Чернышева А.Н., Василенко С.В., Кулеш Г.Л.

Донецкий национальный
технический университет

 

 

ИДЕЯ «СРОДНОГО ТРУДА» В ТВОРЧЕСТВЕ Г.С.СКОВОРОДЫ

 

В последние годы значительно возрос интерес к историко-философским проблемам Украины. И это не удивительно. В этом получила отражение очевидная истина о том, что разобраться в сложнейших перипетиях страны, найти ключ к верному пониманию проблем современности невозможно без постижения всего того разностороннего опыта, которые ставило нам многовековое прошлое нашей Родины. Отчетливо видя сегодня и светлые, и теневые стороны далеких эпох, познаем те философско-этические и социально-политические ценности, без которых невозможно обеспечить единство и духовное возрождение Украины.

Этим обусловливается актуальность изучения историко-философского наследия, одна из ярких страниц в котором принадлежит украинскому философу, поэту-баснописцу Григорию Сковороде. Как выдающийся философ-гуманист и просветитель он оказал значительное влияние на развитие передовой общественной мысли и культуры украинского народа.

Философское наследие Григория Сковороды весьма многогранно. Немаловажное место в его работах занимает идея «сродного труда». Как же возникла эта тема, столь актуальная в наше время?

Григорий Сковорода предполагал существование своего рода «harmonia proestabilita» между обществом и человеком. Общество Сковорода любил сравнивать с часовым механизмом, где каждая часть хитро подогнана к целям всего. «Общество есть то же, что машина. В ней замешательство бывает тогда, когда ее части отступают от того, к чему оные своим хитрецом сделаны» - говорил он [1, с.151]. В целесообразности своего устройства общество носит на себе, по его мнению, отпечаток непосредственного воздействия той самой невидимости, высшей воли, которая царит во всем мире, как и в человеке. Таким образом, между обществом и душой человека существует гармония. Эта гармония отражается в душе человека  прирожденной ему наклонностью и способностями к тому или иному виду общественной деятельности. От того, будут ли люди руководствоваться в жизни своими «сродностями» или нет, целиком зависит и  общественное благо, и личное счастье человека. Общество может продолжать правильное свое течение только тогда, когда каждый его член не только добр, но и исполняет «сродную» себе часть от всеобщей должности.

У Григория Сковороды тема труда переходит из его басен в философию и достигает такой высоты, что приобретает значение общего принципа, определяющего человеческое счастье, а также смысл человеческого бытия. Достигает такого развития идея «сродного» труда через поиск мыслителя сути понятия счастья. Если одни его предшественники рассматривали наклонности людей к одному или другому роду деятельности как Дар Святого Духа, а другие сосредотачивали внимание на общественной необходимости того или иного рода деятельности, то Сковорода связывал склонности человека с природой. Поэтому понимание философом счастья имеет более глубокие корни. Суть счастья он связывает с образом жизни самого человека. Наиболее полно эта суть раскрывается через изречение Сократа: «иной живет на то, чтоб есть, а я – ем на то,  чтоб жить» [2, 93]. Своим пониманием счастья философ как бы защищает человеческую «природу» от примитивного её сведения к потреблению и своекорыстию. Сам он избрал такой образ жизни, который помогал ему «не жить лучше», а «быть лучше». Нужно узнать свою природу, вслушаться в себя, понять, что именно мне, а не кому-нибудь другому нужно и смело определиться в жизни сообразно истинным влечением своего духа.

Наибольшей глубины тезис о счастье достигает на том моменте, когда Сковорода определяет саму суть «честной жизни» и «чистой совести». Суть эта вскрывается через трудовую деятельность человека. Ведь в процессе труда люди вступают в определенные связи и отношения между собой - производственные отношения, от характера которых зависит и характер труда. Труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве людей.

У Сковороды не всякий труд ведет к честной жизни и чистой совести. «Сродности» и «несродности» труда философ отводит огромное социальное значение. У него труд – это не обязанность, не долг, не принужденность, как считают многие сегодня, а наоборот, свободное влечение человека. Процесс труда рассматривается Сковородой как наслаждение и ощущение счастья даже вне зависимости от его результатов. Именно такой труд Сковорода определяет как «сродный».

Причиной всего неразумного в обществе философ считал труд без призвания, работу по необходимости или труд с целью обогащения. Поэтому, осуждая эти социальные черты общества, Сковорода и призывал к моральному усовершенствованию, социальному разделению труда преодолением его «несродности» во всех сферах общественной деятельности.

Таким образом, Сковорода подходит к идее преобразования труда из способа существования  в первейшую потребность и наивысшее удовольствие личности. А «несродный» труд и есть основной источник всех социальных бед. Не сродность каждому знанию яд и убийца. Отсюда и призыв: делай то, к чему рожден, будь справедливым и миролюбивым человеком.

Мысль о том, что счастье человека заключается в труде, развивали многие философы и раньше, но определение труда с позиций  или источника свободы и счастья, или источника страданий и несчастья людей впервые как главная тема определяется у Сковороды. В этой теме отражается протест трудящихся против тяжелого подневольного труда и их мечты о труде без внешнего принуждения, по внутреннему призванию, что дает радость творчества. Всё творчество Григория Сковороды основано на понимании того, что человечество может объединить только труд с общественной пользой и личным счастьем. Будучи решающей формой самоутверждения человека, труд как творчество характеризует основной смысл бытия человека в мире.

Понимая это, Сковорода и считал, что идеальным есть такое общество, в котором каждый может реализовать свои природные задатки и наклонности в «сродном труде». Он был уверен в том, что счастье доступно всем, потому что природа никого не обделила.

По аналогии с природой Сковорода усматривает в человеческом обществе много сфер для деятельности, занятий, труда и искусства человека. Соответственно этому природа наделила людей различными способностями и природными наклонностями, но так, что для различных сфер деятельности в обществе существуют свои особенности и при различных условиях природы. Но разница между животными и людьми – та,  что животные беспрекословно и необходимо повинуются природе и следуют природным наклонностям; люди же имеют разум и свободную волю, поэтому от их собственного выбора зависит сфера деятельности, занятий и труда. Это преимущество человека перед животным не редко служит несчастьем для человека и человеческого общества: люди не редко избирают для своей деятельности сферу им «несродную», то есть не ту, которую указывает им их природа. В «Разговоре, нарицаемом Алфавит и Букварь мира», Сковорода говорит много о том,  как, с одной стороны, труд, если потребность его вытекает из природной наклонности, неутомителен, приятен для трудящегося и полезен для окружающих и всего общества, и как с другой стороны труд, «не сроднен» природе или несоответствующий природным наклонностям человека, тяжел для него и бесполезен для общества. Можно сказать больше: люди часто страдают от такого человека, который занимает положение в обществе, несоответствующее место его природным наклонностям или несет должность «несродную» его природе. Сама природа мстит за нарушение ее законов, сама она наказывает нарушителей их. Они лишаются того душевного мира, который составляет цель жизни человека и его высшее благо; вместо мира наполняет душу их скука, тоска, грусть, недовольство.

Что же толкает людей на «несродное» их натуре занятие и должности? Различные побуждения и причины: мода, незнание собственной натуры и следование советам других; главным же образом, сластолюбие и славолюбие. «Славолюбие да сластолюбие, - говорит Сковорода, - повлекло многих стать, совсем природе их противную».

Таким образом, разделение людей, занимающихся «сродным» и «несродным» трудом – это есть та самая глубокая мысль, на которую можно опереться при решении современных проблем, в том числе проблемы счастья человека и человечества в целом.

 

 

 

Литература

1.     Табачников И. А. Григорий Сковорода. - М., 1974.

2.     Сковорода Г.С. Сочинения в 2-х т. - Т.1. - М.: Мысль, 1973.