Жданов Ю.А.

ГЕНИЙ  БРАТСКИХ  НАРОДОВ

 

Мировая наука знает не много имен, сопоставимых по значению с именем Владимира Ивановича Вернадского. Естествоиспытатель и мыслитель, философ и педагог, экономист и социолог; один из основателей геохимии, метеоритики, радиогеологии; создатель биогеохимии, учения о биосфере, наконец, отец учения о ноосфере – эпохи торжества разума на Земле.

Где народные истоки его неповторимой индивидуальности? Их два: Украина и Россия. В своих автобиографических заметках он писал: «Отец и мать мои были киевляне. В обеих семьях были живы национальные украинские традиции». Дневниковая запись-упрек – 29 марта 1878г.: «В России совсем запрещено печатать книги на моем родном языке». Вот его мечта (1882 год): «подробное знание истории моего родного племени Украинского». Родственные узы связывают семью Вернадского с замечательным украинским писателем Короленко.

Роль В.И.Вернадского в организации науки на Украине, в создании Украинской Академии наук, научной библиотеки, Комиссии по изучению естественных производительных сил Украины хорошо известна.

И в то же время … «Я родился в Петербурге в семье профессора Ивана Васильевича Вернадского» – запись 1943г. Член Российской Академии наук, член Государственного Совета России, организатор российского КЕПСа, автор бесчисленных трудов на русском языке.

Опубликованный им в 1944 году манифест «Несколько слов о ноосфере» свидетельствует о том, что свое учение В.И.Вернадский формировал, шлифовал и излагал в лекциях и докладах, прочитанных в Киеве и Ростове, Полтаве и Новосибирске. Друг В.И.Вернадского Б.Л.Личков - русский родом из Киева - стал ближайшим помощником своего старшего товарища при организации Украинской Академии.

Какая, на первый взгляд, путаница. Но подобный взгляд – следствие ограниченности. Творчество многих великих художников и мыслителей не вписывалось в однонациональные рамки. Кем были Рудаки, Фирдоуси, Хафиз, Саади? Они в равной мере обогатили культуру обоих народов, создав ирано-таджикскую поэзию. Кем был великий Авиценна - персом или арабом?

Кем был Саят Нова, писавший стихи по-армянски, по-грузински, по-турецки?

По словам глубокого знатока мировой поэзии Валерия Брюсова, Саят Нова – «один из тех первоклассных поэтов, которые силой своего гения уже перестали быть достоянием одного народа, но становятся любимцем всего человечества» [1, 7].

Кем был великий историк античности Плутарх: эллином или римлянином? Его «Избранные жизнеописания» нарочито построены на бинарной основе: «Тесей и Ромул», «Алкивиад и Кориолан», «Александр и Цезарь», «Демосфен и Цицерон» и др.

В.И.Вернадский был решительным и открытым противником любого национализма, врагом «глумления над отдельными народностями России», черносотенства, великодержавного шовинизма. Он противился насаждаемому сверху «отчуждению между украинской интеллигенцией и русским обществом», защищал «украинскую» и «русскую идею».

Естественное отделение Петербургского университета, на котором формировался В.И.Вернадский, по его словам, было блестящим. Там был сосредоточен цвет русской науки: Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Фамицин, Сеченов, Костычев, Воейков, Бутлеров, Коновалов и многие другие. Молодой Вернадский прекрасно знал русскую художественную литературу: Пушкина, Некрасова, Герцена, Толстого. Менделеев и Докучаев могут быть отнесены к прямым духовным отцам В.И.Вернадского. От первого – идея атомизма, от второго – внимание в внешней оболочке Земли.

Учение о ноосфере явилось итогом размышлений В.И.Вернадского над судьбами планеты в целом, над смыслами космических процессов природы. Энергия человеческой культуры, коллективный разум, мозговой центр человечества – вот категории, над которыми бьется неутомимая мысль ученого. С этих позиций В.И.Вернадский вникает в судьбы Отечества.

Ему принадлежит неизмеримое по глубине понятие: государство-континент. Это не империи, в которых множество национальностей подчиняются одному этноклассу (у Александра Македонского – греко-македонцы; в Оттоманской империи - турки-османы; в Британской - англичане). Такого этнокласса нет в Индии, США, России.

В статье, подготовленной в феврале 1917 г., но опубликованной лишь в 1922 г. «Задачи науки в связи с государственной политикой с России», Вернадский писал: «Мы недостаточно оценивали значение огромной непрерывности нашей территории … То новое, что дает в быту живущих в нем людей большое по размерам государство, приближается по своему укладу к тому будущему, к которому мы все стремимся, - к мирному мировому сожительству народов. Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться как общечеловеческое достижение, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества» [2, 155].

Таков был завет великого гения двух братских народов: Украины и России. «Общечеловеческое достижение!» - смысл нашего единства.

Предупреждая об опасных центробежных силах «разноплеменности нашей страны», Вернадский надеялся на то, что судьбы страны будут определяться волей свободного народа, разум которого формирует ноосферное мышление.

Участником диалога с Вернадским стал его младший многолетний друг Борис Леонидович Личков. В годы Великой Отечественной войны, 15 января 1943 г., он пишет своему старшему и горячо любимому другу:

«Много думал о вашей ноосфере, которой и я много занимаюсь, и кое в чем я Вас не могу понять. Именно не могу понять, почему Вы так уверенны в ее победе. Мне это дело представляется так.

В настоящее время в составе биосферы значительную и все увеличивающуюся часть составляет антропосфера, которая постепенно переходит в ноосферу. Последняя еще только зарождается и находится на очень ранней ступени развития. Много еще очень и очень неразумного таится сейчас в ходе развития антропосферы. То, на что указывал Гегель, что разум («хитрость разума») скрывается за хаосом неразумного («Философия истории»), это характерная черта человеческой истории, и до тех пор, пока это явление имеет преобладание, нельзя говорить о господстве ноосферы. Последняя только создается. Создается же она в полной мере лишь тогда и заменит собой антропосферу, когда человеческая история будет управляться силами разума непосредственно, и ход ее будет определяться разумными факторами, а не непосредственно грубой силой, чисто физической, на основе стихийно неразумных низших сторон природы человека, и не будет в то же время стихийно зависеть от воздействия условий (человеческого рода). Два момента, следовательно, являются предпосылками замены антропосферы ноосферой: господство человека над внешней природой и господство в самом человеке и человеческом обществе сил разума над низшими инстинктами. Что нужно для первого, ясно – развитие производительных сил общества, его техники в частности, и рост на этой почве физических сил человеческого коллектива. Что касается второго, то здесь нужно достигнуть того, чтобы не вещи – земля как объект собственности, товары, деньги и пр. определяли мотивы человеческих поступков, а чтобы имело место свободное волеизъявление, опирающееся на разум. Тогда человеческое общество спокойно и мирно пойдет по пути разума и настанет господство на земле ноосферы. Вот как мне рисуется это дело. Ваш Б.Личков» [3, 123].

Своему младшему другу Вернадский ответил в 1944 году статьей «Несколько слов о ноосфере» [4, 113]. Вот главные мысли ученого: «В настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере». «Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами природы, отвечают ноосфере». Перед человечеством, «перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человека как единого целого».

Тому же Б.Л.Личкову Вернадский писал в конце 1940 года: «Я мало знаю Маркса, но думаю, что ноосфера всецело будет созвучна его основным выводам». Об этом стоит поразмышлять и украинцу и русскому.

Надежды В.И.Вернадского на торжество разума, формирование ноосферы были результатом нелегких раздумий. Он сознавал опасности, связанные с невежеством не только масс, но и верхов, с наступлением «мутных волн» реакции, фанатизма, «темных сил», всплывающих на поверхность. Он знал темные инстинкты щедринских Колупаевых и Разуваемых, беспощадность мировой борьбы за государственное существование, глубокие унижения «иностранного вмешательства» во имя корыстных интересов своего класса» [5, 161].

Он не хотел, чтобы Россия стала «жертвой жадных заграничных ростовщиков и банкиров, рука об руку с которыми идут доморощенные создатели переворотов» [5, 161].

Творец учения о ноосфере связывал ее создание с торжеством социалистических идей. Ход его мысли начинается с обсуждения проблемы сознательности: «общество тем сильнее, чем оно более сознательно, чем более в нем места сознательной работе по сравнению с другим обществом» [6, 403].

Перекличка с идеями Плеханова и Ленина о роли сознательности здесь очевидна. Очевидна и конфронтация с теми, кто сегодня пресмыкается перед бессознательным, иррациональным, интуитивным, виртуальным.

«Социализм же, - пишет Вернадский, - есть явление сознательное, и вся сила и весь смысл его заключается в проявлении сознательности в народных массах, в их сознательном участии в окружающей жизни. Социализм вырос из науки и связан с ней тысячью нитей, бесспорно он является ее детищем» [6, 430].

В работе «Научная мысль как планетное явление» В.И.Вернадский категорически утверждает: «Маркс и Энгельс реально положили основы научного социализма.

В этом отношении то понятие ноосферы, которое вытекает из биогеохимических представлений, находится в полном созвучии с основной идеей, проникающей научный социализм» [7, 67].

Отсюда практическое требование плановой деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанное с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы как конкретный вопрос сегодняшнего дня.

Вернадский подчеркивает общечеловеческий нравственный характер социалистической идеи, как идеи созидательной, творческой. Как далеки от этого современные призывы «бери от жизни все», чувства мелких, злобных и жадных хищников и паразитов, облаченные в пестрые наряды глобалистов. События последнего времени на международной арене напоминают предупреждение другого борца за сознательность и справедливость Г.В.Плеханова, который век тому назад писал: «И как не велики технические завоевания и научные открытия капиталистической эпохи, но несомненно, что с нравственной стороны его тенденции – превратить человека в умного зверя, прекрасного вооруженного наукой для удовлетворения своих зверских инстинктов» [8, 37].

Сумеет ли человечество изжить до конца унаследованные от звериного царства инстинкты или обречено на самоуничтожение? – этот вопрос волновал и В.И.Вернадского. Вот его ответ: «Homo sapiens не есть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее» [6, 75].

Только на этом пути может быть решено создание сознательно направляемой организованности ноосферы, формирование научно построяемого Космоса.

 

Литература

1. Поэзия Армении. Ереван, 1987.

2. В.И. Вернадский. Очерки и речи. Т.1.- Петроград, 1922.

3. Переписка В.И. Вернадского с Б.Л. Личковым (1940 - 1944). - М.: Наука, 1980.

4. В.И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере. Успехи современной биологии. - Т. XVIII, вып 2. - 1944.

5.  В.И. Вернадский. Публицистические статьи. - М.: Наука, 1995.

6. В.И. Вернадский. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.

7. В.И. Вернадский. Размышления натуралиста. - М.: Наука, 1977.

8. Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова. - Т.1. - М., 1975.