Панина Г.В.

РОЛЬ В.И.ВЕРНАДСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЫ МИРА

 

В.И.Вернадский был не только многогранным ученым, внесшим большой вклад в различные направления мировой науки, но и оригинальным мыслителем, оказавшим значительное влияние на формирование современного миропонимания.

Осмысление человеком своего бытия, создание картины мира зависит от многих факторов (господствующего типа мировоззрения, понимания  роли научной рациональности и т.д.),  включает множество компонентов, среди которых можно выделить центральный элемент, образующий сердцевину того или иного миропонимания. Историческую логику фокуса восприятия человеком окружающего мира можно обрисовать следующим образом: человек – общество—природа – культура.

В рамках мифологической картины мира человек выступает центром, стягивающим различные смыслы действительности. Боги, мифические герои, прародители антропоморфны, символизируют те или иные качества людей как первооснову бытия. Появляющиеся в результате разложения мифа под влиянием рационализирующих процедур обобщения и абстрагирования  первые философские системы в центр рассмотрения помещают человека как разумное существо,  познающее мир и своей добродетельной жизнью сохраняющее божественный порядок мироздания. Но, начиная с заявления Аристотеля, что человек есть существо политическое (читай: общественное), фокус социально-гуманитарного познания начинает перемещаться с изучения качеств и свойств личности на понимание закономерностей совместной деятельности людей, определяющих активность отдельного человека.

Исследование общества как особого вида реальности составляет основу миропонимания последующих поколений философов, квинтэссенцией которого явилось конституирование в XIX веке  комплексной науки об обществе – социологии и крайне показательное высказывание  К. Маркса о сущности человека не как абстракте, присущем отдельному индивиду, а совокупности общественных отношений, определяющих его основные характеристики. В рамках данной картины мира элементом общественных отношений выступало и научное познание человеком самого себя, природы, социальной реальности. Человек во взаимодействии с себе подобными мыслился как самодостаточный наблюдатель и анализатор происходящих вокруг процессов,  который интерпретирует их в соответствии со сложившимся на данном этапе развития общества уровнем знаний и определяет таким образом стратегию собственной независимой деятельности.

Однако во второй половине XIX века стала ощущаться неправомерность рассмотрения общества и составляющих его индивидов как самостоятельных элементов мироздания. Внимание наиболее проницательных мыслителей того времени перемещается на природу как среду обитания и формирования общества и человека. Физиолог Сеченов говорит о необходимости изучения человека в единстве его «плоти, души и природы». З.Фрейд подчеркивает важность соматического основания функционирования психики. П.Флоренский рассуждает о роли тела в продуцировании смыслов. Природа в целом начинает пониматься   как компонент общественной жизни, влияющий на социальные процессы и индивидуальное развитие личности. А.Л.Чижевский говорит о влиянии природных процессов на ритмы человеческой истории. Леруа и Тейяр де Шарден в Парижском кружке обсуждают вопрос о единстве общества  и природы,  Разума и Универсума.

В такой атмосфере складывается целостное мировоззрение В.И.Вернадского, в центре которого единство человека, общества  и природы, представление об естественном характере и природообразующем  значении человеческой деятельности, заложившее основы современного научного миропонимания, в котором действительность предстает единой взаимозависимой системой, составными элементами которой являются природа, общество и человек.

В.И.Вернадский доказал неразделимость косного и живого вещества, их взаимное влияние и предопределение. По словам Н.Н.Моисеева, « весь путь Вернадского – это постепенное расширение горизонта и наполнение конкретным содержанием общей идеи системности нашего Мира. Он начал с изучения геохимических процессов, потом проследил место живого вещества в процессах планетарной эволюции. Затем он вышел за границы биосферы, рассматривая Жизнь и Разум как явления космические. После работ Вернадского создалась реальная возможность нарисовать всю грандиозную картину мироздания как единого процесса самоорганизации от микромира до человека и Вселенной» [1].

Прозрения Вернадского не исчерпываются констатацией природной обусловленности существования человека и общества. Он утверждает, что преобразующая природу деятельность общества ускоряет сам процесс эволюции биосферы. Посредством целенаправленной обработки земли, разведения скота общество перестраивает биоценозы и вовлекает в биогеохимические циклы запасы былых биосфер. И это, по мнению В.И.Вернадского, является естественным процессом развития планеты. В книге «Живое вещество» он пишет: «Измененная культурой земная поверхность не есть что-то чуждое Природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное проявление жизни как природного явления». Таким образом, Вернадский выводит нас на новый центральный компонент миропонимания – культуру. Понятие культуры как фокус современного социогуманитарного познания фиксирует, во-первых, целостный, системный характер общественной жизни, представляющей посредством единства природных, социальных и духовных факторов специфически человеческую форму существования в Универсуме. Во-вторых, оно обозначает конкретное, неповторимое содержание общественной жизни, выражающее специфическую форму адаптации к реальным условиям окружающей среды путем каждый раз своеобразного сочетания природного и искусственно созданного; и в-третьих, историчность, т.е. обусловленность любых общественных процессов предшествующим опытом (традицией), переработанным каждый раз в соответствии с требованиями окружающей природной и социальной среды, приспособленным к новым условиям жизни.

Весьма вероятно, что именно культуру имел в виду В.И.Вернадский в своем учении о ноосфере. Рассматривая живое вещество как биохимический регулятор геологической эволюции планеты, Вернадский говорил о естественно-природном рождении общества как сложного системного образования, осуществляющего планомерную целенаправленную деятельность по преобразованию Универсума. Считая науку «природным явлением», Вернадский подчеркивал возрастающую роль общества в эволюции биосферы, активное вмешательство разума в преобразование окружающего мира, что неминуемо приведет биосферу в новое состояние – ноосферу. Изменятся и геохимические циклы биосферы, и ее способность обеспечивать меняющиеся потребности человека, и, вероятно, сама природа человека и общества. Такого рода взаимоотношения между биосферой и обществом, названные академиком Н.Н.Моисеевым коэволюцией природы и общества, и составляют суть культуры.

Кроме самого факта адаптации к природным процессам, культура обозначает творчески  преобразующую роль Разума, т.е. целенаправленной деятельности людей в освоении и преобразовании окружающего пространства в интересах развития всей Вселенной, что предполагал и В.И.Вернадский.

Интересны сделанные Вернадским еще в 20-е годы ХХ века прозрения о будущем единстве человечества в интересах гармонии Вселенной. Рассуждая о «монолите жизни», т.е. о живом веществе как некоторой целостной системе, существующей и развивающейся по собственным законам, он приходит к выводу о  единстве человечества: «Человечество своей жизнью стало единым целым» («Биосфера и ноосфера»). А ведь именно это мы ощущаем сейчас: без создания элементов единой мировой культуры, конституирующих человечество как систему, взаимодействующую с биосферой как единое целое, невозможно с уверенностью говорить о любом будущем, а тем более о ноосфере.

 

Литература

1. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. – 1994. - № 4.