Алексеева Л.А.

полвека любомудрия:
жизнь, люди, идеи

 

В цій статті авторка, що працювала 26 років на посаді завідувача кафедри філософії ДонНТУ, намагається відтворити історію її виникнення та труднощі становлення, згадуючи творчі здобутки, людські долі, розмірковуючи про її сьогодення та перспективи розвитку в системі технічного університету.

 

Алексеева Л.А. Полвека любомудрия: жизнь, люди, идеи.

В данной статье автором, проработавшим 26 лет на должности заведующего кафедры философии ДонНТУ, предпринимается попытка воспроизвести историю ее возникновения и трудности становления, поразмышлять о творческих достижениях, человеческих судьбах, о настоящем кафедры и ее перспективах в системе технического университета.

 

Аlexeyeva L.A. Half century of wisdom loving: life, people, ideas.

The author of this article has been working for 26 years as the head of the Chair of philosophy? at Donetsk National Technical University. In this article she tries to reproduce the history of the Chair appearing as well as some difficulties of its formation. The author recollects the creative achievements, the fortunes of the staff. The author reflects upon its nowadays as well as on the perspectives of its development within the system of technical university.

 

 

Кафедра философии как самостоятельное учебное и научное подразделение в Донецком национальном техническом университете (в то время Донецкий индустриальный институт) была создана в сентябре 1958 года. До этого времени, если говорить современным языком, социально-гуманитарное направление инженерного образования обеспечивала кафедра основ марксизма-ленинизма, начальный этап деятельности которой в структуре вуза относится к 1938 году [1; 2].

Полувековой юбилей дает нам право еще раз взглянуть на собственную историю, попытаться восстановить пройденный путь, основные вехи, события и судьбы людей.

Первоначально штат созданной кафедры философии насчитывал 7 преподавателей. Заведующим кафедрой был назначен Николай Васильевич Смирнов, выпускник философского факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. К этому времени Н.В.Смирнов защитил кандидатскую диссертацию и имел опыт преподавательской работы. Старшим преподавателем кафедры стала Нина Николаевна Кудленко, окончившая аспирантуру на философском факультете Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко. Старшими преподавателями были назначены также Анатолий Тарасович Нелеп и Вилен Филиппович Черноволенко. Оба имели опыт преподавания философии. На должности ассистентов были приняты М.В.Грибачева, кандидат исторических наук А.И.Паталашкина и М.В.Степанищева, проработавшие на кафедре непродолжительное время.

Уже в 60-е годы состав кафедры пополнился выпускниками философских факультетов Московского и Киевского университетов. Это: В.Д.Бояринцев, В.Е.Чумак, А.Н.Хримли (МГУ); П.В.Кирцицкий, П.А.Киселева, В.И.Даниленко, А.П.Лукьянов, Г.П.Пилипенко, С.И.Майоров (КГУ) и другие. Все молодые преподаватели активно включились в научную работу и через несколько лет большинство из них защитили диссертации. В те годы закладывался надежный профессиональный фундамент кафедры.

Все последующие годы при комплектовании преподавательского состава кафедры соблюдался принцип разумного сочетания специалистов, имеющих профессиональный и жизненный опыт, и молодых, только окончивших вузы. Так, в 70-е годы кафедра пополнилась зрелыми преподавателями, имеющими ученые степени и научные звания. В их числе - Л.А.Алексеева, О.А.Фаворский, Н.Б.Воронцов, К.П.Воронцова, Ю.Д.Туренко, впоследствии – А.В.Корнеев, А.Н.Чернышева, В.Н.Комов и др. В эти же годы старшим преподавателем кафедры стал Степан Сергеевич Мельников, опытный производственник, выпускник заочного отделения философского факультета МГУ, проработавший на кафедре в течение многих лет.

К преподавателям, которые пришли к философии уже имея производственный опыт, относится и Любовь Васильевна Кротенко. В 1961-1963 годах она училась в электротехническом техникуме. После его окончания 9 лет работала на производстве и одновременно училась заочно на философском факультете МГУ (1964-1970).

Кстати, немало в коллективе кафедры и других преподавателей, которые до поступления в университет трудились на производстве или служили в армии. Это: Г.А.Лемешко, А.Н.Чернышева, А.Н.Ищенко, В.Н.Таранущенко, А.С.Федосов и др. Имеются примеры ранней педагогической практики, предшествующей поступлению в университет. Так, Т.Б.Нечепоренко сразу после окончания средней школы преподавала в своей же школе русский язык и литературу. А.В.Сахно, получив аттестат зрелости, сразу же был приглашен работать в свою школу учителем математики и физики. Этот факт их биографии стал решающим в дальнейшей педагогической судьбе. Оба, окончив университет, стали высококвалифицированными профессиональными педагогами.

В 70-80-е годы после окончания учебы в университете или после аспирантуры на кафедру были приняты Е.В.Босенко, П.Ю.Саух, А.И.Кикта, В.Н.Таранущенко, В.К.Трофимюк, В.И.Пашков, Т.Б.Нечепоренко, А.В.Сахно, Н.Н.Заваленкова, В.Э.Оленцевич (КГУ); Т.А.Кутасова, П.А.Денисов, Н.П.Рагозин, И.М.Тоцкий, А.С.Федосов (РГУ); П.А.Цыганков, Л.В.Алехина, И.В.Гриздак, А.Н.Ищенко, Л.В.Кротенко, Т.В.Войцеховская, Л.А.Назарова (МГУ); А.В.Литвинцева (Томский университет); А.А.Емченко, Г.А.Лемешко (ЛГУ) и др. Набирая опыт преподавательской и научно-исследовательской работы и имея возможность воспользоваться достаточно разветвленной и доступной в те времена системой повышения квалификации (аспирантура, в том числе целевая, стажировка, институт повышения квалификации преподавателей общественных наук и т.п.), многие сотрудники сумели повысить свою квалификацию, защитив кандидатские диссертации. Из этой категории преподавателей до сих пор в нашем университете трудятся: доценты Т.Б.Нечепоренко, В.И.Пашков, Н.П.Рагозин, Т.В.Войцеховская, А.Н.Чернышева; ст. преподаватели Л.В.Кротенко, Г.А.Лемешко, В.Н.Таранущенко, В.К.Трофимюк, И.М.Тоцкий; ассистенты А.Н.Ищенко, А.С.Федосов.

К концу 80-х годов на кафедре сформировался стабильный, высококвалифицированный коллектив преподавателей, способных профессионально решать задачи философской, мировоззренческой, методологической подготовки будущих инженеров. В штате кафедры числилось 27 преподавателей и 5 лаборантов. Но, как оказалось, в недалеком будущем нас поджидали радикальные изменения. Вся система образования столкнулась с громадными трудностями, вызванными обрушением социальной системы, развалом государства. Эти социальные потрясения губительно сказались на науке, образовании и других социальных сферах, которые не могут нормально функционировать и, тем более, развиваться без материальной, финансовой поддержки государства. Если же попытаться охарактеризовать социально-экономическое положение многих вузов и вузовских работников на этапе исторического излома, то, пожалуй, главной для них стала озабоченность проблемой выживания.

Начался отток высококвалифицированных кадров из вузов. В этих условиях и наша кафедра лишилась многих специалистов, вынужденных самостоятельно, без помощи государства, искать способы и средства собственного жизнеобеспечения, нередко вне системы образования. В итоге кафедра в течение короткого времени потеряла ведущих специалистов: К.П.Воронцову, А.В.Литвинцеву, Л.А.Назарову, С.И.Майорова и др. Ослабленным в условиях социальных потрясений коллективом пришлось бороться за сохранение кафедры, осваивать новые курсы, новые методологические подходы в преподавании и в научно-исследовательской работе.

Это был трудный период нашей истории. В условиях социальной нестабильности, мировоззренческой неопределенности нашлись и те, кто готов был в реформаторском запале разрушать отлаженную и проверенную временем отечественную систему образования и, прежде всего, ее социально-гуманитарную составляющую. Это – с одной стороны. А с другой – усиливались громкие призывы к гуманизации образования и воспитания, звучавшие еще в перестроечное время. Но на фоне этого, в условиях фактического госбюджетного недофинансирования закрывались кафедры, сокращались аудиторные учебные часы на преподавание как раз социально-гуманитарных дисциплин, резко увеличивалась учебная нагрузка преподавателей, наполняемость студенческих академических групп и т.п. и, при этом, уменьшалась и своевременно не выплачивалась заработная плата сотрудникам вузов. Короче говоря, насаждалась превосходящая разумные пределы степень интенсификации процесса обучения. И, как следствие, снижалось качество, как теперь модно выражаться, образовательных услуг, а, значит, ставились под сомнение профессиональные качества будущих специалистов.

Но и в этих условиях мы старались добросовестно работать, смею сказать, мужественно служить делу, которому были призваны, следуя принципу «Кто, как не мы, раскроет молодым людям мудрость разума».

Думается, что во многом благодаря объединенным усилиям и подвижнической деятельности работников системы образования, ситуация в этой сфере начинает стабилизироваться к концу 90-х годов. Именно в это время и на нашей кафедре открылась возможность пополнить преподавательский состав молодыми специалистами, учеба и мужание которых выпали на годы, когда история уже пульсировала.

Так, в августе 1997 года на должность ассистента кафедры был принят Д.Е.Муза, выпускник философского факультета Ростовского государственного университета. Это было его второе высшее образование. Первое Дмитрий Евгеньевич получил в нашем университете (в те годы ДПИ) по специальности «инженер-механик». Будучи хорошо подготовленным, он уже в декабре 1997 года поступил в очную аспирантуру на нашей кафедре, которую успешно закончил и защитил в 2002 году диссертацию на тему «Методологический анализ события в философии истории» (научный руководитель – проф. В.Г.Попов). Работая затем в должности доцента, Д.Е.Муза проявил себя ответственным исполнителем кафедральных гостем, инициатором и активным участником проводимых кафедрой научных конференций, теоретических семинаров. Он регулярно публикует результаты своих исследований, в том числе в индивидуальных и коллективных монографиях. В настоящее время (2007-2008 гг.) является докторантом нашей кафедры. Тема докторской диссертации: «Социокультурная идентичность восточно-христианской цивилизации в условиях глобальных трансформаций» (научный консультант – проф. Ф.В.Лазарев).

В 2001 году доцентом кафедры стал О.И.Блащишин, работавший ранее учителем истории в одной из средних школ г. Доброполье Донецкой области, исследователь научного наследия Н.Я.Данилевского, защитивший диссертацию на тему «Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и ее современная трактовка» (научный руководитель – доцент Л.Г.Леонов). В настоящее время он читает лекционные курсы для студентов-горняков.

В 2002 году на должность профессора кафедры был приглашен Р.А.Додонов, выпускник философского факультета Киевского национального университета, защитивший кандидатскую диссертацию на тему: «Гуманизация этнических отношений как фактор развития свободы» (1995), а затем – докторскую диссертацию на тему: «Социально-философский анализ процесса формирования и функционирования этноментальности» (1999). Являясь специалистом в области социальной философии и философии истории, он активно включился в работу кафедры. С его участием удалось значительно расширить аспирантуру, содержание и уровень кафедральных изданий.

Особо следует отметить то обстоятельство, что приход на кафедру молодых специалистов Д.Е.Музы, а затем и Р.А.Додонова способствовал заметному оживлению научно-исследовательской работы, более полному раскрытию творческого потенциала как отдельных преподавателей, так и коллектива кафедры в целом, расширению межвузовского сотрудничества.

Нам представляется, что одним из важных факторов, обеспечивающих креативный потенциал кафедры, стало и то, что в ее составе всегда были выпускники философских факультетов крупнейших университетов (Московского, Киевского, Ростовского, Ленинградского, Томского и др.). Это разнообразие философских школ положительно сказывалось на постановке как учебно-воспитательного процесса, так и научных исследований, способствовало расширению кругозора преподавателей кафедры и ее творческих контактов.

За годы своего существования кафедра стала хорошей школой профессионального и гражданского становления для многих молодых преподавателей, которые со временем стали известными учеными, педагогами, общественными деятелями. Среди них:

- А.Т.Нелеп, доктор философских наук, профессор, директор Института повышения квалификации преподавателей кафедр общественных наук при Киевском университете;

- В.Ф.Черноволенко – ведущий научный сотрудник отдела социологии Института философии НАН Украины;

- В.И.Даниленко, начальник Управления преподавания общественных наук Минобразования УССР;

- П.Ю.Саух, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Ровенского института водного хозяйства, ныне – ректор Житомирского государственного университета им. И.Франко;

- П.А.Цыганков, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО МИД РФ;

- А.В.Литвинцева, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и культурологии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана;

- Т.Л.Кутасова, кандидат философских наук, доцент, начальник научно-исследовательского отдела Ростовского таможенного института;

- А.В.Корнеев, кандидат философских наук, доцент, депутат Верховной Рады Украины первого созыва, затем – советник Президентов Украины Л.Д.Кучмы и В.А.Ющенко, научный консультант судьи Конституционного Суда Украины;

- В.Э.Оленцевич, выпускник философского факультета КГУ, получив второе юридическое образование, стал профессиональным и признанным адвокатом, членом Союза адвокатов Украины;

- Н.П.Рагозин после окончания философского факультета Ростовского университета и соответствующей аспирантуры в этом вузе в 1985 году стал сотрудником нашей кафедры. В 1987 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Проблема власти в политической философии русского либерализма второй половины ХІХ в. – начала ХХ в.: критический анализ». В 1990 году стажировался в течение года в Институте философии Академии наук СССР в секторе политической философии. Вскоре после этого стал зав. кафедрой культурологии и политологии (в настоящее время кафедра социологии и культурологии) нашего университета.

А.А.Емченко, будучи уже кадровым работником кафедры, авторитетным старшим преподавателем, в новых условиях одним из первых стал заниматься предпринимательской деятельностью и оказался успешным и на этом поприще.

Необходимо вспомнить и тех коллег, которые выросли и состоялись на нашей кафедре профессионально, а впоследствии были приглашены на работу в другие донецкие вузы. Так, В.Д.Бояринцев стал зав. кафедрой научного атеизма, этики и эстетики Донецкого педагогического института (в настоящее время Донецкий национальный университет); доцентом этой же кафедры стала А.Н.Хримли. П.В.Кирцицкий был назначен зав. кафедрой философии Донецкого института советской торговли (сейчас это Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М.Туган-Барановского). В.В.Алехин, работая на нашей кафедре, защитил кандидатскую диссертацию и вскоре перешел на должность заведующего кафедрой философии ДонНУ, а после защиты докторской, кроме донецких вузов, работал в должности зав. кафедрой философии одного из московских медицинских университетов.

Мы можем гордиться и тем, что в свое время на скромную должность старшего лаборанта учебно-методического кабинета (за неимением вакансий преподавателя) приняли выпускницу философского факультета КГУ Т.В.Целик. Она проявила себя человеком энергичным, целеустремленным, трудолюбивым. В условиях, когда в перестроечном запале обрушили науку, образование, специалисту-гуманитарию не так просто было найти свое место, утвердить себя профессионально. Т.В.Целик сумела выстоять, защитить диссертацию, теперь она — ведущий доцент кафедры философии ДонНУ, секретарь Специализированного ученого совета по защите кандидатских диссертаций по социальной философии и философии истории при ДонНУ. Опубликованные ею книги свидетельствуют о творческом потенциале и достойных профессиональных и человеческих качествах автора [3].

Говоря о преподавателях кафедры, нельзя обойти вниманием наше многолетнее сотрудничество с профессорами, которые работали в нашем коллективе в качестве совместителей, а также тех, тесное взаимодействие с которыми продолжается и в настоящее время. Среди них: М.Н.Морозов, д-р филос. наук, профессор, специалист в области философии сознания, теории творчества. Он привлекался для работы с аспирантами и соискателями, проводил с ними занятия по истории философии и систематическому курсу философии, консультировал и рецензировал аспирантские рефераты, был членом комиссии по приему кандидатских экзаменов. Проф. М.Н.Морозов принимал участие в разработке и подготовке к изданию учебно-методических пособий для этой категории обучающихся. До последних дней своей жизни он был членом редакционной коллегии Сборника материалов Международной научной конференции «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность» и «фахового» сборника «Ноосфера и цивилизация», издаваемых кафедрой философии ДонНТУ.

Г.В.Гребеньков, доктор филос. наук, специалист в области философской антропологии, является научным руководителем аспирантов и соискателей нашей кафедры, работавших по этому направлению и успешно защитивших кандидатские диссертации (Е.В.Болотина, В.С.Козакова, В.Д.Стасевич, Л.А.Шигимагина). По инициативе проф. Г.В.Гребенькова и при поддержке проф. Е.С.Отина (ДонНУ) преподаватели нашей кафедры приняли участие в выпусках Вестника Донецкого отделения Петровской Академии Наук и Искусств «Слово и мысль» (1999, 2001, 2003). В этих выпусках, наряду с филологами ДонНУ и философами других донецких вузов, были опубликованы статьи некоторых преподавателей и нашей кафедры [См.: 4].

В.Г.Попов, доктор философских наук, профессор, известный своими исследованиями в области философии истории, социальной философии, философии науки и техники, привлекается к приему кандидатских экзаменов у аспирантов и соискателей по этим специальностям, к рецензированию соответствующих диссертаций. Проф. В.Г.Попов — активный участник Международной научной конференции «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность», один из авторов коллективной монографии «Цивилизация: от локального к глобальному Граду» [5], опубликованной на нашей кафедре.

Л.Н.Никитин, доктор философских наук, профессор, специалист в области философии природы, философии естествознания, с которым мы сотрудничаем при подготовке научных статей для «фаховых» изданий в учебно-методической работе. В частности, нами совместно под руководством проф. Л.Н.Никитина подготовлены межвузовские учебно-методические пособия по философии для студентов-заочников. Варианты этих пособий уже несколько раз издавались и переиздавались в Донецке и Киеве при поддержке Научно-методического центра МОН Украины. Преподаватели кафедры задействованы в написании учебника по философии под редакцией проф. Л.Н.Никитина. В свою очередь, Л.Н.Никитин и его аспиранты являются активными участниками научной конференции «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность». Всё это способствует взаимному творческому обогащению.

Профессора Г.В.Гребеньков, В.Г.Попов, Л.Н.Никитин являются членами редакционной коллегии Сборника материалов Международной научной конференции «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность», а также «фахового» издания нашей кафедры «Ноосфера и цивилизация».

В последнее время установилось более тесное взаимодействие с Н.Н.Емельяновой, доктором философских наук, профессором кафедры философии ДонНУ. Она вошла в редакционную коллегию уже указанных выше кафедральных изданий, проявила себя активным участником нашей традиционной конференции, посвященной В.И.Вернадскому.

Кафедра философии ДонНТУ связана творческими узами с проф. И.Т.Пасько, возглавляющим Донецкое отделение Центра Гуманитарного образования НАН Украины. Игорь Трофимович выступает строгим, но объективным и доброжелательным рецензентом опубликованных нами работ.

За годы своего существования кафедра накопила большой опыт постановки научно-методической, научно-исследовательской и учебно-воспитательной работы.

Что касается научно-методической работы, то следует отметить, что на всех этапах своей истории кафедра не выпускает из поля зрения вопросы научно-методического обеспечения учебного процесса. Мы исходим из того, что целью изучения вузовского курса философии является повышение общей культуры и формирование мировоззренческой культуры личности будущего специалиста. Философская культура предполагает усвоение определенного объема философских знаний и умение применять эти знания в повседневной, профессиональной и общественной деятельности. Намеченная цель осуществима через определение ряда задач, нахождение эффективных способов и средств их решения в сложившейся образовательной ситуации. Но в числе этих задач всегда выделяются приоритетные. Это: задача расширения сознания, задача формирования навыков критического мышления, задача формирования самобытной, самостоятельной личности [6, с.44-48]. Отмеченные задачи исключительно актуальны для контингента студентов технического вуза. Их успешное решение во многом зависит от правильного подбора и расстановки преподавательских кадров, их профессиональной и методической грамотности. На кафедре много внимания уделялось работе с молодым пополнением.

Во-первых, практиковалось индивидуальное наставничество опытных преподавателей над вновь прибывшими по направлению выпускниками вузов по системе государственного распределения. Молодые специалисты имели возможность прослушать курс лекций своего наставника, посещать его семинары, т.е. на практике постигать опыт старшего коллеги. В свою очередь, наставник в течение года опекал своего молодого коллегу, согласно плану посещал его семинарские занятия, обстоятельно анализировал их в индивидуальной беседе, поначалу помогал составить подробный план обсуждения каждого вопроса, учил выделять главное, осмысливать мировоззренческое и методологическое значение обсуждаемых проблем и т.п. Наставник стремился привить практические навыки руководства семинарским занятием, подготовки необходимой учебно-методической документации для успешного учебного процесса. В результате индивидуального наставничества значительно облегчался и сокращался период адаптации молодых сотрудников в кафедральном коллективе. Наиболее запомнившиеся примеры наставничества: доц. О.А.Фаворский — асс. А.С.Федосов; ст. преп. Н.Н.Кудленко — асс. Т.Л.Кутасова; доц. Л.А.Алексеева — асс. И.В.Гриздак.

Во-вторых, долгое время на кафедре работал методический семинар молодых преподавателей под руководством Н.Н.Кудленко, человека редкого педагогического дарования, по очень точной характеристике Н.В.Смирнова, первого заведующего кафедрой философии ДонНТУ, Учителя от Бога. Прежде чем войти в студенческую аудиторию, молодые ассистенты сами становились «студенческой группой» и обсуждали конкретную, каждый раз новую тему семинара, возможные проблемные ситуации, которые следовало разрешать совместно. Это была хорошая школа педагогического мастерства, своеобразная «мастерская», которая обеспечила преемственность кафедральных поколений.

Кафедра активно привлекала молодых специалистов к разработке планов семинарских занятий по основному курсу философии, к подготовке индивидуальных заданий для самостоятельной работы студентов и другой необходимой учебной документации. В 70-80-е годы, когда в нашем вузе обучалось много иностранных студентов не только из африканских и азиатских, но и европейских (ГДР, Чехословакия, Венгрия, Польша и др.) стран, кафедра философии совместно с кафедрой русского языка специально для этой категории студентов издавали учебно-методические пособия по философским курсам в двух частях (I часть по курсу диалектического материализма, II часть — по курсу исторического материализма).

Начиная с 70-х годов, кафедра накапливает опыт подготовки кафедрального фонда текстов лекций, прежде всего, по основному курсу философии. В 90-е годы были подготовлены и изданы тексты лекций по основным темам курса «Религиоведение». В эти же годы разрабатываются новые учебные программы по всем кафедральным курсам — философии, истории философии, этики, эстетики, религиоведению, а затем — и логики. В 2000-е годы все эти программы были доработаны и обновлены в соответствии с регламентом Министерства образования и науки Украины для всех категорий обучающихся — студентов, магистрантов, аспирантов.

Указанные наработки были воплощены в сложившейся и активно используемой ныне модели преподавания философских дисциплин, органично объединявшей в себе как классическое видение мировоззренческих проблем, так и авторский подход, диалог преподавателя со студентом в аудиторных и внеаудиторных формах работы. Эту модель можно обозначить как личностно акцентированную.

В русле адаптации названной модели на кафедре накоплен опыт подготовки такой формы учебного пособия, как «Словарь философских терминов по курсу «Философия» для студентов всех специальностей». - Донецк: ДонНТУ, 2002 — 69 с.

Характеризуя научно-методическую работу кафедры, следует отметить активную, подвижническую деятельность доцента Виктора Ивановича Пашкова, который курирует разработку и публикацию Планов семинарских занятий по курсу «Философия», учебных программ и учебного пособия по курсу «Религиоведение». Благодаря его усилиям подготовлен и издан словарь философских терминов по курсу «Философия» (2002) и др.

Следующим шагом в реализации модели была подготовка учебно-методических пособий «Философия», «Философия науки и техники», «Этика и эстетика» [7], получивших гриф Министерства образования и науки. Наряду с этим за последнее десятилетие преподаватели кафедры включились в разработку межвузовских пособий, пять из которых получили гриф МОН Украины [См.: 8].

В настоящее время основные усилия кафедры направлены на разработку новых учебно-методических пособий по курсам «Религиоведение» (доц. В.И.Пашков, ст. преп. Г.А.Лемешко и др.), «Логики» (ст. преп. А.В.Сахно и асс. А.Н.Ищенко). Доц. Д.Е.Муза разработал программу спецкурса «Методология глобальных проблем современности», рекомендованного Министерством образования и науки Украины для студентов экономических специальностей по выбору. Программа включает не только темы лекционного курса, но и планы семинаров, индивидуальные задания студентам. - Донецк: ДонНТУ, 2008.

Заметный вклад в развитие кафедры вносят сотрудники, которых принято относить к категории учебно-вспомогательного персонала. Они обеспечивают нормальное повседневное функционирование кафедры и учебно-методического кабинета, помогают студентам и преподавателям полноценно выполнять свои обязанности.

За всю 50-летнюю историю кафедры этих сотрудников, сменяющих друг друга, было немало. Но на их фоне выделяются те немногие, кто трудился на нашей кафедре десятилетиями, считая эту работу неотъемлемой частью своей жизни. В их числе: Т.Г.Никитич, Е.В.Кудленко, Т.Д.Реверская, И.А.Павлюченко. Все они были хорошими методистами, активно занимались библиографической работой, рассчитывали и учитывали учебную нагрузку преподавателей, заботились о регулярном пополнении книжного фонда учебно-методического кабинета, аккуратно вели необходимую кафедральную документацию и многое другое.

Эту традицию в настоящее время продолжают ст. лаборант А.Г.Репина (стаж работы на кафедре 24 года), лаборант Т.И.Салмаш (соответственно - 34 года). Многолетний опыт работы, ответственное отношение к делу позволяет им справляться с возросшими обязанностями. Сегодня уже невозможно представить кафедру без этих сотрудниц. В условиях, когда, как уже отмечалось, увеличивается учебная нагрузка преподавателей, в связи с чем наблюдается уменьшение штата профессорско-преподавательского состава, происходит и совсем нелогичное уменьшение учебно-вспомогательного персонала. Нелогичное потому, что увеличиваются часы на самостоятельную работу обучающихся, которых надо обеспечивать необходимыми методическими материалами, консультациями и т.п.

В 2007 г. на должность ст. лаборанта кафедры принята Н.Н.Семенюта, выпускница Донецкого института искусственного интеллекта, основные усилия которой направлены на компьютерное оформление необходимой учебно-методической документации. Это в определенной степени снижает остроту проблемы, связанной с методическим обеспечением самостоятельной работы студентов, магистрантов, аспирантов, но далеко не решает ее в полной мере. На наш взгляд, необходимо снижать учебную нагрузку преподавателей с тем, чтобы они имели возможность консультировать и контролировать самостоятельную работу обучающихся. Это первое. И второе: недопустимо уменьшать штат учебно-вспомогательного персонала и перекладывать на преподавателей функции этой категории работников.

Переходя к научной работе кафедры, следует отметить, что с самого начала, еще в 60-е годы, она была тесно связана с темами диссертационных исследований преподавателей, что и нашло свое отражение в первом Сборнике научных трудов кафедры философии, изданном в 1960 году. В нем были опубликованы четыре статьи: Н.В.Смирнов «Проблема начала исследования законов в «Капитале» К.Маркса»; Н.В.Смирнов «Основные принципы воспроизведения конкретного как целого в «Капитале» К.Маркса»; В.Д.Бояринцев «Проблема причинности в современной физике»; А.Т.Нелеп «Анализ и синтез как методы научного познания».

В дальнейшем преподаватели кафедры занялись разработкой научно-методической темы, связанной с конкретно-социологическими исследованиями проблем эффективности форм и методов воспитательной работы со студенческой молодежью (руководитель — Н.Н.Кудленко). В эту работу были вовлечены не только сотрудники кафедры философии, но и специалисты других кафедр как социогуманитарного, так и технического профиля. Практически при кафедре философии организовалась общеинститутская социологическая группа, которая обеспечивала тесные контакты со всеми факультетами, что позволило непосредственно изучать контингент студентов нашего вуза. Опросы, которые проводились в виде письменного анкетирования, позволили выявить интересы, запросы, настроения студентов, их взаимоотношения в академических группах. Полученная «живая» информация обобщалась, активно и оперативно использовалась для выработки практических рекомендаций, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса. Разработанный и опубликованный по результатам этих исследований Комплексный план коммунистического воспитания студенческой молодежи демонстрировался на Выставке достижений народного хозяйства в Москве, что в те времена свидетельствовало о его признании и высокой оценке.

В последующие годы тематика научно-исследовательской работы кафедры постоянно расширялась и углублялась, но она не потеряла своей «человеческой направленности» и была посвящена изучению темы «Философия гуманизма, науки, техники, образования». Это философское направление в течение ряда лет разрабатывается в кафедральных гостемах, находит отражение в тематике проводимых кафедрой научных конференций и соответствующих сборниках их материалов: «Научно-техническое творчество: методологические социально-экономические проблемы» (1990); «Гуманизация образования в техническом университете» (1994); «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность» (1996); «Философия и гуманистические ценности в современном инженерном образовании» (1998).

В условиях радикальных исторических изменений философия стала затрагивать в своих исследованиях гораздо больший спектр мирового культурного наследия. Возрос интерес к вненаучным формам знания, к их соотношению со знанием научным, к соотношению философии и науки, философии и техники, к многообразию философских концепций, по разному объясняющих мир, в котором мы живем.

Особо следует остановиться на научной теме, которая вот уже более десяти лет активно разрабатывается коллективом кафедры. В 1995 году по инициативе и совместными усилиями двух кафедр - кафедры полезных ископаемых и экологической геологии (зав. кафедрой - проф. Б.С.Панов и профессор кафедры И.Л.Никольский) и кафедры философии (зав. кафедрой — доц. Л.А.Алексеева) была проведена первая в нашем университете научная конференция на тему «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность», посвященная памяти академика В.И.Вернадского, основателя и первого Президента Украинской Академии наук,  состоявшаяся в год 50-летия со времени его кончины [9]. И хотя конференция организовывалась как региональная, в ней приняли участие не только ученые Донецкого региона, но и представители научной общественности Москвы, Санкт-Петербурга, Киева.

Информация о проведенной конференции была опубликована проф. Б.С.Пановым и проф. И.Л.Никольским в журнале «Геохимия» (1996, № 5) и имела резонанс в Украине, России и странах СНГ. Она привлекла внимание ученого из Санкт-Петербурга А.В.Лапо, составителя и одного из авторов интереснейшей книги «В.И.Вернадский: pro et contra» - антологии литературы о В.И.Вернадском за сто лет (1898 — 1998) [См.: 10]. В ответ на его просьбу мы направили в Санкт-Петербург скромный сборник нашей первой конференции и получили позитивную оценку. Андрей Витальевич Лапо, в свою очередь, бескорыстно передал несколько экземпляров названной выше книги о Вернадском нашему университету. В дальнейшем сотрудничество с А.В.Лапо укреплялось, налаживался взаимный обмен публикациями.

Начиная с 2001 года, когда в ДонНТУ состоялась вторая, на этот раз международная научная конференция «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность», когда значительно расширилась география и увеличилось количество ее участников, эта конференция стала традиционной и проводилась через каждые два года (2003, 2005, 2007).

Фактически в эти годы она воплотилась в такую форму творческих контактов, как Чтения, получившую распространение в филологической, литературной, философской среде. Чтения, как правило, посвящаются именам классическим, на которых держатся традиции. Традиции же привлекают к себе пристальное внимание, нуждаются в осмыслении. Опыт проведения, в нашем случае, «Вернадских чтений» показывает, что мы получили хорошую возможность соприкоснуться с глубиной мысли В.И.Вернадского, ощутить универсализм и уникальность личности великого ученого, мыслителя, гражданина.

Большое впечатление на участников Чтений произвел доклад «Гений братских народов» члена-корреспондента РАН, директора Северо-Кавказского научного центра высшей школы, профессора Жданова Юрия Андреевича, знатока и почитателя В.И.Вернадского.

Один из участников «Вернадских чтений» проф. В.П.Яковлев (РГУ) подчеркнул, на наш взгляд, главное в характеристике великого отечественного ученого-энциклопедиста. «Имя академика Вернадского связано со многими замечательными открытиями в естествознании, с глубоким проникновением в гуманистику» [11, с.3]. Именно этим и интересен Вернадский участникам Чтений, посвященных его имени. Интересен широтой охвата и глубиной проникновения. Каждый участник Чтений, осмысливая гениальные пророческие идеи В.И.Вернадского, соотнося их с современностью, стремится раскрыть их актуальность и, тем самым, побуждает научный поиск на поприще всё еще мало изученного богатейшего духовного наследия великого соотечественника.

Есть еще одно не менее важное обстоятельство. «Вернадские чтения» сближают ученых различных специальностей, способствуют усилению междисциплинарных связей, что взаимно обогащает науки, расширяет их эвристические возможности. Наглядным примером такого сближения наук может служить сотрудничество кафедры физики и кафедры философии нашего университета, которое благодаря Чтениям получило новый импульс для развития. Профессор В.А.Гольцов, зав. кафедрой физики вместе со своими сотрудниками и американскими партнерами по участию в международных исследовательских проектах водородной энергетики являются постоянными участниками «Вернадских чтений». Опираясь на учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, они выдвигают идею будущей водородной цивилизации и разрабатывают проекты ее реализации. Эти вопросы коллеги-физики неоднократно выносили на обсуждение участников нашего форума, что соответственно, отражено в опубликованных сборниках заслушанных докладов и сообщений.

Анализируя тематическое разнообразие докладов и сообщений участников «Вернадских чтений», нельзя не видеть, что в них все же преобладают темы, которые характеризуются еще более «глубоким проникновением в гуманистику», чем это наблюдалось у самого В.И.Вернадского. И это не случайно. Осмысление и переосмысление антропологических, гуманистических идей великого ученого, его понимания места и роли человека в мироздании осуществляется с учетом глубоких глобальных изменений, которые произошли в мире за последние десятилетия. Сегодня приходит осознание не только ограниченности природных ресурсов, но и возможной ограниченности бытия человечества, реальной угрозы его самоуничтожения. В связи с этим в современной глобалистике произошел поворот к человеку, к духовным основам его бытия, сформировалось такое приоритетное направление глобальной проблематики как философско-атропологическое, рассматривающее человека в качестве главной проблемы и, одновременно, главного средства решения глобальных проблем.

Во многих выступлениях звучала острая озабоченность современным состоянием человечества, обеспокоенность его будущим. Особое внимание уделялось проблеме выживания человечества, которая, в связи с обострением экологического кризиса, выдвигается на первый план и уже формулируется в качестве первостепенной практической задачи на данном этапе развития человеческой цивилизации. Эти проблемы активно обсуждались в докладе зав. кафедрой философии ДонНУ, проф. Т.А.Андреевой «Идеи Вернадского как научный ориентир развития человечества». Автор доклада, рассматривая будущее человечества, опирается на оптимистические научные ориентиры Вернадского, который, выступая против естественнонаучного редукционизма, мечтал об объединении человечества в мировое сообщество свободных людей и стремился найти объективные основы их объединения. Таким цементирующим фактором в ноосферном процессе выступает культура. Значит, в этом объединении не просто возрастает значимость антропологического фактора, а происходят качественные изменения самой «антропологичности». Человек рассматривается не просто как результат культурного развития, а как создатель самой культуры. Речь идет о возрастании субъективного момента в социокультурном пространстве. Автор фиксирует важную мысль Вернадского, для которого цивилизованное устройство общества осуществляется на основе совершенствования материального производства и одновременно — в процессе развития духовных, творческих потенций человека [12].

В докладе доц. Д.Е.Музы (ДонНТУ) «Антропосфера: реальность или иллюзия?» фиксируется внимание на одной из самых важных проблем философии истории — поиске механизма, обеспечивающего подлинное единство и согласие внутри стремительной стратификации антропосферы. Докладчик отмечает, что сам В.И.Вернадский возлагал надежду на многомерность Разума, полифонизм его культурных превращений, инверсируемых к традиции. В докладе подчеркивается, что творчество культуры не сводимо к научному творчеству. Оно предполагает развертывание эстетической, этической и ценностно-витальной программы, обращенной к Идеалу. Поэтому в интересах рассматриваемой темы, считает автор доклада, необходимо прислушаться к идеям современного философа В.А.Кутырева, провозглашающего «новую консервативную революцию и борьбу за традицию». В условиях почти тотального варварства (нигилизма, разнузданного гедонизма) консерватизм остается надежным компасом жизни антропосферы и шире — биосферы. Особенность консерватизма состоит в том, что он «опирается на всю полноту духа человека — не сужая его до со-знания» [14, с.107]. Поддерживая точку зрения Кутырева, докладчик видит в этой позиции одну из важнейших предпосылок достижения подлинного единства реальной антропосферы [13, с.233-235].

Большое впечатление на участников Чтений произвел доклад Ю.Н.Киклевича (Донецкое региональное отделение Академии технологических наук Украины) «Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не самоуничтожение? (Перечитывая В.И.Вернадского)». В этом докладе освещались не только деятельность В.И.Вернадского, жившего в атомную эпоху и самым тесным образом связанного с атомными проблемами страны (СССР), но и атомные проблемы современной Украины и, в частности, причины Чернобыльской катастрофы. В этом выступлении содержался призыв осознать «уроки Чернобыля» и повысить ответственность исполнителей всех уровней, а также научных и правительственных структур.

Эта тематика получила свое отражение и в Материалах «Вернадских чтений» 2005 г. Наиболее ярко об этом свидетельствуют следующие доклады и сообщения:

- совместный доклад ректора ДонНТУ, проф. А.А.Минаева и проректора ДонНТУ, проф. И.П.Навки «Торжество «царства разума» - дело «всех и каждого»;

- доклад С.В.Третьякова (Государственное управление экологии и природных ресурсов Донецкой области) «Актуальные проблемы экологии Донбасса»;

- сообщение доц. И.В.Митиной (РГПУ, Россия) «Ноосферный идеал равенства и современная практика»;

- сообщение проф. В.М.Таланова (ЮРГТУ, г. Новочеркасск) «Цунами невежества»;

- сообщение ст. преп. В.Г.Кучерука (ДонНТУ) «Homo Oеcologicys» В.И.Вернадского» и др.

Вокруг «Вернадских чтений» образовалось ядро постоянных участников этого форума. Наряду с группой преподавателей нашей кафедры ими стали: представители кафедры философии ДонНУ (профессора Т.А.Андреева и Н.Н.Емельянова; доценты В.А.Капустин, Т.В.Целик, М.В.Колинько); а также кафедр философии других донецких вузов в лице профессоров Г.В.Гребенькова, Л.Н.Никитина, В.Г.Попова и их аспирантов. Присоединился к этому сообществу и коллектив кафедры философии Славянского национального педагогического университета (руководитель кафедры — Л.И.Мозговой).

Постоянными участниками наших встреч являются и представители российских вузов. Среди них: В.М.Таланов, профессор Южно-Российского государственного технического университета (г.Новочеркасск). Знаток и почитатель В.И.Вернадского, он проявляет большой интерес к современным проблемам философии жизни, философии выживания и философии образования, активный и мудрый участник наших дискуссий; И.И.Малышко, д-р филос. наук, профессор (Российский государственный социальный университет, г.Москва) — специалист в области синергетики, рассматривающая современную синергетическую картину мира как дополняющую и развивающую созданную В.И.Вернадским биосферную картину мира.

На «Вернадских чтениях» в нашем университете нередко представительствуют преподаватели кафедры социологии и культурологии Московского государственного технического университета им. Н.Э.Баумана — А.В.Литвинцева, Г.В.Панина, Ю.П.Полуэктов, И.М.Ружавинская, И.Г.Тихая-Тищенко. Наиболее активно проявила себя в этом сообществе доц. А.В.Литвинцева. В ее докладах обстоятельно освещались современные проблемы ноосферы и вопросы формирования индивидуальной экологической культуры. Обладая полемическим даром, способностью живо и эмоционально воспринимать действительность, она зачастую выступает инициатором дискуссий, умело будирует интеллектуальную активность присутствующих.

Более остро философско-антропологические проблемы в аспекте формирования современного экологического сознания обсуждались на V Вернадских чтениях. В приветственном слове участникам чтений ректор ДонНТУ проф. А.А.Минаев отметил, что для жителей Донбасса экологическая тематика является особо важной, учитывая общий комплекс региональных проблем, явную перегруженность территории вредным промышленным производством горно-добывающего, металлургического и химического профиля. На сегодняшний день проблемы экологии объединяют всех небезразличных к своему будущему людей.

Таких небезразличных людей в ДонНТУ немало. Ректор поделился опытом экологического образования и экологического воспитания, накопленного в Донецкой политехнике. В университете существует достаточно разветвленная система профессионального экологического образования на факультетах экологии и химических технологий, металлургическом, горно-геологическом, геотехнологий и управления производством и др. Экологическое воспитание будущих инженеров всех специальностей всегда держат в поле своего зрения кафедры социально-гуманитарного профиля. Более подробно была отмечена кафедра философии, которая ведет серьезную работу среди студентов, магистрантов, аспирантов по формированию у них экологически акцентированного мышления. Этому способствует научная тематика кафедры, защищенные кандидатские диссертации по проблемам экологического сознания и экологической культуры, проведенные ежегодные студенческие и магистерские конференции с публикациями лучших тезисов в тематическом сборнике и т.д.

Большое внимание на V Вернадских чтениях привлек доклад проф. МГУ А.Н.Кочергина «Экология и философия», в котором остро был поставлен вопрос о необходимости осознания гибельности для человечества сугубо техногенного пути развития. Человечество, считает докладчик, должно осознать, что его выживание обусловлено, прежде всего, изменением самого характера его отношения к природе. Общество может развиваться в той мере, в какой это могут позволить возможности природы. Переход человечества к ноосфере, обоснованный В.И.Вернадским, подчеркивает автор доклада, становится объективной необходимостью. Острота современной экологической ситуации ставит человечество перед необходимостью выработать программу выживания. И здесь свое слово должна сказать философия. Каждая эпоха рождает свою философию. Современная философия должна стать, прежде всего, философией выживания и устойчивого развития. Задача новой философии – искать способы построения таких социальных систем, которые обеспечили бы выживание цивилизации. В заключение подчеркивается, что новая философия должна стать не просто занятием профессионалов, но и образом жизни, главной ценностью которого является сохранение жизни в глобальном масштабе.

Участникам Чтений было представлено немало и других докладов и сообщений, вызвавших общий интерес и активное обсуждение. В частности, нельзя обойти вниманием сообщение проф. Ф.В.Лазарева. Делясь результатами своих исследований и своим опытом осмысления творческого наследия великого ученого в условиях новой исторической реальности, Феликс Васильевич считает, что глубокие изменения, которые произошли в мире за последние десятилетия, обязывают скоректировать наше понимание ноосферы. Разум и техника как геологические силы, фиксирует он, оказались не столь разумными как это представлялось ученым первой половины ХХ столетия. По этой причине идея ноосферы должна быть конкретизирована с учетом накопленного исторического опыта. И при этом следует иметь в виду не только природный, но и культурный аспект проблемы. Главное здесь состоит в том, что радикально переосмысливается само понятие Разума, он трансформируется в новое качество – Мудрость.

Таким образом, благодаря почитателям творчества В.И.Вернадского, проводимые Чтения соответствуют своему главному назначению — сохранять и развивать духовную традицию великого ученого и мыслителя, способствовать превращению ее в общечеловеческое духовное достояние.

Вместе с тем, проведенные «Вернадские чтения» и, особенно, пятые, обнаружили и свои слабые стороны. Это, во-первых, слабость организации, неумение привлечь людей именитых и заинтересованных. Во-вторых, невнимание к ним со стороны многих выпускающих кафедр, факультетов. В-третьих, «Вернадские чтения» в наше прагматическое время, как, впрочем, и другие подобного рода мероприятия попадают в зону риска, так как, с точки зрения руководителей-прагматиков (а они теперь практически везде правят бал), технократов такие форумы не имеют практической выгоды. Поэтому не всегда удается достучаться до тех, кто бы мог помочь в сохранении этой традиции, которая сама является хранительницей Духа.

В процессе проведения «Вернадских чтений» сложилось содружество кафедры с Академией технологических наук Украины, ее Донецким отделением. Проф. В.Н.Амитан, личность духовно богатая, новаторски устремленная, будучи Президентом этого отделения, оказал большую интеллектуальную, организационную, материальную поддержку этому форуму. Так, участникам ІІІ-х «Вернадских чтений» (2003 г.) от Академии был предложен обстоятельный доклад Ю.Н.Киклевича об экологических проблемах Донбасса и Украины, а также техническое сопровождение этих Чтений. В частности, великолепный слайдофильм о В.И.Вернадском (Д.Е.Филатов). Новый импульс на IV-х «Вернадских Чтениях» (2005) был получен от совместного доклада В.Н.Амитана и Ю.Н.Киклевича, посвященного богатому человеческому потенциалу нашего своеобразного, сегодня явно недооцениваемого, региона. К сожалению, именно человеческий аспект чаще всего остается за пределами внимания технократически настроенных руководителей.

Со своей стороны, наша кафедра откликалась на мероприятия, проводимые технологической Академией. Так, проф. Р.А.Додонов, доц. Л.А.Алексеева, доц. Д.Е.Муза выступали с докладами на организованных областной библиотекой им. Н.К.Крупской совместно с технологической академией научных чтениях, посвященных 140-летию со дня рождения В.И.Вернадского. В этом же составе мы выступили соавторами статьи «Региональные аспекты формирования экологического сознания», опубликованной в академическом издании «Энергия инноваций» (2005, № 4). Мы также были в составе большого, организованного Академией авторского коллектива, подготовившего книгу воспоминаний о нашем знаменитом земляке [См.: 15]. По результатам Областного конкурса эта книга была признана лучшим изданием 2006 года. Все авторы и составители соответственно стали Лауреатами этого конкурса.

Сегодня мы с благодарностью произносим имя В.Н.Амитана, великого патриота Донбасса, новатора, подвижника науки, образования, культуры, мудрого человека, учившего нас созидать, творить Добро.

Характеризуя научную работу кафедры, нельзя обойти вниманием еще одно направление наших исследований. Оно связано с именем знаменитого соотечественника, философа Г.С.Сковороды. Расширяя и углубляя «человеческую направленность» философских поисков, преподаватели кафедры обратились к изучению философско-этической составляющей его многогранного творческого наследия.

Полученные результаты обсуждались на межрегиональной научной конференции «Філософсько-етична спадщина Г.С.Сковороди та духовний світ сучасної людини», организованной нашей кафедрой совместно с Донецким коллежем (директор Г.А.Штейн — поклонник и большой знаток произведений Г.С.Сковороды и литературы о нем). Конференция состоялась 13-14 ноября 2002 г. и была посвящена 280-й годовщине со дня рождения философа-гуманиста, поэта, педагога-новатора. На конференции было заслушано 47 докладов и сообщений представителей высших учебных заведений Донецка, Запорожья, Славянска, Горловки, Краматорска и других городов Донецкой области.

В их числе 13 выступлений подготовлено преподавателями и аспирантами кафедры философии нашего университета, среди которых особо следует отметить доклад доцента Т.Б.Нечепоренко, в котором раскрываются истоки формирования философского мировоззрения Г.С.Сковороды, его места в мировом историко-философском процессе, тип его философского мышления, по мнению докладчика, не оторванного ни от своей эпохи, ни от украинской культуры, озабоченного поиском гармонии «разума» и «сердца» (доц. Т.Б.Нечепоренко).

Нельзя пройти мимо темы доклада проф. Р.А.Додонова «Східні мотиви в філософії Г.С.Сковороди», в котором он проводит исторические параллели между спецификой философствования Сковороды и Конфуция. Обнаруженные восточные мотивы в философии Сковороды, по мнению докладчика, делают Сковороду не только «украинским Сократом», но и «украинским Конфуцием». В этом связи докладчик заключает: «восточный след» в мировоззрении Г.С.Сковороды еще ждет своих исследователей.

Вторая конференция на тему «Філософсько-етична спадщина Г.С.Сковороди та духовний світ сучасної людини» состоялась 21-22 ноября 2007 года и была посвящена 285-й годовщине со дня рождения великого мыслителя. На этот раз участники конференции проявили более глубокий интерес к личности самого философа, его духовным устремлениям, образу жизни. На обсуждение выносились доклады, авторы которых стремились постигнуть оригинальную жизнь самобытного философа, его не столько внешнее физическое странствие в реальном времени и пространстве, сколько внутреннее странствие (вглубь своей души, в поисках внутреннего человека, постоянные поиски самого себя).

Преподаватели кафедры принимали участие в представительных философских форумах, среди которых следует особо отметить III Всероссийский философский конгресс в Ростове-на-Дону в сентябре 2002 года (сообщения Л.А.Алексеевой «О значении просветительской деятельности В.И.Вернадского в современных условиях», Д.Е.Музы «Россия: поиск цивилизационной идентичности в контексте процесса глобализации» [16]), Международную конференцию, посвященную 170-летию философского факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко [17] и IV Всероссийский философский конгресс в Москве в мае 2005 года (выступления Р.А.Додонова «Апология эклектики», Д.Е.Музы «Тема дузовной Родины в философии И.А.Ильина» и др. [18]).

Кафедра постоянно поддерживала и поддерживает творческие связи с родственными кафедрами вузов Донецкого региона и Украины в проведении международных, межрегиональных и региональных научных конференций, в подготовке межвузовских учебно-методических пособий, совместных публикаций и т.п.

В последние годы расширилось и разнообразилось сотрудничество с кафедрой философии философского факультета Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, с которой у нас существует договор о сотрудничестве. Это сотрудничество наполнилось уже реальным содержанием и приобрело самые разные формы: участие в конференциях и теоретических семинарах, консультирование докторантов, совместные публикации в «фаховых» изданиях ТНУ и ДонНТУ. Если раньше кафедры занимались научной проблематикой автономно, то на семинаре с участием зав. кафедрой философии Таврического университета проф. Ф.В.Лазарева, который приезжал в наш университет в ноябре 2006 года, выявился совместный интерес к проблемам локальных цивилизаций. Этот интерес начал реализовываться в намеченном нами долгосрочном проекте «Крым — Донбасс», первой ласточкой которого стало издание коллективной монографии «Цивилизация: от локального к глобальному Граду» [5]. В монографии просматривается три блока: методологический (доц. Д.Е.Муза, проф. Р.А.Додонов); теоретический (доц. Л.А.Алексеева, проф. Ф.В.Лазарев); прикладной (проф. В.Г.Попов, проф. М.А.Шульга, ст. преп. В.Г.Погосян). Книга посвящена одной из актуальнейших проблем цивилизационного развития человечества — поливариантности исторического процесса в условиях глобализации. Во время презентации монографии, проходившей в Фонде поддержки прогрессивных реформ, философская общественность города обсудила вопросы, поднятые в книге, и дала ей высокую оценку. Итогом прошедшей дискуссии явилась идея углубления намеченного проблемного поля и дальнейшее развитие самого межвузовского проекта «Крым — Донбасс».

В истории кафедры имеется также опыт международного сотрудничества с кафедрами философии Фрайбергской Горной Академии (ГДР) и вузов Катовице и Ополе (Польша). В развитие этого сотрудничества в 80-е годы большой вклад внесли доценты О.А.Фаворский, Л.А.Алексеева, К.П.Воронцов, А.В.Литвинцева, А.В.Корнеев, Ю.Д.Туренко.

За годы существования кафедры философии в ДонНТУ накоплен большой опыт воспитательной работы со студентами. При кафедре организован и активно функционирует студенческий культурно-воспитательный клуб «Устремление» (руководитель — ст. преп. В.К.Трофимюк), в котором увлеченно обсуждаются сложные проблемы современной цивилизации, прогнозирования ее будущего.

В воспитательной работе со студентами коллектив преподавателей традиционно задействует мощный гуманистический потенциал философского знания. С этой целью регулярно проводятся студенческие научные конференции, ежегодные Дни студенческой науки, конкурсы студенческих научных работ. Здесь следует отметить следующее. Если раньше лучшие студенческие работы совместно с преподавателями публиковались во «взрослых» изданиях, то в последние годы кафедра практикует издание Сборников трудов молодых ученых и Сборников материалов студенческих конференций [См.: 19].

Последняя из конференций была проведена в Донецком национальном техническом университете совместно с Донецким национальным университетом экономики и торговли им. М. Туган-Барановского, Донецким институтом железнодорожного транспорта; Европейским университетом (донецкий филиал) и др. Издание этого сборника было посвящено 90-летию НАН Украины и 50-летию кафедры философии ДонНТУ. В нем опубликовано 105 студенческих работ.

История кафедры неразрывно связана с личностью ее заведующих. Сменяя друг друга, кафедру возглавляли: доценты Николай Васильевич Смирнов (1958-1964), Татьяна Михайловна Кострыкина (1964-1973), Орест Александрович Фаворский (1973-1979), Людмила Афанасьевна Алексеева (1979-2005). С сентября 2005 года заведующим кафедрой стал Роман Александрович Додонов, д-р филос. наук, профессор.

Н.В.Смирнов, Т.М.Кострыкина, О.А.Фаворский были участниками Великой Отечественной войны, образование получили и защитили диссертации в послевоенный период. Будучи людьми мужественными и настойчивыми, они стали высококвалифицированными специалистами, прекрасными лекторами и педагогами, умелыми руководителями кафедрального коллектива, много сил и творческой энергии отдали Донецкому политехническому институту.

Особо необходимо сказать о человеке, который стоял у истоков нашей кафедры. Н.В.Смирнов — человек целеустремленный, трудолюбивый, творческий. Участник Великой Отечественной войны, воевал в составе Первого Украинского фронта. Его ратный подвиг был отмечен орденом Богдана Хмельницкого, многими медалями. В 1946-1951 гг. он — студент философского факультета МГУ, овладевает знаниями, формируется как личность в богатой духовной атмосфере прославленного университета. Это было время, когда в университете учили и учились вернувшиеся с фронтов воины-победители, воины-побратимы. Его сокурсниками были А.А.Зиновьев и Э.В.Ильенков, фронтовики, впоследствии ставшие известными философами. Там же в МГУ он встретился со своим будущим коллегой, будущим доцентом нашей кафедры В.Е.Чумаком. В годы учебы на философском факультете их объединяли общие студенческие заботы и общее фронтовое братство. Обучаясь в университете, Николай Васильевич приобрел не только солидный запас знаний, но и практические навыки общественной деятельности. В частности, он был в составе общественного редакционного Совета университетской многотиражной газеты «Советский студент» вместе с А.А.Зиновьевым. Если Н.В.Смирнов подбирал и редактировал материалы для публикаций, то А.А.Зиновьев, имеющий склонность к рисованию, занимался художественно-оформительской деятельностью. Вместе с Э.В.Ильенковым Н.В.Смирнов занимался выпуском факультетской студенческой газеты.

В 1951-1954 гг. Николай Васильевич учился в аспирантуре МГУ и после ее окончания успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Обоснование К.Марксом в «Капитале» материалистического понимания истории». Преподавательскую деятельность начинает в Московском университете, затем работает в Донецком педагогическом институте, а с 1958 года — заведующий кафедрой философии в Донецком политехническом институте.

Имея хорошую профессиональную подготовку, опыт вузовской и общественной работы, Н.В.Смирнов сумел быстро наладить работу кафедры. В первую очередь, позаботился о научно-методическом обеспечении учебного процесса. Под его руководством разрабатывались тексты лекций, планы семинарских занятий по основному курсу философии и другая необходимая для нормального проведения занятий методическая документация. На кафедре был организован методический семинар, введены взаимопосещения, налажен взаимный обмен опытом работы и т.п.

В научной работе, как уже отмечалось, главные усилия были направлены на подготовку диссертаций, на научно-методические разработки, обеспечивающие повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Время подтвердило правильность этого выбора. Уже в 1960 г. кафедра сумела опубликовать первый сборник научных трудов. В сравнительно короткое время удалось улучшить качественный состав преподавателей.

Известно, что в те годы кафедре (как, впрочем, и всем социально-гуманитарным кафедрам) приходилось вести большую общественную работу, как в своем вузе, так и в масштабе города и области. Все преподаватели были лекторами Всесоюзного общества «Знание» и регулярно выезжали в города и районы области для чтения лекций в трудовых коллективах.

Н.В.Смирнов — популярный лектор, настоящий мастер слова. Он руководил Донецким городским семинаром творческих работников по проблемам эстетического воспитания, обеспечивал работу телевизионного лектория по проблемам нравственного воспитания молодежи, поднимаел эти вопросы на страницах областных газет и др. Доц. Н.В.Смирнов и ст. преп. Н.Н.Кудленко руководили методологическим семинаром профессоров и преподавателей ДПИ. За активную лекторскую работу кафедра и ее руководитель получали Благодарственные письма Всесоюзного общества «Знание», грамоты ЦК ЛКСМУ и Донецкого обкома комсомола.

Вновь созданная кафедра философии ДонНТУ под руководством Н.В.Смирнова сформировалась как коллектив сплоченный, работоспособный и творческий, что во многом определялось гражданской позицией и творческим потенциалом этой личности. С тех пор и до настоящего времени Н.В.Смирнов активно работает, занимается исследовательской деятельностью, сохраняет верность нравственной проблематике, о чем свидетельствуют опубликованные им монографии [20], его участие в различных философских форумах [21].

Н.В.Смирнов не порывает связей с нашей кафедрой. Он активный участник многих кафедральных мероприятий, конференций, теоретических семинаров, автор статей опубликованных в изданиях созданной им кафедры философии ДонНТУ, которая ныне отмечает свое 50-летие.

Здесь следует отметить, что стабильность и «запас прочности» нашей кафедры во многом определялись деятельностью опытных преподавателей и, особенно, ветеранов Великой Отечественной войны. С благодарностью назовем эти имена: Анатолий Тарасович Нелеп, Петр Васильевич Кирцицкий, Татьяна Михайловна Кострыкина, Василий Емельянович Чумак, Орест Александрович Фаворский. В их числе и Нина Николаевна Кудленко, которая в 14-летнем возрасте в годы войны получила большую жизненную закалку, работая на военном заводе токарем в г. Кемерово и одновременно учась в вечерней школе.

Работающий на кафедре многие годы В.Е.Чумак прошел войну от первого до последнего дня, сражался в составе Юго-Западного и Второго Украинского фронтов, принимал участие в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, был награжден орденами и медалями.

О.А.Фаворский, заведующий нашей кафедрой с 1974 по 1979 гг., участвовал в войне с Японией в составе южной группы советско-монгольских войск Забайкальского фронта, обслуживая передвижной узел связи штаба этой группы. Награжден медалями СССР и МНР.

Т.М.Кострыкина, заведующая кафедрой философии ДПИ с 1964 по 1973 гг., участвовала в Великой Отечественной войне в составе Тихоокеанского флота, также имеет боевые награды.

Со временем на смену заведующим нашей кафедрой, воинам Великой Отечественной, приходит представитель так называемого «целинного поколения». В 1979 году заведующей кафедрой философии ДПИ стала Л.А.Алексеева, выпускница историко-философского факультета Киевского университета (1959 г.).

Навсегда осталось в памяти, как в составе студенческого отряда КГУ (200 добровольцев) – в 1956 и 1958 годах мы выезжали на уборку целинного урожая в Кустанайскую область (Казахстан). Это было время сражений за казахстанский миллиард пудов хлеба, так необходимого стране в послевоенный восстановительный период. Работая в совхозе «Милютинский» Джетыгарынского района, стройотрядовцы университета внесли весомый вклад в решение этой задачи.

В короткие сроки овладевали целинными профессиями, самоотверженно трудились наравне с местными жителями. На центральной усадьбе совхоза жили казахи, немцы и украинцы (украинские переселенцы освоили эту территорию еще в 1907 г.) и др. Это был сплоченный, дружный, интернациональный коллектив великих тружеников земли под руководством мудрого директора зерносовхоза М.Белоножко. Комбайновые агрегаты, в которые принимали студентов-целинников, также, как правило, были интернациональными. Скажем, наш агрегат, который возглавлял комбайнер В.Козлов – русский, тракторист Д.Шекнихт – немец и штурвальная – студентка университета – украинка, за сутки скашивал 50-55 гектаров пшеницы, что обеспечивалось высоким профессионализмом и комбайнера, и тракториста, их умением поддерживать технику в образцовом состоянии. В районной газете «Джетыгаринский рабочий» регулярно печаталась комсомольско-молодежная страница, в которой всегда была свежая информация о работе студенческих стройотрядов, свои очерки, стихи печатали и сами студенты-целинники с факультета журналистики – С.Колесник, В.Кравец, С.Тельнюк, а также будущий юрист А.Баушенко. Девиз этой страницы заслуживает того, чтобы его воспроизвести: «Славы и почета только тот достоин, кто за хлеб сражается как воин».

И мы сражались, работали самозабвенно. Но всё-таки в короткое время отдыха устраивали концерты для местных жителей, строили детский сад, шефствовали над школой, привозили из Киева много книг для школьников. К студенческому «табору» прибилось немало местной молодежи. На удивительных голубых камнях, цвет которых очаровывал в казахской степи ночью, где мы все вместе распевали русские, украинские, казахские песни. На всю жизнь сохранился в памяти образ 16-летнего казахского мальчишки Жаксылыка, который своим прекрасным голосом исполнял «по заявкам» казахские песни и дал нам возможность почувствовать их необыкновенную красоту, как и красоту казахской степи.

В конце сентября 1958 г. жатва была окончена, мы уезжали с чувством выполненного долга. 21 студент нашего целинного стройотряда был награжден медалью «За освоение целинных земель». Это была первая оценка общественной значимости собственного труда. Она тогда окрыляла и вдохновляла.

Я – человек «целинной эпохи», которая, бесспорно, оказала большое влияние на наше поколение, на нашу общественную активность, но все же моей судьбой стала педагогическая деятельность.

И важной начальной вехой на этом жизненном пути была работа на кафедре марксизма-ленинизма Волгоградского медицинского института. Возглавлял эту кафедру бывший фронтовик, участник Сталинградской битвы проф. М.А.Свердлин, который в послевоенное время не мог не стать философом и не мог не увлекать своими идеями молодых сотрудников.

Кафедра философии в этом вузе была творчески тесно связана с кафедрами естественно-научного и медицинского профиля. Именно здесь у меня пробудился интерес к проблеме человека в трудах русских естествоиспытателей, в частности – в работах ученого широкого профиля профессора Московского университета Д.Н.Анучина. Он был авторитетным антропологом, этнографом, географом, археологом и др. Изучение его творчества вылилось в философские обобщения проблем исторических предпосылок и путей формирования антропологической науки, ее места в системе наук, проблем происхождения и сущности человека, расоведения, критики расизма и т.д.

Затем была работа на кафедре философии Астраханского мединститута. Зав. кафедрой был проф. И.Д.Ермолаев, также участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в юные годы за героизм, проявленный в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. Это был человек не только авторитетный, но и демократичный, доброжелательный, щедро помогающий молодым преподавателям укрепиться профессионально. Он поддержал избранное мною тему исследований и нашел возможность организовать учебу в Институте повышения квалификации преподавателей кафедр общественных наук при МГУ, где эта работа была обсуждена и вскоре защищена в Специализированном Совете по истории философии под председательством В.В.Соколова.

Весь этот опыт был востребован и в Донецком национальном техническом университете (поначалу ДПИ), так как работа здесь в роли заведующей кафедры философии пришлась на так называемый перестроечный период, а затем и годы социальных потрясений. Это был трудный период в истории кафедры, когда в силу уже известных причин завершался период постоянной опеки, жесткой регламентации деятельности социально-гуманитарных кафедр со стороны партийных и государственных органов и начинался период если не полного безразличия, то их явной недооценки в системе отечественного образования. Перед нами встали вопросы поистине судьбоносные. В этих условиях нам пришлось отстаивать статус философии как важнейшей университетской дисциплины, наращивать творческую деятельность, что позволило поддерживать «хорошую форму» кафедры, сохранять стабильный, трудоспособный коллектив сотрудников и просто выживать.

Мой многолетний, непростой труд в ДонНТУ в должности зав. кафедрой философии был отмечен правительственной наградой – орденом «Знак Почета» (1986), а в сентябре 1998 г. в связи с 40-летием кафедры Решением Ученого Совета университета мне было присвоено звание «Почетный профессор ДонНТУ».

С сентября 2005 г. кафедру возглавил Р.А.Додонов, доктор филос. наук, профессор, человек молодой, творческий. Как уже отмечалось, за короткий срок он сумел активизировать научную работу на кафедре, расширить аспирантуру, повысить эффективность ее работы. Под его непосредственным руководством подготовлено и защищено шесть кандидатских диссертаций, в том числе три – аспирантами нашей кафедры (И.Г.Сухина, Е.Н.Романова, М.В.Фоменко). Еще четыре диссертации на нашей кафедре защищены аспирантами проф. Г.В.Гребенькова (Е.В.Болотина, В.С.Козакова, В.Д.Стасевич, Л.А.Шигимагина).

В результате штат кафедры пополнился двумя молодыми доцентами (Е.Н.Романова, М.В.Фоменко). Проф. Р.А.Додонов является членом двух Специализированных советов по защитам кандидатских диссертаций при Донецком национальном и Запорожском национальном университетах по специальности 09.00.03 – социальная философия и философия истории.

Проф. Р.А.Додонов наладил регулярное издание кафедрального «фахового» сборника «Ноосфера и цивилизация» и Сборников студенческих научных конференций.

Прослеживая историю кафедры, нельзя не вспомнить с горечью о тех, кто безвременно ушел из жизни, не до конца реализовав свой личностный и профессиональный потенциал. Это – доценты В.Е.Чумак, О.А.Фаворский, Н.Б.Воронцов, ст. преподаватели Н.Н.Кудленко, П.А.Денисов, А.В.Сахно, ст. лаборант И.А.Павлюченко.

На сегодняшний день на кафедре работают профессора Додонов Р.А., Гребеньков Г.В., Алексеева Л.А., доценты Блащишин О.И., Войцеховская Т.В., Нечепоренко Т.Б., Чернышева А.Н., Пашков В.И., Романова Е.Н., Фоменко М.В., ст. преподаватели Кротенко Л.В., Лемешко Г.А., Таранущенко В.Н., Трофимюк В.К., Тоцкий И.М., ассистенты Ищенко А.Н., Федосов А.С., докторант Муза Д.Е., аспиранты Рагозина Т.Э., Гончаров В.В., Стасевич С.В., Байрачный С.Н., ст. лаборанты Репина А.Г., Семенюта Н.Н., лаборант Салмаш Т.И.

Юбилей – хороший повод остановиться и поразмышлять не только над богатой собственной историей, но и над сложными проблемами настоящего и будущего гуманитарной составляющей подготовки инженеров.

При всех достижениях кафедры и зрелом ее возрасте, реальности сегодняшнего дня не вселяют оптимизма относительно статуса философских дисциплин в техническом университете. Продолжаются сомнительные манипуляции, связанные с уменьшением аудиторных часов на их преподавание, ничем не оправданное сведение философских курсов в одну дисциплину, увеличивается учебная нагрузка преподавателей, в связи с чем происходит ежегодное уменьшение штата профессорско-преподавательского состава кафедры, слепо копируются западные образовательные стандарты в учебном процессе, насаждается упрощение, формализация, предается забвению богатая отечественная образовательная традиция. В нынешнее прагматическое время абсолютизируется техноцентристский, узко-функциональный подход в обучении инженерно-технических работников, который имеет своим продуктом человека-функцию, способного решать, в лучшем случае, технико-технологические задачи, но слабо представляющего себе реальность мира, в котором он живет.

Хотелось бы, чтобы в будущем образовательный процесс в техническом университете был сориентирован не на однобокого профессионала, а на всесторонне развитую личность. Человек не должен быть однобоким, одноцветным, он должен быть многоцветным и целостным. Кафедра философии видит образовательный процесс видоизмененным в соответствии с названной выше личностно акцентированной моделью. Считаем объективно назревшей структурную перестройку цикла гуманитарной подготовки, что должно выражаться в создании Гуманитарного факультета ДонНТУ, перераспределении часов, соблюдении четкой последовательности читаемых курсов, которые работали бы на развитие личности.


 

Литература

1. Історія Донецького державного технічного університету. – Донецьк: Вид-во „Юго-Восток”, 2001. – 362 с.

2. Зборщик М.П., Овчаренко Т.І. Відомі вчені Донецького національного технічного університету. – Донецьк: Норд-Пресс, 2002. – 376 с.

3. См: Целік Т.В. Особистісне начало у філософській кульутрі Київської Русі. – Київ: Вид. ПАРАПАН, 2005. – 312 с.; Целик Т.В. Судьба и время. Герои донецкого подполья. - Донецк, КП «Регион». - 2000. - 106 с.

4. Алексеева Л.А. К вопросу о философии образования В.И.Вернадского // Слово и мысль. Вестник Донецкого отделения Петровской Академии Наук и Искусств (г.Санкт-Петербург, Россия; г.Донецк, Украина): Сборник научных трудов. Гуманитарные науки. Выпуск первый / Редколлегия: А.А.Минаев (главный редактор) и др. - Донецк, 1999. - С.136-142.; Муза Д.Е. О «православном деле» как основной силе русской и мировой истории (К юбилею Ф.М. Достоевского) // Там же. Выпуск второй, 2001. - С.8-14; Алексеева Л.А. О личности Вернадского-просветителя // Там же. Выпуск второй, 2001. – С.97-105; Муза Д.Е. Иван Александрович Ильин как философ русской идеи / К 120-летию со дня рождения // Там же. – Выпуск третий, 2003. - С.183-192; Алексеева Л.А. Страннический образ жизни Г.С.Сковороды: истоки и особенности // Там же. Выпуск третий, 2003. - С.18-27.

5. Цивилизация: от локального к глобальному Граду. Монография. – Донецк: ДонНТУ, УНИТЕХ, 2008 – 236с. (Серия «Человек. Культура. Цивилизация).

6. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. Пособие для вузов. - М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998. - С.44-48.

7. См.: Фiлософiя. Навчально-методичний посібник для студентів технічних вузів (російською мовою) / Пiд ред. Л.О.Алєксєєвої, Р.О.Додонова, Д.Є.Музи, Т.Б.Нечепоренко, В.Г.Попова. - Донецьк: ДонНТУ, 2004. - 180 с. Это пособие было доработано и дважды переиздано в 2006 и 2007 гг.; Л.А. Алексеева, Р.А. Додонов, Д.Е. Муза. Философия науки и техники. Учебно-методическое пособие для магистрантов. - Донецк: ДонНТУ, 2004. - 111 с. Исправлено и переиздано в 2006 г.; Д.Е.Муза. Этика и эстетика. Учебное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения. - Донецк: ДонНТУ, 2006. - 172 с.

8. См.: Основы философии: Учебно-методическое пособие для вузов / Под общ. ред. Н.П. Гаврилова. - Киев: Изд-во «Манускрипт», 1997. - 160 с.; Введение в философию. Учебно-методическое пособие (для студентов-заочников) / Под ред. Л.Н. Никитина. - Донецк: ООО «Лебедь», 1998. - 99 с.; Вступ до філософії. Учбово-методичний посібник для студентів заочної форми навчання (російською мовою)/ Під ред.. Л.М. Нікітіна. – Київ: Абрис, 2000. – 118 с.; Вступ до філософії. Учбово-методичний посібник для студентів заочної форми навчання (російською мовою)/ Під ред. Л.М. Нікітіна. Видання друге. – Київ: Абрис, 2003. – 158 с.; Вступ до філософії. Кредитно-модульний курс: Навчально-методичний посібник для студентів заочної форми навчання / За редакцією Л.М. Нікітіна. Видання третє, доповнене та перероблене. – К.: Центр учбової літератури. 2008. – 256 с.; Релігієзнавство: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. - 272с.

9. Доклады региональной научной конференции «Творческое наследие В.И.Вернадского и современность» / Под общ. Ред. Д-ра техн. Наук, проф. М.П.Зборщика. – Донецк: ДонГТУ, 1996. – 134 с.

10. В.И.Вернадский: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент. А.В.Лапо. - СПб.: РХГИ, 2000. - 872с.

11. Яковлев В.П. В.И.Вернадский. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 80с.

12. Андреева Т.А. Идеи В.И.Вернадского как научный ориентир развития человечества // Творча спадщина В.І.Вернадського і сучасність („Вернадські читання”). Доповіді і повідомлення 3-ї Міжнародної наукової конференції 22-24 травня 2003 р. у м.Донецьку / Під редакцією Л.О.Алексєєвої. – Донецьк: ДонНТУ, 2003. – С.28-30.

13. Муза Д.Е. Антропосфера: реальность или иллюзия? // Там же. – С.233-235.

14. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. - М., 2001. - С.107.

15. Это Амитан: Биографические данные. Воспоминания, статьи. Стихи, фотографии, летопись / Составление и вступ. ст.: Ю.Н.Киклевич, И.Ю.Древицкая, Д.Е.Филатов. - Донецк: ООО «Юго-Восток Лтд». - 2006. - 330 с.

16. Алексеева Л.А. О значении просветительской деятельности В.И.Вернадского в современных условиях // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 года). В 3 т. – Т.2. – Ростов н/Д, 2002. – С.301-302.; Муза Д.Е. Россия: поиск цивилизационной идентичности в контексте процесса глобализации // Там же. Т.3. – С.205-206.

17. Додонов Р.О. До питання про сутність апріоризму // Актуальні проблеми філософських, політологічних і релігієзнавчих досліджень. (До 170-річчя філософського факультету Київського національного університету Тараса Шевченка). Матеріали міжнародної наукової конференції „Людина – Світ – Культура” (20-21 квітня 2004 року, Київ). – К.: Центр навчальної літератури, 2004. – С.32-35; Алексєєва Л.О. В.І.Вернадський про роль університету в освітньому процесі // Там само. – С.101-103.

18. Додонов Р.А. Апология эклектики // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. – Москва, 24-28 мая 2005 года. – В 5 т. Т.1. С.322-323; Муза Д.Е. Тема духовной Родины в философии И.А.Ильина // Там же. Т.2. – С. 284-285.

19. См.: Філософія людини: світогляд, наука, техніка / Тези повідомлень науково-філософської конференції студентів, магістрантів, аспірантів, присвяченої 85-річчю ДонНТУ. 1 червня 2006 року. – Донецьк: ДонНТУ, 2006. – 144 с.; Філософія людини: природа, суспільство, наука. Збірка філософських праць молодих вчених Донецького національного технічного університету. – Донецьк: ДонНТУ, 2008. – 124 с.; Філософія людини: Духовність. Культура. Раціональність. Матеріали регіональної студентської науково-філософської конференції. 23 травня 2008 року/Під редакцією д-ра філос. н., проф. Додонова Р.О. – Донецьк: ДонНТУ, 2008. – 200 с.

20. См.: Смирнов Н.В. Ложное сознание. Ч.1.– Донецк, 1968; Ложное сознание. Ч. 2. – Донецк. 1987; Смирнов Н.В., Деминский А.И. Активность сознания. - Донецк: Изд-во «Пресс-Дизайн», 1992.

21. См.: Смирнов Н.В. Личность и отчуждение (нравственный аспект проблемы) // Материалы 19 Всемирного философского конгресса «Глобализация и актуальные проблемы сохранения мира». - Москва, 1993; Смирнов Н.В. Свобода и моральная ответственность // Всероссийская конференция «Современный мир и проблемы свободы». - Архангельск, 2006.