Шигимагина Л.А.

Любовь
как условие гармоничного развития личности
(взгляд русской религиозной философии)

 

Стаття викладача Зуївського енергетичного техникума ДонНТу Лілії Анатоліївни Шигімагіної присвячена проблемі виховання любові як необхідної умови гармонійного розвитку особистості. Розглядаються підходи до вирішення цієї проблеми на досвіді руської релігійної філософії. Пропонуються основні шляхи у справі виховання любові. Звертається увага на виховання таких складових любові, як патріотизм, жертовність, сердечне споглядання. Акцент робиться на основоположній ролі сім`ї у розв’язанні цього складного завдання – виховання любові. Актуалізація теми зумовлена зниженням рівня духовності молоді, кризою моральності, яка охопила сучасне суспільство.

 


Мы живем в эпоху больших социальных изменений, когда идет активный поиск новых моделей образования. Современные информационные технологии, компьютерная техника вытесняют непосредственные контакты человека с окружающим миром, природой, людьми. Вместе с тем снижается уровень воспитания, оно начинает носить характер формализма, упрощения, сводя на нет сам процесс всесторонней подготовки ребенка к жизни. Между тем, подлинное воспитание есть прежде всего раскрытие личности в полноте ее творческих сил, обращении к миру ценностей, наполнение ее смыслом и содержанием, которым становится любовь.

Проблема воспитания любви поднималась в духовной традиции русского народа и, в частности, нашла свое отражение в русской религиозной философии, где воспитанию детей, созданию семьи, формированию патриотизма уделялось большое внимание. Цель данной статьи заключается в том, чтобы проанализировать эти традиции, обращаясь к трудам И.А.Ильина [2], С.Н.Булгакова [5] и других философов, чтобы найти новое прочтение в современных условиях, осмыслить содержание педагогического опыта, накопленное за долгие годы творческих исканий.

Все большее количество людей сегодня попадает во власть и зависимость от комфорта, потребительства, гедонизма. В обществе набирает силу напряженность, агрессивность; заметно утрачивается чувствительность к природному миру способность откликаться на многообразную красоту Вселенной. Внутренний мир человека становится беднее и примитивнее, углубляется процесс разрушения целостного мировосприятия, чувства гармонии.

«Свет во тьме светит, и тьма не объяла его»,- читаем мы в Евангелии. Свет этот утверждает достоинство человека, и это свет любви. Он говорит о радости любви, свободного служения ближнему, самоотдачи. Этот свет открывает перед личностью горизонты бессмертия. Свет любви озаряет труд, познание творчество, наполняет вечным смыслом красоту мира, помогает раскрытию духовных даров в человеке. Сегодня необходимо создание такой модели развития общества, которая вновь оживит любовь, вернет ей положенную силу и значимость, поможет расширить человеку диапазон ценностей, утвердит новый образ жизни и интересов, который вмещает в себя нечто большее, нежели удовольствие тела и сентиментальное обхаживание друг друга, - духовную ценность и цель, ради которой стоит жить и которая образует универсальную почву единства.

Спасение это имеет вертикальный вектор; оно восходит вверх к тому максимуму души, который именуется высшим благом, абсолютом, Софией или Богом. «Человечество держит в руках обрывок цепи, концы от которой уходят глубоко в Небо. Земная любовь – малый осколок любовной соборности, духовного единения, которому чтобы обрести подлинное значение и ценность, нужно соединиться со своей главной – Божественной – основной первопричиной» [1,15 - 16].

Приобщение к «Свету» Любви имеет множество различных путей и форм, и исчислить эти духовные восхождения в рамках одной статьи сложно. Но есть некоторые, на наш взгляд, основные пути, которые в деле воспитания Любви являются необходимыми. Рассмотрим их более подробно.

Воспитание любви происходит главным образом в семье. Именно там человек получает (либо недополучает) первые духовные силы и умения, которые он затем переносит в свою общественную жизнь. И если духовный кризис поражает семью, то впоследствии это обязательно скажется на других формах человеческого общения. «История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью, - писал по этому поводу А.И.Ильин. – Великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи» [2, 201].

Настоящая семья возникает из любви. Там, где брак заключается без любви, семья становится чем-то формальным. Именно в браке закладываются основы нового духовного единения. Семья, внутренне скрепленная любовью, является школой душевного роста, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Здесь важно не сходство характеров, темпераментов, а единство духовных оценок: «Важно то, чему ты поклоняешься? Чему молишься? Что любишь? Чего желаешь себе в жизни и смерти? Чем и во имя чего ты способен жертвовать? И вот жених и невеста должны найти друг в друге это духовное единочувствие и единолюбие; объединиться в том, что есть важнейшее в жизни и ради чего стоит жить… ибо только тогда они сумеют как муж и жена верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке… Толька такая ячейка может разрешить главную задачу брака и семьи – осуществить духовное воспитание детей» [2, 204].

Семья, основанная на любви, становится школой духовного опыта. В семье нет разделенных сфер – отдельно телесной, социальной и духовной близости. Здесь одно откликается и отражается в другом, все очень связано внутренне и интимно, и любая боль одного дает себя знать в другом.

Семья – это раскрытие тайны пола в нас. Для семьи, для семейной жизни дан нам пол, и все богатство, вся полнота и сила его впервые открывается в семье, в своем высшем проявлении. Иначе говоря – вне семейной жизни не может быть полноценной жизни пола, она может быть только искажающей нашу природу и нарушающей законы жизни. Нельзя не принять высоконравственного положения В.В.Зеньковского о том, что «только одна форма половой жизни подлинна, чиста и нормальна – а именно семья. Добрачная половая жизнь никогда не дает ни настоящей радости, скрытой в глубине пола, ни того творческого воодушевления, которое может дать нормальная семейная жизнь… добрачная половая жизнь помимо тех огромных опасностей для здоровья… таит сама в себе отраву, раздражает всю основу нашей природы человеческой» [3, 262].

Здесь уместно вспомнить о телегонии (от греч. tele –далеко на расстоянии и gonos – род, рождение). Современник Чарльза Дарвина, французский биолог, профессор Феликс Ледантек анализируя это явление сделал далеко идущий вывод: «Не только первый самец имеет влияние на будущее потомство, но и всякий самец, который раньше оплодотворил мать… И ребенок, родившийся от женщины, у которой ранее было много детей от разных любовников, может иметь признаки от всех этих предыдущих отцов» [4, 69]. Вспоминается пример из нашей обыденной жизни. В 1957 году Москва принимала зарубежных гостей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Для некоторых любительниц «африканских страстей» этот «апофеоз свободы и любви» закончился рождением смуглых, темнокожих детей. Для тех же, кто обошелся так сказать «без последствий», случилось непредвиденное: при заключении брака с соотечественниками их сыновья и дочери иногда рожали детей негроидного типа. За ошибки женщины расплачивались ее дети или внуки! Внебрачные связи – груз далекого прошлого – спустя годы причиняли тяжелые семейные трагедии.

Было бы глубокой ошибкой считать, что в христианстве духовная любовь исключает чувственную. Именно от телесного сближения в браке в душе рождается новое благоговейное отношение к телу другого, которое становится как бы священным и святым. Христианство возвеличило брак больше, чем любая другая религия, и почти все величайшие поэмы о любви написаны христианами. Если кто-либо говорит, что половые отношения – зло, христианство тут же возражает: «Тайна сия, - говорит апостол Павел, - велика есть». Дух прожигает своим лучом тело, очищает, облагораживает его.

В качестве дополнительного аргумента приведем высказывание С.И.Булгакова из его книги «Свет невечерний»: «…христианство есть религия не только спасения души, а и духовного прославления тела. Лишь в нем одном из всех мировых религий тело не гонится, но прославляется, ибо Христос есть Спаситель не только духа от греха, но, вместе с тем и тем самым, и «Спаситель тела». Христианство есть апофеоз тела, и дает великие обетования относительно его искупления» [5, 217].

Семья призвана поддерживать и передавать из поколения в поколение отечественные духовно-религиозные традиции. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что из духовного уклада семьи вырастает патриотизм, культура благоговейного почитания предков, следовательно, семья есть первооснова Родины. У А.С.Пушкина эта мысль выражена с еще большей точностью.

Два чувства дивно близки к нам-

В них обретает сердце пищу-

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,-

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва;

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа- алтарь без божества.

Интересным является тот факт, что слова род, родина, родня, родственник, родимый – однокоренные и очень близки по содержанию. И постижение их является творческим актом духовного самоопределения. Воспитание патриотизма - это и формирование готовности простить (не осудить) ошибки отцов и дедов, т.е. выпрямление пути рода и народа в целом. Отсюда – покаяние (в переводе с греческого «метаноите»– исправление пути), восстановление природы личности через коренной переворот души, отмену всех прежних индивидуалистических самолюбивых и своевольных установок.

В стихах русского философа А.С.Хомякова мы находим такие слова:

За все, за всякие страданья,

За всякий попранный закон,

За темные отцов деянья,

За темный грех своих времен,

За все беды родного края, -

Пред Богом благостей и сил

Молитесь, плача и рыдая,

Чтоб Он простил, чтоб Он простил.

Воспитание патриотизма – это осознание себя ответственным за свою землю, за ее благосостояние, будучи в диалоге с живой историей земли. Это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, населявших эту землю. Уточняя последнее, можно говорить о формировании ответственности за прямое наследование хозяйствования на земле. С детства ребенок должен почувствовать, что территория его предков, его земля добыта трудом и волею, духом и кровью. Осуществление этой части воспитательной работы сопряжено еще и с идеалами героев–воинов: Александром Невским, Александром Пересветом, Дмитрием Донским, Федором Ушаковым, причисленными к лику святых, а также Александром Суворовым, Петром Калнышевским и другими.

Традиционно русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личное качество – это жертвенность. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - говорит Христос. Презрение смерти, самоотверженность, стояние до конца за свою семью, свой народ – вот чувства, которые должны быть переданы ребенку.

Важным этапом воспитания любви является самостроительство духа. Приобретение и умножение духовного опыта требует от человека воли, выдержки, упражнения, а человек, не ищущий путей духовного опыта обречен на бесконечные блуждания, а возможно и на жизненные крушения. И поскольку мы рассматриваем этот вопрос через методологическую призму православного христианства, то полагаем, что духовное самостроительство вынашивается особыми внутренними актами человека и с ним начинается религиозная вера. Религия человека не сводится только к любви, она рождается из любви, решается любовью и без любви невозможна. Если же любовь исключить из религии, тогда последняя сводится лишь к волевым умственным упражнениям, фанатизму, притворству к себе, к людям, к Богу. В работе «Аксиомы религиозного опыта» И.А.Ильин писал: «Человек религиозен там и тогда, когда он целен в приятии Бога. Но цельность приятия дается только любви, и есть сама любовь. Религиозное состояние души имеется там, где единый огонь горит и в духе и в инстинкте человека; а это только и может быть огонь любви» [6, 104].

Основополагающим религиозным актом духовного опыта является сердечное созерцание. Созерцание предполагает приблизительно то же самое, что “видеть”, “рассматривать”, но к этому нужно также приложить духовное рассматривание и видение, которое пронизывает любовью и духом живую суть предмета, явления. Ведь часто мы видим очертания – и ни на чем не останавливаемся; мы слушаем слова - и за словами не улавливаем глубины чувств или мыслей. И поэтому воспитание любви в себе и в детях начинается не тем, чтобы открыть глаза и уши, оно начинается в момент, когда мы решаем доброй совестью относится к Богу, ближнему, природе. В связи с этим возникает вопрос: учимся ли мы сами (и учим ли этому своих детей) слушать пение птиц, любоваться восходом солнца? Умеем ли уловить первые движения просыпающегося леса или благоуханные поля? Всматриваться в зеркальную гладь родника или озера? Митрополит Антоний Сурожский писал: “Если вы хотите что-то уловить, вы должны встать раньше, чем другие звери, пойти так, чтобы весь лес не проснулся от ваших легких шагов, сесть где-нибудь, чтобы быть как можно более незаметным, и в себе совместить как бы парадоксальное состояние: с одной стороны такой живости духа, такого внимания, чтобы ничто не могло избежать вашего взора или слуха, но с другой стороны, такой гибкости, чуткости, чтобы все отзывалось в вас” [7, 63-64 ].

Самостроительство духа невозможно без внутреннего единства и органиченной согласованности. Формирование этого опыта можно, на наш взгляд, определить по следующему направлению: Вера ®Разум ®Сердце ®Созерцание ®Воля ®Совесть ®Дела.

Работая над собой в таком направлении, человек наполняет жизненной силой все сферы деятельности. В познании это дает человеку проникновенную силу и любовь. Именно этим путем шли гениальные ученые: они не просто наблюдали свои явления и предметы или размышляли о них, но созерцательной любовью они всматривались в них, вырабатывая новый акт научного познания. Бессердечная воля – это именно та воля, для которой поставленная цель оправдывает всякое средство; она пуста, черства, насильственна. Только воспитывая волю в созерцательной любви, человек раскрывается в подлинном благородстве. Искусство, творчество без сердечного созерцания будет наполнено техническими спецэффектами, пошлостью, праздным развлечением. Истинный поэт, композитор, режиссер растет и углубляет свое созерцание, “выращивает” из него свои лучшие работы. Он знает, что это алтарь его творчества, и именно здесь таится вдохновение, которое есть “призрак Бога” (Пушкин). Лишь в созерцании творческий человек получает дар видеть и возвышаться над собой и перерастать самого себя. В сфере правовой культуры сердечное созерцание предотвращает от произвола, анархии и бесправия и вместе с тем раскрывает стремление к справедливости и добру.

Сказанное дает повод предположить, что мы держимся за устаревшую материалистическую парадигму, относясь к ней как к реальности, а не модели, так не пришло ли время создать новую парадигму – парадигму любви? И начинаться она должна с внутреннего преображения, с освобождения себя от эгоцентризма, с установки на преданность, жертвенность, сострадание, на concordia- согласие сердца с сердцем, где все сферы жизни человека – семья, наука, творчество – нуждаются в тщательном обновлении, и без сердечного созерцания нет истинной любви, семьи, общества, а остаются лишь тусклые тени общения.

Обращение к трудам представителей русской религиозной философии, разрабатывавших эту тему, позволяет нам сделать следующие выводы:

- в нынешних условиях постоянного общественного напряжения, когда человечество так далеко от душевного равновесия и покоя, когда представление о стыде и бесстыдстве, норме и патологии претерпевает существенную эволюцию в пределах одного поколения, нам необходимо вернуться к нашим духовным истокам.

- для гармоничного воспитания личности нам необходимо обратиться к идеям русской религиозной философии, православной педагогики, культивирующих с помощью семейного воспитания основополагающие человеческие ценности – любовь, патриотизм, жертвенность.

 - эти положения имеют эвристическую силу для дальнейшего поиска жизненного пути и являются одним из условий гармоничного развития личности и общества.


 

Литература

1. Рогозянский А.С. Философия любви. Любовь и интимность: поиск духовного смысла. –М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2003. - 320 с.

2. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. - 431 с.

3.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс,1996.- 272 с.

4.Ледантек Ф. Телегония, или влияние первого самца//Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя в 3-х ч. – М.: Школьная пресса, 2001. – ч.1. – 256 с.

5. Булгаков С.Н. Свет невечерний. – М.: Республика,1994.- 415 с.

6. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 586 с.

7. Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом. – М.: «Паломникъ», 2000. – 382 с.