Алиева О.Г., Муза Д.Е.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:
К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ СЕТЕВОЙ ОНТОЛОГИИ

 

У статті доцента кафедри філософії, соціології та права Слов'янського державного педагогічного університету О.Г.Алієвої та докторанта кафедри філософії ДонНТУ Д.Є.Музи зроблено спробу аналізу мереженої онтології інформаційного суспільства. Ця спроба дає можливість усвідомити антитетичний характер цієї онтології щодо онтології аграрного та індустріального типу суспільств, а також штучність цього утворення посттрадиційної свідомості.

 

Алиева О.Г., Муза Д.Е. Информационное общество: к вопросу о статусе сетевой онтологии

В статье сделана попытка анализа сетевой онтологии информационного общества. Эта попытка дает возможность осознать атитетический характер этой онтологии относительно онтологии аграрного и индустриального типа обществ, а также искусственность этого создания посттрадиционного сознания.

 

Alieva O., Muza D. Information society: to the question about status of net-ontology.

In the article an effort to analyze the net-ontology of information society has been made. This effort gives an opportunity to realize an antithetic character of this ontology comparing with the agrarian and industrial types of the society and also the artificiality of posttraditional consciousness formation.

 

 


В современных социально-философских дискуссиях о генезисе, формативности, основном «ресурсе» и телосе информационного общества кристаллизовалось две принципиальные точки зрения. Одна из них пытается аксиоматизировать онто-структуру информационного общества через набор инновационных (по отношению к концептам пре-модерна и Модерна) принципам и тем самым вывести новые закономерности его функционирования и развития; вторая – вывести наличную онтологию из предыдущего фазиса социальной эволюции, предлагая переосмыслить лишь некоторые параметры системы.

При этом первая позиция представлена постиндустриальной парадигматикой (Д.Белл и его последователи), дискурсами постмодерна (Ж.Бодрийяр, М.Постер), теорией гибкой специализации (М.Пайор, Ч.Сейбл, Л.Хиршхорн), а также концептом информационного способа развития (М.Кастельс); вторая, соответственно, неомарксизмом (Г.Шиллер), регуляционной теорией (М.Альетта, А.Липиц) и теорией гибкой аккумуляции (Д.Харви), аналитикой публичной сферы (Ю.Хабермас, Н.Гарнем) и теорией рефлексивной модернизации (Э.Гидденс) [1, с. 12]. Тот же дуализм можно увидеть в политологической [2, с. 322 - 347] и культурологической [3] литературе, где акцентированы структурные изменения социальной онтологии и праксеологии в пользу сети и «электронного стада».

Вообще, первичная систематизация этих позиций свидетельствует о том, что онтологии индустриального и постиндустриального (информационного) обществ соотнесены в логике стадиальной версии всемирной истории, наиболее популяризаторски представленной трех-волновой схемой О.Тоффлера. Однако, несмотря на потенцирование онтологических возможностей информации (новая стратификация, специализация, сетевое предпринимательство, труд, товар, услуги, капитал и пр.) и рефлексивно/ игровое обхождение с нею, обе названные версии в большей или меньшей степени презентируют проблематику, касающуюся метаисторического масштаба трансформации обществ, входящих в западную цивилизацию. И далее, благодаря глобализации экономических, политических и собственно культурно-информационных процессов – во многом направляемых и управляемых Западом – всех незападных культурно-цивилизационных ареалов.

Проще говоря, современное макросоциологическое и философско-историческое теоретизирование пока только оконтуривает проблемное поле, связанное с генезисом и оформлением новой социальной онтологии, приходящей на смену онтологии индустриального и аграрного типов обществ, умозрительно расположенных на одной оси истории. Правда, переход от «второй» волны к «третьей», равно как и предыдущий фазис артикулируются через революционные изменения. Поэтому в статье мы намерены (цель) уточнить соотношение онтологических характеристик аграрного и индустриального обществ – с одной стороны, и информационного – с другой. Такое размежевание, заметим, просматривается у большинства теоретиков информационного (постиндустриального) общества.

Так, Мануэль Кастельс как ведущий апологет «сетевого общества», в одной из своих самых оригинальных работ указывает: «На протяжении большей части истории человечества – в отличие от биологической эволюции – сети как инструмент посредничества уступали организациям, способным концентрировать ресурсы вокруг централизованно определенных целей, достигавшихся в результате реализации задач на основе рационализированных вертикальных цепочек управления и контроля. Сети главным образом являлись «заповедником» частной жизни, в то время как централизованные иерархические структуры были «вотчиной» власти и производства. Однако теперь, с внедрением компьютерных информационных и коммуникационных технологий (и, в частности, Интернета), сетям предоставляется возможность продемонстрировать присущую им гибкость и адаптируемость и тем самым подтвердить свою эволюционную сущность. В то же самое время эти технологии позволяют осуществлять координацию задач и комплексное управление» [4, с. 14]. В этом наблюдении просматривается любопытное противопоставление (якобы) неэволюционной сущности иерархических структур и эволюционной сущности сети. Противопоставление межэпохального, качественно-исторического характера.

Делая небольшое методологическое отступление, необходимо вспомнить тот факт, что онтология социальных систем аграрных и индустриальных обществ задавалась мифологическими и религиозными традициями. Их развенчание, произошедшее в эпоху Модерна, предпочло христианской католической онтологии, выстроенной по принципу иерархии «сверху», кальвинистскую иерархическую онтологию по принципу «снизу», а затем, её методическую переработку (экономическую, политико-правовую, социально-статусную) вплоть до отрицания иерархии сетевым принципом.

Итак, согласно М.Кастельсу не только и не столько неэффективность и негибкость при принятии решений имевшая место в иерархических моделях – дискредитировали её, напротив, развитие структуры и ресурсов сети открыли и перманентно открывают новые перспективы и ресурсы индивидуальной экзистенции, межличностной коммуникации и социально-экономических практик. Проще говоря, социальная онтология общества Модерна радикализирована в направлении выявления нового основания институциональных и ценностных перспектив, социальных инициатив и индивидуальных свобод. Не даром американский аналитик заводит речь то о «сетевых предприятиях», то об «электронном капитале», то об «электронной агоре», то о «цифровой культуре Амстердама», то о «глобальном гражданском обществе» ... Все эти новые элементы, включая алогизм роста мегаполисов, похоже, и конституируют «сетевое общество» с его (якобы) горизонтальными двойными связями, принципиально отличными от вертикально-связующих аграрный и индустриальный типы обществ, производственных и коммуникативных нитей.

Заметим: на неудачах иерархий и преимуществах новых вариантов сети в своё время строил свою аргументацию Джон Нейсбит [5, с.271-293]. Причем именно сеть, а не традиционная семья, церковь или соседство могут «удовлетворить человеческую потребность принадлежать к какому-то коллективу» [там же, с.283]. Кроме того, подчеркнутый «эгалитаризм» сетей делает их более современными и продуктивными, нежели конструкции иерархий, выстроенных, как правило, по элитарному признаку. Выравнивание знаний, объективных антрополого-социальных различий, политических и культурных уровней – перед лицом сети, кажется несомненным благом [6]. Но так ли это на самом деле?

По нашему мнению в сетевом онтологическом дискурсе скрываются три проблемы, которые не берутся обсуждать указанные авторы в полном объеме. Во-первых, проблема скрытого присутствия иерархии в сетевой структуре, причем в виде функционально-управленческих блоков с определенным самополаганием высших ступеней иерархии за счет низших, а также миссией регулирования сетевого «вещества» представителями киберэлит. Так, сам М.Кастельс обрисовывает культуру Интернета и субъектов этой культуры как четырехслойную структуру: 1) техномеритократов и их культуру; 2) хакеров с присущей им особой культурой; 3) виртуальную общину и их культурную жизнь; и наконец, 4) предпринимателей и предпринимательскую культуру [4, с. 53]. При этом небезынтересна следующая констатация: «Исторически Интернент создавался в академических кругах и обслуживающих их научно-исследовательских подразделениях, на профессорских «командных высотах» и в аспирантских «окопах», откуда соответствующие ценности, обычаи и знания проникли в культуру хакеров» [там же, с. 57]. И далее ниже по иерархии... Но спрашивается: дает ли сетевая иерархия возможность перемещения на «лифтах» вертикальной мобильности или её верхний этаж закрыт даже для предпринимателей с их финансовыми возможностями? Или ещё: обеспечивает ли сеть своей ризомно расширяющейся горизонталью подлинно гуманные и демократичные отношения внутри самой сети, а также между сетью и сохранившимися структурами аграрных и индустриальных обществ?

Вспомним, что в своё время Й.Масуда пророчил приход «глобального гражданского сообщества» в котором простые граждане выступают главными компонентами, и в котором «автономність і незалежність перебувають у гармонії з упорядкуванням колективу» [7, с.358]. Но такое сообщество пока не создано и на его пути есть серьезные препятствия, чему свидетельство – «Декларация независимости киберпространства» Джона П. Барлоу (1996). Более того, этот документ, адресованный «правительствам индустриального мира», содержит следующую инвективу: «Истинную силу правительствам даёт согласие тех, кем они правят. Нашего согласия вы не спрашивали и не получали. Мы не приглашали вас... Киберпространство лежит вне ваших границ... Ваши правовые понятия собственности, выражения, личности, передвижения и контекста к нам неприложимы... В Китае, Германии, Франции, России, Сингапуре, Италии и Соединенных штатах вы пытаетесь установить информационный карантин, дабы предотвратить распространения вируса свободомыслия, воздвигнув заставы на рубежах Киберпространства» [8, с. 349 - 350, 351 - 352]. По сути, в нем констатируется реальный внутрисоциальный конфликт, имеющий онтологическую и ценностную компоненты. Содержательно он затрагивает мировоззренческие основания происходящих трансформаций и нуждается в корректной философской интерпретации.

Таковую, на наш взгляд, недавно предложил российский исследователь И.Б.Чубаис. В его статье, посвященной проблеме деиерархизации современной картины мира, читаем: «Всё существующее в этом мире, включая нас самих, устроено по сугубо иерархическому, а отнюдь не по линейному принципу, причем отход от иерархических начал порождает разного рода сбои и конфликты. Вспомним, как устроен микромир. Строение атома достаточно хорошо известно. В центре – протон и нейтрон, вокруг них по строго определенным орбитам вращаются электроны. Похожая ситуация и в мегамире. Солнечная система, как любое иное астрономическое образование, отнюдь не представляет собой торжество свободы и произвола. Напротив, здесь есть четкий порядок, есть центр, вокруг которого вращаются планеты... Если заглянуть в мир биологических существ, то и в сообществах насекомых, млекопитающих, рыб, птиц также будут видны свои иерархии» [9, с. 41]. Но российский автор идет дальше простых аналогий иерархически устроенной вселенной и социальных систем, и подвергает уничижительной критике западную либеральную цивилизацию за внесенную ею в историю абсолютизированные принципы свободы и принцип всеобщего равенства (демократии). Последние, как раз и предлагается реализовать в рамках сетевой онтологии.

Но дает ли сетевая онтология ту «меру свободы» (Ж.-Л.Нанси) [10, с. 87], которую несли в себе иерархические структуры, или же «мера свободы» зависит от включающей/ отключающей экзистенции индивида в сеть? По видимому, такая свобода – это искус информационных блужданий, связанный с ситуативной коммуникацией и условно-нормативным смыслопорождением, опять же зависящим от «рынка» и его конъюнктуры, демократической игры и т.д.

Поэтому, общий вывод для адептов сети звучит неутешительно: «Абсолютизация демократических начал зачастую порождает не просто смешение различных уровней объективно сложившейся иерархии правил, не только разрушение структуры и «выравнивание невыравниваемого», но и прямое переворачивание органичных, отработанных историей социокультурных норм. Абсолютизация свободы может вести к утверждению антииерархии, антиценностей, антикультуры и антиобщества» [9, с. 41]. Но эти вопросы, повторимся, не интересуют в полной мере сторонников «технократической веры в прогресс человечества под воздействием техники» (М.Кастельс). Такую веру демонстрирует не только кибербомонд (Б.Гейтс и его подражатели), но и сами теоретики онтологии сети, несмотря на фиксируемые ими имманентные противоречия, заложенные в «высоких технологиях»[11, с. 102 - 142]. И это при том, что главное онтологическое «новшество» сети – по М.Кастельсу – это её способность к саморазвитию или «самонаправляемой организации» [4, с. 43, 73]. Получается, что автопойэзис сети – это и есть тот долгожданный Deus ex machina, который устранит в корреляции с рынком, – весь объем социокультурных проблем, включая проблему идентичности. Именно этот оптимизм приравнивает проект сетевого общества к утопии [12]. В случае деабсолютизации сети, по настоящему насущный вопрос – это вопрос об энтропии, создаваемой творцами сети, а затем метафизикой сети[1], плюс негэнтропийных механизмах регуляции информационного хаоса.

Данное обстоятельство подводит нас ко второй проблеме, – проблеме скрытых рисков, несомых сетью человеку и обществу, их психическому здоровью и самочувствию. В общем виде её зафиксировал упомянутый немецкий социолог У.Бек: «диапазон общественных изменений обратно пропорционален их легитимации, причем это никак не меняет пробивной силы технического преобразования, которое именуется «прогрессом» [13, с. 305] (курсив – У.Б.). Спрашивается, а может ли быть иначе, если технический (сетевой) прогресс поставлен вне закона (не проходит социокультурную легитимацию), или выступает в роли самозаконной инстанции? Иначе как объяснить тот факт, который не на шутку озаботил теоретика третьей волны О.Тоффлера, а именно: факт фантастически растущей профанации знаний, выбрасываемых в сеть и в ней циркулирующих [14, с. 181]? Отсюда его идея фильтрации производимых информационными технологиями знаний. Последняя подразумевает наличие у общества шести фильтров, пять из которых принадлежит аграрным обществам: консенсус, непротиворечивость, авторитет, откровение, долговечность, а шестой, – наука – индустриальному обществу [там же, с. 180 - 188]. Всё бы хорошо, но такой разворот проблемы говорит о неспособности сети к самолегитимации, в том числе, принадлежащими ей только информационно-ценностными и оргтехническими средствами. Отсюда следует: сеть не имея соответствующей номологии не может претендовать на роль социоструктуры с имманентными, не говоря уже о трансцендентных, нормами. Поэтому, не рано ли петь дифирамбы сети, этому воплощенному на всём глобусе «открытому обществу»?

Наконец, в-третьих, в текстах адептов сетевого общества не уделено внимания усечению сетевой онтологией самой социокультурной реальности. Данное положение можно выразить следующим принципом: то что включено в сеть в качестве её информационных ресурсов и является подлинной реальностью. Или наоборот: то, что в ней отсутствует – не существует. Речь идет об особой селективности бытия, на которую обратил внимание М.Маклюэн в своём анализе трансформаций социоструктуры: от греческого полиса – через средневековый мир – к индустриальному обществу – и к «глобальной деревне». В частности, им было показан не только «механизм» смены технологий, всегда порождающий смену способа коммуникации, но и то, что доминирующая модель коммуникации обуславливает и работу сенсорного аппарата индивида (состояние структуры знания, пространственно-временные формы восприятия и интерпретации предметов, законы мышления и т.д.). В конце концов, различив дописьменный, письменно-печатный и визуальный варианты коммуникации Маршалл Маклюэн дал серьезный повод к пониманию того, что в «галактике Гутенберга», а затем и в «галактике Интернет» реализовывалась мощная тенденция «к визуальной организации невизуального» [15, с. 246].

И здесь как раз обнаружилось, что «технологии Гутенберга» ещё как-то сохраняли иерархическую онтологию, ибо иерархия – средствами книгопечатания, живописи, архитектуры и скульптуры, – перешла в визуальное измерение» [там же, с. 249]. Однако заключенный на всех уровнях иерархии социальный опыт начал испарятся после «электронной революции». Последняя предложила более радикальные средства «сегментации и классификации», которые уже в «галактике Гутенберга» давали отрицательные результаты в виде уравнивания вещей и людей [та же, с. 305]. Такое уравнивание / уподобление вообще стало нормой: «тело человека подобно компьютеру, его hardware, а верования и желания человека аналогичны программному обеспечению компьютера, его software. Никого не волнует вопрос о том, верно или нет данное software отражает реальность. Важно то, способно ли данное software наиболее эффективно выполнить определенную задачу» [16, с. 28].

Но даже если не брать в расчет этот пустячок, т.е. возникновение новой породы «людей, желающих складываться по примеру подзорной трубы» (Л.Кэролл), то нужно ещё раз нужно вспомнить о свободе, как настоящей панацее от всех неприятностей такой реифицирующей идентичности. Но и тут нас ожидает разочарование: «Где же во всём этом (сетевом мире – О.А., М.Д.) свобода? Нет ни выбора, ни возможности принятия окончательного решения. Любое решение, связанное с сетью, экраном, информацией и коммуникацией является серийным, частичным, фрагментарным, нецелостным» [17, с. 84]. И судьба «Человека Телематического» (Ж.Бодрийяр), по видимому, в том, что структура всех его жестов – квантована: она складывается благодаря случайному соединению точечных решений» [там же, с. 85]. В таком случае мы получаем долгожданное благо свободы, растянувшееся на всю историю, или её конец? Вопрос остается открытым...

И последнее. Сетевая онтология предстает во многом как онтология виртуальная. На эту сторону обращают внимание многие исследователи, подчеркивая её «устойчивое неравновесие». В частности российский автор С.С.Хоружий утверждает, что «вся сфера виртуальности неотличима от чистого несуществования: является невидимою» [18, с. 314]. В ней никакая сущность и никакой телос не достигают «совершенной актуализации», в т.ч. по причине специфического движения «виртуальных частиц» (информационных сгустков) по «виртуальным траекториям» (сетям). Последние не обладает ни физическими, ни метафизическими свойствами и условиями. Но неаристотелевский (неэссенсиалистский) характер этой онтологии проявляется ещё и в том, что иным полюсом её существования, полюсом, одновременно потребляющим и развивающим её «продукты», структуру и функции, выступает «психологическая виртуальная реальность». Ей то на самом деле поручена субъективная селекция, фрагментация/ дефрагментация, актуализация/ архаизация, сакрализация/ профанация и другие процедуры ценностного «творения» бытия в-мире-без-подлинных-ценностей. Но уже Ж.-П.Сартр догадался о том, что человеческая субъективность в одной из своих неадекватных установок – источник нигитологии и нигитопрактики. А в наши дни Г.Джемаль заговорил об информационном обществе и его главном ресурсе – информации, как «самой совершенной эссенции лжи, которую будет загонять «шприц», воткунутый в мозги человечества» [19, с.73]

Итак, вере в чудодейственные свойства матери-земли, в героя, в Бога, в Царя, разум, силу религиозной чувственности и т.д. предпочитается «технологическая вера», т.е. вера в тот же инструментальный разум (помноженный на информационное потребление), о котором М.Хоркхаймер в своё время недвусмысленно сказал: «Поступальна раціоналізація, як її розуміють і практикують у нашій цивілізації, має тенденцію знищувати саму ту субстанцію розуму, в ім'я якої виступають за прогрес» [20, с.23]. Что же остается? «Имманентная онтологическая альтернатива», пронизывающая всякое бытие-действие человека, вовлеченного в архитектонику событийно вершащегося Бытия.

В связи с обозначенным проблемными узлами напрашивается следующий вывод: сетевой принцип – имплантированный в социоструктуру и отождествленный с нею, несет в себе ряд неопределенностей нормативного и антропологического характера. Если он и хорош, то не для решения (всегда инструментального и процедурного) фундаментальных проблем человеческого существования. Тем более в модусе сопряжения с «другим».


 

Литература

1. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004. При этом Фрэнк Уэбстер не уделяет достаточного внимания одной из версий рефлексивной модернизации, более известной под названием теории «общества риска». Её исходные положения, изложенные в одноименной работе немецкого социолога Ульриха Бека (Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс - Традиция, 2000 (1986)) были развиты им в работе «Изобретение политического» (Beck U. Vynalézání politiky. K teorii reflexivní modernizace. – Praha: Sociologické nakladatelství, 2007 (1993)), а наиболее совершенную форму приобрели в тексте «Что такое глобализация?» (Бек У. Что такое глобализация? – М.: Прогресс - Традиция, 2001 (1997)).

2. Дугин А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй. Очерки геополитики ХХI века. – СПб.: Амфора, 2007.

3. Хантер Дж.Д., Йейтс Дж. Мир американских глобализаторов// Многоликая глобализация/ Под ред. П.Бергера и С.Хантигтона. – М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 341 – 377.

4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

5. Нейсбит Дж. Мегатренды. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003.

6. В одной из своих последних работ Ал Гор с большой долей озабоченности пишет о судьбе демократии в нынешней Америке. Её состояние он оценивает как неудовлетворительное, в том числе из-за блокирования властными и финансовыми кругами «публичного форума». – Гор А. Атака на разум. – СПб.: Амфора, 2008. – С. 123 -125. Напротив, «возрождение демократии» может быть обеспечено Интернетом и его ресурсами. – Там же, с. 403 – 411.

7. Масуда Й. Гіпотеза про генезис Homo intellegens// Сучасна зарубіжна соціальна філософія. Хрестоматія: Навч. посібник. – К.: Либідь, 1996. – с. 335 - 361.

8. Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства// Информационное общество: Сб. – М.: «Издательство АСТ», 2004. – С. 349 - 352.

9. Чубайс И.Б. Россия и Европа: идейно-идентификационный анализ// Вопросы философии. – 2002. – № 10. – С. 29 - 44.

10. Нанси Ж.-Л. Досвід свободи. – К.: Український Центр духовної культури, 2004.

11. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2005.

12. Несмотря на утверждение В.И.Мильдона о том, что ресурсы утопии как типа сознания уже исчерпаны, и она окончательно уступила своё место истории как типу сознания. Причем именно в рамках западной цивилизации. – Мильдон В.И. История и утопия как типы сознания// Вопросы философии. – 2006. - № 1. – С. 15 - 24. Данное несогласие покоится на радикальной аналитике системы референций западного общества и его индивидов, которую проделал Ж.Бодрийяр вслед за тезисом Ж.-Ф.Лиотара о конце мета-рассказа. Поскольку западное общество освободилось от «фантазмів минулої історії», и саму «історичну мету витіснено з нашого життя», то разговор о его неутопичности лишается смысла. – См.: Бодріяр Ж. Симулякри і симуляція. – К.: Основи, 2004. – С. 65 - 73. Напротив, перед нами гиперутопия ХХI века с её диктатом «вечно настоящего»!

13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс - Традиция, 2000.

14. Тоффлер Э. Революционное богатство. – М.: АСТ: АСТ Москва: Профиздат, 2008.

15. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

16. Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. – М.: «Традиция», 1997.

17. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. – М.: Добросвет, КДУ, 2006.

18. Хоружий С.С. О старом и новом. – СПб.: Алетейя, 2000.

19. Джемаль Г. Наследие Кириллова // Чеснокова Т.Ю. Пост-человек. От неандертальца до киборга. – М.: Алгоритм, 2008. – С.53-77.

20. Горгаймер М. Критика інструментального розуму. – К.: ППС-2002, 2006.

 

 



[1] Здесь термин «метафизика» употреблен в значении модификатора «метафизики социальной». Под ней российский автор В.Е.Кемеров подразумевает совокупность представлений, связанных с сверхфизическим бытием социальных процессов. – Кемеров В.Е. Метафизика социальная// Социальная философия: Словарь. / Сост. В.Е.Кемеров, Т.Х.Керимов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – С. 248 - 251.