Отзыв о фильме
«Пророк. Эпизоды жизни и творчества В.И.Вернадского»

(Москва, Центр национального фильма)


«С тех пор, как существуют люди, в среде их зарождались великие умы, которые… задавали себе вопросы о том, в чем состоит благо, назначение и благо не одного меня, а всякого человека. Чего хочет от меня и всякого человека та сила, которая произвела и ведёт меня? И что мне нужно делать, чтобы удовлетворить вложенным в меня требованиям личного и общего блага?» (Л.Толстой: «Так что же нам делать?» // Толстой Л.Н. Собрание сочинений - М.: Художественная литература. -Т.16. - С.351-352).

В числе духовных Учителей человечества почетное место занимает ученый-пророк Владимир Вернадский. Он понимал, в чем заключаются цели дальнейшего развития человечества, что человечество находится у поворотного пункта. Прогноз разума он ощутил, осознал как Пророк и предсказал выход цивилизации при подходе ее к точке бифуркации. Причем, выход этот не надуманный, а точно соответствующий эволюции Целого: Космоса, планеты Земля и ее человечества.

В фильме показано, как Вернадский понимал и объяснял, что симптомы болезненного состояния Земли (космического дома человечества) во многом обусловлены воздействием неуравновешенных и негативных мыслей землян. И не только мыслей, но и дел. Особенно болезненно отражается на здоровье планеты уничтожение животного и растительного мира, хищническое расхищение недр. Вернадский считал, что ответственность за Землю лежит на человеке и надо её осознать.

Создатели фильма показали, как занимаясь эмпирическими наблюдениями и обобщениями, Вернадский одновременно дал науке фундаментальный пример – аксиому ноосферы. И мы видим, что вся эмпирика превратилась в конкретные частные факты фундаментальной константы развития. Как Пророк, он утверждал, что ноосфера есть коллективный продукт эволюции человеческого разума, его созидательной, творческой энергии, что сфера разума нарождается как новая ступень развития Земли.

Живя в эпоху грозного предреволюционного, революционного и постреволюционного времени, Вернадский видел, что человечество ещё не готово к принятию высших законов и высших условий. Невежество и связанное с ним пренебрежение всех высших принципов Бытия являются главным фактором государственных и общественных дизгармонии и разрушения.

В своей жизни и творчестве Вернадский столкнулся с тиранией социалистической социальной системы. При декларируемом принципе социальной справедливости идеи равенства воспринимались как абсолютный абсурд, т.к. основная масса народа была подчинена жесткому насилию власти. Тем не менее, главной проблемой страны была проблема развития, проблема обновления и смены элиты. В фильме показано, что на решение научных задач Советский Союз был определенно ориентирован и достаточно субсидировал развитие науки, в первую очередь идей Вернадского по изучению производственных сил страны. Хотя озабоченному собственным выживанием государству это доставалось ценой колоссальных усилий и громадных жертв. Никакая западная демократия с ее рыночной экономикой не инвестирует в базовые отрасли и долгосрочные проекты, поскольку законы рынка требуют сиюминутной отдачи и прибыли.

Авторы фильма показывают Вернадского не только как генератора нового мировоззрения, но и превосходного организатора науки, понимающего науку как основу, как базу современной и будущей цивилизации.

В своей статье «Несколько слов о ноосфере» Вернадский писал: «Геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей… В историческом состязании… в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует». И ещё: «Идеалы нашей демократии (написано в 1943 г. – А.М.) идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть, поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим».

Авторам фильма удалось показать, как опередил Вернадский своё время: его плохо понимали даже его ученики. Более 60 лет назад Ферсман писал о Вернадском: «Ещё не время углубляться в его огромный архив и многочисленные записи его биографии, ещё много лет придётся поработать и его ученикам, и историкам естествознания, чтобы выявить основные пути его научного творчества, разгадать сложные, ещё непонятные построения его текста. Эта задача лежит на будущих поколениях».

Сейчас такое время наступило: время публикаций, время осмысления. Актуальность фильма несомненна: его авторы акцентируют современного человека, обрушение которого мы наблюдаем, на гармонизацию перестройку своего мышления, осознание необходимости восприятия и развития мировоззрения Пророка.


А.А.Михелис

к-т геолого-минералогических наук