Леонов Л.Г.

актуальные проблемы глобализации в XXI веке

 

В последнее десятилетие ушедшего века и, особенно, с началом XXI века стало ясно, что глобализация, о сущности которой шли горячие дискуссии последние тридцать лет, свершилась, что этот социальный феномен затронул практически все области жизнедеятельности общества.

Большинство исследователей данной проблемы, анализируя развитие человеческой цивилизации на рубеже третьего тысячелетия,  признают ряд общих явлений, характерных для нее. Речь идет об   усилении взаимозависимости стран и народов мира во всех сферах человеческой жизнедеятельности; образовании всемирного рынка финансов, товаров и услуг, или мировой экономики; становлении глобального информационного пространства, обеспечивающего осуществление любых видов деятельности в реальном ее масштабе; превращении знания в основной элемент общественного богатства и, следовательно, замену рутинного труда творчеством; выходом бизнеса за национальные рамки посредством формирования транснациональных корпораций, сводящих на нет политические возможности государств в мировом политическом процессе; внедрении и доминировании в повседневной практике международных отношений и во внутриполитической деятельности принципиально новых и универсальных либерально-демократических ценностей, связанных прежде всего с обеспечением прав человека.

Современные отечественные исследователи в рамках научного анализа разнообразных процессов глобализации чаще всего применяют перекрещивающиеся понятия: глобализм и глобалистика.

По современному определению глобализм - междисциплинарное исследование новых условий эволюции жизни на планете, связанных с общими тенденциями развития цивилизации, теми противоречиями глобального масштаба, субъектом которых выступает человечество  в целом и природа, а также исследования глобальных проблем (предотвращение ядерной войны, снижение уровня гонки вооружений, уменьшение разрыва в уровнях развития различных регионов и народов мира, поиск путей разрешения  энергетического, сырьевого и  продовольственного кризисов, оптимизация демографической ситуации и т.д.); и совокупность политических стратегий, связанных с организацией и координацией усилий всего человечества по предотвращению его самоуничтожения [1, 533].

В отечественном обществоведении проблематика, объединяемая понятием “глобализм”, рассматривается в рамках глобалистики, которая в последние годы претендует на статус отдельной научной дисциплины. 

Под глобалистикой понимается совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, или проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления.

При более широком рассмотрении под глобалистикой понимается междисциплинарная область философских, политологических, социологических и культурологических исследований различных аспектов глобальных проблем. Причем данная область включает и  полученные результаты, и  практическую деятельность по их реализации как на уровне отдельных государств, так и в международном масштабе [2, 533-534].

В 60-70 гг. ХХ века были разработаны методологические и научно-теоретические основы исследования глобальных процессов и проблем с учетом научных идей В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Всеобщий интерес к глобальной проблематике проявился после распространения знаменитых докладов Римского клуба: “Пределы роста” (1972), “Человечество на перепутье” (1974), “Пересмотр международного порядка” (1974), “За пределами века расточительства” (1976).

Советское обществоведение довольно быстро включилось в обсуждение глобальных проблем, считая глубинной причиной обнаруженных проблем - капитализм.  Его агрессивность создавала дескать угрозу термоядерной войны. Строй социальной несправедливости не давал возможности использовать достижения научно-технической революции для решения глобальных проблем и вовлечения стран третьего мира в русло социально-экономического прогресса [2, 596-616].

Члены Римского клуба опирались в своих исследованиях на идеи “нового гуманизма”. Примером тому является пятый доклад Римскому клубу “Цели для человечества”. Говоря об общечеловеческих идеалах, включающих в себя представления о братстве, любви, солидарности, его авторы выдвигают четыре глобальных цели, достижение которых будет способствовать по их убеждению, гуманизации мира и человека:

глобальные цели безопасности как решающее условие и предпосылка дальнейшего выживания человека на планете;

глобальные цели продовольствия, предусматривающие ликвидацию голода и недоедания людей на планете;

глобальные цели по использованию энергии и природных ресурсов;

глобальные цели развития, предусматривающие ориентацию не на максимальный экономический рост, а на удовлетворение как материальных, так и духовных потребностей человека, повышение качества жизни, установление социальной справедливости в распределении материальных и духовных благ [3, 226-227].

Как же добиться достижения высоких идеалов “нового гуманизма”? Представители Римского клуба призвали к установлению “нового международного порядка”, созданию идеальной социальной организации людей, называемой ими “гуманистический социализм”. “...Этот справедливый социальный порядок - провозгласили они, - лучше всего можно охарактеризовать как гуманистический социализм, поскольку его целью явилось бы установление равенства возможностей внутри и между странами в основе которого лежали бы универсальные человеческие ценности”[3, 231].

Как реализовались эти гуманистические устремления в наше время, в начале третьего тысячелетия? Как и всякая утопия, они остались на бумаге.

Нет сдерживающего фактора в виде СССР, и США, пренебрегая мнением международной общественности, развязали войну за передел минеральных ресурсов.

Контроль над минеральными ресурсами приобретает первостепенное значение. До тех пор, пока человечество не изобрело принципиально новых источников энергии, не освоило иных, многократно более эффективных и безопасных принципов природопользования, ресурсы планеты остаются ограниченными и, следовательно, основным способом, обеспечивающим доступ к ним, является сохранение такого порядка, когда более сильные регулируют распределение общечеловеческих ресурсов.

Для того, чтобы всем народам мира выйти на уровень потребления развитых стран, сегодня необходимо еще как минимум три такие планеты, как Земля. А поскольку этого пространства в резерве нет, то взаимозависимость мира состоит в основном в зависимости слаборазвитых государств от богатых, причем речь, в первую очередь, идет о зависимости, связанной с доступом к ресурсам планеты.

Формирование мировой экономики, глобального рынка в его современном виде привело к резкой поляризации экономических субъектов. Сложилась такая ситуация, в которой рычаги мировой экономики, прежде всего финансовые и научно-технологические, сконцентрированы в руках наиболее развитых государств во главе с США, в то время как отрасли, обеспечивающие производство с наименьшей добавленной стоимостью, экологически вредное и ресурсозатратное, находятся в зоне развивающихся стран. При подобном разделении труда развивающиеся страны обречены на усиливающееся отставание, на вечную роль ресурсной кладовой и дешевой рабочей силы, обеспечивающих благоденствие “золотого миллиарда”.

Весомым подспорьем усиливающегося гнета развитых государств над третьим миром является обладание ими ключевыми рычагами информационного обеспечения. Широкий и свободный доступ населения планеты к информации выступает как средство информационной экспансии развитых стран, призванное, к тому же, разрушить традиционную культуру, лежащую в основе национально-государственного самоопределения народов развивающихся государств.

На востоке Европы происходит процесс создания, укрепления национальных государств, пытающихся превратиться в социальные государства. На западе уменьшается роль национальных государств, возрастает значение транснационального управления, во всяком случае за действиями правительства США, зримо просматривается воля транснациональных корпораций. Можно сказать,  что глобальные проблемы в начале ХХI века еще больше осложнились.

 

Литература

1. Мунтян М.А. Глобализм // Новая философская энциклопедия. – М., 2000. - Т.1.

2. Введение в философию. Ч.2. - М., 1989.

3. Лейбин В.М. Модели мира и образ человека. - М., 1982.