Рагозина Т.Э.

Условия и теоретические предпосылки возникновения понятия «культурная память»

 

Стаття присвячена актуальній проблемі філософсько-історичного знання – виясненню умов і теоретичних засновків формування поняття «культурна пам'ять». Автор, осмислюючі концепцію культурної пам’яті, яку можна знайти в працях Ю.М.Лотмана, намагається відштовхуючись від розвинутого, вже “ставшого” уявлення про культурну пам’ять реконструювати його становлення, звертаючись з цією метою до історії філософської думки. Автор виходить з припущення, що доля поняття культурна пам’ять найтісніше повинна бути пов’язана не тільки з долею „ідеї культури” як специфічно людського способу буття у світі, але і з певною моделлю розуміння історії. Отже, становлення поняття культурної пам’яті, вважає автор, не може не бути зплетеним з процесом становлення філософських уявлень про сутність розвитку. Інакше кажучи, головний метафізичний засновок виникнення культурної пам’яті автор вбачає в становленні історизму.

 

Рагозина Т.Э. Условия и теоретические предпосылки возникновения понятия «культурная память»

Статья посвящена актуальной проблеме философско-исторического знания – выяснению условий и теоретических предпосылок формирования понятия «культурная память». Автор, осмысливая концепцию культурной памяти, содержащуюся в работах Ю.М. Лотмана, пытается через призму развитого, уже “ставшего” представления о культурной памяти реконструировать его становление, обращаясь с этой целью к истории философской мысли. Автор исходит из предположения, что судьба понятия культурной памяти теснейшим образом должна быть связана не только с судьбой «идеи культуры» как специфически человеческого способа существования в мире, но и с определенной моделью понимания истории. Следовательно, становление понятия культурной памяти, считает автор, не может не быть вплетено в процесс становления представлений философии о сущности развития. Иными словами, главную метафизическую предпосылку возникновения культурной памяти автор усматривает в становлении историзма.

 

 

Rogozina T.E. The conditions and theoretical premises of the formation of ‘culture memory’ concept.

The article is devoted to the burning problem of philosophical-historical knowledge – insight into conditions and theoretical premises of formation of such concept as ‘culture memory’. The author, comprehending the concept of culture memory of Y.Lotman, tries in the light of developed, which ‘has already become’, conception of culture memory to reconstruct its formation turning to the history of philosophic thought. The author proceeds from the assumption that the destiny of the concept of culture memory is closely connected with not only the destiny of ‘the idea of culture’ as a specific human way of existence in the surrounding world, but also with a definite model of comprehending history. Thus, the formation of the concept of culture memory, as the author believes, can not be incorporated in the process of formation of philosophy ideas of the essence of development. In other words, the main metaphysical premise of origin of culture memory the author perceives in formation of historical method.

 

 

 


Реализацию замысла, вынесенного в название данной статьи, мы хотели бы предварить небольшой справкой, призванной не столько дать готовые ответы на некоторые вопросы, сколько послужить поводом для того, чтобы эти вопросы поставить. В философской и культурологической литературе понятие «культурная память» стало использоваться сравнительно недавно. Если верить свидетельству известного немецкого культуролога Яна Ассмана, то следует признать, что введением этого понятия в обиход философской мысли мы обязаны Ю. Лотману [1, c.21].

Действительно, в 60-70-х гг. прошлого века в рамках Московской и Тартуской школ семиотики формируется направление, получившее впоследствии название «семиотики культуры». Признанным главой и идейным вдохновителем этого направления являлся, конечно же, Юрий Лотман, чьи работы в 70-90-х гг. приобрели широкую известность и послужили трамплином для последующих исследований в области теории культуры.

Если оставить в стороне детали и частности семиотического подхода и сфокусироваться на тех предельно широких философских обобщениях и выводах относительно феномена культурной памяти, к которым приходит Ю.Лотман, то они могут быть представлены в виде следующих принципов и положений.

Социальная сущность культуры. Культура, рассматриваемая Лотманом как сложная, многоуровневая, иерархически организованная система различных языков, будучи формой общения людей, с неизбежностью предстает как явление общественное, социальное по своей природе. «Культура, прежде всего, – понятие коллективное, – считает Ю.Лотман. – Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее, по своей природе культура, как и язык, – явление общественное, то есть социальное» [2, с.5].

Культура как надындивидуальная реальность. Поскольку культура по своей сути – явление социальное, соответственно и бытие культуры – реальность прежде всего не индивидуально-личностного порядка, а надындивидуального порядка. А если точнее – то семиотическое измерение культуры позволяет увидеть в ней «надындивидуальный разум», «механизм кол­лективного разума». Причем, это надо отметить особо, в лотмановской концепции эти свойства культуры, раскрываемые автором в целой серии работ, являются отнюдь не чем-то случайным и тем более не чем-то сугубо метафоричным, а, напротив, строго выверенными в научном отношении характеристиками. «Рассмотрение культуры как единого семиотического механизма, - пишет Ю.Лотман, - позволяет увидеть в ней объект интеллектуального типа. Культура как целое обладает особым аппаратом коллективной памяти и механизмами выработки принципиально новых сообщений на принципиально новых языках, то есть создания новых идей. Совокупность этих качеств позволяет рассматривать культуру как коллективный интеллект» [3, с.557]

Культура как форма коллективной памяти. Существование коллективной памяти тоже напрямую обусловлено природой культуры, которая, будучи формой общения между людьми, играет в силу этого коммуникативную роль. Это обстоятельство позволяет Ю. Лотману утверждать, что «Всякое функционирование какой-либо коммуникативной системы подра­зумевает существование общей памяти коллектива. Без общей памяти невоз­можно иметь общий язык» [5, с.616], равно как и наличие общего языка у какого бы то ни было коллектива/группы людей является бесспорным свидетельством наличия у них общей памяти.

Рассматривая семиотическую структуру культуры «как механизм кол­лективного разума» [3, с.557] и проводя параллель между индивидуальным интеллектом и культурой, Лотман усматривает в последней также и механизм коллективной памяти: «Подобно тому как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти. К ним следует отнести и письменность» [4, с.103].

Однако, неоднократно проводя такой параллелизм, Лотман столь же педантично подчеркивает и принципиальное отличие между индивидуальным интеллектом и культурой, состоящее в том, что культурная память – это именно надындивидуальный механизм хранения и передачи социального опыта: «С точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых» [3, с.674]. Развивая эту мысль в очередной раз, ученый характеризует память культуры как «негенетическую» память коллектива: «Культура всегда, - утверждает Ю. Лотман, - подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива.» [2, с.8].

Культурная память как условие исторической преемственности. «Культура есть память, поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества» [2, с.8]. Это обстоятельство вытекает из того, что культура, «будучи сама подчинена законам времени, одновременно располагает механизмами, про­тивостоящими времени и его движению» [3, с.616], выступая, тем самым, как условие единства человеческого рода, а также как условие осознания обществом непрерывности своего бытия, своей идентичности.

Культура как «органическая система», как механизм сохранения прошлого в настоящем. Развитие культуры, неоднократно повторяет Лотман, напоминает законы памяти, при которых «прошедшее не уничтожается и не уходит в небытие, а, подвергаясь отбору и сложному кодированию, переходит на хранение, с тем чтобы при опреде­ленных условиях вновь заявить о себе» [3, с.615]. Более того, анализ семиотических аспектов культуры выявляет в ней такую особенность, как постоянная актуализация прошлого в настоящем, «постоянное присутствие – сознательно и бессознательно – в синхронном срезе культуры глубинных, порой весьма архаических, ее состояний, активный диалог культуры настоящего с разнообразными структурами…, принадлежащими прошлому» [3, с.615]. Эта особенность культуры, состоящая в том, что в ней всегда «работающим оказывается не только последний вре­менной срез, но и вся толща культуры значительной глубины» [3, с.616], и позволяет нам характеризовать ее как «органическую систему», функционирующую в качестве целостного организма, воспроизводящего себя как некую самотождественную целостность на всех этапах своего развития.

* * *

Итак, если попытаться вкратце очертить облик понятия «культурная память» крупными мазками, то портрет получится приблизительно следующий:

будучи социальной по своей природе и надындивидуальной по форме своего бытия, функционируя в качестве механизма негенетического отбора, сохранения и передачи социально значимого опыта, культурная память выступает тем самым как механизм сохранения прошлого в настоящем и, следовательно – как условие преемственности исторического процесса и единства человеческого рода. Эти свойства культурной памяти обусловлены тем, что культура есть – «органическая система», воспроизводящая все необходимые предпосылки и условия своего бытия и себя как некую самотождественную целостность на всех этапах своего развития.

Таков «портрет» (или «образ») понятия культурной памяти, каким мы увидели его в работах Ю.Лотмана, в связи с чем у нас возникают вопросы отнюдь не праздного характера:

Почему потребность философии в понятии «культурная память» появляется на сравнительно поздних этапах развития философии? Почему данное понятие не могло возникнуть, например, в рамках античной философской мысли (а, равным образом, также – в Средние века или в Новое время)?

Какие мировоззренческие и логико-методологические предпосылки должны были «вызреть» для того, чтобы оформилось понятие культурной памяти?

Учитывая, что эти вопросы еще не поднимались в литературе и что они впервые ставятся в настоящей статье, в силу чего мы лишены возможности опереться на чьё-либо авторитетное мнение, – учитывая это, мы не берем на себя смелость и обязательства представить в рамках предлагаемой статьи исчерпывающие ответы. Мы попытаемся дать лишь небольшой очерк в надежде на то, что он прольет свет хотя бы на некоторые стороны интересующих нас вопросов.

Отправляясь в историческую ретроспективу на поиск теоретических предпосылок понятия «культурная память», мы постоянно будем удерживать перед своим мысленным взором набросанный выше «портрет» культурной памяти, который будет служить нам верным ориентиром в наших поисках и поможет увидеть «портретное сходство» уже там, где оно только едва-едва наметилось.

Итак, первый ориентир, который дает нам в руки «понятийный портрет», – это предположение о том, что, поскольку культурная память – суть явление не индивидуального, а надындивидуального порядка, функционирующее не в виде природой подаренного генетического механизма запоминания, а в виде негенетического, социального способа кодирования и сохранения информации, постольку судьба понятия культурной памяти теснейшим образом должна быть связана с судьбой «идеи культуры» как выделения человека из природного мира в процессе становления человеческого общества, культуры как специфически человеческого способа существования в мире.

Второй ориентир: исходя из того, что «культура есть память, поэтому она всегда связана с историей», мы рискнем предположить, что возникновение понятия «культурная память» тоже связано с историей, точнее – с определенным пониманием истории, с определенной моделью исторического развития, а, следовательно, становление понятия культурной памяти не может не быть вплетено в процесс становления философии истории. Поэтому, обращаясь к истории философской мысли, мы, прежде всего, будем искать в ней следы философско-исторических учений и сопряженных с ними представлений о сущности развития – словом, мы будем искать следы историзма как главной метафизической предпосылки культурной памяти.

* * *

Что касается античной философии, то, как подчеркивают большинство исследователей, в Античности «не было еще «идеи культуры, выделявшей человека из остального мира [5, с.22], а потому не могло быть и культуры как особой области бытия, образующей особый предмет познания. «Ни древности, ни средневековью, - пишет П.М.Бицилли, - не было известно понятие культуры в смысле деятельности, посвященной обработке и переработке природы» [6, с.224]. Поэтому, хотя проблематика памяти как индивидуальной познавательной способности человека и была намечена в философии Платона и Аристотеля, тем не менее, понятие «культурной памяти» как некоего надындивидуального механизма сохранения и передачи социально значимого опыта было неведомо античной философии.

Объяснение этому мы находим также и в других особенностях мировоззрения античных мыслителей. Так, по замечанию Э.Трёльча, «грекам была известна значительная часть истории», но им «была неведома философия истории» в том смысле, что «их мировоззрение основывалось на совершенно внеисторическом и неисторическом мышлении… История и дух были у них вставлены в твердые рамки вечных субстанций и порядка, смысл которых постигался не из … меняющихся земных воплощений, а из логического созерцания их вневременной сущности. Не история служила средством понимания этой сущности, а, наоборот, из этой сущности вырастало понимание истории …» [7, с.17-18].

Значит ли это, что древним вообще неведомы были становление, движение, развитие? Конечно же, нет. В связи с этим, сошлемся на несколько отличное от уже приведенных мнение А.Ф. Лосева, который говорит об историзме античных философов, приводя следующие аргументы: «Едва ли кто будет сомневаться в том, что этот принцип «все движется» характерен не только для Гераклита, Эмпедокла, Демокрита, Платона и др. С полной уверенностью можно сказать, что древние ни в коем случае не мыслили себе какого-нибудь бытия вне того или иного движения.» [8, с.12]. Однако, Лосев тут же делает очень существенную поправку, говоря, что представление древних о движении не очень-то располагало их к чистому историзму, т.е. к такому пониманию жизни, когда мыслится цель и направленность исторического развития, а также появление в нем чего-то нового.

Действительно, «…то движение, которое больше всего бросалось в глаза античным мыслителям, было… вечно вращающимся в конечных пределах одного универсального и космического шара» [8, с.16-17], и поэтому хотя « в античности… все двигалось, но… в пределе своем двигалось обязательно по замкнутому кругу…» [8, с.18-19], а потому, как ни парадоксально, такое движение и изменение было равносильно покою: «У античных философов решительно все движется, но в конце концов все и покоится в пределах одной космической шаровидности…, то созидаясь, то разрушаясь, вечно возвращается к самому себе и от этого своего вечного круговращения оно ровно ничего не получает нового» [8, с.19].

Поэтому если и можно говорить об историзме античной философии, то только как о природном историзме с присущей ему идеей вечного вращения: «античное понимание историзма будет складываться по типу вечного круговращения небесного свода, т.е. будет тяготеть к тому типу историзма, который мы выше назвали природным историзмом. Здесь именно природа будет моделью для истории, а не история – моделью для природы» [8, с.19]. Равным образом, и об античной философии истории можно говорить лишь с определенной натяжкой, всегда помня, что она «основана на примате природы, а потому… глубоко снижает специфику законов исторического развития» [8, с.202].

Применительно к нашему вопросу о культурной памяти это означает следующее: свойственный всей античной философии гераклитовский по своему существу взгляд на развитие, выраженный в тезисе «Все течет, все изменяется – нельзя в одну и ту же реку войти дважды», благодаря чему и движение, и время, и вообще все сущее предстают как постоянно исчезающая в небытии непрерывная текучесть и изменчивость, делает понятие культурной памяти ненужной, причем, ненужной двояким образом!

Понимание развития как абсолютной текучести делает память ненужной, ибо она бессильна остановить время и зафиксировать что-либо в стремительном потоке исчезновения бытия; равным образом и понимание развития как вечного повторения одного и того же в бесконечном круговороте бытия, как отсутствие изменений делает память также ненужной! Где нет изменений – там память излишня!

Потребность в понятии культурной памяти может возникнуть в философии лишь тогда, когда она поднимется до более возвышенного представления об историзме, а именно – когда категория развития будет распространена на общество как исторический процесс, а этот последний будет рассматриваться «в своем чистом историзме».

Однако, чтобы окончательно распрощаться с идеей круговорота, а, точнее, с иллюзией, будто она способна быть чем-то большим, чем является на самом деле, мы позволим себе еще одну реплику, для чего обратимся к любопытным рассуждениям Отмара Шпанна в его «Философии истории».

 Ссылаясь на древнеиндийское учение о повторяющемся сотворении и уничтожении мира, подобном выдоху и вдоху божества, в результате которого мир то возникает, то вновь погибает, О. Шпанн указывает, что «из этого учения следует идея круговорота всех событий, которую, однако, не следует понимать математически, т.е. в смысле возобновления точно тех же процессов, что уже имели место в прошлом, …наоборот, …в каждом таком акте присутствует нечто особенное, своеобразное» [9, с.167]. Нечто подобное О. Шпанн усматривает и «в идее волнового движения… » [9, с.168].

Собственно говоря, заслуживающим внимания здесь является, прежде всего, этот штрих – появление в каждом новом акте творения каких-либо изменений, чего-то особенного и своеобразного – штрих, рождающий иллюзию, будто идее круговорота все же имманентна идея подлинного развития.

Нельзя не заметить, – и здесь мы вынуждены внести некоторые дополнения в оценки А.Ф. Лосева и О. Шпанна – что даже такое “усовершенствованное” представление о круговороте по существу ничего еще не меняет в общей картине развития, ибо далеко не всякие изменения являются признаком развития. О развитии в полном смысле слова мы можем говорить только там, где наблюдается переход от некоего всеобщего к нему же самому – к всеобщему, но только качественно преобразованному, т.е. к его более зрелой и богатой форме, что в целом позволяет говорить не только о направленности развития, но и впервые дает нам в руки критерий развития, указывающий, что именно развивается. Только тогда можно говорить о рождении «чистого историзма» как предпосылке понятия культурной памяти.

Как бы то ни было, представления древних о становлении и изменении, вылившиеся в идеи круговорота и волнового движения, все же были начальными вехами на долгом пути формирования взглядов человечества на развитие, «главная черта которых – их противоположность идее прогресса»  [9, с.168].

* * *

Истоки нового исторического сознания в виде «нарождающегося чувства истории» исследователи, как правило, усматривают в унаследованном Просвещением от эпохи Возрождения гуманистическом антропоцентризме: «Своим возникновением учение о развитии обязано тому же гуманизму, - пишет В.М. Межуев, - усмотревшему в человеческой деятельности прообраз всего мироздания» [5, с.23]. Секуляризация теоретической мысли, произошедшая еще в эпоху Возрождения, у просветителей XVIII в. получает свое завершение в светстком характере мировоззрения, центром которого становится человек-творец, способный, подобно Богу, сам творить свою историю, – этим новое историческое сознание радикально отличалось от прежних религиозно-библейских версий роли человека в истории. С этого момента история начинает восприниматься как то, что создано человеком и его разумом; соответственно, философия начинает усматривать свою задачу в том, чтобы рационально объяснить причины, направление и цель реально происходящего исторического процесса, в силу чего она постепенно утрачивает облик натурфилософии и становится философией истории, с тем чтобы уже в ближайшем будущем стать философией культуры по преимуществу.

На вопрос «Как и почему человек способен творить историю?» философия Просвещения, равно как и немецкая классика, отвечала однозначно – в силу наличия у него разума. Человек как разумное существо способен ставить себе цели – в этом состоит его принципиальное отличие от животных, а человеческого общества – от природы. С этого “открытия человека” начинается характерное для Просвещения и вообще для всей европейской классики приравнивание культуры к разуму: «Человек культурен в силу своей разумности и по мере развития своего разума. Разум не просто открывает культуру в мире, - подчеркивает В.П. Межуев, - он и есть культура в точном смысле этого слова» [5, с.27].

Так рождается один из важнейших штрихов к “портрету” культурной памяти, без которого она просто немыслима, – быть коллективным, надындивидуальным разумом! Спустя два столетия семиотический взгляд на культуру на свой лад высветит в ней то же самое свойство и провозгласит тот же лозунг: «Культура есть надындивидуальный разум!» И, надо сказать, это не единственный штрих, рожденный просветительской традицией и классическим рационализмом, благодаря которому в XVIII-XIX вв. стали довольно-таки отчетливо прорисовываться контуры будущего понятия культурной памяти.

Другой штрих связан с всесторонне разработанной просветителями «идеей прогресса», понимаемого как бесконечное совершенствование человеческого рода: «…начиная с эпохи Просвещения в западной культуре утвердилась идея, что род человеческий постоянно прогрессирует, достигает все более и более высоких ступеней развития» [9, с.168].

Так, Вольтер в «Исследовании обычаев и духа народов», обозревая на фактическом материале историю развития человечества, приходит к выводу, что культурный прогресс как результат достижений человеческого разума бесспорно существует; но существует не в достижениях индивидуального разума, а в поступательном развитии «духа» народов, в коллективных формах народной жизни, таких как обычаи, нравы, общественные институты и т.д. Именно в этих достижениях «духа народов» (коллективного разума) только и можно обнаружить преемственность и, следовательно, прогресс, свидетельствующие о единстве человеческого рода. Единство человеческого рода, обнаруживающее себя в поступательном развитии коллективных форм разума, – второй важнейший штрих, вторая теоретическая предпосылка становления понятия культурной памяти.

Вместе с тем, историческое сознание XVIII-XIX вв., конституировавшее себя в виде линейно-прогрессистской модели понимания истории, содержало в себе также и серьезные ограничения, делавшие принципиально невозможным возникновение понятия культурной памяти на данном этапе развития философии. Дело в том, что культурный прогресс, понимаемый как продолжение общей линии эволюции природы (а это – общая посылка всех просветительских концепций), не мог не иметь своим неизбежным следствием натуралистическое, зачастую эволюционно-механистическое толкование общественных явлений, которое способствовало реставрации неисторических по своему существу взглядов на развитие человеческого общества. Поэтому хотя и Просвещение, и немецкая классика в целом вращались в рамках теоретической оппозиции «природа – культура», которая самой своей антитетичностью как бы была призвана подчеркнуть «социальную природу культуры, иной характер кодирования, сохранения и трансляции инноваций в культуре по сравнению с наследованием генетических мутаций в природных организмах» [10, с.7], тем не менее, социологический подход к культуре как основополагающая предпосылка понятия культурной памяти, так и остался неосвоенным теоретической мыслью данной эпохи.

Думается, что немалой преградой к появлению понятия культурной памяти объективно служило также и то, что идея прогресса, по замечанию О. Шпанна, «…внутренне противоречива, неисполнима, а кроме того, подвержена своего рода содержательной инфляции. Развитие, которое идет все дальше и дальше…, – прогресс без конца, постоянное «дальнейшее развитие человеческого типа» бессмысленны, поскольку каждая последующая ступень обесценивает предыдущую… Всякий прогресс обесценивается в то самое мгновение, когда достигается, ибо в это самое мгновение развитие уже готово его превзойти» [9, с.169-170].

Действительно, при таком понимании хода истории философия для объяснения преемственности общественного развития и впрямь не может испытывать никакой нужды в культурной памяти: память оказывается полностью бессмысленной, ибо совершенно бессмысленно пытаться сохранить и передать потомкам как нечто ценное то, что обесценивается каждым последующим мгновением развития, поскольку оказывается многократно превзойдено все более и более совершенными состояниями, достигаемыми прогрессирующим человечеством.

Другой порок, которым, на наш взгляд, внутренне чревата идея линейного прогресса, заключается в логической несоразмерности ее притязаний быть моделью исторического процесса и ее реальных возможностей. С точки зрения логики, идея прогресса как уходящее в дурную бесконечность накопление изменений есть точно такое же чисто количественное понимание развития, которое представлено в идее круговорота, только развернутое в линию! А посему эволюционизм вкупе со строгой линейностью, будучи не в состоянии выразить качественные преобразования объекта, оказываются в итоге несостоятельны как принципы понимания истории, как принципы, способные объяснить такой феномен реального исторического процесса, фиксируемый понятием культурной памяти, как сохранение прошлого в настоящем. Идея линейного прогресса есть идея отрицания прошлого, а не его сохранения!

Неудивительно поэтому, что «плоский эволюционизм и строгая линейность развития» как главные принципы понимания культуры, согласно которым «прошедшее культуры уподобляется иско­паемым динозаврам» [3, с.615], а то и вовсе мыслится как нечто сгинувшее в веках и исчезнувшее раз и навсегда, были мало подходящим инструментом для осмысления культуры как памяти человечества.

Если теперь попытаться дать обобщенную оценку рассмотренным выше концепциям развития, то можно констатировать, что и идея круговорота, и идея прогресса в равной мере не являются самостоятельными моделями исторического процесса, ибо на самом деле они – всего лишь односторонние отношения, моменты некоего целого, которые неизбежно будут сняты последующим более зрелым представлением о сущности исторического развитии. Но это случится уже в рамках материалистического понимания истории.

* * *

Маркс вслед за Просвещением тоже видит свою задачу в том, чтобы объяснить, как, каким образом люди делают историю; что является основанием исторического процесса. Но в противовес своим предшественникам, он усматривает принципиальное отличие человека от животного не только в наличии у человека сознания. Социальный способ существования, по Марксу, отличается от биологического не только отдельными чертами и сторонами, но и в целом, как тип жизнедеятельности. Человек противостоит животному как существо сознательное и производящее – существу несознательному и только потребляющему. Причем, как существо производящее, он производит не только вещи, но в форме вещей также и отношения между людьми – то есть саму форму общественной связи. Коллективное бытие людей, социальная форма их существования есть, таким образом, еще одна линия (наряду с сознанием и трудом), по которой человек противостоит животному.

Поэтому хотя сознание и является важным отличительным признаком человеческих индивидов, тем не менее, не оно, взятое к тому же в своей отдельности, составляет реальное отличие бытия людей от жизни животных, а органическое единство трех моментов – труда, сознания и коллективных форм жизнедеятельности. Причем, и это тоже принципиально важно, носителем этого органического единства выступает именно труд как та целостность, моментами которой являются и сознание, и коллективные формы жизни людей. И только в этом своем качестве «органического целого», все элементы которого живут по законам единого организма, труд как производство самой общественной жизни рассматривается Марксом также и как реальное основание исторического процесса, как «первая предпосылка всякого человеческого существования, а следовательно и всякой истории» [11, с.25].

Труд как способ человеческого существования, как целостность, сохраняющаяся во всех своих исторических метаморфозах и предстающая «…восходящей линией прогрессивно развивающихся и последовательно сменяющих друг друга способов производства» [12, с.153], составляет самую суть взглядов Маркса на развитие общества как «органической системы», методологическая значимость которых заключается в том, что «органическая система» есть принципиально новая модель исторического развития, которую невозможно уложить ни в рамки идеи «круговорота», ни в рамки идеи «прогресса», ни даже в рамки идеи «развития по спирали» как своеобразной комбинации первый двух моделей, представленной в гегелевской версии диалектики.

«Органическая система» – если брать ее в виде простых и абстрактных определений, общих всем системам подобного рода, – предстает как некая совокупность специфических закономерностей развития. Так, всякая «органическая система как совокупное целое, - пишет Маркс, - имеет свои предпосылки» [13, с.231]. В качестве таковых выступает, как правило, другая система с качественно иным основанием, внутри и на базе которого новая система зарождается в виде частного отношения, являющегося более устойчивым и выступающего носителем новых прогрессивных свойств. Таким образом, вновь возникшее целое первоначально развивается еще не на своей собственной основе, ибо в качестве основания оно имеет как свои собственные элементы, так и элементы прежнего основания, в силу чего на первых ступенях развития это качественно новое образование еще не есть целостность в полном смысле слова – в смысле развитой органической целостности, все элементы которой живут по законам единого организма и несут на себе печать единого системного качества. Поэтому дальнейшее ее, системы, «развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы» основания, качественно перестроить их «…или создать из него еще недостающие ей органы. Таким путем система в ходе исторического развития превращается в целостность» [13, с.231].

Надо заметить, что понимание общества как «органической системы» имеет у Маркса два взаимодополняющих ракурса рассмотрения: когда общество рассматривается в общеисторическом плане как процесс и когда анализируется его конкретно-исторический срез. Выражаясь современным языком, общество предстает в качестве «органической системы» и при диахронном ракурсе рассмотрения, и при синхронном ракурсе.

В первом случае методологически значимым оказывается «природно-социальный» аспект, раскрывающий проблему перехода от общества как системы с преобладанием естественной детерминации (природных предпосылок) к обществу как системе с преобладанием социально-исторической детерминации, в ходе которого происходит изменение соотношения в доминировании природных и социальных элементов в самом основании общества как системы.

Маркс, подробнейшим образом исследуя этот процесс в «Экономических рукописях 1857-1861 гг.», показывает, что на ранних этапах истории подлинной целостности общества еще нет в силу доминирования в общественном производстве факторов, выражающих природную зависимость и природную определенность всех составляющих его элементов. Общество как целостная система с социальным основанием есть, по Марксу, сравнительно поздний результат исторического развития, а вовсе не некая свершившаяся однажды, в самом начале человеческой истории, данность. Целостность общества, в смысле развитого «органического целого с социальным основанием», появляется лишь на буржуазной ступени развития производительных сил, когда общественное производство перестает быть привязанным к земледелию, когда появляется производство с развитым разделением труда, когда каждый член общества зависит от производства всех, а все зависят от производства каждого; когда взаимная зависимость членов общества становится абсолютной и универсальной, целиком являясь продуктом общественно-исторического процесса; когда «…все отношения выступают как обусловленные обществом, а не как определенные природой» [13, с.230].

Так рождается «чистый историзм» (!) в понимании общества, а вместе с ним – принципиально новая модель исторического развитиямодель реальной диалектики, которую олицетворяет идея «органической системы». Именно она становится подлинной теоретической предпосылкой понятия культурной памяти.

Дело в том, что рассмотрение общества в синхронном срезе демонстрирует следующие закономерности его функционирования как «органической системы»: структура общества, взятого на более поздней ступени развития, всегда содержит в себе в качестве своих органов элементы и «отношения всех тех погибших форм общества, из обломков и элементов которых оно было построено» [13, с.43]. И то обстоятельство, что некоторые из этих отношений представляют собой «… еще не преодоленные остатки этих обломков и элементов», которые «продолжают влачить существование… лишь в совершенно захиревшем… или даже шаржированном виде, …а то, что в прежних формах общества имелось лишь в виде намека, развилось здесь до полного значения» [13, с.43], – все это ничуть не меняет того факта, что структура более поздней по времени ступени развития общества всегда есть сохранение прошлого в настоящем!

Таким образом, преемственность социально-исторического развития, благодаря которой можно говорить о культурной памяти как сохранении прошлого в настоящем, осуществляется благодаря нескольким факторам и особенностям функционирования общества в качестве органической системы: 1) в силу того, что производство общественной жизни постоянно («ежедневно и ежечасно – уже для одного того, чтобы люди могли жить» [11, с.25]) воспроизводит себя как некую целостность, выступая фактором непрерывности процесса, обеспечивающим единство человеческого рода; 2) в силу того, что общественное производство есть производство форм коллективной жизни, которые, будучи носителями родовых качеств социальной жизни, продолженных за границы индивидуального существования, выступают в качестве механизмов сохранения и передачи опыта будущим поколениям; 3) в силу того, что структура общества как «органического целого» на зрелой ступени его развития содержит в себе в качестве своих собственных органов элементы и отношения давно исчезнувших общественных форм.

* * *

Предпринятая в данной статье попытка реконструкции пути, который потребовалось пройти философии, прежде чем появилось на свет понятие культурной памяти, в силу известных причин многое оставляет за скобками рассмотрения, пунктиром обозначая лишь некоторые вехи этого сложного пути, без которых, однако, невозможен был бы вообще никакой разговор о феномене культурной памяти. Как бы то ни было, но нам представляется несомненным отнесение к числу таких теоретических вех становления понятия культурной памяти следующих предпосылок:

философское “открытие труда” как специфически человеческого типа жизнедеятельности, как реального основания исторического процесса, как целостности, сохраняющейся во всех своих исторических модификациях и потому как предпосылки всякой истории;

формирование принципа историзма, нашедшего свое воплощение в понимании общества как «органической системы»;

выделение культуры как особой реальности, как целостности, противостоящей природе и в то же время не сводимой к какой-то одной сфере общественной жизни, а охватывающей собой решительно все, что создано, развито и преобразовано совместной деятельностью человека, – словом, выделение культуры как феномена социально обусловленного, а потому обладающего механизмами негенетического кодирования, сохранения и трансляции коллективного опыта.

Чтобы эти вехи выкристаллизировались в общественном сознании и приобрели статус философских принципов объяснения действительности, потребовались грандиозные социальные и культурные изменения, через которые должно было пройти человеческое общество.


 

Примечания

1. В этом отношении весьма красноречивы следующие статьи Ю. Лотмана: «Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума», «Феномен культуры», «Память культуры», «Память в культурологическом освещении». В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. – С.- Петербург: «Искусство - СПБ», 2000.; «Несколько мыслей о типологии культур». В кн. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин: «Александра», 1992. Т. I; Беседы о русской культуре. СПб., 1994.

2. Хотя у Лотмана нет такого определения культуры, тем не менее, оно имплицитно присутствует в каждом положении его концепции.

3. Кстати, А.Ф. Лосев тоже указывает на подобное обстоятельство применительно к античной философии: «Достаточно вспомнить общеизвестную трагедию Эдипа и Антигоны, чтобы удостовериться в том, как, несмотря на вечно неукоснительное круговращение космоса в себе, внутри него были и не могли не быть душераздирающие события…» [8, 202]. Именно поэтому, считает Лосев, «…ни в каком случае невозможно делать того вывода, что здесь не было ровно никакого чувства историзма» [8, 202].

4. Само собой разумеется, эта подмеченная О. Шпанном черта - противоположность идее прогресса – может быть очевидной лишь в свете ретроспективных оценок, даваемых с высоты позднейших достижений философской мысли.

5. Идея линейного прогресса есть идея именно отрицания прошлого, а не его снятия, как это имеет место в диалектике Гегеля и Маркса.

6. Мы сознательно опускаем рассмотрение взглядов Гегеля и делаем это по следующей причине: несмотря на то, что диалектика Гегеля бесспорно является ключом к новому пониманию исторического развития, тем не менее, само это новое понимание истории представлено вовсе не у него, а у Маркса. Гегелевское же понимание истории как прогресса в осуществлении индивидуальной свободы, степень реализации который возрастает по мере продвижения от восточного мира – через греко-римский – к современной ему Прусской монархии, в общем и целом укладывается в линейно-прогрессистскую модель истории, что, конечно же входит в противоречие с его методом диалектики.

7. Формы групповой жизни имеют место и у животных – семьи, стаи, колонии и т.д., однако там они имеют принципиально иное качество, нежели в человеческом обществе.

8. Отметим, что интерес для нас в данном случае представляет не столько содержательная сторона теории общественного развития, которая давно и достаточно глубоко освещена в марксоведческой литературе, сколько «системная сторона» этого вопроса со всеми вытекающими из него последствиями методологического характера. Блестящий анализ становления общества как «органической системы» читатель может найти в работе В.П.Кузмина «Принцип системности в теории и методологии К.Маркса». – 3-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986. – 399 с.

 

 

Литература

1. Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. / Пер. с нем. М.М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

2. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПБ.: Искус­ство - СПБ, 1994. - 399 с., 5 л. ил.

3. Лотман Ю. М. Семиосфера. – С.- Петербург: «Искусство - СПБ», 2000. – 704 с.

4. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур. В кн. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. – Таллин: «Александра», 1992. Т. I. – 247 с.

5. Межуев В.П. Рождение идеи культуры. В кн. История культурологии. /под ред. д-ра филос. наук, проф. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.

6. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996. – 357 с.

7. Трёльч Э. Историзм и его проблемы / Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. - 719 с.

8. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – М.: "Наука", 1977. – 207 с.

9. Шпанн О. Философия истории / Пер. с нем. К.В. Лощевского. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. – 485 с.

10. Неретина С.С., Огурцов А.П. Введение. В кн. История культурологии. / под ред. д-ра филос. наук, проф. А.П. Огурцова. – М.: Гардарики, 2006. – 383 с.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. в 9-ти т. - Т. 2. - М.: Изд-во политич. лит-ры, 1985.

12. Кузмин В.П. «Принцип системности в теории и методологии К. Маркса». – 3-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986. – 399 с.

13. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг. (Первоначальный вариант «Капитала»). В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1980. – XXVI, 564 с.