Колганова Л.Н., Пешкова Л.В.

об эпистолярном наследии В.И.Вернадского

 

Не иссякает интерес к творческому наследию В.И.Вернадского – глубокого и оригинального мыслителя, ученого-энциклопедиста, создателя многих актуальных научных направлений. В настоящее время опубликована большая часть его научных работ[1][1] и эпистолярного наследия [2]. Бесспорный  интерес представляют также дневники ученого, которые он вел на протяжении  всей своей  жизни. В 90-е годы прошедшего века сделан серьезный шаг в публикации дневников В.И.Вернадского, которые ранее издавались только фрагментарно, главным образом по идеологическим соображениям. Наряду с письмами, они дают представление о всесторонней и многогранной личности ученого, его жизненной позиции. Эти материалы являются интересными и с точки зрения описания бурных событий 1917-1921 годов, общественной и политической жизни в Украине и России в этот период.

Дневники и письма В.И.Вернадского дают возможность объемнее представить его как ученого-мыслителя, ученого-экспериментатора, который не оставлял научную работу даже в период колоссальных потрясений революции и гражданской войны. Мы видим огромную духовную работу, которая оставалась главным делом его жизни. Дневниковые записи содержат богатейший материал, относящийся к истории зарождения биохимических идей концепции «живого вещества». В марте 1918 года он пишет: «Все поглощает мысль о живом веществе. Здесь все новое и новое открывается передо мной, иногда мне кажется, что я не совладаю с темой, но общий скелет работы все двигается дальше, рукопись уже достигла 430 страниц…» [3, 63]. Во время пребывания в Украине, он продолжал экспериментальную работу на полтавском опытном поле, проводил геологические экскурсии и экспедиции, добытые материалы пополняли  экспозицию Полтавского естественно-исторического музея. Здесь же и было создано общество любителей природы.

При чтении дневников В.И.Вернадского впечатляет широта его научных интересов: он знакомится с огромным количеством научной литературы отечественных и зарубежных авторов. Только в марте-апреле 1918 года, когда в его распоряжении были только «случайные книги», по выражению самого ученого, он интересуется трудами А.Брема, А.Клоссовского, И.Мечникова, Д.Шарпа, Д.Менделеева, Б.Келлера и других. Этот далеко не полный перечень, включающий метеорологию, почвоведение, химию растений, энтомологию в какой-то степени раскрывает творческую лабораторию ученого, дает возможность представить как всеобъемлющий анализ давал возможность видеть так глубоко и масштабно. В.И.Вернадский интересовался не только специальной литературой, его культурные и духовные интересы были необычайно широки. Поражает эрудиция ученого – он читает произведения Ф.Достоевского, работы по отечественной и зарубежной истории: Ф.Монье, Г.Обермайера, Н.Кареева, М.Грушевского, посещает заседания историко-философского общества и т.д. После посещения заседания, посвященного Г.Сковороде, В.Вернадский оставил в дневнике следующую запись: «Фигура Сковороды выступает очень ярко. …удивительно интересна эта большая философско-религиозная работа мысли в обстановке слагающегося крепостничества, старых отголосков казачества. …Начинает и здесь становится ясным скрытое и неизвестное. Открывается новое, как в искусстве, великая нация начинает себя осознавать» [3, 180].

Вернадский был глубоко убежден, что научная и культурная работа не должны прекращаться ни при каких условиях. Он неоднократно подчеркивал значение науки  и мощных научных центров, в частности необходимость создания Украинской Академии Наук. В этом вопросе он занимал активную позицию, хотя и не находил поддержки не только со стороны друзей-ученых, которые были «решительно против», но и политиков, соратников по партии кадетов, полагавших, что Вернадский «напрасно продвигает» создание Академии. Точка зрения ученого была иной. Он считал, что «научная задача не должна подчиняться политическому моменту». Отстаивая свое видение данной проблемы он писал: «…здесь я в ученом мире могу сделать нужное и для России и для Украины, а главное – для науки» [3, 104]. Ученый  энергично руководил комиссией по выработке Устава Академии, комитетом по основанию библиотеки при Академии и комиссией по высшим учебным заведениям и ученым учреждениям Украины. Вернадский стремился привлечь к работе ученых разных специальностей, переписывался в это время с А.Крымским, Д.Багалеем, В.Паладиным, Н.Сумцовым и другими. Обращаясь к А.Крымскому он писал: “…уверен, что мы с Вами – несмотря на частичные, неизбежные расхождения – в общем сойдемся, и я очень буду рад поработать в этот тяжелый и трудный момент с таким близким и дорогим человеком, как Вы” [4, 302].

Дневники и эпистолярное наследие В.И.Вернадского интересны и с точки зрения оценки меняющейся обстановки, новых явлений в научной, общественной и политической жизни, в которых он как очевидец оставляет свои заметки и наблюдения о встречах с известными людьми  своего времени и предстает перед нами как человек, полный духовного величия и простоты, как последовательный гуманист.

 

Литература

1.     Владимир Иванович Вернадский / Сост. И.Г.Бебих, С.Н.Жидовинов. - М.: Наука, 1992.

2.     Переписка В.И. Вернадского и Б.Л. Личковым. Т.1. - М.: Наука, 1979; Письма В.И. Вернадского А.Е. Ферсману.- М.: Наука, 1985 и др.

3.     Вернадский В.И. Дневники 1917-1921гг.- К.: Наукова думка, 1994.

4.     Сытник К.М., Апанович Е.М., Стойко С.М.  В.И.Вернадский. Жизнь и деятельность на Украине. 2-е изд. - К.: Наукова думка, 1988.

 

 



[1] Опубликовано 682 его работы и более 800 работ о нем.