Трофимюк В.К.

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

 

Понятие «эволюция» более всего воспринимается в научном мире через теорию Ч.Дарвина, через его известную триаду «изменчивость – наследственность – естественный отбор». В ней был открыт определенный механизм эволюции живой природы и объяснены сами пути развития многочисленных видов жизни на нашей планете. Это открытие позволило ученым понять закон развития системы мироздания, а также придти к осмыслению важнейшего вывода, что сам эволюционный процесс универсален.

В философских учениях ХIХ – первой половины ХХ века происходит осмысление проблемы универсальной эволюции. В этот период развития философии значительный научный интерес представляют классические системы Гегеля и Шеллинга, теория творческой эволюции французского мыслителя Анри Бергсона и теософская концепция универсальной космической эволюции Е.П.Блаватской, синтетическая философия Г.Спенсера, философия организма Уайтхеда и теория глобального эволюционизма П.Тейяра де Шардена. Сегодня особо следует заметить, что именно в этот период в философское и научное мировоззрение вводится широко идея универсальной эволюции природы и человечества [1; 11].

К началу третьего тысячелетия человечество проникло в некоторые тайны эволюции, однако, по-прежнему, как в начале ХХ в., так и в начале ХХI ст., остается неразрешенным в современном научном знании вопрос о первопричинном источнике энергии и направленности эволюции всего Универсума, человека [11, 118]. Со значительной долей определенности и уверенности сегодня можно утверждать, что сложность и нерешенность этой проблемы состоит в непринятии новой парадигмы науки. Это означает по существу, что эволюция рассматривалась до сих пор лишь как сугубо материальная, оторванная и закрытая от духовного плана космической реальности.

Мыслители Древнего Востока и Греции признавали существование физической и духовной эволюции. Они уже тогда смогли сделать вывод: во всей материи существует и действует импульс к достижению более высокой формы, и способность эволюционировать является свойством не самой по себе материи, а материи одухотворенной.

Наши отечественные философы-космисты, деятели науки и культуры смогли воспринять эту богатую смыслом линию древних мыслителей. У Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, Н.К. и Е.И.Рерих, А.Л.Чижевского, А.В.Сухово-Кобылина, Н.А.Умова, В.И.Вернадского, Н.Г.Холодного, а также у В.С.Соловьева, П.А.Флоренского, Н.А.Бердяева кристаллизуется идея активной эволюции. Она предполагает саму необходимость появления сознательного этапа развития мира, и при этом человечество обретает возможность направлять его в определенную сторону. Это диктуется уже не только разумом, но и нравственным чувством, нравственным идеалом. Космисты писали о наличии в человеке духовного начала, утверждали, что материей управляет дух и что с его помощью человек по мере совершенствования духовного, нравственного, сможет преобразить внешний мир. Человек как сознательное, эволюционирующее и творческое существо сможет это осуществить через преображение своей собственной природы.

Именно В.И.Вернадскому уже в 1920 г. удалось обнаружить существование определенной направленности эволюционного процесса. Он писал, что совершенствование мозговой ткани говорит о спонтанных импульсах эволюции, о её внутренних закономерностях, о той идеальной программе, которая стремится себя реализовать [3, 18-21].

А.Н.Радищев, Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Рерихи и др. однозначно пришли к выводу о том, что человек, как существо творческое, способное к самосовершенствованию, не может быть концом творения, концом всей эволюции. Его разум, его духовность и сердечность не могут быть поглощены и растрачены борьбой за материальные блага и условия жизни, и эти сущностные качества человека не достигают в настоящем социальном мире своего полного развития, осуществления, т.е. истинного применения. Отвергая понимание человека как последней вершины эволюционного процесса, мыслители-эволюционисты верили, что за сознанием и жизнью в их нынешней форме неизбежно последует «сверхсознание» и «сверхжизнь». «Прогресс организмов шел непрерывно и не может поэтому остановиться на человеке», - писал К.Э.Циолковский [6, 6]. «Homo sapiens не есть завершение создания, - утверждал В.И.Вернадский, - он не является обладателем соверешенного мыслительного аппарата, он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее» [3, 55]. Н.Ф.Фёдоров пришёл к выводу о реальной возможности в будущем преобразовать физическую природу человека и обрести бессмертное космическое бытие. Конечно, этот вывод космиста следует как итог осмысления им идеи одухотворения мира и сознательного управления самой эволюцией. А.В.Сухово-Кобылин приводит эти положения и утверждает необходимость целенаправленных изменений природы человека; он считает, что это позволит ему подняться над своими телесными оболочками и достичь ступени бессмертного духовного существа: «Человек как бы сбросит свою нынешнюю тяжелую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо - «экстрем» - лучезарную духовную личность» [6]. Общим выводом для отечественных космистов является то, что они стали проникать своим мышлением в качественно новую ступень ближайшей эволюции человечества – переход к эволюции духа. В своем определенном итоге последующего преобразования человечество приходит к разрежению материи, к разуплотнению своих физических оболочек. В этой связи работы В.И.Вернадского стали первым значительным теоретическим опытом понимания эволюции нашей Земли как единого космического процесса. Ученый глубоко осознавал значение интенсивного роста влияния живого вещества – цивилизованного человечества – на изменение биосферы. Развитие научной мысли человечества, её расширение и сам процесс деятельности влияют на биосферу и ведут к переходу в качественно новое состояние – в ноосферу. В.И.Вернадский утверждал, что сам процесс эволюции биосферы, переход её в ноосферу, даст новое ускорение геологическим процессам на планете.

Мыслитель, глубоко владея синтетическим мышлением, утверждает, что живое вещество и есть тот носитель и создатель свободной энергии, которая резко меняет интенсивность миграции химических элементов, а посредством их строится биосфера и определяется её геологическое значение. Новая форма биогеохимической энергии связана с общественной и материальной жизнедеятельностью людей, она более интенсивна и более сложна. Эта энергия названа ученым энергией человеческой культуры. Именно ростом и деятельностью этой энергии, как считал В.И. Вернадский, в настоящее время создается ноосфера.

У Рерихов и их Учителей энергия человеческой культуры Вернадского названа психической энергией, духовностью. Они глубоко убеждены, что человечество в своем теперешнем существовании на данной ступени эволюции «не просто абстрактно ответственно за Землю и все существа, живущие на ней, но» оно непосредственно принимает участие в их развитии. Человечество «благодаря своей психической энергии является» настоящим «локомотивом всей планетной эволюции» [11, 119]. Вот почему осознание и принятие роли психической энергии в жизнедеятельности человечества позволит стать ему сознательным участником эволюции космического духа на нашей планете. Техногенные катастрофы, природные катаклизмы - это итог неразумной деятельности человечества, выражение общесоциального кризиса цивилизации.

Ноосфера может становиться действительностью, воплощаться в реальность благодаря тому, что человечество осознает в полной мере значение мысли человека, ее психической энергии как энергии Культуры, её созидательной и строительной роли в его социальной жизни. Осознание мощи человеческой мысли, её силы и влияния на все жизненные процессы на нашей планете станет важнейшим достижением новой науки, опирающейся на философию, этику русского космизма и эзотерического знания. Эволюция наростает изменением, утончением и расширением сознания.

Решающим фактором для создания ноосферы на планете Вернадский считал единство человечества. В общественном сознании к идее единства народов, солидарности, равноправия и братства мы как-то привыкли как к благородной идее. Ученый же понимал эту идею в качестве решающего природного фактора – выявление в реальном геологическом процессе единства людей как единого целого по отношению ко всему остальному живому планеты [11, 120]. И у Вернадского, и у Федорова, и у Рерихов в этом понимании значения единства человечества много сходного и взаимодополняющего общую картину эволюции человечества.

Эволюция творится меньшинством сознательного, культурного человечества. Убежденное и ясное сознание передового меньшинства человечества дает достаточную энергию для эволюции, для его переустройства в социуме. Само по себе народное сознание, народное понимание не могут объять все нужды эволюции, игнорируя процесс овладения духовной культурой. Эволюция человечества на современном этапе немыслима без культуры. Главнейшим звеном в цепи эволюции человечества становится освоение, распредмечивание накоплений духовной культуры. Для эволюции человека это то, что стоит выше материальной культуры, это культура его духа - это процесс самосозидания, внутреннего человека, его нравственного и духовного роста.

Процесс созидания ноосферы, идущий на Земле, становится процессом сознательного творчества все большего и большего количества людей. Мерилом его и подлинным критерием является сознательный и радостный труд – труд на общее благо. Лучшая эволюция может строиться только на нем. Помогать и способствовать ей станут одухотворение науки, искусства, образования и воспитания молодого поколения, усиление роли и значения женщин в общем эволюционном процессе на планете, очищение религии от многовековых искажений, губительной ортодоксии и умаления в ней человека.

Очень своевременны, значимы мысли об эволюции человечества в Учении Живой Этики. «Эволюция предполагает, что ненависть будет сочтена позором человечества, тогда сотрутся многие преграды, воздвигнутые невежеством. Ненависть есть особый вид невежества. Просвещенный человек знает, что ненависть преградит ему продвижение. Не может ненавистник оставаться в эволюции». «Молодое поколение слишком часто поддается в сторону грубости. Очень плачевно такое положение, когда требуется напряжение всех лучших сил. Нужно твердить, что каждая грубость неприемлема для эволюции, грубость есть невежество» [2, т. 1, 64].

Духовность человечества как эволюционный фактор его развития только начинает осознаваться в мире науки. Качество его мысли, качество психической энергии, утончение и гармонизация чувственной, интуитивной сферы человека, способствует его продвижению в эволюции. Все это лежит в её основании; рост духа не терпит насилия, вот почему так медленно протекает эволюция человечества.

Исследователь роли и ведущего значения одухотворенной науки в Учении Живой Этики Яковлева Е.Г. ставит вопрос об источнике энергии, производящей эволюционные изменения на нашей планете, и то, как идет процесс её преобразования. «Вернадский… писал, что вещество биосферы пронизано энергией, источник которой располагается за пределами биосферы в космическом пространстве. По существу биосфера может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действительную земную энергию - электрическую, химическую, механическую, тепловую и т.д.» [11, 120].

Эту же мысль Вернадского продолжил и развил российский академик В.П.Казначеев. Он считает, что с позиций современной физики биосферы «живое вещество рассматривается как самоорганизующийся механизм (система) по преобразованию космической энергии… Энергия космоса используется благодаря специфическим структурам, образующим фундаментальные основы жизнедеятельности живого вещества» [8, 84].

Рерихи, говоря о связи между деятельностью человека и внешнею природой, писали, что человечество придет научным путем к пониманию своей эволюционной роли как накопителя и преобразователя психической энергии, которая имеет космические истоки и может быть называема всеначальной энергией. Эволюционная миссия человечества на Земле состоит в том, чтобы преобразовывать в своем сознании космическую энергию, и устремлять её в высшие сферы, а также преобразовывать саму планету и оказывать сознательную помощь эволюции всей биосфере, животному, растительному и минеральному царству.

У наших мыслителей - космистов мы можем найти один общий ответ на вопрос, что делать в настоящее время усиления потока космической энергии на Земле. Он состоит в том, чтобы совершенствовать и всячески культивировать нравственность, растить культуру духа человека, укреплять идеалы добра, знания и красоты в жизни общества. Спасение человечества на путях его эволюции находится в созидании культуры, утверждении духовности в человеческом сообществе.

 

Литература

1. Аблеев С.Р. Философские основания идеи космической эволюции человека и их историческая динамика // Мир Огненный. – 1997. - № 2 (13). - С. 22-33.

2. Агни Йога. Учение Живой Этики. В 2-х томах. - М.: Эксмо, 2002.

3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. - М.: Наука, 1997.

4. Грани Агни Йоги. Серия книг в 13 т. – Новосибирск: Алгим, - 1993- 1998.

5. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. - Новосибирск, 1983.

6. Русский космизм: Антология философской мысли. – М.: Педагогика –Пресс, 1993.

7. Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе: научно-фантастические произведения. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1986. - С.276-479.

8. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. - М.: Паимс, 1992.

9. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1976.

10. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. – М.: Мысль, 1995.

11. Яковлева Е.Г. Великие философы-космисты о космической эволюции человечества // Дельфис. Ежегодник. Материалы Московской междисциплинарной научной конференции «Этика и наука будущего». - Москва, 15-16 февраля 2001 г. - С. 118-121.