Чернышева А.В.

 

ОТ ИСКУССТВЕННОГО ПОРЯДКА К ЕСТЕСТВЕННОМУ ХОДУ ВЕЩЕЙ

 

 

Человечество никогда не сможет обладать всей полнотой знаний о мире, поэтому оно вынуждено создавать целостное знание, т.е. нечто такое, что не раскладывается в возможной последовательности сменяющих друг друга поколений. Это  знание воспроизводится каждый раз актуальным объединением людей. В русском космизме требование целостного знания о мире дополняется идеей о целостности всех слоев бытия.

Следуя научной традиции отделения человека от природы, мы создаем онтологию наблюдения «пустого» космоса, в которой нет места для того, кто наблюдает. Но, отделяя человека от природы, нужно, к сожалению, признать и то, что природа как бы заранее устроена по нашим человеческим меркам ее понимания, и то, что мы на нее можем воздействовать только с внешней стороны. Правда, что из себя представляет эта сторона, никто из теоретиков науки так и не объяснил.

В своих научных трудах В.И. Вернадский выражает  неудовлетворенность тем направлением, по которому развивалось научное познание, начиная с Ньютона. По мысли ученого, на этом пути обозначился труднопреодолимый разрыв между «косной» и «живой» материей. Развивая идею о «всюдности» жизни, Вернадский заявляет, что «научное мировоззрение не дает нам картины мира в действительном его состоянии», поскольку правоверный ученый «противопоставляет себя ... миру» [1, 38].

Вопреки установившейся интеллектуальной традиции, согласно которой мы понимаем природу как нечто пространственное и материальное, а мысль как нечто пространственное и нематериальное, Вернадский ищет в сознании «черты, только природным явлениям свойственные» [1, 233]. Не решая вопроса о тождественности или различии духовных проявлений человека и явлений природы, он обращает внимание на следующую деталь: духовная работа человеческого существа подчиняется тем же законам, которые мы формулируем относительно явлений природы, а, следовательно, существует одна природа, а не две. Взаимодействием вещей в ней воспроизводятся условия «понимающего чтения» этих взаимодействий, т.е. сознательной жизни людей. Если бы такая возможность исключалась законами  природы, то такую природу мы не могли бы ни исследовать, ни понимать. Физические события и мыслимость этих событий имеют одни и те же основания. Успехи науки связаны с умением располагать наблюдаемые явления в конечной последовательности причин и следствий. Именно этим умением и создается картина «опустевшей» Вселенной. Что же касается космоса, то для него, как утверждает Вернадский, характерна не только последовательность, но и одновременность, которая, как раз, и является не раскрывающейся в последовательности причин и следствий стороной природы. Для того, чтобы это положение было понятно, ученый говорит о «всюдности жизни». Ведь жизнь не помещается в предмете науки, ускользая от нее в феномене одновременности. Вернадский уверен, что «эти представления о природе не менее научны, чем создания космогоний или теоретической физики и химии, и ближе для многих, хотя они так же неполны, как и геометрические схемы упрощенной мысли физиков, но они менее проникнуты призрачными созданиями человеческого ума и дают нам другие стороны космоса, оставленными последними вне своих абстрактных построений» [2, 13]. Если в русском космизме и звучит тема «живого космоса» и «всюдности жизни», то вовсе не потому, что кто-то видел, как переползает амеба из одной галактики в другую, а потому, что в нем возрождается целостное восприятие мира, которое складывается вне зависимости от полноты знания его объективных связей и взаимодействий. Для полного описания конечной вещи нужно использовать бесконечное число мировых связей. Не зная их объективно, мы можем знать их целостно.

Пожалуй, впервые в истории общественной мысли в русском космизме начинает обосновываться идея объединения людей не на социально-политической или идеологической основе, а на базе идей экологического характера. «Лишь благодаря условностям цивилизации, - пишет Вернадский, - неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» [2, 313].

В ХХ в. люди особенно болезненно начинают реагировать на характер тех отношений, которые сложились между ними и природой. Для обозначения этих отношений они вводят специальные понятия - «экология человека», «экология города», «социальная экология» и т.д. По сути все они выражают и обозначают один и тот же факт, а именно - понимание и осознание того, что люди давно уже живут в мире искусственного, и у этой жизни есть свои посылки и следствия. Перед лицом искусственного человек начинает понимать, что ведь должен быть и естественный свет разума, естественный человек.

Проблема связей естественного и искусственного в деятельности человека имеет в русском космизме фундаментальный характер. Объясняется это тем, что, как отмечал родоначальник славянофильства А.С.Хомяков, людям свойственно забывать, что они разместились в мире, в котором то, что строится, должно иметь почтение к тому, что выросло, т.е. появилось естественным путем, помимо воли человека. Для того, чтобы что-то выросло, требуется мир, заполненный причинами, в котором все происходящее подчинено самодействию законов. Но люди не живут самодействием законов, они сами действуют. И в результате, рядом с ними появляются вещи, для которых нет причин. Вещи есть, а причин для их появления нет. Например, нет причин для того, чтобы были самолеты. Вернее, есть много причин для того, чтобы они не летали, а падали. Тем не менее они летают. Летают искусственно. То есть своими действиями люди создают искусственный мир, в котором возможно существование вещей без причин.

Для того чтобы появилось искусственное, необходимо, чтобы что-то перестало быть самим собой, чтобы появилось действие, в котором нет согласования с природой действующего. С этим оттенком понимания искусственного складывается и представление о цивилизации, развиваемое русским космизмом и, в частности, Вернадским.

Цивилизация - это не совокупность предметов, созданных людьми, а способ, которым приостанавливается естественное действие вещей. Радикальный поворот в осмыслении проблем цивилизации, проделанный Вернадским, заключается в том, что в качестве ее принципа рассматривается не искусственное, а естественное. Поскольку искусственное - это не только способ существования деятельности человека, но и тот канал связи с миром, через который в нас проникают естественные связи этого мира. Русский космизм напоминает нам о том, что двери, ведущие из искусственного мира в естественный, не заперты. И в эти незапертые двери всегда может войти то, что они назвали Вселенной.

Сегодня весь мир как бы раскололся на два материка: природу порождающую и природу произведенную. Ближайшим следствием этого раскола стала Машина, появление которой означает крах традиционного гуманизма и распад идеалов Просвещения, поскольку сознание современного человека ориентируется отныне на усвоение логики внешнего порядка вещей. Люди утратили контакт с внутренним миром, перестали прислушиваться к его языку и разучились понимать его логику. И это непонимание, в свою очередь, захлопнулось ловушкой экологии, о которой предупреждал нас русский космизм и один из ярчайших его представителей Владимир Иванович Вернадский.

Сегодня всем известно, что в ХХ в. произошло опустошение земли и опустошение человека, которое просматривается и в экологии природы, и в экологии человека. Человек достиг предела своей некосмичности в автоматизме действия искусственного. Искусственное принадлежит к области сделанного, а естественное воспроизводит условия существования невоспроизводимых вещей. Космос естественен, а искусственное «машиноподобно», и этим своим подобием оно «отрывает цивилизацию от космоса», одного человека от другого. Когда сила заменяет ум, а решение одной проблемы порождает две новые, тогда люди либо меняют логику своих действий, либо «окаменевают». Рискуя «окаменеть», человеческая цивилизация бросается из одной технологической волны в другую. Но не искусственным порядком вещей, не «мускульной технологией», а органическими связями целого держится мир, в котором живут люди. И в этой ситуации идеи, высказанные представителями русского космизма, приобретают особую остроту и актуальность.

 

Литература

1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. - М., 1981.

2. Вернадский В.И. Живое вещество. - М., 1978.