Журавлев В.И.

Концепция всеединства в античной и СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРЕТИКО-вакуумной картинах реальности

 

В статті кандидата фізико-математичних наук, професора кафедри прикладної математики та інформаційних технологій Макіївського економіко-гуманітарного інституту Володимира Ілліча Журавльова розглядається питання зв'язку античної концепції "всеєдності" з теоретико-вакуумною парадигмою світорозуміння. Проводиться паралель між космологічними поглядами античної філософії та сучасною космомікрофізикою.

 


Радиус круга мировоззренческих вопросов, очерченных философским знанием, изменяется во времени и имеет тенденцию к увеличению по мере роста потенциала обобщенных знаний о Природе, Человеке и Космосе. В роли направляющего вектора интеллектуального уровня цивилизации выступает картина миропредставления, соответствующая рассматриваемой эпохе и основанная на синтезе естественнонаучных знаний, теоретического творчества, духовной культуры, интуитивно-эвристического мышления.

Одним из компонент этого вектора являются представления о неразрывной связи микрокосма и макрокосма в рамках мирового целого, разрабатываемые в контексте холистической философии [1]. Эти представления имеют глубинные истоки, берущие свое начало в античной философии Платона, Пифагора, Плотина и Прокла, завершившего традицию неоплатонизма. Следует отметить, что идеи этих философов традиционно присутствовали в отечественной науке, философии, культуре и оказали огромное влияние на формирование как классических, так и современных научных концепций космофизического познания мира.

Особую значимость приобретает проблема философского дискурса о всеединстве, связанная с поисками единой основы природы (или единого фундаментального взаимодействия), на роль которой в настоящее время претендует относительное «ничто» и абсолютное «все» – физический вакуум. В связи с этим данная работа посвящена осмыслению особенностей организации Вселенной, сущности ее инфляционно-вакуумной эволюции как единого мирового целого, что возвращает нас к платоновским идеям о характере единства мирового целого, выраженного современным языком теоретической физики.

1. Концепция античного миропредставления

Говоря о познавательном, нравственном и эстетическом началах как о результатах "вживания в образ" вселенского, социального или индивидуально личностного космоса, мы имеем в виду "идеальные типы" начал. Но в подавляющем большинстве реальных жизненных ситуаций наблюдается слияние всех начал, что свидетельствует о том, что способный к лицедейству человек живет сразу в трех мирах.

Это вызвано, в значительной мере, функциональной асимметрией человеческого мозга. Известно, что его левое полушарие имеет преимущественное отношение к коммуникативно-информационным функциям, а правое - к зрительно - пространственному, эмоционально окрашенному поведению. Таким образом, в самом человеческом духовном мире осуществляется синтез знаний о сущности вещей и явлений в Природе, требующий одновременно логико-математического анализа и художественно-образного, интуитивного мышления.

Познавательное, нравственное, эстетическое существовали слитно, в теснейшем единстве еще во времена Пифагора и его сподвижников, стремившихся выразить этические понятия в числах или найти математические соотношения, на которых зиждется красота.

В соответствии с античными идеями познание природы осуществляется в органическом единстве трех начал: физического, философского и музыкально-математического [2, 210-228]. Согласно первому началу, совокупность мировых элементов Космоса представляется землей, водой, воздухом и огнем, которые В.Гейзенберг рассматривал как геометрический образ фундаментальных физических взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого ядерных полей. В геометрической, пифагорейской интерпретации эти элементы представлены многогранниками: кубом, икосаэдром, октаэдром и пирамидой. Эта исходная пифагорейская парадигма послужила прообразом математического описания природы. Философская трактовка (платоновскоплотиновская) миропонимания состоит в последовательности начал: Единое – Ум (Числа) – Душа. Эта триада воплощается в чувственно - эмоциональном Космосе и наиболее отчетливо – посредством Чисел, что являет собой зародыш математического естествознания и описания законов природы в уравнениях математической физики. Кроме того, эта триада определила последующее развитие европейской мысли, включая через различные опосредования и философию всеединства.

Музыкально-математическое начало дает музыкальное описание мировых элементов, их числовых (арифметических) соотношений между собой, результатом которого является познание мировой гармонии звуков, света и цветовых оттенков. На рис.1 изображена схема античных представлений о Природе.

По мере отделения духовного мира от остальной человеческой жизнедеятельности он сам стал расщепляться. Стали возникать как "смешанные" формы, так и "чистые". К первой можно отнести философию, в которой выполняются как познавательная, так и нравственная деятельность, а эстетическая (как правило) отсутствует. К числу чистых форм относятся: математика, экспериментальное естествознание и т.п.– вообще науки, выполняющие познавательную деятельность; художественная литература, театр, живопись, музыка и т.п. – вообще искусства, выполняющие преимущественно эстетическую деятельность; политика, право, идеология, мораль, религия и т. п., выполняющие лишь нравственную деятельность.

Специализация и дифференциация духовного мира привели за последние четыре столетия к колоссальному рывку вперед в сфере познавательной деятельности в результате взаимодействия "эмпирической" науки с математикой. Эта же картина наблюдается и в эстетической области, где стали появляться все более рафинированные формы искусства, а в пределе – чистое искусство, породившие внутреннее многообразие форм и методов его восприятия, как и множество пороков.

Эволюционировало и нравственное производство за счет расширения сфер влияния политики, идеологии, религии и т.п. Правда, они нередко оказывались не лучшего качества, поэтому создалось впечатление, что причина всех наших нынешних бед и зол – в отставании нравственного начала от своих "коллег". Хотя это неверно, так как еще в глубокой древности были выработаны такие моральные принципы, которые по своей значимости для человечества неизмеримо выше самых современных и лучших познавательных и эстетических достижений. Другое дело, что люди так и не научились их усваивать.

К чему может привести процесс специализации и дифференциации знаний? К разбегающейся вселенной, если под ней подразумевать единство познавательной, нравственной и эстетической сфер духовного мира. Очевидно, что какой-нибудь сподвижник Пифагора, занимающийся серьезными математическими исследованиями, сочиняющий и исполняющий прекрасную музыку и изобретающий возвышенные нравственные принципы, - герой из давно ушедшего "золотого века".

Таким образом, перед современной цивилизацией возникает суперпроблема: как восстановить утраченное пифагорейское единство духовного мира? Путем ориентации всех видов духовной деятельности на достижение одной и той же цели - нравственного совершенствования и бескорыстного занятия наукой и искусством для очищения души. В силу единой цели они изначально должны быть взаимосвязаны, обязаны взаимодействовать между собой и коррелировать друг другу, служить высшим целям – "истине", "добру", "красоте".


 

ФИЗИЧЕСКОЕ НАЧАЛО

 

Единое

 

МИРО-ПОНИМАНИЕ

 

КОСМОС

 

Кварта 4/3 Квинта 3/2

 

 

 

Кварта 4/3

Квинта 3/2

 

Тон

4/3:3/2=8/9

 

ОКТАВА (2)

 

Куб

 

Пирамида

 

Октаэдр

 

Икосаэдр

 

Огонь

 

Воздух

 

Вода

 

Земля

 

МУЗЫКАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ НАЧАЛО

 

ФИЛОСОФСКОЕ НАЧАЛО

 

Душа

 

Ум (числа)

 

Рис. 1. Схема античных представлений о Природе


Музыкально-математическое начало

 

Музыкально-математическое начало

 

Музыкально-математическое начало

 

МИРОПОНИМАНИЕ

 
Между теоретической наукой, искусством, философией существует глубокое различие в методах познания реальности, но их роднят многие свойства творческого процесса, в первую очередь, они содержат как интуитивные суждения, не требующие логических доказательств и экспериментальных подтверждений, так и суждения, основанные на классической логике.

Следует отметить, что уравновешивающее влияние интуитивного постижения, как в научных, так и во вненаучных областях человеческой деятельности постоянно поддерживалось искусством и высокоабстрактным научным познанием, а возрастающая роль математизации и компьютерной техники привела к тому, что огромный объем логической, формализуемой работы интеллекта стал выполняться ею. Тем самым разгружается мозг, и в структуре научного творчества все более появляются черты художественного творчества, а значит взаимопонимание этих двух областей человеческого гения будет лишь возрастать в рамках единой культуры человечества. Выделим наиболее характерные черты каузального и интуитивного восприятия реального мира [3, 32–35], используемые в современном научном познании физической реальности, описываемой как законами классической физики, так и законами квантовой механики и синергетики.

 

2. Каузальное восприятие реальности

Каузальное восприятие, свойственное логическому постижению реальности, полагает, что все имманентное сознанию относится к субъективным психическим состояниям человека, следовательно, когда два разных человека смотрят на один предмет, они в уме имеют два различных образа. Согласно каузальной теории, каждый человек обособлен от внешнего мира, так что в своем уме он имеет только свои состояния. На рис. 2 представлена схема каузального восприятия объекта материального мира О двумя субъектами S1 и S2. Из него видно, что из - за отсутствия перекрытия сфер сознания С1 и С2 у них возникают две разные и неполные картины отображения реального объекта R1 и R2.

Рис. 2. Схема каузального восприятия объекта мира О двумя субъектами S1 и S2

Аксиомы логики и математики, справедливые для каузального мира.

Законы математики и законы классической логики – это законы отражения причинно-следственных связей физического мира в нашем сознании. Как аксиомы логики могут оперировать только с конечными и постоянными величинами и относятся только к ним, так и аксиомы математики могут оперировать только с конечными и постоянными величинами и относятся только к ним.

В логике эти основные законы отражены в аксиомах Аристотеля ("Organon") и Бэкона ("Novum Organum"), принявшего в расчет время:

1) А есть А (А = А) - закон тождества;

2) А не есть не А (А ^ А) – закон непротиворечия;

3) Всякая вещь есть или А или не А (А v Ä) - закон исключенного третьего.

Соответствующие аксиомы математики будут:

1) Всякая величина равна самой себе;

2) Часть меньше целого;

3) Две величины, равные порознь третьей, равны между собой.

 

3. Интуитивное восприятие реальности

В соответствии с интуитивизмом, информация о познаваемом предмете может поступать в сознание познающего в подлиннике, минуя сенсорику и существуя независимо от акта познания.

Интуиция – это созерцание, непосредственное видение предмета познающим. Она происходит путем скачка через посредствующие звенья, протекающие в области подсознательного. Интуиция стимулируется озарением, гениальной догадкой. Она не сводится к пространственно-временным соотношениям, являясь сверхмерной и сверхпространственной непричинной категорией, ибо характеризуется тем, что субъект не производит объекта или наоборот.

Любой процесс восприятия состоит из субъективного аспекта – актов сознавания, внимания, различения, припоминания и объективного – актов материального, психического, социального бытия. Следовательно, существует много видов интуиции: чувственная (наблюдение цветов, запахов, чувственных качеств объектов мира), интеллектуальная (математические идеи организации всего сущего), мистическая (религиозный опыт), аксиологическая (нравственный и эстетический опыт). Теория такого знания, когда собственное «Я» воспринимает в своем сознании весь предмет, называется интуитивизмом.

Согласно интуитивизму, любое восприятие объекта внешнего мира двумя субъектами S1 и S2 сопровождается их выходом за пределы своей индивидуальности, когда они в процессе восприятия имеют области перекрытия своих сознаний С1 и С2, что (рис.3) позволяет сформировать им более полный и одинаковый образ мира- R.

Последние достижения в нейрофизиологии, теоретической физике, теории информации заставляют нас думать, что психические и материальные процессы проявляются друг через друга, образуя единую дуалистическую сущность и имея общую материальную основу.

Рис. 3. Схема интуитивного восприятия объекта мира О двумя субъектами S1 и S2

 

Аксиомы логики и математики, справедливые для интуитивно-образного мира

Эти аксиомы трансцендентальной логики были известны еще в древних индийских писаниях и составили основу интуитивной логики, логики бесконечности, многомерной квантовой логики. На бедном земном языке их можно выразить парадоксальным образом:

1) А есть и А и не А;

2) Всякая вещь есть и А и не А;

3) Всякая вещь есть все.

Соответствующие аксиомы математики выглядят следующим образом:

1) Величина может быть неравна самой себе;

2) Часть может быть равна целому или больше его;

3) Из двух равных величин одна может быть бесконечно больше другой.

Эта математика бесконечных и переменных величин оперирует трансфинитными числами (числа за ¥):{¥¥= ¥; ¥ = ¥ + ¥}, что противоречит законам математики для конечных величин, учитывающей один разрез Вселенной.

 

4. Теоретико-вакуумная картина мира

Рассматривая мир как актуализацию вакуума – «ничто», современная наука дает свое объяснение как понятия «вакуум», получившего соответствующий коррелят в философии через понятие «возможность», так и понятиям «вещество», «поле», «излучение» - через понятие «действительность». В связи с этим появляется возможность говорить в субстанциональном плане о принципе «вакуумного единства мира» как об онтологической основе космологического познания. Другими словами, все, что есть и должно быть в действительном физическом мире, виртуально содержится в вакууме.

Руководствуясь этим тезисом, автор осуществил критико-рефлексивное осмысле­ние теоретико-вакуумного дискурса о космомикрофизических аспектах эволюции, протекающей как в гигантском мире Вселенной, так и в микромире квантовой физики и в мозгу человека. На основании этого предлагается теоретико-вакуумная концепция миропонимания, в которой в роли конституэнта структурно-упорядочивающего первоначала мира и его гармонии выступает физический вакуум, рассматриваемый как онтологический базис материи [4, 147 – 160].

Согласно этой концепции, постижение мира единоцелостного знания (М), ставшего объек­том современной философско-мировоззренческой рефлексии, основанной на синтезе рассудочного, понятийного и чувственного, интуитивного, непосредственно - опытного способов по­знания, происходит в трех взаимодействующих и пересекающихся между собой онтоло­гических мирах. Условно, этот мир изобразим в виде пересечения трех множеств, то есть М = M1∩М2∩М3, где M1 – квантово-физический мир, актуализировавшийся из виртуально существовавшей Вселенной в результате спонтанного нарушения глобальной симметрии и фазовых переходов, происшедших на определенных этапах в высокосимметричной структуре физического вакуума, рассматриваемого как относительное "ничто" и потенциальное "все" (ФВ); М2 – мир логико-математических идей и абсолютов; М3 - мысленный мир, к которому принадлежат наше сознание, эмоции, интуиция, творческое воображе­ние, искусство и т. д.

На рис.4 изображена схема отношений материального и идеального. Поясним принятые на ней обозначения: – подмножества объектов, отображающих не выявленные в настоящем потенциальные свойства, соответственно, квантово-физического мира, мира логико-математических идей и абсолютов и человеческого сознания, принадлежащего мысленному миру; Ф1 – подмножество логико-математических принципов и идей организации материального мира, не поддающихся рефлексии; Ф2 – подмножество идей, принципов логико-математического плана, воспринимаемых человеческим разумом, но не адекватно отображающих материальный мир, Ф3 - подмножество объектов ложного знания о квантово-физической реальности.

 

ФВ

 

Ф1

Кварта 4/3

К

Кварта 4/3 Квинта 3/2

 

 

 

ОКТАВА (2)

 

Пирамида

 

Октаэдр

 

 

/2

 

 

 

S1

 

 

Кварта 4/3

Квинта 3/2

 

Тон

4/3:3/2=8/9

 

 

Ф3

Кварта 4/3

К

Кварта 4/3 Квинта 3/2

 

 

 

ОКТАВА (2)

 

Пирамида

 

Октаэдр

 

 

/2

 

 

 

Ф2

 

М3

 

М2

 

М1

 

М1

 

М1

 

М1

 

М1

 

 

 

Рис. 4. Схема соотношений миров: физического вакуума (ФВ), квантово-физического (М1), логико-математического (М2), мысленного (М3)

 

Мир единого знания – это субъективные образы объективной реальности, сформи­рованные в процессе коллективного познания сущего определенным человеческим сооб­ществом. Точнее, это результат обобщения всех индивидуальных информационных полей сообщества, составляющего его знание (индуктивное), склеенное из отдельных фрагментов с учетом их линейной или нелинейной связи, а поэтому могущее быть частично истинным или частично ложным или иметь характер помехи, т.е. сигнала, который мы не понимаем и он нам мешает. Допуская, что это коллективное знание формирует мир идей и абсолютов, в котором оно хранится как в банке данных, следует признать наличие и другого канала информации, идущего из мира идей в дедуктивное человеческое знание сообщества или к отдельному индивидууму, и которое также может быть истинным или ложным или в виде помехи. Между этими четырьмя видами знаний существует динамическое взаимодействие, в результате которого "ромб ошибок" может смещаться к индуктивному или дедуктивному знанию.

Рассмотренная схема познания, опирающаяся на единство двух ветвей – индуктивной и дедуктивной, фактов и веры, логического и интуитивного характеров мышления, формирует целостный образ мира, соединяющего в себе абсолютные противоположности: бытие и небытие, разум и эмоции, неизменное и изменчивое, причастное к единству и множественному, актуализировавшиеся события и процессы и потенциально возможные (которые не произошли, но могли бы быть реализованными). Таким образом, предложенная вакуумная картина мира, основанная на единстве трех начал Природы: активного – физического вакуума, устойчиво-стабильного – квантово-физической реальности и творческого мира идей и проявлений человеческого сознания, во многих отношениях явила собой трансформированный образ античного Космоса.

Выводы

В результате выполненного исследования можно сделать ряд выводов:

1. Показано, что проблема строения элементного состава субстанции мира, его топологии перешла из ранга философских, выражаемых геометрическими образами платоновских тел, в разряд естественнонаучных, решаемых квантовой физикой, космологией, астрофизикой, неевклидовой геометрией, синергетикой и т.д.

2. Без элейского и платоновского различения истинно-сущего и являющегося не было бы представлений о виртуальных, потенциальных и актуализированных аспектах существования мира, являющихся базовыми конструктами теоретико-вакуумного миропредставления. И не было бы современных физических понятий о двух уровнях реальности – информационно-вакуумном и дискретно-вещественном.

3. По отношению к платоновскому Единому, существующему вечно, низшим (или вторичным) является многое. Единое всюду и его нигде нет, оно – первоначало всего существующего и одновременно погибающего многого, что как нельзя лучше соответствует современным представлениям квантовой физики о физическом вакууме.

4. Вакуумная картина мира вскрывает глубокую связь между миром математических истин, постулатов и нравственно-этических абсолютов и физическим миром, что позволяет идентифицировать платоновско-плотиновский мир идей как руководящий замысел и безусловный источник бытия всех вещей.

 

Литература

1. Цехмистро И.З. Холистическая философия науки. – Сумы: Университетская книга, 2002. – 358с.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. – С.210 – 228.

3. Журавлев В.И. Современное миропонимание / Монография.– Донецк, 1999.– 488 с.

4. Журавлев В.И. Триадическая концепция миропонимания // Наука. Религия. Суспільство, 2005. - № 3. – С.147-160.