Андреева Т.А.

ИДЕИ В.И.ВЕРНАДСКОГО КАК НАУЧНЫЙ ОРИЕНТИР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

В начале третьего тысячелетия в качестве цивилизационной универсалии выступает мировая тенденция интернационализации всех видов человеческой деятельности (материально-производственной, информационной, коммуникативной и т.д.). Актуальной становится интегральная оценка обыденной бытийности, т.е. философская рефлексия о назначении человека, о последствиях действий совокупного человечества, ибо в обратном случае омницид угрожает как отдельной личности, так и всем людям без исключения.

Поэтому социально-личностные критерии и идеалы должны корректироваться не только с точки зрения отдельного индивида, его удовлетворенности или неудовлетворенности окружающей действительностью, а и с позиции коллективной ответственности. В подобных условиях необходимы оптимистические научные ориентиры, позволяющие не просто оценивать окружающий мир, но и прогнозировать перспективы его развития. Именно такие ориентиры содержатся в творческом наследии В.И.Вернадского.

Обосновывая свои идеи отечественный ученый, как известно, упоминает теорию Ауробиндо, которую принято рассматривать как символический мост между Востоком и Западом, как попытку установления общепланетарного культурного единства. Индийский мыслитель считал, что человек представляет собой специфический универсум, концентрирующий в себе весь мир [1]. Он, как и Шарден, доказывал, что целью эволюции оказывается совершенствование ("повышение") сознания. В обоих случаях этот процесс понимается телеологически и выделяются три сходных этапа эволюции «преджизнь - жизнь – мысль» у Шардена, "материя - жизнь - разум" у Ауробиндо и наконец, весь процесс в целом завершается бессмертным объединением личностей ("сверхжизнь" у Шардена, "сверхразумное человечество" у Ауробиндо). Духовная трансформация отдельного индивида означает в отмеченных трактовках изменение всего человеческого рода. Концепция человека оказывается тождественной учению о человечестве.

Так, Ауробиндо, обосновывая теорию клеточного разума, пытался доказать субстанциональное и духовное единство мира, преодолеть пропасть между человеком и неорганической природой, противоречие между человеком и человечеством. Мыслитель считал, что на начальных этапах развития истории средства сохранения человеческого рода базировались преимущественно на инстинктивных механизмах помощи и сотрудничества. Будущее видится мыслителю в совершенствовании сознательных механизмов взаимодействия людей, когда более продвинутые в эволюционном отношении индивиды будут помогать менее продвинутым. Природа такой эволюции, рассматриваемая в духовном ракурсе, объявляется источником преобразования физических органов человека. Предполагается, что они перестанут зависить от окружающей среды. (Это предположение получило развитие в учении об автотрофности человечества В.И.Вернадского).

Тейяр де Шарден, подобно Ауробиндо, полагал, что на начальном этапе истории действия людей определялись инстинктом, заставляющим людей преодолеть локальные генетические границы - пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле [2, 155]. Oрганизованную экспансию ученый констатирует на протяжении всей истории человечества, a в свободном характере такой экспансии усматривает одну из причин медленного социального развития человечества, которое постепенно за счет увеличения образовало почти твердую гоминизированную субстанцию [2, 191].

Шарден отрицал марксистское положение, согласно которому человеческий род накапливает достижения, оставляемые людьми, и тем самым становится бессмертным. Он усматривал в человечестве синтез индивидов и народов, парадоксальное примирение элемента и целого, единства и множества и проповедовал идею суммирования сознаний, видя в нем нечто большее, чем возможность планетарного единения и предполагал, что подобный процесс универсален и позволяет гармонично соединить индивидуальное и всеобщее. Французский ученый выступал против абсолютного холизма, видя в нем "заблуждение культом великого целого", и заявлял, что индивидуальность растворяется при таком понимании подобно крупицам соли в море. По его мнению "крупинки сознания не стремятся потерять свою индивидуальность и смешаться. [2, 207]. Подобное объединение, по Шардену, происходит благодаря действию двух факторов: способности сознаний к синтезу и естественного механизма всякого объединения. В результате возникает сложная гармоничная единая духовная система, представляющая собой дифференцированное единство. Ее существование он констатирует повсюду. Механизм же функционирования и совершенствования базируется на действии закона единения, когда отдельные части, не сливаясь по линии центров, в конечном итоге находят свое воплощение в духовной целостности.

Размышления Тейяра де Шардена в конечном итоге оказались окрашенными в пессимистические тона, ведь мыслитель, по сути обосновывает своеобразный апокалипсис земного бытия человечества и говорит о возможности исключительно его духовного бессмертия.

В.И.Вернадский же оптимистичен. Выступая против естественнонаучного редукционизма, он не просто мечтал об объединении человечества в мировое сообщество свободных людей, но и пытался найти объективные основы такого объединения в реальном физическом мире. В его учении речь идет об особенностях культурного процесса, в котором синхронное развитие индивидуальных особенностей каждой личности диалектически коррелируется с диахронным процессом синтеза научной мысли. В ноосферном процессе эта мысль взаимосвязана с базисными основами социального развития. Таковыми, по В.И.Вернадскому, являются как силы природы, находящиеся в распоряжении отдельной страны, так и силы народа, который осваивает социальное пространство. Эти составляющие выступают согласно ученому слагаемыми культурной энергии. Они конкретизируются в таких качествах, как способность к работе, честность, моральные и умственные качества, знания и талантливость [3, 337]. От их функционирования в культурном пространстве зависит социальное благополучие. Культура выступает в ноосферном процессе цементирующим началом. Она объединяет разнообразные виды социального творчества людей.

Такая концептуализация является веянием современности, когда не просто возрастает значимость антропологического фактора, а происходят качественные изменения самой "антропологичности". Человек рассматривается не просто как результат культурного развития, а как созидатель культуры. Отмеченная акцентуация свидетельствует о возрастании субъективного момента в социокультурном пространстве.

Сознательное научное творчество действительно выступает критериально значимым признаком. Оно не просто связывает действия отдельных индивидов в ноосферном процессе. Здесь демонстрируется философское положение об относительной роли общественного сознания и его возможности активно влиять на общественное бытие.

Размышления В.И.Вернадского в этом направлении особенно важны для современной философской рефлексии, ведь ученый конкретизировал взаимосвязь мыслительной деятельнности (общественного сознания в целом) с историческим уровнем развития производства. Прогресс общества, по его мнению, происходит на основе " глубоких изменений духовного настроения человечества". Поэтому научная мысль выступает логически обязательной и непререкаемой "… в форме вселенскости, - в охвате ею всей биосферы, всего человечества, в создании новой стадии ее организованности - ноосферы" [4, 50-51].

Итак, если Ауробиндо акцентировал внимание на процессах духовного совершенствования, Шарден пришел к выводу о возможности перехода человечества в иное - гармоничное состояние всеобщего единения, то В.И.Вернадский рассмотрел процесс социального развития как восхождение общества от дикого и варварского состояния к цивилизованному социальному устройству на основе совершенствования способов материального производства и одновременно - в процессе реализации духовных, творческих потенций человека. Он оставил потомкам не просто еще одну гениальную гипотезу, а эмпирически достоверный, научно обоснованный ориентир для практики планетарного образа жизни с его экологическими проблемами космического масштаба. Современные реалии убеждают в значимости его ноосферных идей при решении жизненно важных проблем ХХI века.

 

Литература

1.Ауробиндо Ш. Идеал человеческого единства: Пер. с англ. - СПб.: Мирра, 1998.

2. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.

3. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. - М.: Наука, 1988.

4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1977.