Яковлев В.П.

Вернадский и Ньютон:
две картины мира

 

Молодая наука, наука Ньютона и Галилея, открывала человеку мир как мир физических, механических сил, как «пустое» пространство и время. Жить в таком холодном, бесцветном мире человеку вряд ли уютно. Такой мир своей немотой нас пугает (Паскаль).

Но именно такая картина мира перекочевала из науки XVII века в широкие пласты культуры, в том числе и в философию. Именно она послужила в какой-то мере источником философского пессимизма. На нее в XVII веке молчаливо ссылаются Шопенгауэр и Ницше. Артур Шопенгауэр (см. его «Мир как воля и представление) называет жизнь «плесенью», лишь случайно покрывшую нашу планету. К этой «плесени» знаменитый философ относит и жизнь человеческую, разумную – со всеми нашими бессмысленными радостями и неизбежными горестями, скорбями и печалями. Фридрих Ницше («О пользе и вреде истории для жизни») «самыми лживыми и высокомерными моментоми истории» считает день и час, когда «подлые и хитрые обезьяны» (наши недалекие предки) изобрели интеллект. После этого, пишет автор философской притчи, Солнце еще немного посветило, потом потухло, а умные обезьяны вымерли. Итог мирового развития равен нулю!

Такой картине «реальности» противостоит синтетическое обобщение Вернадского, вырастающее из достижений и открытий XX века. Биогеохимия, основателем которой стал Вернадский, отвергла представления прошлых веков о том, что жизнь случайна. Она не случайна потому, что геохимические и биохимические циклы атомов и изотопов осуществляются так, что на пути этих миграционных циклов атомов и их разновидности обязательно должны пройти через живое вещество. А это значит, что живое вещество включается в структуру космоса. Благодаря живому веществу мир, в котором мы живем, есть не механическая, а органическая система (организованность). Биологическая эволюция идет в сторону, увеличивающую уровень и степень этой организованности.

Качественный скачок в процессе самоорганизации биосферы – ноосфера, когда дальнейший рост организованности переростает стихийные, природные формы, и становится процессом разумно управляемым. Но ноосферы без биосферы не было бы, а биосферы бы не было без биохимических миграционных циклов.

Высшее изобретение человеческого разума – наука – есть «планетное явление», оно выходит за пределы явлений той или иной национальной культуры и обретает масштабы всеземные, космические.

Современная картина мира (благодаря Вернадскому в особенности) диалектически возвращает нас к интуитивным догадкам древних: ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВЕЩЕЙ, он в «снятом» виде репрезентирует в себе особенно всю мировую историю.