УДК 008+ 291.14
А.В. Трухан (канд. филос. наук, доц.)
Ростовский филиал Российской
академии правосудия
axioma.maxima@mail.ru
НООСФЕРА
И БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО:
ДВА
ИСТОРИОСОФСКИХ КОНЦЕПТА ПОЗИТИВИСТСКОЙ ПАРАДИГМЫ
В статье дана
интерпретация историософских взглядов В.И.Вернадского и В.С.Соловьева сквозь
призму позитивистской парадигмы.
“ноосфера”, “богочеловечество”, позитивизм,
глобальные проекты
Процесс глобализации
становится главным предметом философского анализа современности.
Противоречивость оценок глобализации во многом обусловлена господством
позитивистской парадигмы мысли в философии глобализации – глобалистике.
Глобализация понимается здесь как результат кризиса новоевропейской парадигмы
мысли и как средство его преодоления. Русская философия сформулировала
альтернативную позитивизму парадигму мысли – историософскую. Однако, возникает
вопрос о причинах ее неэффективности в осмыслении современных процессов. Мы
полагаем, что причина этого положения дел в том, что русская философия в лице
крупнейших ее представителей так и не смогла преодолеть до конца позитивистских
установок мысли.
Влияние
социологических построений Огюста Конта на формирование историософских картин
мира в русской философии имело огромное и, можно сказать, роковое значение.
Какой бы ожесточенной критике не подвергался позитивизм в отечественной философской
и научной публицистике, ему суждено было стать той универсальной парадигмой
европейской мысли, в рамках которой выстраивались философские и научные
концепции России ΧΙΧ – нач. ХХ в. В полной мере это общее
суждение справедливо и для таких историософских концептов как «ноосфера»
В.И.Вернадского и «богочеловечество» В.С.Соловьева.
В статье преследуется
цель – рассмотреть их концепции под углом зрения влияния позитивизма и показать
отношение В.И.Вернадского и В.С.Соловьева к этой традиции западной мысли.
На первый взгляд
заявленный тезис легко опровергается обращением к первоисточникам и устоявшимся
историко-философским мнениям, свидетельствующим об отрицательном отношении
авторов к позитивистской концепции. В сочинениях В.И.Вернадского и
В.С.Соловьева можно найти прямые указания на неприемлимость позитивизма в
качестве гносеологической основы научного и философского мировоззрения. Оба
выдающихся русских мыслителя подвергают критике знаменитый закон трех стадий
О.Конта, утверждающего логическую неизбежность прохождения человечеством трех
этапов в своем умственном развитии: теологической, метафизической и позитивной,
т.е. научной. В статье «О научном мировоззрении» В.И.Вернадский опровергает
притязания научного мировоззрения на исключительное господство над человеческим
сознанием и утверждает необходимость его сосуществования рядом с философией и
религиозным миросозерцанием. «Прекращение деятельности человека в области ли
искусства, религии, философии или общественной жизни не может не отразиться
болезненным, может быть, подавляющим образом на науке. В общем, мы не знаем
науки, а следовательно, и научного миросозерцания, вне одновременного
существования других сфер человеческой деятельности… Только в абстракции и в
воображении, не отвечающем действительности, наука и научное мировоззрение
могут довлеть сами себе, развиваться помимо участия идей и понятий, разлитых в
духовной среде, созданной иным путем» [Цит. по: 1, с.243-244]. В.С.Соловьев в магистерской
диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)» выдвигает идею
синтеза трех основных форм познавательной деятельности науки, философии и религии,
которая впоследствии получила название философии всеединства. В приложении к
диссертации Соловьев специально разрабатывает убедительную аргументацию против
закона трех стадий, утверждая, что он «составляет главное, если не
единственное, основание всей системы Контова позитивизма, которая на нем стоит
и с ним же падает» [2, с.122]. Однако падение позитивизма в учении о
всеединстве Соловьева не помешало ему восстать в концепции богочеловечества,
как не помешало трезвое отношение Вернадского к науке воспроизвести в
историософском концепте ноосферы контовскую парадигму сознания.
Эта парадоксальная
самопротиворечивость позиций двух величайших отечественных мыслителей в
отношении к позитивизму объясняется тем обстоятельством, что контизм, как
парадигматическая система мысли, утверждающаяся на двух основоположениях,
будучи отвергнут в одном своем основании, был принят в другом. Первое
основоположение – закон трех стадий – был изложен О.Контом в «Курсе позитивной
философии» (1830-42), второе – концепция религии человечества – разрабатывается
им в «Системе позитивной политики» (1851-54). Это-то последнее и сделалось
главным теоретическим основание
концептов «ноосфера» и «богочеловечество».
Так, Вл.Соловьев, подвергая критике частные положения
позитивизма в своей магистерской диссертации «Кризис западной философии» в 1874
г., позже в энциклопедической статье «Конт» и выступлении «Идея человечества у
Августа Конта» (1898) высказывает внутреннее согласие в главном с философией контизма. Уже в
приложении к магистерской диссертации автор, по сути, указывает нам общий исток
собственной философии с философскими
построениями родоначальника позитивизма. В.С.Соловьев обращает внимание на
главную задачу философии О.Конта: «По убеждению его представителей, - пишет он,
- позитивизм должен быть для всего цивилизованного мира единым общим мировоззрением,
должен стать тем, чем был папизм в средние века» [2, с.122-123]. Аналогичную же
задачу ставит перед собственной философией сам Вл.Соловьев – дать цивилизованному
миру единое мировоззрение. Поэтому, если мы вместо «положительной философии» в
цитируемом русским философом тексте Конта подставим «социальная философия
Соловьева», то получим в точности манифестацию философских задач родоначальника
русской религиозной философии. «Положительная философия, - говорит О.Конт, -
может служить единственной твердой основой для социальной реорганизации,
которая должна прекратить то состояние кризиса, в котором так долго находятся
наиболее цивилизованные нации» [2, с.123]. Главная практическая задача
философии Соловьева – социальная реорганизация по преодолению кризиса
цивилизации.
«В особенности, - цитирует Соловьев далее Конта, -
великий политический и нравственный кризис современных обществ держится в
последнем основании на умственном безначалии. Действительно, наше величайшее
зло состоит в глубоком несогласии, существующем в настоящее время между всеми
умами относительно всех основных начал, твердость и определенность которых есть
первое условие истинного общественного порядка» [2]. Это понимание природы зла
Соловьев наполняет метафизическим и космологическим содержанием. «Пока отдельные
умы не примут единодушным согласием известного числа (sic) общих идей,
способных образовать общую социальную доктрину, до тех пор народы, несмотря на
всевозможные политические паллиативы, необходимо останутся в революционном
состоянии, допускающем действительно только временные учреждения» [2]. В этом,
собственно, и заключается основная задача социальной философии XIX столетия в
целом и русской философии в частности. «Произвести такое «соединение умов в
едином общении принципов» и чрез это доставить «твердую основу для социальной реорганизации
и для действительно-нормального порядка вещей» - это и составляет назначение
позитивизма, или положительной философии, по убеждению ее основателя», - утверждает
Соловьев [2, с.123]. Сам же основатель русской религиозной философии разрабатывает
проект соединения не только умов в едином общении, но приведения всего мира в
единство с Богом посредством человеческой деятельности. Русский философ
переносит позитивистскую задачу Конта в сферу метафизики, разрабатывая концепт
богочеловечества.
Мысль
В.И.Вернадского, напротив, всецело остается на почве научной и, более того, -
на почве натуралистической. Естественнонаучный факт выступает у Вернадского
исходным пунктом всех его общих размышлений, а естественнонаучное понимание
законов природы выступает главным методологическим и объяснительным принципом в его концепции ноосферы.
«Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед
ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в
интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое
состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть
ноосфера» [3, с.509]. Взгляд на человечество как на геологическое явление,
естественным образом и неотвратимо приближающееся к своему ноосферному
состоянию, по существу является реализацией позитивисткой установки в действии.
Вернадский средствами положительной науки пытается решить ту же задачу
выработки единого основания для социальной реорганизации общества в планетарном
масштабе. Анализируя понятие «человечество» в учении Вернадского, Т.А. Андреева
указывает следующую группу его значений: «живое вещество, единый планетарный
организм, часть биосферы, совокупность всех людей, целостность на основе
разумного единства, вселенскость», что свидетельствует, по мнению автора, «о позитивистской
ориентированности ученого, об отсутствии в его концепции четкой философской
дефиниции категории «человечество» [4, с.82].
Ю.А. Жданов отмечает,
что Вернадский вводит в систему своих рассуждений до сих пор не подвергнутое
достаточному анализу понятие энергии человеческой культуры, которая собственно
и создает в настоящее время ноосферу [5, с.244]. Выделяя в культурной
биогеохимической энергии два аспекта – энергетический и информационный, -
Вернадский отмечает возрастание объема энергетической составляющей деятельности
человечества за счет опережающего роста информационной компоненты. В открытие
этой закономерности реализовалась исходная оптимистическая вера выдающегося
ученого в прогресс и вера в науку, которую он сам называл «научная вера» [6,
с.298]. Из этого закона вырастает то решение задачи сознательного направления
организованности ноосферы через разумное самоуправление людей, которое «нашло
свое выражение в намерении создать «научный мозговой центр» человечества» [5,
с.245]. Отсюда-то страстное стремление Вернадского к единой мировой организации
человечества под эгидой единого мирового правительства [3, с.82]. «Политические
прогнозы В.И.Вернадского, - пишет Т.А.Андреева, - базируются на сциентистской
основе (как, у Эйнштейна): единое государство понимается как гармоничным
образом организованное научное сообщество» [4, с.82]. Сциентистскую установку
сознания Вернадского, которая есть непосредственный плод позитивизма, подверг
критике в свое время Л.М.Лопатин в статье «Научное мировоззрение и философия»,
не согласившимся с его тезисом, утверждающим, что бесспорные, неизбежно
обязательные для каждого истины содержатся только в науке [1, с.278]. Однако
критика Лопатина не пошатнула веру великого натуралиста в то, что лишь научная
почва может быть единственным твердым основанием для единения человечества.
Поэтому законно поставить вопрос о философских и религиозных истоках «научной
веры» В.И.Вернадского.
Т.А.Андреева в
цитируемой нами статье указывает на то обстоятельство, что В.И.Вернадский
«развивает «религию человечества» В.К.Гейнса, который понимал человечество как
абсолютное существо, наделенное всезнанием, высшим благом» [4, с.81]. При этом
автор отмечает, что «Вернадский выводит понятие «человечество» из религиозной
сферы и наполняет его научным содержанием» [4, с.81]. Однако, принимая во внимание
упомянутый выше тезис ученого, утверждающий, что наука всегда сосуществует рядом
с философией и религией, мы должны заключить: научные воззрения В.И.Вернадского
о ноосфере и его «научная вера» находятся в сильнейшей зависимости от «религии
человечества», родоначальником которой в европейском сознании
ΧΙΧ века является Огюст Конт.
В «Идее человечества
у Августа Конта» (1898 г.) Вл.Соловьев указывает главную предпосылку философии
Конта – событие Великой французской революции 1789 года, знаменовавшей собой
наступление новой эры установлением революционного календаря, эры
окончательного и внутреннего разрыва человеческого ума прежней связи с христианством.
«Хотя революционный календарь был скоро отменен и забыт, но означавший им
разрыв был принят Контом, вместе с большинством его современником, как совершившийся
факт, нормальный и бесповоротный» [7, с.563]. Первое историческое условие позитивистской
мысли Конта, по мнению Соловьева: «отрицательное отношение к христианству» [7,
с.563]. Эта же историческая предпосылка является исходной и для собственно соловьевской
мысли, которая в своем начале являет собой реакцию на позитивизм, господствующий
в русском общественном сознании. Однако, в этой реакции неожиданно вскрывается
общая с контовской мыслью направленность и содержательная представленность
социальной философии самого Соловьева. О направленности мы говорили выше, содержательное
же единство обнаруживается в его историософском концепте «богочеловечество».
Главная заслуга и
слава «основателя религии человечества», по мнению Вл.Соловьева, состоит в том,
что Конт «указал на человечество как на живое положительное единство, нас
обнимающее, на «великое существо» по преимуществу» [7, с.568]. «Человечество, -
по мысли Соловьева, - есть именно та высшая форма, через которую и в которой
все существующее становится абсолютным, - форма соединения материальной природы
с божеством» [7, с.578]. Для Соловьева это – Богочеловечество. Отсюда и та
высокая оценка места философии О. Конта, которую дает Соловьев в конце своей
жизни, указав на великую заслугу «безбожника и нехриста Конта перед современным
христианским миром», которая состояла в том, что он ближе всех подошел к
решению задачи воскресения мертвых [7, с.579]. Этот вклад Конта сравнивается
Соловьевым с проповедью апостола Павла в Афинах [7, с.580], что, с одной
стороны, открывает нам сколь значительно было влияние позитивистской философии
на родоначальника русской религиозной философии, а, с другой, объясняет нам тот
странный пиетет Вл.Соловьева перед концепцией Н.Ф.Федорова, проповедующего, как
отмечает А.Ф.Лосев, «чудовищную теорию физического воскрешения покойников, без
всякого участия церкви и даже вообще религии, исключительно только при помощи
естественнонаучных методов» [8, с.72]. В этом же стремлении решить проблему
смерти естественными средствами, без Церкви и Христа, заключается весь пафос
философии русского космизма и историософской концепции ноосферы выдающегося
русского натуралиста В.И.Вернадского.
Таким образом, можно
зафиксировать внутреннюю противоречивость в отношении к позитивизму двух
выдающихся русских мыслителей. С одной стороны, они подвергли критике
гносеологию позитивизма, с другой, – были солидарны с ним в своих историософских
созерцаниях, сконцентрированных на проблеме создания религии человечества.
Концепты ноосферы и богочеловечества представляют собой теоретические
конструкты позитивистской парадигмы, предназначенные для преодоления общечеловеческого кризиса, связанного с
разрушением в новоевропейском сознании целостного представления о мире и
человеке. Огюст Конт – один из первых европейских мыслителей осознал необходимость
синтеза общечеловеческой картины мира на позитивистском основании. По сути, он
предложил первую модель глобализации сознания в новоевропейской парадигме мысли.
Историософемы Вернадского и Соловьева представляют собой модификации предложенной
Контом модели глобализации сознания.
Литература
1. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. Избранные статьи /
Л.М.Лопатин. – М.: РОССПЭН, 1996.
2. Соловьев В.С. Кризис западной философии (против
позитивистов) / В.С.Соловьев // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. М., 1990. – Т.
2. – С. 3 – 139.
3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И.
Вернадский. – М.: Наука, 1988. – 520 с.
4. Андреева Т.А. Понятие человечества в учении В.И.
Вернадского / Т.А. Андреева // Ноосфера. Збiрник фiлософських праць. – Донецьк:
ДонНТУ, 2002. – Вип. 1. – С. 79 – 82.
5. Жданов Ю.А. Концепция культуры в трудах В.И.
Вернадского / Ю.А. Жданов // Жданов Ю.А. Избранное. Т. 2. – Ростов н/Д.: Изд-во
СКНЦ, 2001.
6. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. В 2
т. – Ростов н/Д.: «Феникс» 1999. – Т. 2.
7. Соловьев В.С. Идея человечества у Августа Конта //
Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. – М.: Мысль, 1990. – Т. 2. – С. 562 – 581.
8. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. – М.:
Прогресс, 1990. – 720 с.
Надійшла до редакції 16.05.2011
А.В.
Трухан Ростовська філія
Російської академії правосуддя. Ноосфера та боголюдство: два історіософських
концепти позитивістської парадигми. У статті здійснено інтерпретацію історіософських
поглядів В.І.Вернадського та В.С.Солов'єва кріз призму позитивістської
парадигми. “ноосфера”,
“боголюдство”, позитивізм,
глобальні проекти |
A.V.
Truchan Rostov-on-Don Department Russian Academy of
Justice. Noosphere and Godmankind: two historiosophy
concepts OF positivistic paradigm. The article interprets the historiosophic
views of V.I.Vernadsky and V.Solovuev in the light of positivistic paradigm. „noosphere”, „Godmankind”, positivism, the global projects |