Дюжев Д.В.

КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
КАК ТЕОРЕТИКо-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА
АНАЛИЗА
ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

 

В статті кандидата філософських наук Д.В.Дюжева розглядаються особливості концепцій сучасного суспільства. Автор досліджує взаємозв’язок між теоретичним оформленням науково-технічного прогресу і суспільним розвитком. Визначено роль наукових досліджень для сучасного суспільного прогресу.

Дюжев Д.В. Концепции информационного общества как теоретическая основа современного общественного прогресса

В данной статье рассматриваются особенности концепций современного общества. Автор исследует взаимосвязь между теоретическим оформлением научно-технического прогресса и общественным развитием. В работе определена роль научных исследований для современного общественного прогресса.

 

 

Dyuzhev D.V. The conceptions of information society as a theoretical basis of the modern social progress.

The peculiarities of concepts of the modern society are exposed in the article. The author investigates the interconnection between the theoretical shaping of the scientific technical and the social development. The role of scientific investigations in the modern social progress is defined.

 

 


Одной из главных задач современной науки является проблема глобального перехода современного человечества к информационной цивилизации. Формирование качественно новой модели развития является логическим результатом научно-технического прогресса и информационно-компьютерной революции, а также практической реализации теорий, имевших место в философской мысли прошлого столетия. В условиях ускорения информационного прогресса необходимо теоретическое исследование и концептуальное оформление новой эпохи и ее дальнейших перспектив. Общественное развитие осуществляется более эффективно и полноценно при условии его реалистического научного обоснования, что позволяет выбрать наиболее точные пути прогресса и избежать лишних ошибок.

Актуальность данной тематики определяется необходимостью всестороннего научного анализа современного этапа развития всего мира и отдельных государств в условиях ускорения научно-технического прогресса и становления глобального информационного общества.

Исследованию нового общества посвящены работы таких зарубежных ученых как Д.Белл, Ф.Фукуяма, И.Масуда, З.Бжезинский, В.Дайзард, Дж.Пэлтон, Дж.Мартин, Т.Бэккер, Д.Мур, Г.Краух, Р.Брэйтенштейн, М.Понятовски, Й.Шумпетер, Р.Тибальд и др.

В отечественной науке вопросы становления и развития информационного общества развивают Р.Ф.Абдеев, В.Н.Александровская, О.М.Вершинская, А.И.Ракитов, Г.Л.Смолян, Д.С.Черешкин и другие. Отдельные проблемы в данной сфере исследуются представителями различных областей науки – философии, социологии, кибернетики, правоведения и других. Однако не все вопросы, связанные с развитием информационного общества, исследованы в достаточной степени. Их решению может способствовать социально-философский анализ концепций информационного общества как теоретической основы современного общественного развития.

Предметом данного исследования является значение концепций информационного общества как теоретической основы общественного развития в современном мире.

Целью данной статьи является социально-философский анализ концепций информационного общества как теоретической основы современного общественного развития.

Для современного уровня мировой цивилизации характерно развитие компьютеризации во всех областях жизни, процессы глобализации, приоритет международных отношений, поиск возможностей преодоления негативных последствий научно-технического прогресса. Существует ряд теорий и концепций развития общества: «формационная», «цивилизационная» и др. Причем «спектр идей» простирается от утверждений о немедленном и непосредственном переходе существующих государств в глобальное человечество до декларации о принципиальной невозможности последнего [1, с.13]. Концепции нового глобального общества появились в середине ХХ века как теоретическое обобщение общественного прогресса в условиях информационно-компьютерной революции. Причем исследование процессов формирования общества, основанного на достижениях научно-технического и информационного прогресса, началось еще до практического создания соответствующих технологий. Научно-философская мысль нередко позволяет прогнозировать возможные варианты общественного развития. Так, идеи В.И.Вернадского о ноосфере как сфере разума во многом способствовали возникновению и развитию концепций об обществе, основанном на знаниях, интеллекте и информации. Причем В.И.Вернадский отводил на „второй план” специфические отличия между конкретними цивилизациями, отдавая преимущество общечеловеческому сообществу [1, с.15]. Однако в нашей стране в то время наиболее правильной признавалась «формационная» теория, основанная на идеях марксизма о социальном прогрессе вследствие классовой борьбы и последовательной смены социально-экономического строя (в том числе в будущем). В результате приоритет в разработке концепций информационного общества принадлежит зарубежным исследователям. Анализ нового общества на базе информационного и научно-технического прогресса осуществлялся в более либеральных «капиталистических» странах.

В 60-80-е годы в странах Запада встала задача создания новой модели современного общественного прогресса. Исследователи по-разному называли новое общество, связывая его в первую очередь с категориями современной для них эпохи. Так, О.Тоффлер охарактеризовал новое общество как «супериндустриальное», Дж.Гэлбрейт – «новое индустриальное», З.Бжезинский – «кибернетически-электронное», Г.Лихтгейль – «посткапиталистическое», А.Этциони – «постмодерное», К.Боулдинг – «постцивилизационное», Р.Сейденберг – «постисторическое». Наиболее точным признают определение Д.Белла, опубликовавшего в 1973 году монографию «Приход постиндустриального общества». По мнению Д.Белла, «постиндустриальное общество» возникает в 1945-1950 гг. в США. Теория «постиндустриального общества» была принята «Комиссией 2000 года» при американской Академии искусств и наук и легла в основу работы сотрудников Гудзоновского института Г.Канна и Э.Винера «Год 2000. Основы для размышления о следующих 33 годах», изображавшей возможности безграничного научно-технического и социально-политического прогресса [3, с.43-44]. По идее создателей этой теории, в «постиндустриальном обществе» возникает принципиально новая структура, основанная не на собственности, а на знаниях и квалификации. Ф.Маклуп ввел понятие «индустрия знаний». Тейяр де Шарден указал на творческий характер нового общества. О.Тоффлер развил идею будущего всемирного общества, связав его с «инфоноосферой». Одновременно указывалось на возможные последствия формирования нового общества. Так, Р.Тибальд отметил необходимость сосредоточить внимание на том, каким образом можно реализовать возможности «коммуникационной эры», избежав при этом грозящих опасностей [2, с.416-417]. Кибернетики Дж.Мартин и Дж.Пэлтон, разрабатывая технико-технологический аспект этой концепции, обратили внимание на социальные последствия тотальной информатизации и компьютеризации. Социологи Д.Белл, З.Дайзард, О.Тоффлер, З.Бжезинский, определив теоретические основы концепции информационного общества, охарактеризовали глобальные проблемы, встающие перед человечеством в условиях всеобщей компьютеризации. Так, в 1970 году в книге «Между двух огней» З.Бжезинский писал, что «третья американская революция» ставит основной вопрос о контроле над техническим прогрессом [3, с.43]. В своей работе «Культурные противоречия капитализма» Д.Белл исследовал идею «постиндустриализма» и пришел к выводу, что эта идея ограничена специфическими изменениями в технико-экономической организации. Установив преемственность между идеей «постиндустриализма» и концепцией «информационного общества», он выделил параметры нового общества, имеющие отношение к анализу телекоммуникаций, и положил информационный фактор в основу своей концепции.

Отечественные ученые, к сожалению, не имели возможности разрабатывать концепции нового общества, не соответствовавшие официальной идеологии. В СССР общепринятой считалась теория «марксизма-ленинизма», основанная на ведущей роли в общественном прогрессе изменения отношений собственности и последовательной смены общественно-экономических формаций под действием «классовой борьбы» угнетенных слоев населения против класса эксплуататоров. Причем уже в ХІХ веке К.Маркс и Ф.Энгельс на основе анализа современного им капитализма стран Западной Европы описали основные признаки следующей («коммунистической») формации, которая, по их мнению, должна наступить в будущем [2, с.418]. В то же время не было предусмотрено ускоренное и качественное развитие научно-технической революции и возникновение вследствие него нового общества, основанного на совершенно иных принципах.

В результате в СССР не могли быть восприняты идеи, которые не соответствовали официальной теории. Например, вначале не признавали наукой даже кибернетику. В отечественной философии начала 50-х годов XX столетия кибернетика рассматривалась как “реакционная метафизическая лженаука”, которая “направлена против материалистической диалектики и марксистского научного понимания законов общественной жизни” и “является идеологическим орудием империалистической реакции” и т.п. [4, с.236-237]. Тем более, подвергались критике зарубежные теории научно-технического прогресса, которые рассматривались как часть “идеологической борьбы социализма и капитализма”. Утверждалось, что «затемняя научные истины псевдонаучными измышлениями, реакционные классы создают концепции научно-технической революции, основанные на манипулировании представлениями, привычными для обыденного сознания» и эти «буржуазные концепции научно-технической революции, направленные против коренных положений марксистско-ленинской теории, используются для отрицания неизбежности завершения классовой борьбы в капиталистических странах установлением власти пролетариата» [3, с.11]. Такое толкование западных концепций нового общества не должно удивлять. Во времена деятельности основоположников марксизма информационный и научно-технический прогресс еще не достиг такого развития, как в середине ХХ века, и предсказать возможность формирования «информационного общества» в ХІХ и даже в начале ХХ века было сложно.

Однако в подобных условиях позитивный анализ зарубежных и разработка собственных концепций «постиндустриального» общества были связаны с определенными трудностями, что не способствовало развитию отечественной философской науки в направлении исследования перспектив формирования нового общества. Это, в свою очередь, создавало преграды в разработке реалистических программ дальнейшего развития Советского Союза в период становления “информационного общества” в развитых странах мира. В результате в нашей стране не был своевременно осуществлен полноценный научно-философский анализ нового общества, формирующегося на основе научно-технического и информационного прогресса.

Следует признать, что некоторые положения западных концепций научно-технического прогресса прямо или косвенно затрагивали основы господствовавшей в СССР идеологии. Например, Д.Белл использовал в качестве довода в пользу концепции «постиндустриального общества» новое толкование «Капитала» К.Маркса [3, с.31]. З.Бжезинский в книге «Между двух эпох. Роль Америки в технотронной эре» указал, что «социалистическая» революция произошла в «экономически отсталых странах», а главную роль в развитии современного мира играет новейшая техника, основанная на электронике, которая глубоко преобразует жизнь человечества и тем самым «устраняет необходимость социальных революций» [3, с.16]. Идея о возможности преобразования капитализма без социальной революции в «постиндустриальное общество» (то есть иное, нежели «социализм» или «коммунизм») не могла вызвать одобрения официальной советской идеологии.

В то же время значительные достижения отечественной науки в области научно-технического прогресса требовали концептуального философского обобщения качественно новой эпохи. Советская наука имела много исследователей в сфере философии, которые могли бы разработать полноценные концепции нового общества. Отечественные ученые внесли важный вклад в развитие теории и практики науки, связанной с формированием взглядов и концепций научно-технического и информационного прогресса. Большое значение для исследования влияния информационно-компьютерной революции на развитие общества имеют идеи В.И.Вернадского о ноосфере как сфере разума (знаний, интеллекта). Украинская наука со времен СССР известна теоретическими и практическими достижениями в сфере кибернетики. Осуществлялось также исследование концепций, связанных с научно-техническим и информационным прогрессом. После устранения идеологических ограничений в конце 80-х годов ХХ века почти сразу же были опубликованы серьезные работы по соответствующей тематике (Абдеев Р.Ф., Нечитайло В.Н., Ракитов А.И. и др.).

Переход развитых стран Северной Америки, Западной Европы и Японии на практический этап создания нового постиндустриального общества подтвердил правильность высказанных ранее предположений о наступлении качественно новой информационной цивилизации. В 70-е годы ХХ века в ряде стран были разработаны и экспериментально проверялись модели будущего информационного общества. Так, становление информационного общества в разных странах осуществлялось во многом благодаря ряду государственных проектов и программ – Tama-CCIS, Hi-Ovis в Японии, программа TELIDON в Канаде, проект TERESE в Швеции и др. А в 80-е годы прошлого века отмечено практическое возникновение информационного общества в наиболее развитых странах мира. К началу XXI столетия данный процесс охватил практически все государства, независимо от их экономической, общественной, политической системы и идеологии. Это стало практическим подтверждением теории о переходе современной цивилизации на качественно новый этап развития.

В настоящее время концепции информационного общества развиваются по нескольким направлениям: историко-социологическое обобщение развития современного общества; социально-инженерное моделирование нового общества; прогнозирование предполагаемого развития общества; практическое решение технико-технологических задач и разработка комплексной программы формирования и развития информационного общества.

В условиях непрекращающегося научно-технического и информационного прогресса исследование особенностей нового общества продолжается и в наши дни. В современных социологических доктринах начала ХХІ века научно-технический прогресс отразился в концепциях «электронно-цифрового общества», «научного общества», «общества знания», «общества разума», «интеллектуального общества» и др. Американский социолог Д.Тапскотт в книге «Электронно-цифровое общество» указывает на двенадцать признаков данного общества [5]. Важную роль в исследовании идей развития мирового сообщества на новом этапе имеют работы американского ученого Ф. Фукуямы.

Развитие информационного общества продолжается, что влечет за собой усовершенствование научных концепций новой информационной эры. В связи с этим требуется тщательное исследование современных взглядов на настоящее и будущее новой эпохи. Научные концепции и доктрины, направленные на исследование и объяснение происходящих технико-технологических и социально-политических процессов, имеют не только теоретическое значение. Наука включает в себя как теоретическую, так и практическую составляющую, которые формируют в целом систему знаний, лежащих в основе научной картины мира [6, с.118]. Человеческое общество почти ежедневно изменяется в силу компьютеризации всех сфер жизни. Формирование и развитие постиндустриального общества на основе новых информационно-коммуникационных технологий существенно влияет на все сферы жизни и деятельности общества, изменяя уже существующие и создавая новые социальные отношения. Накопление происходящих изменений может быть опасным. Причем многие последствия современной модернизации могут проявиться лишь в отдаленном будущем [7, с.57-58]. В связи с этим особое значение приобретает необходимость всестороннего научного исследования различных аспектов становления и развития информационного общества, совершенствование концепций научно-технического и информационного прогресса как теоретической основы современного общественного развития. Подобное положение актуализирует научно-концептуальный аспект данного вопроса в условиях перехода человечества в информационную эпоху.

Таким образом, социально-философский анализ значения концепций информационного общества как теоретической основы современного общественного развития позволяет сделать следующие выводы. Теоретическое исследование нового общества является условием его полноценного развития и составляет одну из важнейших задач современной науки. Вопросы концептуального оформления социальных отношений приобретают особое значение в условиях научно-технического и информационного прогресса. Одной из главных задач современной Украины является разработка и осуществление собственных концепций и программ развития информационного общества.


                                                                                                                 

Литература

1. Додонов Р.О. Ноосфера В.І. Вернадського і цивілізація в контексті глобалізаційного процесу // Ноосфера і цивілізація. Випуск 4 (7) - Донецьк: 2006 - С.13-20.

2. Нечитайло В.Н. Философия. Том І. - Донецк: ООО «Донецкая городская типография», 2003. - 432 с.

3. Критика буржуазних концепцій научно-технической революции. Отв.ред. Б.Я. Абонтин. - М.: Мысль, 1976. - 271 с.

4. Краткий философский словарь. Под редакцией М. Розенталя и П. Юдина. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1954.

5. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. – М., 2003. - 436 с.

6. Ковалев С.Н. Истоки и последствия научных революций // Інтелект. Релігія. Суспільство. -Донецьк: ДонИИИ, 2007. - № 1 - С. 118-126.

7. Риктор Т.Л. Рискогенность социального развития // Інтелект. Особистість. Цивілізація. -Донецьк: ДонДУЕТ, 2004 - С.52-60.