Адамов А.К.

НООСФЕРНАЯ РЕСПУБЛИКА НА ОСНОВЕ
УЧЕНИЯ В.И.ВЕРНАДСКОГО

 

В ХХ в. велись интенсивные поиски моделей организации жизнедеятельности человеческих сообществ. Усилия большинства ученых были сосредоточены на разработке двух концепций: а) ноосферы (Вернадский В.И.[1]) и б) открытого общества (Бергсон А., Поппер К.Р.[2]).

Академик В.И.Вернадский в 1925 г. обосновал гениальную гипотезу развития человечества, науки, техники, геологии и биологии – гипотезу о ноосфере, утверждающую неизбежность становления эпохи разума, эпохи расцвета человечества. Он писал: «Мощь его (человечества) связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом».

В 1944 г. В.И.Вернадский открыл, что человечество вступило в эпоху ноосферы. По В.И.Вернадскому, ноосфера будет эпохой разума, организующего на принципах демократии развитие науки, техники, научной системы природопользования и экономики, обеспечивающих счастливую жизнь людей. Однако он не разработал программы строительства человечеством эпохи ноосферы.

Зарубежные авторы, не ссылаясь на гипотезу о ноосфере В.И.Вернадского, разрабатывали по существу варианты развития этой гипотезы в форме образования «открытого общества», «научного общества» (Фурастье Ж. [3]), цивилизации технологического человека (Феркисс В. [4]), постиндустриального общества на основе научного знания (Белл Д. [5]; Хабермас Ю.[6]), супериндустриального общества на базе научного знания и новых технологий (Тоффлер А. [7]), технотронного общества, управляемого учеными с помощью электроники (Бжезинский З. [8]) и др. Однако эти варианты не могут быть реализованы, так как они не опираются на интеллектические (ноосферные) законы эволюции человечества и природопользования.

Проблемы организации человеческих сообществ и их экономической деятельности экологически недостаточно корректны. На всемирной конференции «Земля 2002» (саммит «Земля – 2002), проведенной в 2002 г. под эгидой ООН в Иоганесбурге была подтверждена приверженность «Повестке дня на XXI век», принятой на конференции «Рио-92». Эти решения выполняются медленно. В документе «План выполнения решений», принятом на саммите «Земля-2002», подчеркивается, что каждая страна отвечает за свое социально-экономическое развитие и национальной политике принадлежит главная роль в формировании стратегии развития. Работа всемирных форумов по улучшению экологии взаимодействия: человек-общество-природа способствовали созданию большого количества полезных решений, но они не могли и не могут реализоваться в условиях политических систем современных государств.

Ни одна государственная система и ни одна идеология не смогли найти научно обоснованного выхода из сложившейся кризисной ситуации во всех странах мира. На пороге третьего тысячелетия монархизм, гуманизм, западные учения: социализм, коммунизм, демократия, посткапитализм, информационизм и другие концепции не удовлетворяют сознание людей. Очевидно, необходима новая модель человеческих сообществ.

В Российской Федерации, как уже было отмечено выше, в течение многих лет разрабатывается русская теория развития человечества, основу которой составляет гипотеза В.И.Вернадского о ноосфере.

На основе изучения действия интеллектических законов, анализа перспектив эволюции либерального капитализма, опыта зарубежных стран, построивших гражданское общество, и стран, строивших социалистическое общество, мною было подтверждено открытие В.И. Вернадским ноосферы и доказано, что эпоха ноосферы есть эпоха строительства ноосферных республик, что со второй половины ХХ в. происходит зарождение новой ноосферной общественно-экономической формации [9]. Следует различать понятие «ноосфера» и «эпоха ноосферы». Термин «ноосфера» означает оболочку, построенную на планете Земля по идеям разума, в которую входят люди, объекты природы, обработанные людьми, и объекты, изобретенные разумом и созданные трудом человека. Ноосфера начала строиться после появления на Земле человека. В настоящее время в дополнение к четырем сферам планеты Земля (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы) человечество построило пятую сферу – ноосферу, которая продолжает строиться и совершенствоваться.

Эпоха ноосферы есть система человеческих сообществ в форме ноосферных республик, управляемых властью разума, - учеными, изобретателями и новаторами, организующими разумную духовную жизнь и экономическую деятельность людей. Эпоха ноосферы состоит из ноосферы и системы ноосферных республик. Современное человечество с его недостатками, как прогнозировал В.И. Вернадский, стихийно строит ноосферные структуры ноосферных республик эпохи ноосферы.

Для создания ноосферной парадигмы развития человечества потребовалась новая философия, способствующая прогрессивному развитию человечества и строительству эпохи ноосферы – ноосферная философия. Философский анализ, проведенный посредством метода интеллектического историзма показал, что единственным научно обоснованным вектором развития человеческих сообществ есть ноосферная республика эпохи ноосферы на основе ноосферной демократии и общественно-экономической формации.

В последнем десятилетии ХХ в. были обобщены проводившиеся мною много лет всесторонние исследования гипотезы В.И.Вернадского о ноосфере и сформулированы основные положения новой ветви науки – ноосферологии. В ней показано, что открытое (гражданское) общество, базирующееся на частном капитализме, и социалистическое (коммунистическое) общество, основывающееся на социалистическом государственном капитализме, опираются на демократию в общественных отношениях, в экономике – на использовании тепловых, паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, электромашин, автоматики, селекции полезных растений и животных. В отличие от капитализма и социализма, зарождающаяся ноосферная эпоха базируется на ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации, при которой устанавливается оптимальное взаимодействие частной, колхозной, коллективной, общественной, акционерной, муниципальной и государственной форм собственности; используются атомная энергия, двигатели внутреннего сгорания, реактивные двигатели, электромашины, электроника, роботы, ноосферный круговорот объектов, генная инженерия и рынок, управляемый ноосферными законами.

Для реализации гипотезы В.И.Вернадского предложены технологии политического и экономического строительства ноосферных республик эпохи ноосферы. В новой ветви науки – ноосферологии – впервые сформулирована теория ноосферизма, теория ноократии, на основе которой разработана практическая технология выдвижения на руководящие посты в государстве ученых, изобретателей, новаторов, а также политическая и экономическая структура ноосферной республики.

Образование ноосферных республик – главная столбовая дорога эволюции человечества. Она происходит по синергетическим и интеллектическим законам движения материи. Неизбежность трансформирования государств в ноосферные республики обусловлена следующими главными законами:

1. Закон предназначения человека. Согласно данному закону – человек образовался по законам синергетики, чтобы, организуя гармоничное природопользование, развивать материю во Вселенной по идеям или изобретениям своего разума и рукотворным трудом; вектор эволюции человечества направлен на формирование ноосферных республик, создающих условия благоденствия людей на планете Земля и способствующих расселению людей в необозримом Космосе.

2. Закон благоденствия. Главная цель жизнедеятельности каждого человека, заложенная в геноме, состоит в достижении благоденствия, которое реализуется вследствие постоянного действия закона удовлетворения его расширяющихся потребностей, необходимых для благоденствия; цель человечества – в развитии материи.

3. Закон накопления знаний. Человечеству генетически предопределено углублять знания, познавать синергетические законы материи; изобретать новые интеллектические законы ее развития; организовывать гармоничное взаимодействие синергетических и интеллектических законов движения материи; управлять линейными и нелинейными процессами эволюции, а также осуществлять её развитие посредством своей трудовой деятельности, используя разные законы;

4. Закон развития интеллектуального труда. Под действием этого закона человечество для выполнения своего предназначения постоянно увеличивает число граждан, работающих в системе образования и науки, обеспечивая реализацию талантов ученого, изобретателя, новатора.

5. Закон увеличения трудовых специальностей. Согласно данному закону человечество использует приобретаемые знания для совершенствования своего умения обработки объектов материи – создания новых комплексов технологических приемов, составляющих новые виды специальностей труда.

6. Закон управления сообществами людей народным разумом. В соответствии с этим законом республикой эпохи разума – ноосферной республикой – предопределено управлять народным разумом, представляемым умными людьми – учеными, изобретателями, новаторами, избираемыми всенародным голосованием.

7. Закон установления ноосферной демократии. По данному закону в ноосферных республиках организуется система ноосферной демократии (ноократии) для осуществления народной власти разума, обеспечивающей справедливое управление жизнедеятельностью граждан и достижение их благоденствия.

8. Закон ноосферной организации природопользования и потребления. Согласно этому закону природопользование и потребление производится по создаваемым людьми ноосферным круговоротам объектов, объединяемым в районные, областные, региональные круговороты объектов и в республиканский Большой ноосферный круговорот объектов.

9. Закон образования ноосферной республики. В соответствии с данным законом все существующие системы государственной организации начали трансформироваться в ноосферные республики.

Все законы научно обоснованы и некоторые из них проверены опытом. Процесс трансформирования государств в ноосферные республики предопределен законами Вселенной; он начался во второй половине ХХ в.; его можно замедлить или ускорить, но остановить никто не сможет.

С глубокой древности человечество стремилось улучшать свое существование путем овладения научными знаниями, изобретения орудий труда и сооружений, облегчающих жизнедеятельность людей, а также совершенствовать государственную организацию.

Становление ноосферных республик происходит стихийно одновременно с развитием ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации, структурирующихся по законам ноосферной демократии и Большого ноосферного круговорота объектов. Ростки ноосферных республик проявляются в эволюционном накоплении следующих знаний законов материи, технологий и условий: а) глубокого интенсивного развития образования и науки, способствующих открытию новых законов и явлений природы; б) формирования большого научного потенциала, составляющего в развитых странах свыше 0,6 % от общего количества населения; в) развития ноодемократии; г) возникновения наукоемкого предпринимательства; д) образования большого производительного потенциала, состоящего из людей, владеющих всеми профессиями обработки объектов и другими видами трудовой деятельности, которые производят эволюцию материи; е) возникновения новых отношений в экономике, способствующих ориентировке деятельности людей на обеспечение им материальных и духовных потребностей, широким внедрением интеллектуального труда и культуры общения; ж) открытия ноосферных принципов устойчивого развития экономики, ориентированной на использование высоких технологий для обеспечения благоденствия граждан и формирования экономически обоснованных взаимоподдерживающих отношений человеческого общества с природой; з) изобретения электронных мыслящих машин, компьютерных информационных систем, телевидения и других электронных кибернетических аппаратов-роботов; и) строительство большого экономического потенциала – в освоении новых источников энергии, открытии в химии новых искусственных материалов и веществ, создании ракетостроения и высоких технологий (новых видов топлива для ракет, композиционных материалов, синтетических тканей и др.); к) разработки основ генной инженерии и успехами в сельском хозяйстве (зеленая революция, новые породы животных, клонирование организмов и т.п.).

Согласно ноосферной философии движущей силой развития человечества служат творческие личности – ученые, изобретатели и новаторы. Кто относится к ученым и изобретателям, пояснять не требуется, но кто относится к новаторам, следует пояснить. К новаторам относятся граждане, обладающие природным даром понимать ценность новшеств, предлагаемых учеными или изобретателями, и способностью быстро внедрять эти новшества для пользы людей.

Механизм действия движущей силы и производительных сил развития человечества заключается в том, что ученый, сделавший открытие, или изобретатель, создавший изобретение, выполняют функцию Учителя. Изобретатель и ученый обучают нетворческих людей исполнительного труда, как взаимодействовать при производстве того, что они открыли или изобрели, как взаимодействовать людям при употреблении в своей жизни открытия или изобретения.

Изобретатели, ученые, создав новшество, организуют его употребление (если это управленческие системы) или производство и потребление, если это новый предмет или машина, или сооружение. При внедрении новшества изобретатели изобретают новую систему управления в производстве своих изобретений или в использовании открытий. Выдающиеся личности обыкновенными людьми воспринимаются как герои, но они не герои, а Учителя. Изобретатель, ученый, чтобы изобретение послужило людям, берут на себя функции учителя. Они обучают людей технологии изготовления новшества и способам его употребления. Для эффективного использования новой технологии и способов употребления новшества изобретатель (или ученый) организует новые взаимоотношения людей в обществе и быту. Не бытие определяет сознание людей, как утверждают многие философы, а сознание определяет бытие.

Ноосферные производительные силы объединяют семь компонентов: а) сферу творчества – ученых, изобретателей и новаторов; б) сферу образования, работников искусств; в) высококвалифицированных  и высокообразованных граждан, владеющих всеми видами профессий; г) высокопроизводительные орудия труда, станки, механизмы; д) наукоемкие технологии; е) мыслящих роботов и ж) экологически безопасные заводы и  предприятия, которые обуславливают строительство ноосферной высокоэффективной экономики, производящей естественные и ноосферные объекты для обеспечения потребностей людей и развития материи.

Ноосферная республика – это организация жизни человеческого общества посредством ноосферной демократии на базе общественно-экономической формации, при которой: а) власть находится в руках ученых, изобретателей и новаторов, управляющих обществом, экономикой и государством по законам ноодемократии, сформулированным в теории ноосферы с использованием новейших систем обмена информации -- компьютеров, глобальных средств связи, электронных систем массовой информации, Интернет и мыслящих машин; б) поддерживается развитие образования и науки; в) экономика на основе экологически гармоничного Большого ноосферного круговорота объектов строится при оптимальных соотношениях частной, коллективной и государственной форм собственности, оптимальном соотношении крупных, средних и малых предприятий, на развитии: наукоемких технологий, производства синтетических материалов, электроники, лазерных систем, атомной энергии, ракетостроения, мыслящих машин, генной инженерии и др.; г) обмен товаров производится в условиях свободной конкуренции по рыночным механизмам, регулируемых ноодемократическими законами государства; д) граждане обеспечиваются достойной безбедной жизнью и роскошной жизнью в соответствии с доходами.

По прогнозу Д.К.Гэлбрейта [10] управление обществом и экономикой будет осуществлять техноструктура – иерархическая организация, включающая людей с техническими знаниями: инженеров, управляющих, директоров компаний.

Согласно концепции Д.Белла, все большее участие в управлении обществом и экономикой будут принимать представители большой науки. Он поддержал идею Платона об участии крупных ученых в управлении государством. И как талантливый исследователь он описывает технократическую утопию, которая не в состоянии разрешить противоречия в ее демократическом постиндустриальном обществе.

З.Бжезинский [8], Д.Белл [5; 32] доказывали, что в постиндустриальном обществе (технотронном или сверхиндустриальном) большой науке, интеллектуальной элите (ученым и другим творческим личностям) будет принадлежать политическая власть, и ее представители будут управлять человеческими сообществами.

Во второй половине XX в. Г.Маркузе [11] обосновал, что интеллектуальные умения и способности становятся социальными и политическими факторами. Сегодня, писал он, отказ ученых, математиков, техников, индустриальных психологов и исследователей общественного мнения от сотрудничества с властью может совершить то, что уже не в состоянии совершить даже широкомасштабная забастовка.

Наука как социальный институт сформировалась в конце XVII в., но только в начале ХХ в. приобрела ведущее значение в системе наука-техника-производство. Во второй четверти ХХ в. Дж.Д.Бернал [12] открыл, что наука приобрела социальное значение и оказывает значительное влияние на жизнедеятельность людей.

Большие слои высокообразованных граждан интеллектуального труда в конце ХХ века в развитых странах трансформировались в класс интеллигенции – интеллектуальный класс. К началу XXI века в России соотношение интеллигент/граждане других классов составило, примерно, 1:50; во Франции – 1:20.

Интеллектуальный класс состоит из трех основных слоев: а) слоя людей – H.sapiens inventor (человек разумный, творящий, изобретающий), добывающих или производящих новые знания и новые ценности культуры; б) слоя учителей, хранящих или передающих знания и культуру и в) слоя людей, потребляющих знания и культуру. Два последних слоя формируются из людей, относящихся к H.sapiens scientia (человек разумный, знающий) [9].

В книге «Интеллектуальная власть во Франции» философ Р.Дебре предложил делить интеллектуалов на две группы: высоких и низких. Высокие интеллектуалы – творцы духовных ценностей, низкие – потребители этих ценностей. Предложенное мною деление класса интеллигенции на три слоя более полно отражает структуру этого класса.

В Советском Союзе пропагандой настойчиво внушалось гражданам, что ученые должны заниматься своими профессиональными вопросами. Постепенно в высшие эшелоны власти вместо талантливых прогрессивных ученых и новаторов проникли люди корыстные, алчные, беспринципные, не любящие свой народ. Умнейшие ученые, изобретатели, новаторы были оттеснены от управления государством. В России сложилось невероятное положение – гениальные люди добывают для страны сокровища (открытия, изобретения), а распределяют доходы, получаемые от этих сокровищ, чаще люди серые, бесталанные, взяточники и хапуги. Чтобы внедрять свои достижения ученые часто вынуждены были убеждать руководителей в необходимости внедрения этих достижений, бесполезно расходуя огромное количество времени и не всегда добиваясь внедрения.

Необходимость управления учеными ноосферной республикой обусловлена углублением и увеличением объема духовной и экономической деятельности, в которой используются высокие биологические, физические, химические, транспортные, информационные, культурные технологии. Сложившиеся в условиях капиталистической и коммунистической систем взаимоотношения, при которых ученые убеждают политических руководителей государств внедрять достижения ученых и изобретателей, к концу ХХ в. начали тормозить движение человечества к благоденствию.

При высокоразвитых: образовании, науке, культуре, информатике, при огромной высокотехнологичной системе экономики эффективно управлять жизнедеятельностью людей, трудом и поведением кибернетических роботов, функционированием Интернет могут только ученые, изобретатели или новаторы, находящиеся на всех ответственных должностях управления ноосферной республикой. Это положение подтверждается новыми процессами, происходящими в обществе в ХХ-XXI в.в.

В передовых странах на государственной службе во всех эшелонах власти до 40 % должностных лиц имеют ученые степени и звания. Ученым, изобретателям, новаторам России также следует активно заниматься политической деятельностью, чтобы вывести общество и экономику из кризиса.

Ученые, изобретатели и новаторы, работающие в системах образования, науки, искусства, разных отраслях экономики России пока не желают (боятся) заниматься государственной деятельностью, считая, что она отвлечет их от непосредственной профессиональной деятельности. Да, в известной степени отвлечет. Однако, если генетика и Бог наградили талантливого ученого еще и организаторскими способностями, он должен  часть своего времени отдавать управлению государством.

Ученым и изобретателям, увлеченно работающим в лабораториях, еще предстоит усвоить философию ноосферы,  необходимость своего участия в большой политике, в строительстве и управлении ноосферными республиками. Выдвижение ученых и изобретателей на государственные посты требует создания более совершенной системы народовластия, чем демократия. Необходима система народовластия разума – ноосферной демократии (ноократии, ноодемократии) с участием в политической жизни всех граждан. Следует вести широкое разъяснение роли ученых, изобретателей и новаторов в управлении сообществами людей; активно выдвигать в органы власти кандидатов из ученых, изобретателей и новаторов, проявивших свои таланты. Избранным на государственные посты ученым, изобретателям, новаторам рекомендовать все свои таланты сосредоточить на внедрении ноократии и ноосферной экономики для постоянного улучшения условий жизни населения, а также поддерживать стихийно зарождающиеся ростки ноосферной республики, составить программу строительства Ноосферной Республики России для осуществления национальной доктрины (идеи), которая мобилизует все население Отечества на ее выполнение.

В России становление ноосферной республики почти полностью приостановилось в 1991 г., в то время как в США, Германии, Франции, Англии ноосферизм стихийно, хотя и медленно развивается. В зарубежных странах улучшается финансирование системы образования, поддерживается развитие науки; ученые, изобретатели и новаторы все чаще выдвигаются на руководящие государственные посты.

Ноосферизм – теория формирования ноосферных республик – содержит научно обоснованные технологии организации общества благоденствия на основе ноосферной демократии и ноосферной общественно-экономической формации. Теория ноосферизма, ноосферология, кроме новых положений, включает все лучшее из разных идеологий. Это не левая и не правая идеология, это теория. Аналогов этой теории в мире нет. Ноосферная теория, ноосферизм, разработанные на основе концепции ноосферы, сформулированной гениальным ученым Владимиром Ивановичем Вернадским, служит научной основой для обеспечения  благоденствия народов России.

 

Литература

1. Вернадский В.И. Успехи современной биологии. 1944. - Т.18, вып.2. - С. 188-191.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. - М., 1914; Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. - М., 1992. Т.I. - 448с., Т.II. - 528с.

3. Fourastie J., Le grand espoir du XX-e siecle - P., 1949; Lettre owerte ă guarte milliards d’hommes - P., 1970.

4. Ferkiss V. Technological Man. The Meth and the Riality, 1970.

5. Bell D. The coming of post-industrial society. A venture in social forecasting, 1973.

6. Habermas J. Legitimations probleme in spatkapitalismus. - Frankfurt a/M, 1973.

7. Toffler A. Future Shock - N.Y., 1971; The Eco-spasm // Report. 1975. -  7; The Third Wave. - N.Y., 1980.

8. Brzezinsci Z. Between two Ages. America’s Role in Technotronic Era. - N.Y., 1970.

9. Адамов А.К. Философские проблемы ноосферы. Саратов, 1995; Основы философии ноосферы. – Саратов, 1996; Ноосферология. – Саратов, 1999; Ноосферная философия. – Саратов, 2000; Сб.: Реформы и укрепление государственности в России. – ПАГС, Саратов, 2000, с. 29-31; Сб.: Эволюция человека и общества (научные проблемы), Саратов, 2000, с. 47-51; Verbum. Санкт-Петербургское философское общество. С.-Пб, 2000, вып. 3, с.285-289; Реформы и укрепление государственности в России (Матер. межвузовск. научно-практ. конф.), Саратов, 2001, с. 29-31; Актуальные проблемы социального менеджмента (Межвузов. науч. сб.), Саратов, 2002, с. 52-56; Концептуальные парадигмы разума и человека (Межвузов. науч. сб.). Саратов, 2002, с. 113-117; Ноосферная республика Россия. – Саратов, 2001; Газета «Отражение». – Саратов, 2001, № 3, 8, 10, 11;  Сб.: Экологизация подготовки специалистов в вузах. Утилизация и переработка отходов. – СГТУ, Саратов, 2001, с. 28-30; В.И.Вернадский: ноосферология и образование (Матер. конференции, Тамбов)., М.: Изд. дом «Ноосфера», 2002; III Российский философский конгресс. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Ростов-на-Дону, 2002, т.2, с.60; Сб.: Приоритет России XXI века: от биосферы и техносферы к ноосфере матер. междунар. научно-практ. конференции. Пенза, 2003, с. 9-11.

10. Гэлбрейт Д.К. Новое индустриальное общество. - М., 1969;  Galbraith DC. Economics and the social purpose, Boston, 1973)

11. Marcuse H. One-dimensional man. - Boston, 1964.

12. Бернал Дж.Д.Наука и история общества. - М., 1956.