Михелис А.А.

Жизнеречение Л.Н.Толстого
и развитие этого понятия на современном этапе


У наступному 2010 році світова спільнота відмітить памятну дату – день уходу з життя великого письменника і мислителя Л.М.Толстого. У наш час, коли для людства вирішується питання «Бути чи не бути?», найважливішим у творчості Толстого є його цивілізаційне мислення. У статті кандидата геолого-мінералогічних наук Міхеліс А.А. наводиться розуміння Толстим сутності сучасної цивілізації. Він засуджував хибу економічну, політичну, релігійну, засуджував життя, засноване на боротьбі і насиллі, розподіл людства на натовп та еліту, продемонстрував тупіковість та приреченість такої антіцивілізації.


В.И.Даль даёт следующее понятие цивилизации – это общежитие, гражданственность, осознание прав и обязанностей человека и гражданина [1, с.579]. По–русски цивилизация – это народная самобытность. Но разве общежитие, гражданственность, народная самобытность могут быть оторваны от культуры?! Нормально ли это?

Современный физик–ядерщик И.Острецов, ставя вопрос: «В чем заключаются цели дальнейшего развития (человечества – А.М.)?», отвечает: «Абсолютно необходимым условием развития является увеличение интеллектуальной части человечества, познание человеком самого себя и мира, в котором живём». И далее: «Духовность в социологии, в экономике, во всей жизни должна быть ключевым понятием. В основе духовности лежит вера в беспредельность развития разума, и ради этого в конечном счёте трудится духовный человек. Она исключает возможность жизни за счёт чужого труда» [2, с.7].

Паразитирование за счёт других может приобретать весьма изощренные формы (псевдо-наука и псевдо-культура): экстрасенсы, банкиры, предприниматели убеждают в одном – урвать кусок у соседа. Но дьявола порождает человек, стремящийся к наживе и порабощению.

Об этом говорил ещё в конце ХІХ в. один из наших Пророков Л.Толстой: «Разве можно серьёзно рассуждать с человеком, который… верит в то, что есть только одно правильное воззрение на мир…, которое выражено 1500 лет… назад собранными Константином епископами в Никее, - мировоззрение, по которому Бог – Троица, 1890 лет назад пославший сына в деву, чтобы искупить мир и т.д. С такими людьми нельзя рассуждать, можно их… жалеть, пытаясь излечить, но на них надо смотреть, как на душевно больных…» [3, с. 32]. «…Хочется сказать и про то, во что мы можем, должны, не можем не верить, и про жестокость обмана, которому подвергают сами себя люди – обман экономический, политический, религиозный, и про соблазн одурения себя – вина, и считающегося столь невинным табака, и про брак, и про воспитание» [3, с.37]. «Наше искусство с поставкой потех для богатых классов не только похоже на проституцию, но есть не что иное, как проституция» [3, с. 85].

Позже, уже в ХХ в., выдающийся философ Е.И.Рерих многократно писала об искажениях в Библии, вернее о том, что вся она перестроена. И это касается как Ветхого Завета, так и Новозаветной части [4, с.225]. Елена Ивановна указывала: «Учение Христа тоже искажено до неузнаваемости, и пришло время очищения его. Наступил черёд и христианскому миру сделать выбор своей кармы» [4, с.226]. И ещё: «Как необходимо было бы просмотреть все постановления церковных Соборов! Какое невежество, корыстолюбие и даже преступность явили бы свой лик! Если взять всю историю церкви, всю историю папства, то ужас берёт и приходит на ум вопрос – не тёмные ли силы руководили теми, кто должен был следовать Свету Великому, Указанному Христом, и поныне ежедневно распинаемым?» [4, с.247].

Вот Толстой ещё в начале 1880-х годов и явил великое служение делу очищения учения Христа. Однако его обширное 3-х томное «Соединение, перевод и исследование четырёх евангелий» было сразу после издания в 1881 г. сожжено по постановлению Синода [5, с.101]. И поэтому в Дневниках 1895– 910 г.г. он писал: «Знание историческое… должно уничтожить веру в то, что те мифы и те верования, которые нам привиты с детства, составляют абсолютную истину» [3, с.43]. «Самый резкий пример такого заблуждения и страшных последствий этого, задержавших на века движение вперед христианского человечества, это авторитет священного писания и Евангелий… Вместо того, чтобы сказать: а вот это очень глупо и, вероятно, или приписано Моисею, Исайе, Христу, или переврано, начинаются рассуждения, объяснения, нелепые, которые никогда бы не появились на свет, если бы не было этих нелепых стихов, а они не признавались бы вперед священными и потому разумными» [3, с.67]. И далее: «Отчего дети и дурачки поднимаются на такую страшную высоту, выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращен ни обманами веры, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит. Тогда как у взрослых стоит грех, соблазн и обман. Первым надо только идти, вторым надо бороться» [3, c.88].

При исследовании сути цивилизаций обнаруживается, что потребности человека и общества являются следствием жизненных ценностей: материального интереса, духовного потенциала, амбиций, испорченности и т.д. Вот как об этом говорит Толстой: «Люди спокойно живут в таком устройстве, при котором не только материальная власть в руках людей или человека, случайно заменяющихся одни другими, но в руках этих людей или человека власть над душами людей. Так что люди могут быть воспитаны и настроены так, как этого захочется случайно находящимся у власти, может быть дурному, развратному человеку или людям. Если бы люди только поняли, чем они рискуют при этом, они минуты не могли бы жить при этих условиях» [3, с.89]. «Признак развратности нашего мира – это то, что люди не стыдятся богатства, а гордятся им» [3, с.119]. «Власть одного человека над другим губит, прежде всего, властвующего. Богатство, деньги есть такая же власть, как и прямая. Она так же губит прежде всего тех, кто обладает ими, и губит хуже, потому что грех её скрыт» [3, с.220].

Концепция общественной безопасности «Мертвая вода» говорит в частности о космическом законе естественных потребностей, демографически обусловленных. Почти на 100 лет раньше об этом писал Толстой: «Прежде, чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо» [3, с.128].

В настоящее время на ленте земных событий – очередной кризис. Кризис системный, во многом рукотворный. Такие духовные личности, подвижники, как Л.Н. Толстой видели и понимали, сколько сдвигов, сколько перемен, сколько рушений несёт безнравственная жизнь современной цивилизации. В 1904 г. он записывает: «У европейских народов 133 млрд долга. Кто кому должен? Бедняки, трудящиеся – богачам, властвующим бумагами. Может быть, когда–нибудь будет иначе, но до сих пор %% на долги выплачивают трудящиеся рабочие; получают же эти %% - богатые, владетели бумаг» [3, с.167]. «Когда жизнь людей безнравственна и отношения их основаны не на любви, а на эгоизме, то все технические усовершенствования, увеличение власти человека над природою: пар, электричество, телеграфы, машины всяческие, порох, динамиты, робулиты – производят впечатление опасных игрушек, которые даны в руки детям» [3, с.159].

«Но если в прошлом изменить уже ничего нельзя, то будущее пластично в руках человека» [6, с.51]. Вот Толстой и формулирует (1901 год): «Так ясно видна ближайшая задача жизни. Она в том, чтобы жизнь, основанную на борьбе и насилии, заменить жизнью, основанной на любви и разумном согласии» [3, с.141]. Толстой отчётливо понимал, что человек – породитель мощных энергий, что возможна неслыханная мировая катастрофа, что ответственность за Землю лежит на человеке и надо её осознать! Так, после поражения России в войне с Японией 1905 г. Лев Николаевич писал: «Это разгром не русского войска и флота, не русского государства, но разгром всей лжехристианской цивилизации. Чувствую и понимаю это с величайшей ясностью» [3, с.200]. И далее: «Цивилизация шла, шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Всё обещали, что наука и цивилизация выведут нас, но теперь уже видно, что никуда не выведут: надо начинать новое…» [3, с.201]. «Цивилизация лжехристианская завела христианские народы в такой тупик, из которого ясно, что нет никакого выхода, и надо идти назад, не всю дорогу назад, а ту часть дороги, которая завела в тупик» [3, с.203]. «Очень интересно сличить высоту нравственного понимания с простотой жизни, с малой степенью развития технической стороны. Теперь эта сторона так далеко ушла, а нравственная так отстала, что безнадёжно восстановить правильное отношение» [3, с.238]. Лишь прозрение к пониманию происходящего и ответная реакция могут вернуть планете равновесие. Будущее цивилизации необходимо оформлять и строить по плану в соответствии с космическими законами, чтобы вызвать к яркому выявлению все созидательные и творческие энергии человечества! Поэтому Толстой снова и снова (уже не в 1881, а в 1909-1910 г.г.) восклицает: «Хочется написать о том в чём истинное христианство и почему церковная вера извращает его, уничтожает всё это значение для жизни» [3, с.308]. «Главное же мучительное чувство бедности, - не бедности, а унижения, забитости народа. Простительна жестокость и безумие революционеров» [3, с.317]. «Если бы человечество ничего не знало о жизни людей нашего христианского мира и ему бы сказали: вот есть такие люди, которые устроили себе такую жизнь, что самая большая часть их, 0,99 или около того, живет в непрестанной телесной работе и тяжелой нужде, а другая часть, 0,01, живет в праздности и роскоши; что, если эта одна сотая имеет свою религию, науку, искусство, каковы должны быть эти религия, наука, искусство? Думаю, что ответ может быть только один: извращенные, плохие и религия, и наука, и искусство» [3, с.371]. «Ужасно не единичное, бессвязное, личное, глупое безумие, а безумие общее, организованное, общественное, умное безумие нашего мира» [3, с.387].

Таким образом, несмотря на сожжение 3-х томника об исследовании Евангелий, несмотря на отлучение от церкви (1901г.), Л.Толстой до самого своего ухода с физического плана проявлял непоколебимость духа, противодействие извращениям и нагромождениям вокруг Учения Христа, не осуждая, не умаляя истин Христа: «Никакого толстовства и моего учения не было и нет, есть одно вечное, всеобщее, всемирное учение истины, для меня, для нас особенно ясно выраженное в евангелиях» [3, с.81].

Как же от несовершенства настоящего перейти к Красоте и сиянию Будущего? И об этой неизбежности смещения в грядущее мы снова и снова читаем у Толстого: «…мир движется, совершенствуется; задача человека участвовать в этом движении и подчиняться и содействовать ему» [3, с.88]. И: «Человечество посредством сознания может избавиться от зла – всё превратить в благо для себя и для мира» [3, с.104]. То есть то, что Е.Рерих выражает словами: «Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с космическими законами, если человечество хочет продолжить свое существование и развитие на этой планете, в противном случае нам грозит судьба Атлантиды» [4, с.270], Л.Толстой утверждает несколько иначе: «Выбора нет людям нашего времени: или, наверное, погибнуть, продолжая настоящую жизнь, или сверху донизу изменить её» [3, с.302], ещё раз подтверждая, что он – Предвестник, Посланец Высших Сил. Что он – предшественник того, что с ещё более современной нам силой и болью прозвучит и у Рерихов, и в концепции коллектива русских учёных «Мертвая вода» [7].

Последняя считает необходимым:

1. Формирование в обществе жреческого мировоззрения (ж–речество = жизне-реченье) [7, с.381].

2. Самым мощным, экологически чистым – мировоззренческим оружием бороться со злом на всех приоритетах: от физического, генетического, экономического до идейно-технологического и мировоззренческого [7, с.384].

3. От интеллектуального иждивенчества на догмах тех или иных мировоззренческих систем необходимо переходить к использованию своего интеллектуального потенциала («Живая вода» = «Живая этика») «…Если бы хоть бы одна из устоявшихся мировоззренческих традиций соответствовала законам бытия человеческого общества, то не было бы глобального кризиса управлениям общественным развитием, а человечество не стояло бы на грани как минимум катастрофы культуры… Поэтому …необходимо вдумчиво вглядеться в жизнь самостоятельно» [7, с.386]. Подчеркнём ещё раз, как это перекликается с указанием Л.Толстого о катастрофе культуры [3, с.85; 3, с.371].

4. Критику оппонентов вести не на эмоциях и демонстрации собственной благонамеренности, но на изложении концепций тех или иных процессов с чётким разделением понятийных границ [7, с.392].

От себя добавим, что ради Грядущего устремлял свой дух великий Толстой. И «руку» свою прилагал к строительству Сужденного Будущего! Особенно ценна его самоотверженность. Это пример всем светлым силам, как напрягать весь аппарат духа к исполнению всего от них зависящего. Ибо непоколебимо шел Он в великое Будущее! Он оставался непобедим и неуязвим, т.к. вся его духовная деятельность была направлена на Общее благо. Он отвергал структуру общества с иным мироотношением, отвергал толпо-элитарную цивилизацию, где процветали паразитические потребности и расслоение общества за счет знаний. Ныне «Мертвая вода» называет нашу современную цивилизацию глобально-невольничьей. Л.Толстой за 100 лет до этой концепции видел, что путь общества с паразитарными потребностями непредсказуемым и обречён! Поэтому он был открыт Свету, Познанию Мира, Космических и Пространственных тайн, Эволюции. Понимал, что сознательной мыслью творится будущее человека, а следовательно и цивилизации! Что вечна мысль о высшем предназначении человека и вечной сокровенной природе его. В нём звучала не суетливая, преходящая, призрачно значимая мысль о себе и о том, что окружает, а мысль высшая, мысль о Вечности. И поскольку элементы вечной мысли – необычайной длительности, то они так же ценны сегодня, как были вчера и десятки лет назад, когда их произносил Л.Толстой. Их можно и нужно развивать, культивировать сознательно, наполняя ими хранилище памяти и вытесняя ими, подавляя суету дня. Так этот Человек был настроен на высшей волне, так же настраивал человечество, настраивал для утверждения жизни. Нет ни конца, ни предела достижениям духа! Его сознание стояло поверх пространственных ограничений материального мира.

Возвращаясь к Философии ненасильственного развития И.Острецова, мы находим «толстовские» сентенции: «Требуется грандиозная перестройка всего нашего мировоззрения и целей развития, которое не может быть остановлено, сколько бы современная (мировая – А.М.) элита ни цеплялась за прошлое» [2, c.68]. И ещё: «При выборе различных вариантов развития (цивилизации – А.М.) реализуется тот, который приводит к развитию разума, т.е. адекватен постулату Христа». «Предопределено создать Царство Божие на Земле» [2, c.85]. Это «Царство Божие» Острецова В.И.Вернадский чётко определил как Ноосферу. Так ноосферализм и положительный проект цивилизационного развития сливаются воедино, отвечая естественной космической эволюции.

Литература

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И.Даль– М.: Русский язык, 1982. Том 4, 1982 – 683 с.

2. Острецов И. Введение в философию ненасильственного развития / И.Острецов. – Ростов н/Д: Комплекс, 2002 – 231 с.

3. Толстой Л.Н. Дневники 1895 – 1910 / Л.Н.Толстой // Толстой Л.Н. Собрание сочинений – М.: Художественная литература, Том 22, 1985 – 558 с.

4. Рерих Е.И. Письма / Е.И.Рерих - Минск: «Лотаць», 1999. – Том II. – 574 с.

5. Михелис А.А. Духовно–нравственные аспекты мировоззрения Л.Н.Толстого (1828-1910) / А.А.Михелис // Ноосфера і цивілізация. Випуск 6(9). – Донецьк: ДонНТУ, 2008 – С.99 -104.

6. Грани Агни- Йоги 1959г.- Новосибирск: «Свет», предприятие «Алгим», 2004–414 с.

7. Мертвая вода. Концепция общественной безопасности – Китеж, Державный град России, 1998. – Часть ІІ. – 414 с.


Михелис А.А. Жизнеречение Л.Н.Толстого
и развитие этого понятия на современном этапе

В 2010 году мировая общественность отметит памятную дату – день ухода с земного плана великого писателя и мыслителя Л.Н. Толстого. В наше время, когда для человечества решается вопрос «Быть или не быть?», важнейшим в творчестве Толстого является его цивилизационное мышление. В статье кандидата геолого-минералогических наук Михелис А.А. приводится понимание Толстым сути современной цивилизации. Он осудил обман экономический, политический, религиозный, жизнь, основанную на борьбе и насилии, разделение человечества на толпу и элиту. Показал тупиковость и обреченность такой антицивилизации.


Mikhelis A.A. ZHIZNERECHENIE OF L.N.TOLSTY AND DEVELOPMENT OF THIS CONCEPT ON THE MODERN STAGE


In 2010 the world society will observe a memorable date a day of the great writer and thinker L.N. Tolstoy’s death. In our time, when the humanity has been solving the problem of «To be or not to be?», the major point of Tolstoy’s creativity is his civilization thinking. The article of the candidate of geological and mineralogical sciences Mikhelis A.A. presents Tolstoy’s understanding of the essence of modern civilization. He condemned economic, political, religious deception; life, based on a fight and violence; division of humanity into crowd and elite. He rotined the deadlock and doom of such anticivilization.