духовную элиту, но почти не задело подлинную интеллигенцию.
Возникает нелепая двойственность:
получается, что под термином «интеллигенция» понимается не только духовная
элита общества. Элита не задаёт вектор общественного развития и не формирует
общество. Настоящие творцы духовных ценностей не позиционировали себя никак и в
наши дни оказались не у дел, так как в условиях рыночной экономики и «массовой
культуры» духовность переживает кризис, связанный с её ненужностью. Так кто же
эти люди, сами себя называющие интеллигенцией и ввергающие общество в пропасть
духовного хаоса? «При этом мы встретимся с такой трудностью: эти авторы
характеризуют тот круг, с которым они себя явно отождествляют, различными
терминами: интеллигенция (чаще), диссиденты (реже), элита, «избранный народ»… Я
предлагаю временно совершенно игнорировать эту терминологию, а исходить из
того, что мы имеем пока нам неизвестный слой, некоторые черты которого хотим
восстановить» [7, с.419], - пишет И.Р.Шафаревич, подводя читателя к
животрепещущей проблеме «Малого народа». Это и есть то самое общество одиноких
и непонимаемых производителей идеологических псевдоценностей, которые вечно
норовят осчастливить народ, но совершенно не принадлежат к нему, не понимают и
считают его лишь материалом для своих творческих экспериментов. Откуда взялась
такая секта преобразователей, а главное – откуда взялось такое непомерное
желание перекраивать традиционную жизнь по чужим образцам?
Вот какой ответ на этот вопрос нашёл ещё в
начале XX века французский историк О.Кошен, чьё открытие не устарело по сей
день. «Вольнодумцем не рождаются, - пишет Кошен. - Ещё менее им становятся на
свежем воздухе реальной жизни, полном религиозных и других веяний (…) Отсюда
необходимость методической, то есть «философской» (мы говорим – «вольнодумной»)
подготовки, необходимость особой среды, то есть обществ мысли, где под
колпаком, укрытая от контакта с реальной жизнью, в некотором граде равных,
исключительно умственном и идеальном, формируется душа философа и гражданина.
Отсюда также необходимость употреблять силу и хитрость против большинства
людей, не относящихся к этим привилегированным носителям сознания и разума. Это
обязанность посвящённых» [8, с.121]. Отсюда появляется то самое непонимание, с
каким Большой Народ встречал народников, большевиков и диссидентов. Тот идеологический
продукт, который предлагает Малый Народ, не имеет ничего общего с духовными
запросами настоящего народа. Он адресован только тем, кто понимает, о чём речь,
то есть «посвящённым». Более того, в угоду своим мысленным построениям и мечтам
о доминировании Малый Народ выступает против настоящего народа и даже приносит
его в жертву своим иллюзиям и чаяниям. Неслучайно в ходе революций «врагов
народа» оказывается больше, чем «сознательных граждан». При этом «врагами
народа» оказываются именно «непосвящённые», потому что они в своих суждениях
опираются на реальные факты, но никак не на скрытые от них умозрения. И со
своими врагами Малый Народ расправляется безжалостно.
Подобно тому, как духовная элита
производит духовность, псевдоэлита производит псевдодуховность. «Духовность
есть такая смыслообразующая позиция личности в мире, которой человек открывает
себя миру, а также другому человеку как единичному носителю родовой
человеческой сущности. Духовность заключена в устремлённости к социально-позитивным,
гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека»
[10, с.24]. Из такого определения становится ясно, что Малый Народ духовностью
не обладает. Но ведь идеологическое производство в его рядах идёт полным ходом.
Какой же продукт там производится? «Псевдодуховность логически и исторически
есть переход духовности через положенную ей границу меры. Подобно тому, как
скупость есть излишняя бережливость, а трусость – чрезмерная осторожность,
псевдодуховность – это чрезмерная духовность» [10, с.98].
Например, такая форма духовности, как этизм, открытая М.М.Бахтиным и
П.П.Гайденко и популярно описанная Лившицем, выглядит следующим образом: «Для
носителей этической духовности «мир» – это, прежде всего, мир человеческих
поступков. Этически ориентированная личность погружена в этот мир, живёт в нём.
Добро и зло, правда и ложь, честь и бесчестье, справедливость и
несправедливость, хвала и позор – вот узловые пункты её миросозерцания. Она
открыта миру через сетку этических категорий» [10, с.77]. В творчестве
закрытого от мира Малого Народа этизм
превращается в «этический демонизм» (термин Лившица). Вот типичный образчик
подобного отношения к миру: «Любой поступок, любой приговор, исходящий от
суверена, называется революционным (здесь
и далее курсив автора), и все акты социального режима имеют такое свойство. Уже
поэтому они выше всяких законов, всякой справедливости, всякой принятой морали»
[8, с.154-155].
Идеал революционности закрывает реальное
положение дел и делает получившийся идеологический продукт пригодным только для
сторонников террора. В наши дни революционность уступает место показному
гуманизму и общечеловеческим ценностям, с позиций которых разрешено опять же
всё. Можно расстрелять парламент из пушек и оправдаться, что это гуманный шаг,
как это произошло в 1993 году в России. Можно судить и казнить правителя
суверенного государства за «преступления против человечества», как это сделали
с Саддамом Хусейном. Причём, в подобном приговоре «человечество» либералов
является тем же, чем и «свободный народ» якобинцев. Казалось бы, русская интеллигенция
всегда прославляла идеал свободы, как до неё это делали французские просветители.
Но, досконально изучивший этот аспект О.Кошен, представляет читателю воплощение
этой свободы в реальности:
«Фактическая тирания на службе у принципиальной свободы – вот вся Революция.
Откажитесь от первого – тотчас погибнет и второе. А причина в том, что свобода
– принципиальная, не от мира сего, и потому может в нём царить лишь с помощью
обмана и насилия. Она родилась в особом, чужом мире, в мире обществ мысли, лож,
клубов, народных обществ, – тут названия не важны» [8, с.189].
Резюмируя всё вышеизложенное, можно
сказать, что производитель нынешних «духовных» ценностей выдает себя за
духовную элиту общества и называет себя интеллигенцией. Мы сохраняем за ним
подобное самоназвание, так как больше ни одна социальная группа на это имя не
претендует.
Список литературы
1. Кормер В.К. Крот истории или
революция в республике S=F [Текст] / В.К. Кормер. - М.: Традиция, 1997. – 288
с.
2. Меметов В.С., Будник Г.А.
Теоретические основы формирования интеллигенции в образовательном пространстве
высшей школы [Текст] / В.С. Меметов, Г.А. Будник // Интеллигенция и мир. -
№1/2. – 157 с.
3. Замалеев А. Ф. Семестровый
курс по истории русской философии [Текст] / А.Ф. Замалеев // Русская
философия. Новые исследования и материалы. – СПб.: Летний сад, 2001. – 398 с.
4. Бубнов Ю. А. Метафизика
русского Просвещения [Текст] / Ю.А. Бубнов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос.
ун-та, 2003. – 256 с.
5. Замалеев А.Ф. Лепты.
Исследования по русской философии [Текст] / А.Ф. Замалеев. – СПб. : Изд-во
Санкт-Петербургского университета, 1996. – 320 с.
6. Покровский Н. Е. Российская
интеллигенция перед историческим выбором [Текст] / Н.Е. Покровский // Интеллигенция
в условиях политической нестабильности. - М.: Эдиториал УРСС. 1996. – 302 с.
7. Шафаревич И. Р. Есть ли у
России будущее? [Текст] / И.Р. Шафаревич. - М.: Советский писатель, 1991. – 557
с.
8. Кошен О. «Малый народ и
революция» [Текст] / О. Кошен. - М.: Айрис-Пресс, 2004. – 296 с.
9. Бердяев Н. А. Философская
истина и интеллигентская правда [Текст] / Н.А. Бердяев // Вехи: интеллигенция в
России. – М.: «Молодая гвардия». 1991. – 462 с.
10. Лившиц Р.Л. Духовность и
бездуховность личности [Текст] / Р.Л. Лившиц. – Екатеринбург: издательство
Уральского университета. 1997. – 152 с.
Надійшла до редакції 10.05.2011
І.В. Востріков, С.І. Сулімов Воронежська державна технологічна академія ІНТЕЛІГЕНЦІЯ І ДУХОВНІСТЬ У статті інтелігенція тлумачиться як духовно
чуджа широким колам суспільства соціальна група, що виникла внаслідок
міжнаціональних браків в деяких дворянських сім’ях. Реформи імператора Петра
I зробили можливим культурний розкол російського суспільства, з якого виникла
така соціально-духовна спільність як інтелігенція, що характеризується
безгрунтовністю та інтернаціоналізмом. інтелігенція,
духовне життя, соціальне життя |
I. Wostrikov, S. Sulimov Voronezh State Technological Academy The
Intellectuals and Spirituality In article the intellectuals are interpreted as
social group spiritually alien to wide social classes that appeared as a
result of international marriages in some sorts of noble families. Reforms of
the emperor Peter I made possible the cultural split of Russian society from
which such socially-spiritual generality as the intelligency appeared. That
is characterized by groundlessness and internationalism. intelligency,
spiritual life, social life. |