Гребеньков Г.В.

НООСФЕРА И КОСМОС:
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОСМИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Всякое общество представляет собой качественно определенную систему, функционирующую и развивающуюся по своим собственным специфическим законам. Учитывая ход истории человечества и процесс ее познания, можно говорить о взаимодействии нескольких рядов общественных явлений, определяющих лицо социального коллектива в тот или иной период его эволюции. К числу таких сфер общественной жизни относятся экономика, производство, социальная структура, политический строй и определенный порядок юридических отношений, культура и ее ядро — система ценностных отношений, выраженная в религии, философии и искусстве, и, наконец, личностные свойства индивидов, составляющих данное общество. Что является определяющим в развитии общества? Пожалуй, на этот вопрос трудно ответить в том духе, что есть нечто такое, что всегда играет роль некоторого ведущего, все обусловливающего фактора. И в этом смысле материалистическое понимание истории К.Маркса (исторический материализм) следует понимать как относительную, ограниченную определенными историческими рамками и аспектами истину. На самом же деле сюжеты истории столь изменчивы, что исходными, инициирующими импульсами различных этапов эволюции общества могут оказаться совсем не одни и те же сферы социальной реальности. Здесь только важно иметь в виду то обстоятельство, что качество, смысл всех событий в обществе обусловлены внутренними его закономерностями. Но всякое общество находится в пределах другой, более обширной системы, оно включено в нее как некая низшая система, или элемент, функцию такой внешней системы выполняют нации, страны, цивилизации, которые соседствуют с данным обществом (не обязательно непосредственно) и взаимодействуют с ним. Это внешнее социальное окружение может быть как однотипным в социально-историческом аспекте, так и разнотипным, в зависимости от этого между данным обществом и более обширной (мировой) системой могут устанавливаться как гармоничные, дружественные, так и враждебные отношения. Характер таких отношений может серьезно модифицировать внутренние закономерности общества и пути его развития (например, Россия — Запад).

Наряду с внешним социальным окружением любой человеческий коллектив, поскольку он живет на планете Земля, зависим от ее природы, и, следовательно, подвержен тем космическим влияниям, которые испытывает планета.

Каков же характер этих космических и вообще природных явлений? Эти влияния не могут определять качества общества и всего того, что в нем происходит, но они создают некоторую дискретность (прерывность) исторического процесса, отчетливо детерминируя напряженность социальных событий. Эту гипотезу активно развивал А.Л.Чижевский – один из ярких представителей русского космизма, к которому принадлежал основоположник учения о ноосфере В.И.Вернадский.

Анализируя данные по Франции, где с заметной отчетливостью сказалась синхронность политической и общественной жизни с активностью Солнца в течение всего периода, начиная с эпохи французской революции до конца ХІХ века, годы взрывов и возмущений, годы различных стихийных и психологических бурь, Чижевский с точностью нескольких месяцев выявил совпадение с солнечными бурями. Приведем таблицу событий обоих рядов.

Солнцедеятельность

События во Франции

Максимум 1788 г.

1789 г. - Великая Французская революция

Максимум 1805 г.

1804 г. - провозглашение Наполеоном монархи

Максимум 1816 г.

1816 г. - "Сто дней" Наполеона I. Бегство Бурбонов

Максимум 1830 г.

1830 г. - июльская революция. Свержение Бурбонов

Максимум 1848 г.

1848 г. - Февральская революция

Максимум 1860 г.

1860 г. - политическое брожение. Либеральные реформы Наполеона III

Максимум 1870 г.

1870-1871 г.г. - франко-прусская война. Революция во Франции. Парижская коммуна

Максимум 1883 г.

Максимум 1893 г.

1882 г. - год наиболее сильного революционного и анархического движения во Франции

Франция не являлась единственной страной, где происходили социальные процессы высокого напряжения в годы максимума солнечной активности и имели место депрессии в годы минимума. Такого же порядка явления наблюдались и в других странах.

Политическая жизнь как бы следует "директивам" космического фактора. Идеи левых партий господствуют в периоды максимума, идеи правых не получают своего сопротивления масс в периоды минимума солнцедеятельности. За каждой революцией (в эпохи максимума) следует с изумительной точностью восстановление монархии, либо усиление власти абсолютизма (периоды минимума),

Изучая историю английского парламентаризма в ХІХ веке, А.Л.Чижевский установил, что консервативные министерства имели место при средних арифметических коэффициентах Вольфа-Вольфера (показатели пятнообразования) равных S = 21,4, а либеральные — при S = 54,7. Сопоставляя эти результаты, Чижевский делает вывод:

1. В эпоху максимальной солнцедеятельности выборы в палату общин английского парламента дают преобладающее большинство голосов либеральным партиям.

2. В эпоху минимума солнцедеятельности большинство голосов получают консервативные партии [1,489].

За время с 1830 г. по 1928 г. из 22 парламентских выборов имеется лишь три исключения из правила (Чижевский анализируя причины этих исключений, делает вывод, что они только подтверждают правило). Чем выше был подъем солнечной активности, тем дольше у кормила власти находились либералы; и, напротив, чем продолжительнее длилась эпоха минимума, тем дольше стояли у власти консерваторы.

Приведенные факты, в частности история английского парламентаризма, могут на первый взгляд, создать то впечатление, что уровень солнечной активности качественно обусловливает инициируемые общественные процессы. Однако такое представление было бы обманчивым. Чтобы выйти к правильному решению, надо иметь в виду основные опосредствующие звенья между уровнем солнечной активности и теми явлениями общественной жизни, которые вызваны колебаниями солнечной активности. К числу таких звеньев, или опосредствующих факторов, можно отнести следующие:

1. Обусловленность некоторых заболеваний солнечными циклами.

2. Зависимость урожайности зерновых и других отраслей сельскохозяйственного производства от солнечной активности.

3. Обусловленность возбудимости нервной системы человека колебаниями солнцедеятельности.

Что касается первых двух факторов, то при всей значимости их эффектов в отдельных случаях, они не могли влиять на интенсивность общественной активности масс и были не в состоянии направлять историю народа, нации, страны по какому-то пути. Главный фактор, который будучи порожден солнечной активностью, активизирует социальные процессы — это повышение возбудимости нервной системы человека. Что это так, подтверждается тем фактом, что существенные изменения хода общественных процессов, имеют место в различных странах одновременно, независимо друг от друга. Массовое повышение уровня возбудимости приводит к существенным преобразованиям в психике людей, прежде всего к количественной и качественной трансформации эмоциональной сферы и, следовательно, к изменению ее связей с интеллектом и волевыми компонентами. Поэтому общественные явления, порождаемые социальными факторами, получают свою какую-то новую направленность и новый темп. В результате мы имеем всемирно-исторический цикл социальных процессов, измеряемый 11 годами солнечного цикла. В таком случае солнечные циклы оказываются единицами измерения исторического времени, отнюдь не детерминируя собственную качественную природу социальной истории.

Воздействие солнцедеятельности в течение 11-летних циклов, детерминированное внутренней динамикой Солнца и какими-то внешними связями с более обширными системами космоса, является по сути дела космическим влиянием. Сопоставляя динамику социально-исторических процессов, обусловленную космическими воздействиями, с основными положениями синергетики, мы можем сделать вывод, что определенные исторические периоды (прежде всего периоды максимума солнечной активности) представляют собой не что иное, как бифуркационные фазы социальной эволюции с непредсказуемой нелинейной причинностью. Для подтверждения нашего вывода необходимо ответить на следующие два вопроса.

Какие существуют доказательства того, что общественные процессы, регулируемые солнечными циклами, характеризуются непредсказуемостью и наличием нелинейной причинности?

А.Л.Чижевский рассмотрел 120000 всемирно-исторических событий за период 2400 лет. Все эти события по всей социальной направленности, идеологическому смыслу, духовному содержанию и историческому значению не похожи один на другой, они уникальны. И далее: едва ли тот результат, который следует после преодоления фазы бифуркации (конец солнечного максимума), представлял собой нечто однородное, абсолютно тождественное добифуркационной истории. Если они в чем-то тождественны, так это только в том, что представляют собой внутренний резкий перелом в относительно мирной эволюции общества, а также в том, что они имеют массовый характер. И отсюда возникает следующий вопрос: почему они имеют характер массовых событий? Почему факторы, порождаемые солнечной активностью периодов максимума, воздействуя на индивидуальные свойства людей, каковыми являются параметры возбудимости нервной системы человека, приводят не к разрозненным актам изменяющегося поведения индивидов, а к массовым, т.е., как правило, коллективным действиям? Что лежит в основе такой массовости? Что побуждает к массовости событий? Что соединяет людей в те или иные формы совместных, коллективных действий? Здесь мы вынуждены сделать вывод, что причиной массовости социальных явлений является не только разумное понимание необходимости коллективного действия. Более того: основа, исходные импульсы, побуждения к коллективным действиям менее всего имеют разумную основу. Здесь большое значение, значительный удельный вес принадлежит иррациональным силам. Но при этом важно также иметь в виду, что в ходе массовых событий могут приобретать направляющую роль и разумные соображения, осознание людьми целей тех или иных действий. Но этого может и не быть.

Психологический механизм массовости — это способность и склонность подражания и внушаемость человека, в общем и целом нормальные качества его. Но это качество усилено функционирующими и потенциальными чертами иррациональной природы, возникшими как в ходе эволюционной предыстории человека, так и порождаемые социальной средой. Это доказывается целым рядом массовых (эпидемических) феноменов внушенного, подражательного поведения, охватывавших порой целые страны и регионы. А.Л.Чижевский приводит список разнообразных психологических и психопатологических эпидемий. Назовем некоторые из них.

Религиозные и религиозно-истерические эпидемии — распространение различных вероучений (конфуцианство, буддизм, магометанство, христианство и т.п.), распространение сект, эпидемии покаяния, аскетизма, мученичества, самоистязания, самоуничтожения, бесоодержимости и т.п.

Нервно-психические эпидемии — моды увлечения зрелищами (бои гладиаторов, бои быков), увлечения наркотиками, биржевые паники и т.п.

Истеро-сексуальные эпидемии — сексуальные моды, соединения разврата и садизма.

Психические эпидемии — коллективные убийства, зверства, изнасилования, каннибализм, хорея (пляски, конвульсии).

Мы не ставим себе целью этиологический и патогенетический анализ указанных Чижевским явлений, наша задача вслед за ним подчеркнуть факт наличия значительных массовых явлений, не имеющих под собой рациональной основы. Едва ли есть основание подвергать сомнению возможность присутствия иррациональных стимулов в мотивах, побуждающих к участию в массовых социальных действиях, регулируемых циклами солнечной активности. Но в таком случае неизбежно возникает вопрос: почему же человеческая природа столь несовершенна, что в ней присутствуют иррациональные силы, влекущие к действиям не всегда разумным? При этом даже в значительных социальных акциях эти силы продолжают действовать и мы отнюдь не всегда можем ими управлять. Мы на этот вопрос можем ответить только в том случае, если будем помнить, что наша природа сложилась в ходе эволюции, и особенности этой эволюции нашли свое отражение в нашей природе.

Эволюция человека протекала в высшей степени противоречиво. С одной стороны, мы можем говорить о зарождении и формировании таких черт в природе человека, которые совершенствовали его мозг, усиливали его интеллект и обеспечивали возможности установления нового образа жизни, основным звеном которого является трудовая деятельность. Назовем это антропологической триадой. С другой стороны, не могли не появляться и такие черты, которые вели к ослаблению основного достижения антропогенеза (антропологической триады). Под защитой уже не индивидуального отбора, который на определенном этапе эволюции исчезает, а совместной жизни человеческих коллективов не могли не сохраняться так называемые слабые типы нервной системы. Внушаемость, неустойчивость в жизненных ситуациях индивидов с такой нервной системой становились обычной причиной массовых неврозов. С.Н.Давиденков, осуществивший анализ этого явления, обозначил его "парадоксом эволюции человека" [2]. Конечно, под влиянием социальных условий дефакты такого типа нервной системы могли преодолеваться, но на всех этапах истории человечества опять-таки имели место и факторы, которые вновь способствовали процессу распространения таких типов нервной системы (тяжелые условия жизни, действие алкоголя и наркотиков, патологические привычки и обычаи, конфликтность интерперсональных отношений, особенно в классово-антагонистическом обществе и т.п.). Какое отношение имеет все это к обсуждаемой проблеме?

Распространение слабых типов нервной системы, широкая представленность неврозов среди современного человечества, конфликты и антагонизмы в социальных отношениях современного общества и попытка ложных поисков их преодоления, — все это порождает внушаемость и некритическую подражательность поведения, без чего нельзя себе представить возможность стихийного развертывания массовых событий.

Важным каналом (направлением) естественного отбора в ходе эволюции человека является формирование двух архетипов социабельного поведения (связанного с социальными связями людей между собой). С одной стороны, складывался архетип любви, гармонии, альтруизма, а, с другой — архетип садизма и агрессивности. На основе этих двух архетипов в определенных условиях жизни, как правило, на ранних стадиях онтогенеза формируется три типа характеров: рационально-альтруистический, агрессивно-авторитарный и адаптивно-конформистский. Если первые два типа характера отличаются доминантой того или другого социабельного типа поведения, то адактивно-конформистский характер, не имея выраженной доминанты какого-либо архетипа, подвержен различным влияниям, внушениям, что приводит к приспособленческому социальному поведению; и по всей видимости он образует подавляющее большинство социальных коллективов.

Жизнь человека нельзя себе представить при отсутствии у него способности к срочным тотальным для всего организма перестроениям его жизнедеятельности, без способности поднимать уровень его функционирования выше некоторого оптимума. Такая мобилизация сил и ресурсов организма получила наименование общего адантационного синдрома, или стрессорной реакции (Г.Селье). Поэтому в ходе эволюции сложившаяся природа человека в качестве неизбежного результата обрела способность к стрессорным реакциям (стрессируемость). Эта способность является свойством необходимым для жизни человека, для реализации его собственной природы. Причины, порождающие стресс, относятся как к области внешних событий: жизни человека, так и к внутренним ситуациям его жизнедеятельности, т.е. они бывают как экзогенными, так и эндогенными. Эндогенные причины — это разнообразные столкновения с опасными для жизни событиями и вообще событиями, требующими повышенного функционирования организма. Эндогенные причины стрессорных реакций исходят из самой природы человека, его сущностных, собственно человеческих витальных (жизненных) функций. Суть дела в том, что процесс решения интеллектуальных задач не может протекать в состоянии покоя, расслабления, а требует напряжения сил организма за пределы обычного функционирования, т.е. поднятия энергии жизни выше известного оптимума. Следовательно, интеллект, его деятельность предполагает наличие время от времени осуществляющихся внутренних стрессов. Необходимость таких эндогенных стрессов станет более понятной, если иметь в виду, что интеллектуальные решения тех или иных проблем требуют поведенческого, практического воплощения в реальной действительности.

Какая же может быть связь между стрессом и солнечной активностью? Поскольку солнечная активность в период своего максимума повышает возбудимость нервной системы, то этот означает не что иное, как повышенную стрессируемость всех или почти всех людей, населяющих нашу планету. А из того факта, что человек обладает способностью к стрессам (стрессируемостью), вытекают весьма значительные следствия. Во-первых, обладание способностью к стрессам означает, что действие солнечной активности не ограничивается повышением возбудимости одной только нервной системы, а затрагивает весь организм, и, следовательно, создает новые импульсы человеческой активности. Во-вторых, любой стрессор, порождающий общий адаптационный синдром (стрессорную реакцию), не просто повышает жизнедеятельность, но также определенным образом по-новому направляет функционирование организма, т.е. обусловливает текущее перепрограммирование жизненных функций. Нам представляется, что именно механизм стресса обеспечивает количественные и качественные изменения поведенческой активности человека под влиянием максимума солнцедеятельности, что и приводит к коллективным действиям в совокупности с теми механизмами, о которых мы говорили выше.

 

Литература

1. Чижевский А.Л. Земля в объятиях Солнца. – М.: «АСТ», 1995. -С.306.

2. Давиденков С.Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. - Л.: Соцэкгиз, 1946.

3. Сержантов В.Ф. Характер и судьба. – СПб.: Центр социально