Стрелецкая И.Г.

ЭТИМОЛОГИЯ И СЕМАНТИКА ПОНЯТИЯ ЦЕННОСТИ

 

Стаття аспірантки кафедри філософії Донецького національного університету І.Г.Стрелецької присвячена етимологічному та семантичному аналізам філософського поняття цінності.

 


В неустранимой многозначности философских понятий открывается простор для неопределенности и субъективности рассуждений, но вместе с тем постигаются подлежащие разрешению проблемы. Здесь также уместно заметить, что и сама установка на строго научное познание является разновидностью ценностной ориентации, в содержание которой справедливо было бы включить и такую древнюю максиму, как не приписывать предмету исследования большую степень точности, чем та, которая предопределяется самой природой предмета (Аристотель).

Упрочнение в философском словаре понятия ценности относится к недавнему времени – последней трети XIX века. До этого значение понятия ценности, имея ввиду его употребление в научном языке, было сравнительно ясным и использование ограниченным: оно первоначально употреблялось в экономическом, или как бы экономическом, и за отсутствием этого смысла не имело отношения к таким качествам или идеям, как  добро, красота, истина, справедливость, достоинство, совершенство и др.

Термин «ценность», заимствованный из политэкономии, этимологически связан с понятием стоимости – центральным понятием экономической науки и в особенности такого ее раздела, как теория стоимости. Этимология эта подтверждается тем фактом, что во всех западноевропейских языках понятие «стоимость» и «ценность» обозначаются одним и тем же  термином. В качестве синонима экономического понятия стоимости термин «ценность» используется иногда и в современных работах по экономической теории.

Объясняя тот факт, что слово это приобрело значение фундаментального философского понятия, нельзя не принять во внимание и следующий момент: слово оказалось весьма удобным своей лексической пластичностью – «ценность» легко сочетается с другими  словами, терминами и от него просто образуются производные.

Вообще говоря, лексические способности этого слова, при условии выполнения им функций философского понятия, относятся к важнейшей его характеристике в качестве и собственно философского понятия. Эти особенности проявляются, в частности, в возможности использования слова и в различных областях научного знания.

Терминологическое совпадение понятий стоимости и ценности представляет интерес не только в лингвистическом отношении, поскольку выяснение происхождения того или иного понятия может оказаться не безразличным к выяснению развитым историческим употреблением актуально сложившегося его содержания. В данном случае, имея ввиду этимологию понятия ценности, связь между ним и понятием стоимости прослеживается достаточно четко: свидетельством этого является тот факт, что во всех современных классификациях ценностей, стоимость неизменно фигурирует в качестве одного из типов ценности, видовой ее характеристики.

В свою очередь понятие стоимости имеет множество значений. В наиболее общем виде под стоимостью подразумевается два явления: меновое отношение товара и  полезность товара; первое называется меновой стоимостью, второе – потребительной. Первоначальное, коренное значение понятия «ценность», без поясняющего определения, сводится именно к понятию потребительной стоимости, которая только на определенном историческом этапе, приобретает товарную форму и сопрягается тем самым с меновой стоимостью.

Этимологическую связь понятий ценности и стоимости (стоимость как ценность, один из типов ценности) можно рассматривать как определенного рода свидетельство их связи также и в социально-историческом плане, что служит подтверждением точки зрения относительно генетической производности ценностного отношения от непосредственно практического, в частности утилитарного отношения как разновидности ценностного.

В настоящее время понятие «ценности» утвердилось и, можно полагать, окончательно лишь в качестве специального термина в философских, социологических, психологических работах, где употребляется, как правило, в сочетании с другими понятиями (отношение, свойство, система, метод и т.д.).

Второе наиболее устойчивое значение слова «ценность» - важность, значимость, значительность, существенность чего-либо. Это значение намного шире первого и ближе к собственно философскому, нежели экономическому смыслу. Но и в этом случае, легко заметить такого рода двойственность в употреблении слова: оно обозначает как предметы любой природы, так и те критерии, стандарты, нормы, на основании которых данные предметы относятся к ценностям. Иначе говоря, к ценностям относятся не только то, что оценивается, но и то, с точки зрения чего что-либо оценивается. «Ценность» также употребляется часто для обозначения предметов, свойств, включая и внутреннюю жизнь человека, художественные ценности, высокие моральные и интеллектуальные ценности человека, а также в значении «сокровища», «драгоценности» и прочие. Кроме того, в различных контекстах речевого употребления, слово может приобретать побочное, производное, переносное, метафорическое и другие значения.

В своем наиболее общем значении существительное «ценность» обладает универсальной приложимостью.  Ко всему, что так или иначе входит в мир человеческой практики и познания, могут быть применены предикаты ценного, неценного или ценностно безразличного. «Ценностными», т.е. ценными, неценными или ценностно нейтральными, являются вещи, явления, отношения, события, действия столь неоднородных типов, что трудно указать на какие-то общие для них свойства, на основании которых можно было бы закрепить за словом «ценность» единственное фиксированное значение. Все, что можно сказать в отношении общности свойств универсального множества предметов, называемых ценностями, так это то, что все такие свойства являются объектом оценивающей деятельности субъекта, что они значимы в каком-либо смысле относительно его позиции оценки.

Существует, однако, ряд промежуточных значений слова, располагающийся как бы между исходным, сугубо ценностным его значением, и таким, когда оно не используется и не нуждается в использовании его в ценностном значении. Слово приобретает тем большее ценностное значение, чем в более значительной степени обозначаемое им содержание сближается с выражением в отношении данного содержания субъектной оценки. Наиболее явственно ценностное значение слова проявляется при обозначении им того, что может быть названо «хорошим», «прекрасным», «истинным», «справедливым», того, что должно быть или, напротив, не должно быть. Слово «ценность» («ценное») является наиболее общей характеристикой содержательного типа качеств такого рода. Это обобщенное, абстрактное, категориальное, философское значение понятия накладывается на разнообразные конкретные лексические значения слова, вплоть до такого случая, когда слово утрачивает исконно философское свое значение и употребляется просто в качестве условно принимаемого и удобного термина.

«Ценность» приобретает разные значения в соответственно различных контекстах рассуждения. Но даже в одном и том же высказывании, например, в суждении такого общего логического типа, как «объект А является ценностью», значение понятия ценности может быть весьма многоразличным. В данном высказывании возможна следующая реконструкция его значений.

Во-первых, под ценностью может пониматься  объект оценки, оценивающей деятельности субъекта. В этом смысле ценностью может быть все то, что актуально или потенциально способно быть включенным в сферу человеческой деятельности. Природа оцениваемого объекта при этом безразлична. Любому объекту могут быть приписаны те или иные ценностные характеристики с точки зрения человека, т.е. с точки зрения системы, для которой имеются ценности.

Во-вторых, речь может идти о ценностях «внутри» объекта. В этом случае объект должен быть представлен в виде некоторой системы, в которой имеются ценности. То, что есть ценности в политической системе, в науке, это очевидно. Правомерно говорить и о ценностях явлений, процессов природы и т.д.

В-третьих, «объект А является ценностью» может означать, что данный объект и есть ценность, или что он имеет ценность, ему присуща некая ценность. В первом случае, под ценностью имеется в виду особый способ существования объекта, а во втором – особые свойства или качества присущие данному объекту.

В-четвертых, в выражении «объект А является ценностью» под ценностью может подразумеваться как то, что является средством для достижения чего-то иного (внешняя, инструментальная ценность), так и то, что представляет собой самоценность или самодостаточную ценность (внутренняя, неотъемлемая ценность). 

В-пятых, под ценностью может пониматься объект оценки. Он может быть назван желаемым либо потому, что его действительно желают, либо потому, что его должны желать.

В-шестых, под ценностью может мыслиться содействующая или сопутствующая ценность, т.е. такая, которая является дополнительным моментом в характеристике ценности объекта, а не его ценности в качестве средства или самоценности.

В-седьмых,  в рассматриваемом высказывании ценность может означать объект, в отношении которого отсутствует позиция оценки. Ценность в этом случае выступает просто в качестве предмета, констатирующего утверждения со стороны субъекта, не включенного в данную ценностную ситуацию, а само высказывание для данного субъекта приобретает смысл не оценочного, а познавательного суждения.

Заметим, что оценка – это субъективное действие, акт отражения, выражения, познания и переживания ценности, ценность же – это  оцениваемый предмет, все то, чему приписывается ценность, или ценность чего устанавливается посредствам оценки, а также то, на основании чего производится оценка. Ценность есть всегда нечто объективированное и вместе с тем субъективированное.

Этимологический анализ того или иного философского понятия, равно как и лингвосемантическое описание его свойств, не может не принимать во внимание в выявлении философского содержания понятия. Но философское, категориальное значение понятия отличается, как правило, от общеупотребительных его значений, приобретая в соответствии с потребностями теоретического рассуждения специальный характер. Это в полной мере относится к философскому понятию ценности. Однако использование понятия ценности в качестве философского понятия также разнообразно и подчас трудно совместимо между собой.

Широкое распространение получило употребление, когда «ценность» используется как общее (родовое) понятие, включающее все возможные типы ценностных (оценочных) в противоположность описательным предикатам. Под оценочными предикатами подразумеваются такие системные, целостные характеристики объектов, как полезное, целесообразное, истинное, доброе, справедливое и другие. Понятие ценности в общем (родовом) употреблении служит и для обозначения, с одной стороны, критериев, норм, стандартов всех такого рода оценочных предикатов, а, с другой стороны, объектов их отнесенности. Подобный широкий подход позволяет выделить «сферы ценности», т.е. такие, содержательно различные и в то же время имеющие нечто тождественное, области культуры и соответствующие им области знания, в которых находят применения идея ценности, ценностные понятия и суждения. К сферам ценности относят, как правило, мораль, науку, искусство, политику, экономику, религию, право, профессиональную этику, педагогику, этикет.

Понятие ценности используется также в  значении, близком к морально-этическому. Понятие ценности либо полностью приравнивается к понятию добра, либо в каком-то отношении сопоставляется с ним. Последнее имеет место при их родо-видовом соотношении, а также в случае проведения различия между ценностью, отождествляемой с добром, и нормой, и соответственно между оценочными и нормативными суждениями. Отождествление ценности с понятием добра может иметь условный, терминологический характер. В формальной аксиологии изучается поведение оценочных понятий, почерпнутых из области морали, вряд ли можно объяснить лишь соображениями удобства подобного рода терминологии. Факт этот имеет более содержательные импликации. Он свидетельствует о том, что моральные и только моральные ценности (добро, долг) самодостаточны, ибо только они, а не какого иного типа ценности, характеризуют и субъекта ценностей, относится к глубинным структурам человеческой личности. Приоритетность моральных ценностей с логической точки зрения обусловлена исходной спецификой сущности человека как таковой – его вменяемостью.

Понятие «ценность» может также употребляться и в том же смысле, что и понятие «положительная ценность», т.е. исключительно со знаком «плюс». В этом случае то, что берется со знаком «минус» (зло, безобразное, несправедливое и т.д.) называется антиценностью, противоценностью, неценностью. Употребление понятия ценности в ограниченном, только положительном смысле характерно для обыденного языка. Точнее даже, это относится скорее к узкому представлению о ценности как нечто положительном, а не к свойствам собственно обыденного языка, ибо реальное использование данного понятия в конструкциях и обычного языка расходится с такого рода представлением, и из контекста рассуждения, как правило, видно, о ценности какого качества положительного или отрицательного, идет речь, если даже слово «ценность» употребляется без явно поясняющих определений. В научной литературе понятию придается более широкий смысл, включающий подобно слову «температура», весь диапазон шкалы – положительное, отрицательное и нулевое. Отсюда названия положительной, отрицательной и нейтральной ценности. Нейтральная ценность обозначает тоже самое, что и «безразличное», «нейтральное». Очевидно, что воздержание от положительной или отрицательной оценки чего-либо есть также выражение ценностного отношения. Ценность предмета – это его ценностность, т.е.  положительная или отрицательная значимость в отношении субъекта.

Родовые понятия положительной и отрицательной ценности обобщают важнейшие признаки самых разнообразных по содержанию ценностных понятий, а именно то, что эти понятия выступают в необходимо альтернативной форме (добро-зло, благо-пагуба, прекрасное-безобразное, правильное-неправильное, справедливое-несправедливое и т.д.). Этот отличительный признак ценностных категорий, в котором усматривается критерий различия между ценностями и категориями бытия, особенно акцентировался неокантианцами Баденской школы (Г.Риккерт, В.Виндельбанд).

Мы указали на этимологию и некоторые существенные особенности семантики понятий ценности и оценки; выделили контексты употребления и ряд значений понятия ценности в философском рассуждении. Они суть следующие: ценность как родовое понятие сравнительно с видовыми (истина, добро, красота, полезность); ценность как морально-этическая категория, которая формально является одной из видовых ценностных характеристик;  ценностный контекст «позитивное-негативное» - это как раз тот контекст, в котором специфицируется значение любого ценностного понятия.


 

Литература

1. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. – 2002. - №3.-С.139-146.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997. – 182с.

3. Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. – 2005. - № 2. – С.3-17.