Стасевич С.В.

ОНТОЛОГИЯ ХОЗЯЙСТВА И ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

Стаття аспіранта кафедри філософії Донецького національного технічного університету С.В.Стасевич присвячена аналізу проблеми соціально-філософського моделювання господарства та господарчої діяльності як онтологічної реальності. Автор робить спробу осмислити господарство через аналіз таких його аспектів, як природа та суспільне життя людини.

 


В последнее время специалисты по экономической теории и истории экономической мысли все чаще обращаются к философско-методологическим проблемам хозяйственной тематики. В этом аспекте следует отметить статьи Т.В.Гайдай, Л.П.Горкиной, Т.И.Деревянкина, О.В.Костюшко, монографии и учебные пособия И.С.Коропецкого, Б.Д.Лановика, В.В.Лантуха, Е.Л.Лортикяна, Р.М.Матейко, З.М.Мятискевича и др. В этих работах вопросы хозяйственного этноса, рыночных отношений рассматриваются в контексте идей отечественных классиков экономической теории и истории экономической мысли, в том числе социокультурных аспектов концепции хозяйства С.Н.Булгакова. Философскому и культурологическому осмыслению феномена хозяйства посвящены и работы экономиста Ю.М.Осипова. Между тем в этих работах остается все еще недостаточно полно (или противоречиво) разработаны вопросы эпистемологии и онтологии хозяйства, аксиологические и антропологические аспекты теории хозяйства.

Данная статья посвящена разработке некоторых проблем онтологии хозяйства и хозяйственной деятельности как проблемы социально-философских дискурса.

Понимая онтологию как раздел философского знания и учение о всеобщих принципах мироустройства и организации бытия, его структуре и связанных с ним закономерностях, нам необходимо уяснить, какие фундаментальные принципы и элементы бытия, позволяют нам говорить о хозяйстве как особом виде онтологической проявленности в мире. Такими элементами, вероятно, являются природа и общественная жизнь людей (общество) как культура. Принципами хозяйства, то есть безусловными предпосылками существования и проявленности, на наш взгляд, могут выступать, во-первых, человеческие потребности как основа любого вида хозяйствования и прежде всего возникновения экономических отношений; во-вторых, труд как всеобщая форма хозяйственной деятельности; в-третьих, производство как способ организации и управления хозяйством; в-четвертых, цели и ценности хозяйственной деятельности и самого хозяйства; в-пятых, система нравственных, переходящих в моральные и правовые, норм, регулирующих в соответствии с целями и ценностями данного общества логику хозяйствования и логику развития хозяйства в целом (хозяйственная практика, хозяйственное право).

Что мы будем понимать под природой? Хотя со словом «природа» соединяются весьма разнообразные смысловые контексты и значения, но все же когда говорится о природе вообще, без всякого ближайшего определения, то, по словам, выдающегося философа В.С.Соловьева, интуитивно всегда подразумевается некоторое существенное и в себе единое Начало, производящее из себя все вещи. С этим согласуется и этимологическое значение слова «природа», что указывает в ней на начало произведения или порождения вещей. Так как природа все из себя производит, то мы находим в ней основания всех вещей: она есть их единая общая основа. Поскольку природа организована она, следовательно, объединяет нечто в структуру. Структура - первое и самое простое онтологическое выражение организации природы и всего, что из природы выходит. Таким образом, все фундаментальные свойства природы, о которых речь ниже, суть те же фундаментальные качества любого природного явления, в нашем случае - это хозяйство как характеристика так называемой «второй природы» – общества.

Организация природы - процесс материальный. Материальны не только части природы, участвующие в организации, но и само действие по организации. Материален весь механизм организации. Разделение-объединение материи, реализуясь бесконечно разнообразно, восходит к основному - изначально элементарному проявлению материи в мире. Элементарная организация - та самая простейшая, всеобщая исходная организация, из которой выходят, на которой базируются, посредством которой реализуются всевозможные в природе организации. Все, таким образом, состоит из элементарных частиц, тех или иных их комбинаций.

Второе выдающееся свойство материи, связанные с ее элементарным строением - энергетичность. Частицы материи суть частицы энергии, а энергия - это всегда способность. К движению, которая непременно реализуется, обретая на своем высшем уровне метаморфозу деятельности (человек - существо действующее). Обмен материи и энергии как всеобщее свойство организации природы означает тотальное взаимодействие как условие проявленности природы в мире. Взаимодействуя, частицы материи влияют друг на друга. Между ними осуществляется то, что следует определить как третье выдающееся свойство материи - материя существует в отношении информации (ин-формация, то есть действие ПО образованию). Таким образом, природа как материя организована и энерго-информационна, причем будучи causa sui (причиной самой себя), цель своего существования природа имеет в поддержании своей организации, иначе говоря, цель природы - в самоорганизации, т.е. внешней наперед заданной цели организация природы не имеет. Будучи causa sui, природа есть и сама-в-себе цель.

Принцип самоорганизации природы означает ее системное бытие как непрерывное становление: одни элементы и отношения появляются, другие исчезают. Так понимаемый принцип самоорганизации природы есть ни что иное, как эволюция.

Поскольку эволюция природы - также материальный процесс, и уже поэтому природа имеет количественные и качественные параметры. Природа количественно разнообразна и качественно изменчива. Превращение одного в другое реализуется импульсивно, через накопление организационных и энерго-информационных характеристик системы. Природная организация эволюционирует импульсивно, а значит прерывно (дискретно), скачками, неравновесно. Дискретность, равно как и неравновесность, - важные фундаментальные свойства организации природы. Именно этим характеристикам природа обязана своей жизнеспособностью как самоорганизации. Именно благодаря им природа самореализуется как четырехмерный процесс, соединяющий в себе сразу пространство и время (прерывность - это уже время, а время позволяет находить себя в пространстве и осваивать его во всех направлениях). Прерывность и неравновесность как колебания системы в условиях эволюции природы задают особые ритмы развития природы. Ритмичность природы проявляется всюду - от колебаний отдельных параметров до смены состояния системы и выявляется по-разному - от простейшего движения в одну и другую стороны до сложнейших качественных преобразований. Природные ритмы, сопряженные со сменой повторяющихся состояний, то есть с их движением как бы по кругу, означают цикличность природы. Природа, таким образом, отличается цикличностью, то есть качественной динамикой.

В процессе эволюции природа претерпела ряд фундаментальных скачков, одним из которых стало появление: а) социальности (появление общества) и б) появление сознания как атрибута, ставшего присущим такому виду природной системы, как человек (homo). С возникновением сознания человек выделяется из природной самоорганизации как ее составной элемент. Его реакция на прерывность и неравновесность как естественные и закономерные характеристики эволюции природы изменяется. Человек как самостоятельная живая система природы начинает занимать особое положение в природе, борясь с помощью психики и сознания со смертью себя как момента эволюции. Эти действия прекратили «слепое» подчинение природе. Возникшее сознание означало разрыв homo с природой через  природные, инстинктивные связи. Человек создавал свои, особые циклы эволюции, опираясь уже не на природные циклы, а на циклы, искусственно им созданные, реализация которых не совпадала с природными закономерностями. Огонь и пища доставались уже не как дар природы, а как результат избирательного и целенаправленного поведения человека. Закрепленная в индивидуальном, а потом и в коллективном сознании и опыте практика положительного выбора, обеспечивавшая лучший вариант удовлетворения потребностей, закреплялась в виде символов деятельности, а также словесных символов. Так возникали цели и ценности человека, становившегося homo sapiens.

Усложнение разрыва деятельности человека от реализации закономерностей природы означало ни что иное, как культуротворчество, исходным началом которого и было хозяйствование как деятельность вопреки природным началам эволюции. Именно с этого момента мы и можем говорить о начале хозяйствования в подлинного смысле слова. Природа начинает рассматриваться как «среда», в которой сосуществует социальное и разумное существо - человек. Причем среда - уже непросто то, что вокруг человека, с чем человек взаимодействует, это то, что человеком осознается. И то, в каких интеллектуальных параметрах осознания отражается природа, зависит и форма, и содержание хозяйствования  как отношение «природа-человек». Хозяйствование становится элементом культуры, а культура - ни чем иным, как результатом хозяйственной деятельности человека-разумного, живущего в сообществе людей и в среде, понимаемой как противостоящая обществу природа - источит благ для удовлетворения потребностей индивида и коллектива.

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности (например: кровнородственная связь), что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишь на достаточно высоком уровне развития людей - сознательного, а не просто инстинктивного, отражения мира.

В самом широком, философском толковании под человеческим обществом мы будем понимать высшую ступень организации людей, объединенных совместной, целенаправленной хозяйственной деятельностью и совокупностью общественных институтов, направляющих, регулирующих и организующих деятельность. Речь идет о государстве, способе производства, политике, различных мировоззренческих конструкциях и т.п.

Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли отдельных ее членов.

Общество на любой ступени его развития - это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей, исходными, базисными из которых являются отношения, связанные с удовлетворением человеком витальных (индивидуально-органических, социабельных, познавательных) и общественно-коллективных потребностей. Удовлетворяться же они в обществе должны исключительно как рациональная (разумная) хозяйственная деятельность по производству и обмену продуктов труда. Именно фактор рациональности (разумности, а не безрассудности) придает общественному развитию модальность хозяйства и хозяйствования.

В любом обществе существует производство, но если оно функционирует ради самого себя - «производство ради производства» (танки вместо домов и продуктов питания), то говорить о производстве как хозяйствовании бессмысленно. Именно здесь, вероятно, проходит водораздел (семантический) категорий производства и хозяйства. Эти понятия взаимодействуют как пересекающиеся логические круги, если речь идет об анализе производственной деятельности людей. Когда речь идет о так называемых «надстроечных» факторах общественной жизни: политике, государственной деятельности, праве, морали, то именно здесь и получает свое точное выражение «хозяйственный», «хозяйство», ибо рациональность (разумность) жизнедеятельности обеспечивают хозяйственная политика, хозяйст­венная этика (например, протестантская этика капитализма по М.Веберу), хозяйственное право. Мы ведь даже в обыденном языке говорим о бесхозяйственности экономики, где производство осуществляется ради производства.

Причудливые, многоликие отношения связывают людей в общественный организм, такова же причудливая диалектика категории хозяйства применимо к анализу развития общества. Недаром, в большинство учебников по философии и политической экономии в недавнем социалистическом прошлом практически отсутствовало понятие хозяйство в строгом смысловом соотношении с категориями производство, экономическая жизнь, экономические отношения, труд, стоимость, экономическое право, и т. д.

Возникновение общества и человека, наделенного сознанием, обеспечило появление хозяйства как целенаправленной (телеономной) деятельности людей, связанной с удовлетворением обществен­ных и индивидуальных потребностей. Иерархизация потребностей, их постоянный качественный рост и закрепление в виде символов культуры придали хозяйственной деятельности упорядоченный, и рациональный характер, закрепив критическую оппозицию человека и общества по отношению к природе не только в материальной форме в виде орудий труда и техники как средств оптимального хозяйствования, но и в духовной форме - в виде знаний. Фиксирование этих знаний привело к возникновению науки как особой формы духовной деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе и самом человеке. Знание же, в свою очередь, структурировало общество в некую систему упорядоченных и строго иерархизированных элементов, наделенных смыслом и значением. Так возникает общество как единство материальных и духовных ценностей, скрепляющих в единую, жизнеспособную к воспроизведению социальную организацию всех членов сообщества. В свою очередь ценности закрепляют через символы науки, правила и способы рационального хозяйствования, начиная от простого принципа «делай, как я», до сложнейших,  с  применением  математического, логического и иного аппаратов, оптимального производства как хозяйствования.

Ведущую роль в организации хозяйства  наряду с наукой занимает техника. Недаром на Западе такие разделы философии экономики как философия науки (США, Скандинавия, Великобритания) и философия техники (Германия, Франция) получили огромное развитие.

Под техникой (от греч. «techne» - искусство, мастерство, умение) будем понимать орудия, средства, приемы и методы труда и производства в целом, способствующих оптимизации затрат хозяйственной деятельности. Именно в технике своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу, поскольку изначально цель и функции техники были связаны с рациональным преобразованием природы и мира в соответствии с целями людей, сформулированными на основе их потребностей.  Иное дело, что со временем человек, общество и техника поменялись местами как цель и средство достижения результата. Согласно М.Хайдеггеру, техника ныне не просто сконструировала особый технический и виртуальный мир, она подчинила, задала мирожизненные экзистенциалы бытия людям, впустив их туда, где нарушаются естественные отношения с природой (генная инженерия, искусственные болезни, оружие массового истребления). Человек постепенно подчиняется императиву техническому, что грозит ему душевной и чувственной смертью, разрушением гармонии между природой и собой, собой как природного, биологического и техногенного существа.

Поэтому одним из фундаментальных категорических императивов философии экономики, ориентирующих нас на рациональность организации человеком своего бытия, безусловно должно стать следующее теоретическое положение философии техники: человеческое понятие прогресса должно означать не вымирание других творений природы и в то же время омертвление душевных и чувственных потенций человека, но скорее - увеличение своеобразия человека, которое свершится главным образом через расширение его духовности, вопреки погоне за материальными ценностями.

Поэтому общество не должно без предварительной экспертизы производить все, что может производить, не должно делать все то, что оно может делать, и, несомненно, не сразу же после открытия новых технических возможностей. Вероятно, что соизмеряя перспективу, это и есть хозяйственный подход взаимодействия человека и техники, когда техника не творит зла. Предикат зла, по существу, предикат нравственный, философский. Исключая его, мы тем самым возвращаемся, в конечном итоге, к принципу «производство ради производства», или «техника ради техники». Но это в лучшем случае. Хуже, когда техника становится средством уничтожения людей, иначе говоря, заключает в себе изначально антигуманное, демоническое, злое начало.

Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются ввиду непредсказуемые, губительные последствия ее использования для человека, общества, всего человечества, ее пагубное воздействия на природу. По словам К.Ясперса технический прогресс угрожает человечеству механизацией и автоматизацией деятельное работающего, превращая субъекта производства в часть машины. Одновременно механизируется и автоматизируется его мышление, оно становится «технарным». Человек перестает «в живую» контактировать с миром. Технический посредник, — на сегодня это компьютер и телевизионные технологии, - заменил человеку реальность, а то и естественные человеческие эволюции, контакт с природой, другими людьми [6].

Можем ли мы надеяться на то, что все беды, которые связаны с техникой, когда-нибудь будут подчинены власти человека? Этот роковой экзистенциальный вопрос в большинстве случаев получает отрицательный, пессимистический  ответ. Увлеченные изобретением, усовершенствованием технических средств, люди, целые народы и государства, движимые скрытыми, властными мотивами, отбрасывает, всячески избегают  связывать эту страсть с иными, - нравственными, философско-мировоззренческими  вопросами, мотивируя свое поведение лишь  тщеславием и выгодой, которую сулит экономический спрос или ложно понятая гордыня. В итоге каждый думает о своем, а в целом все движется к неминуемой катастрофе, философско-пророчески предсказанной Библией: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Дело, видимо, только во времени, отсчитывающем тотально-цивилизованную бесхозяйственность homo еconomieus (человека экономического) рубежа XX-XXI веков. Воистину, когда человек теряет мировоззренческие ориентиры, будь-то религиозные или философские «долженствования» и императивы, наступает катастрофа.

Вся дальнейшая судьба человека зависит от того способа хозяйствования и жизнедеятельности, посредством которого он подчинит себе последствия технического развития и их влияние на его жизнь, в им числе и общение с природой, с ее разрушающими человеком силами.

Со времени появления общества на нашей планете происходит три рода процессов: собственно природные, специфически социальные и коэволюционные (природно-социальные). И диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная - усиливается. Природа впускает человека в его тайны, но требует взаимности: у нее нужно не только брать, но и давать.


 

Литература

1. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – 850 с.

2. Мамфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. Сб. текстов под ред. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1986. – С. 225-239.

3. Осипов Ю.М. Философия хозяйства.  В двух книгах – М.: Юристъ, 2001. – 624 с.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.

5. Стасевич С.В. Людина як суб’єкт господарської діяльності: етичні аспекти проблеми // Наука. Релігія. Суспільство. - № 2, 2006. – С. 159-163.

6. Ясперс К. Современная техника; Сколимовски Х. Философия техника как философия человека // Новая технократическая волна на Западе. – М.: Мысль. 1996. – 186 с.