Литвинцева А.В.

Новые информационно-коммуникационные технологии – формообразующий фактор культуры

 

Стаття кандидата філософських наук, доцента кафедри соціології і культурології Московського державного технічного університету ім. М.Е.Баумана Алли Вікторівни Литвінцевої присвячена аналізу втілення у культурний простір сучасної людини новітніх інформаційно-комунікаційних технологій, виявленню позитивних і негативних наслідків цього процесу.

 


Новые информационные и коммуникационные технологии существенно изменяют современную жизнь как общества в целом, так и каждого человека. Они сегодня являются важнейшими факторами глубоких трансформаций культуры на всем планетарном пространстве.

Однако, на смену эйфорическим восторгам по поводу новейших коммуникационных технологий, апофеозом которых является глобальная компьютерная сеть Internet, приходит постепенно более спокойная, критически трезвая их оценка. Наряду с признанием того, что они ведут к прогрессу, демократизации, свободе слова, почти безграничному доступу к информации, к новым возможностям общения, все чаще отмечаются появляющиеся новые опасности, ранее неведомые человечеству, которые несут с собой новые информационно- коммуникационные технологии. Это и разрушающее воздействие на иммунную систему человека; это и возможности манипулировать людьми в чьих-либо корыстных интересах; тотальное слежение и контроль за действиями людей; опасность отчуждения людей; погружение, уход от социальных проблем в личный «виртуальный мирок»; это и деформация психики, доводящая людей до суицидов и.т. и т.п. К сожалению, приоритет рыночных, экономически выгодных целей, заслоняет трезвость оценок новейших информационно- коммуникационных технологий. На наш взгляд, вопрос трезвой неоднозначной их оценки сегодня является не просто важным, а жизненно необходимым для общества. Вступление человечества в стадию глобального информационного общества диктует и особенности коммуникативности в нем.

Если попытаться указать историко-логические этапы развития коммуникации за последние два века и начало нынешнего XXI столетия, то правомерно обозначить:

- коммуникативную революцию XIX века как этап транспортной коммуникации;

- коммуникативность XX века - как коммуникативность оперативной дальней связи;

- коммуникативность последних двух десятилетий XX века и XXI - как этап массмедийной информациионно-электронной коммуникативности.

Главной особенностью и итогом коммуникативности XIX века была значительная демократизация коммуникативного поля в рамках распространения знаний (образования, просвещения). Итогом второго выделенного нами этапа коммуникативности были: расширение сети социального взаимодействия, охватившего все стороны жизни людей и скорость (оперативность) распространения информации и реакций на нее в виде принимаемых решений и действий.

Сегодняшний этап электронных способов коммуникативности имеет новые итоговые обретения. Их осмысление только начинается, далеко от завершения, а потому, указывая на некоторые из них, автор в данной публикации не претендует на их исчерпывающий характер.

В первом приближении в качестве серьезных плюсов внедрения и распространения электронных способов коммуникации можно отметить:


- Наряду с итогами первого и второго этапов коммуникации (демократизацией) коммуникативного поля, т.е. с возрастающим охватом все большего числа дифферцированных слоев общества, вовлеченных в коммуникативный процесс, расширением содержательности коммуникативного поля за счет охвата практически всех сторон жизни людей (общества), электронные способы коммуникации расширяют границы представляемой реальности. Реальностью становится то, что раньше не включалось в состав репрезентируемой реальности, находилось в сфере представлений о вероятном, фантастическом;

- Электронные коммуникации не только раздвигают границы репрезентации реальности, но этим самым создают принципиально новые возможности для эвристического творческого научного поиска и изобретательского конструирования и проектирования;

- Электронные коммуникации расширяют аттрактор (горизонт) актуальности информации, событий. Это проявляется в том, что в результате электронных коммуникаций увеличивается плотность сети социального взаимодействия, как в отдельном обществе, так и в мировом масштабе. Последнее выражается во все возрастающей степени связности цивилизаций, т.е. в увеличении взаимозависимости разных стран, в том числе и коммуникативной взаимозависимости;

- Современный массмедийный электронный вариант коммуникативности не только расширяет индивидуальное коммуникативное поле и горизонт реальности, но и осуществляет их унификацию, положительным моментом которой является внедрение в репрезентацию реальности единого образа мира, образа единого планетарного Дома земного человечества. В этом смысле можно утверждать, что благодаря электронным способам коммуникации в современной культуре начинается (усиливается) процесс разрушения традиционных механизмов поддержания культурной непрерывности и ускоряется процесс внедрения социокультурных инноваций, имеющих общечеловеческий смысл [см.: 2].

Еще одним серьезным плюсом электронных способов коммуникации является обогащение языковых средств осуществления информационно-коммуникативного процесса, формирование интегративного универсального языка общения с миром. Интернет можно назвать не только наиболее интегративным технологическим средством электронных коммуникаций, но и их своеобразным универсальным языком. Достоинств у этого языка немало:

- он размыкает национальные культуры, делает их прозрачными, менее замкнутыми;

- он позволяет легче интегрироваться с другими культурами;

- он дает возможность вступить в диалог с другими культурами и обеспечивает освоение их опыта. Диалогизация, установка на уровне иного (другого) опыта, на диалог, готовность к нему - есть, с нашей точки зрения, вообще неотъемлемая сторона, условие и особенность функционирования информационного общества;

- он позволяет сравнительно безболезненно переоценить культурную семантику и учиться новым информационным общекультурным кодам;

- он актуализирует способности субъекта принимать и осваивать культурно-морфологические новообразования;

- одним из весьма значимых позитивов данного универсального языка является то, что он является базой интеграции общечеловеческих ценностей, увеличивая их значимость. Поскольку сегодня возрастание значимости общечеловеческих ценностей осуществляется на базе осознания общей трагедии человечества, объединяющей всех, то и новый «интернетовский язык» коммуникации ведет, точнее – способствует – и новой глобальной социокультурной тенденции - переоценке культурных явлений в целом. Эта переоценка, в свою очередь, оформляется в новую социокультурную закономерность современного цивилизационного процесса. Таким образом, интернетовский язык современных способов электронных коммуникаций во многом определяет семантику современного пространства, если не сказать более - он является ядром информационно-коммуникативного пространства в информационном обществе.

Существует и ряд других положительных итогов электронных способов коммуникации, выделить и осмыслить которые еще предстоит исследовательской мысли. Ограничив себя перечнем указанных плюсов, обратим теперь внимание и выскажемся однозначно: электронные способы коммуникации, наряду с позитивом, таят в себе и проявляют уже сегодня и высвечивают тревожные опасности коммуникативности будущего, осмыслить которые сегодня, на начальном этапе всеохватывающей электронной коммуникации, чрезвычайно важно. Такая рефлексия - есть условие в лучшем случае – поиска путей и способов устранения подобных негативов, а в худшем случае - предостережения от них.

Как это часто бывает, многие минусы тех или иных способов коммуникации являются оборотной стороной их плюсов; дело лишь в том, что степень их негативности может быть разной по последствиям, силе, масштабности, интенсивности воздействия на человеческое бытие, мере их проявленности или скрытости. Постараемся это показать.

Уже коммуникабельность XIX века, обеспечиваемая транспортными средствами, сопровождалась в условиях достаточно низкого уровня средней образованности почти незаметным или едва заметным снижением рефлексивности и избирательности, необходимой для присутствия в коммуникативном поле (пространстве).

В условиях, когда коммуникативность обеспечивается за счет технико-инструментальных средств операциональной связи и приводит к расширению сети социального взаимодействия и увеличению оперативности действования, а сама сущность коммуникативного процесса сводится по преимуществу к трансляции знаний, снижение рефлексивности и избирательности становится еще более существенным и заметным. В силу того, что коммуникативность на этом этапе становится массовой, то и снижение рефлексивности и избирательности также носит массовый характер. А так как содержательное коммуникативное поле охватывает практически все стороны жизни людей (общества), то коммуникативность на этом этапе сопровождается в целом существенным снижением среднего уровня коммуникативной компетентности, несмотря на расширение ее масштабов.

Еще в большей степени углубляется этот процесс в условиях коммуникации через средства массовой информации, в том числе и массмедийным электронным способом. Электронные способы коммуникации в информационном обществе, где информация превращается едва ли не в доминирующий, определяющий человеческое бытие фактор («кто владеет информацией - тот владеет миром»), вне всякого сомнения, несказанно расширяет индивидуальное информационное поле. Она предоставляет безграничный доступ к любой мировой информации, за исключением, разве что, информации, служащей государственной тайной, да и то, «тайность» которой при современных возможностях электронных способов становится сомнительной. Но при этом безграничное расширение информационного поля сопровождается серьезным обеднением его содержания. При этом, принято считать, что этот процесс снижения уровня коммуникативной компетенции обусловлен низким уровнем образованности, ориентацией на аффективное и традиционное поведение. Во всяком случае, с этим фактором связывал снижение уровня коммуникативной компетентности М.Вебер. В до-электронных коммуникациях это, очевидно, так и было. И можно признать, что отчасти и сегодня низкий уровень образованности, (особенно социокультурной, социогуманитарной) является причиной манипуляции массовым сознанием, манипуляции - редуцируемой и проектируемой электронными средствами коммуникации и существенно обедняющей содержание информационного поля в процессе коммуникации.

Подчеркивая выше позитивную роль электронных способов коммуникации, мы указывали, что они раздвигают границы предстваляемости (репрезентации) реальности, включая в последнюю и то, что ранее представлялось как вероятное. И в этом смысле массмедийные средства коммуникации дополняют и восполняют информационное коммуникативное поле. Но именно снижение уровня рефлексивности, избирательности лежит в основе такого образа и такой реальности, формируемой электронными (mass-media) способами коммуникаций, которые уже не просто дополняют и восполняют информационно-коммуникативное поле, а замещают реальность действительного мира [см.: 5]. Серьезная опасность этого замещения состоит как раз в том, что виртуальная реальность, становясь подменой, заменой реальности действительного мира, становится «вторым сознанием» индивида, превращается в его внешний орган чувств. И этот внешний орган стремящийся заменить все органы чувств человека, заполнить собою все его сознание и формирует его потребности интересы, ориентиры, стремится превратиться в «altera natura» индивида, в форму его бытия, стать его биографией. При этом небезопасным для человека является то, что виртуальные тела, объекты, процессы и т.д. апеллируют только к видимости (кажимости) обесчеловечивая их, ведут к утрате представлений о подлинной специфичности человеческого!

Согласимся, что низкий уровень образованности отчасти лежит в основе формирования такой реальности в процессе электронной коммуникативности. Однако, объяснять этот процесс и видеть причину превращения виртуальной реальности в форму бытия индивида, следовательно, в обеднении содержания коммуникации и снижении массового уровня коммуникативной компетентности в уровне образованности сегодня явно недостаточно. Практика сегодняшних дней демонстрирует нам, что увлеченность виртуальной реальностью сегодня характеризует не только вертикально иерархическую дифференциацию общества, но и горизонтально-культурную.

Все большее количество довольно образованной публики попадает во власть и зависимость от виртуальной конструируемой электроникой реальности. И дело здесь не только в образованности. Подчеркнем особо: опасность электронных массмедийных коммуникаций кроется в том, что они как никакие другие прежние, воздействуют на эмоциально-психологическую, телесно-чувственную, психо-соматическую, в том числе и бессознательную целостность человеческого существа. В первую очередь, опасность эта была обнаружена в воздействиях на детей, их биофизическое, физиологическо-психологическое, интеллектуальное, социально-нравственное состояние.

Ущербность и опасность электронных коммуникаций состоит в том, что они заменяют психологическую правду, эмоциональную глубину переживаний предельно-условной знаково-символической образностью: не надо сострадать, сопереживать и переживать трагическое, не нужно напрягаться в интуитивном постижении истины. Компьютер все предопределил и расставил заранее по своим местам. Эмоционально-динамическая сторона коммуникативности растворяется в знаках и символах; внутренний психологический план общения разрушается под действием внешнего, образно-зрелищного.

Имеет оборотную сторону и другой позитивный момент электронных способов коммуникаций, состоящий в унификации коммуникативного поля, в формировании связности, взаимозависимости различных сторон и элементов современной цивилизации, во внедрении единого образа мира.

Электронные средства превращают информационно-коммуникативный процесс не просто в массовый, а делают его практически всеохватывающим и неотъемлемым, обязательным, необходимым аспектом бытия любого человека, живущего на планете. Но в этой всеохватности, массовости и способности формирования единого образа мира скрываются свои опасности. Специфика электронной, массмедийной коммуникации состоит в том, что она соединяет воедино, с одной стороны индивидуализацию восприятия реальности действительного мира, формирования его единого образа, но еще больше стремление индивида реализовать свое «Я» в построении новой (виртуальной) реальности, а с другой - она расширяет ориентированное на массу обезличенное информационное пространство.

Как отмечал Ж.Бодрийяр, масса поглощает смысл, нейтрализуя его. В этом плане электронные способы коммуникации нивелируют, устраняют критичность субъекта по отношению к самому себе и превращают субъектов коммуникации в некритическую мыслящую массу [см.: 1].

Опасность этого следствия, итога внедрения электронных коммуникаций ощущается уже сегодня: мы вправе констатировать, что электронные способы коммуникации становятся формой культурного господства. И это безраздельное и неконтролируемое господство массмедийных коммуникативных средств и способов ведет к серьезным трансформациям мировоззрения, к изменению индивидуального действования и поведения различных социальных общностей. И то, что раньше в культуре было маргинальным, вытесняемым, - сегодня, благодаря электронным коммуникациям, становится «нормальным» и воспринимается как социально-приемлемая норма, а обезличенная электронная коммуникация осуществляет скрытно, анонимно функцию власти и господства. Смеем утверждать, что в этом плане электронные коммуникации разрушают, деконструируют и само разделение культуры на низкую и высокую, элитарную и массовую, отвергая сам принцип бинарной оппозиции. Именно эта тенденция являлась предметом озабоченности и исследования теоретиков постмодернистской культуры - М.Фуко, Ж.Деррида, Р.Барта и др. [3, 4]. И не случайно. Электронные коммуникации исключают из коммуникативного процесса прямой и непосредственный диалог человека с самим собой, подменяя его трансцендентальностью, ослабляя тем самым до предела моральную, нравственную сторону общения.

Наконец, и позитивность электронных коммуникаций, обогащающая языковые коммуникативные возможности человека, рассмотренная нами выше, также не лишена серьезных опасностей. Некоторые из них:

• электронные способы коммуникации породили настоящий бум, «информационного мусора», отрефлексировать и отбросить который массовый «потребитель электронной информации» не в состоянии, по крайнем мере, сегодня;

• универсализация «интернетовского языка» уже сегодня сказывается на функционировании национальных языков. Во всяком случае, в русской языковой культуре ощущается девальвация естественного языка;

• а это, в свою очередь, культивирует неуважение к культуре в целом.

Таким образом, формирование интегративного универсального языка общения с миром (интернетовского, электронного языка коммуникации) сопровождается эпидемией упрощения и обеднения информационного поля как собственно национальной, так и мировой современной культуры.

Как видим, (насколько нам удалось это показать) минусов у электронных способов коммуникаций не меньше, чем плюсов. И обозначенные минусы только верхняя часть айсберга, да и осознаваемая только незначительной частью размышляющей публики. Думается, что большая часть негатива электронных способов коммуникации пока еще «скрыта» от нашего взора, остается неосмысленной.

Есть ли какие-то способы и средства, которые позволили бы, если не пре­дотвратить, то хотя бы уменьшить эти негативы электронных коммуникаций? Поиск ответа именно на этот вопрос должен, на наш взгляд, стать центром всех теоретико-концептуальных построений в современной теории коммуникации. Эту проблему еще предстоит решать в полном объеме. Но сегодня можно, на наш взгляд, указать путь, по которому следует двигаться, решая проблему. И путь этот пролегает через переосмысление информационных процессов в чело­веческих системах и более глубокое осознание природы коммуникативности. Как информационные процессы в человеческих системах не должны сводиться (исчерпываться, ограничиваться) к трансляции и восприятию предметно семантического содержания информации, а должны включать в себя рефлексию, оценку, выявление ценностных жизненосных смыслов транслируемой и воспринимаемой информации, так и коммуникативность должна перестать рассматриваться как обезличенный обмен информацией. Коммуникативный процесс выходит за рамки обмена информацией, он есть общение и приобщение к другому миру культуры. Сегодня электронные способы (массмедийные) коммуникации исключают, нивелируют, сводят на нет, именно эту личностную, субъективную сторону коммуникации, обесчеловечивая её, лишая обмен информацией рефлексивности, избирательности, критической оценки. Электронные коммуникации сегодня - сугубо рациональны. Но их рациональность – это объективируемая часть информационного общения. Она страдает неполнотой, так как исключает необъективируемую, неформализуемую информационную часть, а, следовательно, страдает неадекватностью коммуникации.

Электронные коммуникации сегодня ставят остро вопрос о ценностной рефлексии информации, особенно о ценностном осмыслении конструируемой виртуальной реальности, а, следовательно, и о способах, формах, средствах формирования способности к ценностной рефлексии. Это вопрос о включении ее как обязательной (необходимой), сущностно-природной стороны в коммуникативный процесс. А ценностные осмысления возможны только на базе моральных (этических) оценок. Это означает, что нужна выработка моральных критериев оценки электронных коммуникаций. Каких? Их так же предстоит еще разрабатывать. В первом приближении можно указать следующее:

- императив бескорыстности и самоотверженного благодеяния;

- ненанесение ущерба другому;

- уважение суверенности и достоинства другой личности (другой культуры);

- критерий «политкорректности»;

- защита основ вдохновенного творчества человека и др.

Только становясь способами этического (нравственного) человеческого мироотношения, информационные ценности программируют, ориентируют и регулируют гуманистически ориентированное поведение личности. Без этой гуманистической ориентации электронные коммуникации не могут быть для человечества благом.

Таким образом, современные информационно-компьютерные комуникациионные средства требуют особой стратегии поведения, нового мышления, нового чувствования, новых ценностных измерений.

 


Литература

1. Бодрияр Ж. Америка. Санкт-Петербург и Владимир Даль. – М., 2000. С.103, 105, 180, 191.

2. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. - М., 2000.

3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - М., 1977. – С..32.

4. Туроу Л. Будущее капитализма. // Новая постиндустриальная волна на Заподе. Антология. - М., 1999. – С. 185-222

5. Харитонов В.В. Судьба mass-media и судьба реальности // Проблемы нового гуманизма в мировом и российском контекстах. Тезисы IV научно-практич. конференции Гуманитарного университета. 15-16 мая 2001 г. Т.2. - Екатеринбург, 2001. - С.77-79, 177-178.