Шигимагина Л. А.

“А ВЕДЬ ПАНТЕИЗМ ВСЮДУ” …

 

Данная статья является попыткой рассмотрения термина “пантеизм” в теории  биосферы В.И. Вернадского. Следует отметить, что В.И.Вернадский употреблял этот термин не в привычном историко-философском его значении, а  исходя из созданного им учения о биосфере, в котором природа выступает как целостность. Основой же этой целостности является живое вещество, которое интегрирует в биосферу.

На склоне своих лет великий учёный В.И.Вернадский отмечал: “Как часть планетного земного живого вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни - своего существования и существования жизни. Это самое глубокое проявление самосознания…” [1, 54].

Через всю жизнь В.И.Вернадского проходит любовь к природе, удивительно целостное ее восприятие. Перед его взором природа всегда представала в  единстве многообразия ее проявлений. Отсюда и стремление ученого к познанию самых мельчайших и, на первый взгляд, казалось бы, совершенно несущественных деталей природных явлений, отсюда же и глубоко поэтическое восприятие природы в целом. “Много, много мыслей роится, когда сидишь в тенистом густом лесу, когда сумерки скрывают яркость теней и как-то ближе и глубже углубляют тебя в жизнь природы, - писал он в одном из писем Н.Е.Старицкой, - а она здесь живет, и ты видишь её в каждом листе, где роятся бесчисленные клеточки плазмы, видишь и слышишь её в шуме…” [2, 67-68].

В своем творчестве он неразрывно связывал природу и человека, и себя самого не мысля отдельно от природы. “Каждый знает, - писал в этой связи В.И.Вернадский, - что для мыслящего и ищущего исследователя никогда никакая книга не заменит личных переживаний, связанных хотя бы с кратковременным пребыванием среди природы… Трудно словами передать, сколько нового, неожиданного переживает этим путем каждый исследователь, какая своеобразная и интенсивная идет при этом творческая внутренняя работа” [3, 55-56 ].

Поэтизация природы, понимание и переживание её связи с человеком – все это проявилось в творчестве ученого. Вернадского манила к себе и глубоко волновала безбрежная даль степей, морей, лесов. Оставаясь наедине с природой, он  был наедине с собой: “Есть ли сознание в живом листе?… А если оно есть, то каковы его формы и проявления в других существах и где разница между одушевленной и неодушевленной природой? Тогда явится неизбежным пантеистическое представление о природе, столь родное нашему уму и сердцу, если рассуждать априорно. А ведь пантеизм всюду: в языке, в обычном ходе мысли, в мире сказок, легенд -  это источник живой веры…” [2, 67- 68].

Способность видеть необычное в обычном, удивляться, быть наблюдательным – подобные качества, необходимые настоящему исследователю природы, В.И.Вернадский приобрел ещё в детстве. Большое влияние на будущего ученого оказал двоюродный брат отца – Евграф Максимович Короленко. В сопровождении своего юного друга, Володи Вернадского, он любил гулять вечерами. Рассматривая звезды, Млечный путь, они беседовали о далеких мирах, о предполагаемой жизни на других планетах, о разуме звезд и жизнедеятельности Земли. Были также беседы о чести и благородстве, о необходимости помогать ближнему, делать людям добро. Евграф Максимович пробуждал в юном сердце чувство благоговения перед окружающим миром, будил фантазию, открывая неожиданные тайны в таких привычных явлениях, как звезды и небо, Луна и Земля. Вполне вероятно, что некоторые из вопросов, поставленные Е.М.Короленко во время таких бесед, сохранились в памяти Владимира Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество. И когда уже ученый В.И.Вернадский возвращался к мыслям о необычайно сложном строении и активной жизни земной коры, то бессознательно он мог сопоставлять Землю с живым организмом, как некогда в детстве. Художественный образ превращался в научную аналогию, и тогда понятие о механизме действия земной коры и геосферы ученый назвал организацией биосферы: “В детстве я обладал некоторой способностью довольно тонко наблюдать явления окружающей природы, я помню, какое сильное впечатление производили на меня различные оттенки цветов и блески, я помню мои старания различать шумы” [4, 140].

За свою долгую жизнь В.И.Вернадский участвовал во многих научных экспедициях, и каждая поездка давала ученому новые идеи, творческие планы, продолжала вызывать жажду познания. Обращаясь в одном из  писем к своей жене, он писал: “Я хочу понять те силы, какие скрываются в материи, я хочу узнать те причины, которые заставляют её являться в тех правильных гармоничных формах, в каких мы всюду видим и чувствуем её. И одно из звеньев этой гармонии материи – мы сами и все живые существа” [4, 107].

Познавая природу как нечто объективно существующее, ученый вместе с тем проявляет и свою духовную сущность, выражает в своем познании свое внутреннее содержание: “Разве можно узнать и понять, когда спит чувство, когда не волнуется сердце, когда нет каких-то чудных, каких-то неуловимых обширных фантазий. Говорят, одним разумом можно все постигнуть. Не верьте…! Те, которые говорят так, не знают, что такое разум, они не понимают, что волнует, что интересует в тех работах, какие считаются одними умственными работами. Мне представляются разум и чувство тесно-претесно переплетенным клубком…” [5 , 53].

Для того чтобы в сложности жизненных ситуаций сохранить целеустремленность, глубину и свежесть мысли, требуются немалые волевые усилия, упорное нравственное противодействие. Стремление к так называемой “гигиене мысли” проявилось у Вернадского чрезвычайно широко, и он пытался перенести его на все стороны своей жизни, а не на одну только область научной деятельности. Это особенно ярко видно в его письмах к родным и друзьям: они полны глубоких философских раздумий, творческих идей и планов. “Какая важная вещь “гигиена мысли”. Мне кажется, это важнее всего в жизни, потому что этим достигается стремление к гармонии и чувство гармонии создается человеком этим путем” [2, 243].

Поскольку внутренняя гармония в самом человеке – существенная предпосылка гармонии внешней, то необходимым становится воспитание гармоничного человека будущего. Это основное условие развития и существования общества и государства на всех этапах исторического развития. Формирование такого человека начинается с раннего детства, где воспитываются любовь и бережное отношение к природе. Отмечая важность этого фактора, В.И.Вернадский писал: “Школа и домашнее воспитание должны развивать эти чувства во всем объеме, ум должен образовываться среди самого разнообразного толкования органами чувств, среди самых разнообразных оттенков впечатлений. Общение с природой, улучшение ее или умение видеть, чувствовать ее – лучшее средство для этого”[4, 140]. Нам представляется, что будет весьма полезным проводить в школах, лицеях, а по возможности, и в высших учебных заведениях, экскурсии на природу, уроки-встречи с Весной, Летом, Осенью, а также включить в общеобразовательный курс труды В.И.Вернадского, особенно его учение о Биосфере и Ноосфере в качестве основы экологических дисциплин.

 

 

 

 

Литература

1. Вернадский В.И. Из дневников 1919-1920гг.// Наука и жизнь. 1988. - №3. - С.46-54.

2. Письма Н.Е. Вернадской (1889-1892) // В.И. Вернадский - М.: Наука, 1991.

3. Мочалов И.И. В.И. Вернадский - человек и мыслитель. - М.: Наука, 1970.

4. Письма Н.Е. Вернадской (1886-1889) // В.И. Вернадский - М.: Наука, 1988.

5. Страницы автобиографии В.И. Вернадского. - М.: Наука, 1981(а).