Таланов В.М.

Принцип священности Жизни и экологическое образование

 

Академик Вернадский писал: “Как часть планетного земного живого вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни — своего существования и существования жизни. Это самое глубокое проявление самосознания, когда мыслящий человек пытается определить свое место не только на нашей планете, но и в Космосе“ [1, 50]. Углубление представлений о месте Человека в Универсуме, в Природе и осознание его ответственности за жизнь как таковую, за судьбу всего живого, за судьбу биосферы — центральные задачи нашего выживания.

Открытия Н.Коперника и Ч.Дарвина, дальнейшее развитие науки и техники разрушили мифические представления о месте человека в системе мироздания. Сегодня рушатся амбиции относительно безраздельного господства человека над биосферой. Стало очевидным, что будущее человека зависит от состояния биосферы. Сегодня приходит понимание, что самой важной привилегией для человека, наиважнейшей ценностью является право на жизнь. Отражением такого понимания является принцип священности Жизни, который сформулирован следующим образом — для человечества ничего не должно быть более важного, более значительного, более дорогого, более почитаемого, более любовно хранимого, более нерушимого, чем живое, чем Жизнь [2]. Благоговейное отношение к живому, любовь к живому и к Жизни — сердцевина нравственности, важнейший критерий в различении добра и зла. Все преобразования общественного, социально-политического, технологического, экологического, духовного характера должны базироваться на этом фундаментальном положении, отражающем главенствующие ценности — живое и Жизнь — в иерархии всех существующих и мыслимых ценностей.

Принцип священности Жизни — труднейший вызов времени человечеству, связанный с запутанными клубками глубинных теоретических проблем мироустройства и эгоистичных практических  интересов, c весьма непонятными во многом механизмами реализации. Тем не менее, он абсолютно необходим для ясного осознания основного условия дальнейшего существования человека разумного, сохранения Жизни на Земле.  Принцип в четкой форме отражает глубинные, стратегические интересы человека и человеческого общества. Принцип необходим также как некий итог горького опыта, морального разлома, вызванного в целом трагической мировой историей, перенасыщенной бесконечными войнами и кровопролитиями, как формула, результирующая  духовные искания совестливых людей в тревожном предчувствии надвигающейся катастрофы. Поразительно, что В.И.Вернадский более оптимистично смотрел в будущее, считая, что "...создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история" и оно "...не может быть остановлено случайностями человеческой истории" [3, 34]. Увы, пока не оправдывается надежда В.И.Вернадского на роль Разума в Истории — сознание отстает от социального бытия и, прежде всего, от практической природопреобразующей деятельности человека. Когда наступит эпоха ноосферы? Не является ли очередной утопией, безосновательной надеждой сама идея ноосферы?

Один из наиболее дальновидных мыслителей нашего отечества академик Н.Н.Моисеев назвал ушедший век веком предупреждений. Мир на пороге экологической революции. Если человек не найдет нужного ключа в своих взаимоотношениях с природой, то он обречен; человечество столкнулось с реальной угрозой обрыва истории и угасания искорки разума во Вселенной [4, 5]. Общество, политика, культура, духовный мир человека — все это, хотя и является чрезвычайно важным, но все же — производное от способа существования вида Homo Sapiens, судьба которого и есть главный вопрос нашего времени. Пришла пора выбора стратегии жизни, примирения с миром Природы. В драме Эсхилла “Орестея” оправдывается убийство матери ее сыном Орестом. Не окажется ли человечество Орестом, убивающим свою мать-землю? И не несет ли нынешняя система образования моральную ответственность за подобную перспективу? Сегодня становится понятным, что без тотального экологического образования у человечества нет никаких шансов выжить. Новое мировоззрение, к которому ведет экологическое образование, требует изменения типа мышления, изменения глубинных оснований нашей духовной жизни. Задача столь грандиозна, что выглядит устрашающей и нереальной. Но иного пути нет. Теоретическим обоснованием необходимых перемен в мышлении и основах духовной жизни и является принцип священности Жизни.

Существующее экологическое образование глубоко прагматично, потребительски ориентировано и сводится к совокупности аналитических знаний о природе. Такое образование в принципе не может переломить природоразрушительные тенденции в сознании подавляющей части населения. Поэтому необходимо коренное изменение философии и методологии экологического образования. Оно должно быть основано на целостном представлении о Мире и месте в нем Человека.

Понимание места человека в природе – это главное, что предстоит осознать человечеству в ближайшие десятилетия. Вот с рассмотрения этого вопроса и должно начинаться мировоззренческое воспитание человека. Какие шаги сегодня возможны навстречу будущему? Как никогда ранее в университетах нужны авторские обобщающие курсы, носящие экологическую направленность по глобалистике, ноосферологии, общей теории систем, синергетике, философии истории, общей теории эволюции, истории развития цивилизаций и другие. Слушатели должны получить представления об основных этапах взаимоотношений природы и общества в истории человеческой цивилизации, об особенностях современного этапа этого взаимодействия и о перспективах будущего экоразвития человечества. Должны быть проанализированы все возможные сценарии экоразвития: антропоцентристский, биоцентристский, техноцентристский и другие.

Но главным все же должно стать нравственно-экологическое воспитание. Нравственно-экологическое воспитание – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Одних только знаний недостаточно для того, чтобы разумно и внимательно относиться к окружающей нас природе. Не ставя под сомнение исключительную важность рациональных подходов к экологическим проблемам, считаем, что только воспитание отношения к природе как космическому (божественному) дару человеку может генерировать у него ответную реакцию заботы и сыновней привязанности. В рамках только рациональных подходов, меновых отношений, отношений купли-продажи земли, лесов, рек, природа - не более чем товар. Какая может быть любовь, бережливость, моральные обязательства, долг, перед природой, если “за все заплачено“? Только восприятие природы как величественной целостности, живого организма, плаценты и ауры всего живого может породить чувство благодарности и любви. Как не вспомнить Ф.И.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

К сожалению, именно нравственно-экологического воспитания так не хватает системе образования.

Необходимо организовать работу по охране природы в парках, во дворах, в лесу и т.д. – люди должны научиться заботиться о природе, применяя на деле знания, полученные из учебников. Особое внимание следует уделять осуществлению программы непрерывного экологического образования, вовлекая в нее детские сады, школы, профессиональные и высшие учебные заведения.

Российское экологическое образование в основном ориентировано на фундаментальные научные знания в области защиты окружающей среды. Национальной стратегии экологического образования, которая позволила бы сформировать целостное представление о мире и месте человека в нем – в России нет. Но известны попытки создания системы экологического образования, основанной на принципах устойчивого развития государства [6].

Экологическое образование и воспитание школьников немыслимо без внешкольных занятий, которые с большей эффективностью закрепляют, расширяют и активизируют знания, полученные в школе. Организация учебного процесса должна складываться из лекционных, экскурсионных, практических и самостоятельных занятий под руководством педагогов и научных сотрудников природоохранных ведомств. Выполняя дополнительные задания эколого-биологического цикла разной сложности, школьники на конкретных примерах изучают организацию живой природы, взаимосвязи окружающего мира, получают навыки проведения полевых исследований, а, следовательно, – навыки непосредственного общения с природой. Экологическое воспитание должно стремиться включить человека в пересекающиеся социальные, природные и культурные взаимосвязи. Если раньше считалось, что экологические знания ученик получает, изучая предметы естественно-биологического цикла, то сегодня мы все более убеждаемся в необходимости  междисциплинарного подхода и проблемного обучения, а также целенаправленной внеклассной работы. Междисциплинарный подход не только способствует рассмотрению во взаимосвязях различных разделов естественных, гуманитарных и технических наук, но и содействует вовлечению учащихся в практическую деятельность по разрешению посильных экологических проблем. Особенно хотелось бы подчеркнуть роль гуманитарных предметов в решении задач экологического воспитания и образования. Язык и литература обогащают знания о природе, развивают образное видение мира. В художественном творчестве понимание и воспевание природы как целостного телесно-духовного существа органично связано с исследованием тайн души и судьбы человека.

 

Литература

1. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - М.: Сов. Россия. – 1989. 704с.

2. Таланов В.М. Священность живого. В поисках принципов нового миропонимания. Новочеркаськ: - 1998. - 44c.

3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. – 520c.

4. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: Аграф. - 1998. - 480с.

5. Жданов Ю.А. Избранное. Т.1. - Ростов: Изд. СКНЦВШ. - 1999. - 400с.

6. Дафни Скиллен // Волна. – 1999. - № 1. - С. 34- 35.