УДК 378.14

Н.П. Рагозин (канд. филос. наук, доц.)

Донецкий национальный технический университет

nragozin@inbox.ru

Концепция реформы науки и образования М.В. Ломоносова

 

В статье рассматривается первая в отечественной истории программа создания целостной системы развития науки и образования, разработанная М.В. Ломоносовым. Эта программа строилась на принципах общедоступности образования, его светского характера, преемственности обучения, интеграции науки и образования, практической направленности развития науки и народного просвещения в интересах роста производительных сил общества и народного благосостояния. Идеи Ломоносова были самым глубоким и последовательным выражением демократического течения в Просвещении, которые опережали свое время.

Ключевые слова: образование, наука, Просвещение, принципы реформирования.

 

Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь

наказания от правосудия и всемогущего промысла,

который не лишил меня дарования и прилежания в учении

и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку

 и смелость к преодолению всех препятствий к распространению

наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже.

М.В. Ломоносов

 

Восемнадцатый век – пик эпохи Просвещения в Европе – по-своему преломился в России. В России дело Просвещения было инструментом модернизации державы, столь же необходимым, как реорганизация и перевооружение армии и флота, создание кораблестроения, военно-промышленных мануфактур и промыслов, совершенствование государственного управления. Именно в контексте так понимаемого просвещения по инициативе Петра I учреждается в 1725 г. Российская императорская Академия Наук.

Создаваемая в стране, где отсутствовала система светского образования и сообщество ученых, академия комплектовалась приглашенными зарубежными учеными, а для последующей подготовки собственных научных кадров в структуру Академии Наук были включены университет и гимназия, что отличало российскую академию от ее европейских аналогов. Наука и светское образование строились сверху, с крыши и верхнего этажа, которые опирались на государственную систему. И лишь постепенно ряд реформ подвел под них стены и фундамент, связав с обществом, с его нуждами и инициативой. Первым, кто поставил вопрос о необходимости таких реформ и предложил глубоко продуманную и стройную их программу, был Михаил Васильевич Ломоносов.

В первые годы своего существования, когда возникала потребность в студентах, Академия Наук обращалась к существовавшей в стране системе религиозного образования. В 1732 и 1736 гг. учеников духовных семинарий направляли для обучения в Академическом университете. Во втором наборе оказался и М.В. Ломоносов, учившийся в 1731-1735 гг. в Московской славяно-греко-латинской академии. В 1736 г. Ломоносова с двумя другими студентами отправляют в Германию для обучения горному делу и металлургии. Спустя 5 лет Ломоносов возвращается в Россию, а в 1745 году он становится профессором химии – действительным членом Академии Наук.

В обязанности российского академика входило, согласно действовавшему на тот момент регламенту, чтение лекций в Академическом университете. Но читать лекции было некому, в университете не было студентов. Уже 28 апреля 1746 года М.В. Ломоносов пишет «Представление в Академическое собрание о привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии» [1, c. 437-439], в котором он ставит вопросы о (1) привлечении учеников семинарий в студенты университета и необходимости выделения средств для их «прокормления», об (2) увеличении количества учеников академической гимназии, из числа которых в будущем должны выйти свои «доморощенные студенты», и об (3) прошении у Сената права для АН самостоятельно разрешать к изданию как переводные, так и отечественные книги, необходимые для распространения науки и просвещения в России. Первый русский академик начинает борьбу за развитие науки и образования в России, которую он ведет до самой своей кончины.

Уже первое обращение Михаила Васильевича к проблемам развития науки и образования показывает, что он видел их комплексно. В данной статье мы сосредоточим наше внимание на его усилиях по созданию институциональной организации науки и образования в России, выделяя три ее звена – гимназию, университет, академию.

 

Гимназия Ломоносова

 

Гимназия, как среднее общеобразовательное учреждение, начинает широко распространяться в России только в XIX веке, в эпоху либеральных реформ Александра I, когда утверждаются университетский и гимназический уставы [см.: 2, с.8]. Во времена Ломоносова в России существовали три гимназии – в С.-Петербурге при Академии Наук (с 1726 г.), при Московском университете (с 1755 г.) и в Казани (с 1758 г.). Первой гимназией Ломоносов фактически руководил с 1758 года, вторая создана по написанному им уставу, а третья копировала устройство московской гимназии. Не будет большим преувеличением, если мы скажем, что во второй половине XVIII века в России существовала гимназия Ломоносова.

Впервые об устройстве гимназии Ломоносов высказывается в январе – апреле 1755 г., когда он составляет для И.И. Шувалова проекты регламентов (уставов) Московского университета и университетской гимназии. Второй раз в марте – мае 1758 г. он для Академического собрания готовит «Регламент Академической гимназии», начинающийся замечательными словами: «Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны там приучаться к правильному образу мыслей и добрым нравам» [3, с.477]. В третий раз об устройстве гимназии Ломоносов высказывается в написанных на латыни «Предположениях и уставе Петербургской Академии», датированных 21 мая – 10 сентября 1764 г., которые предназначались для обсуждения в АН [4, c.124-126].

В литературе о Ломоносове убедительно показано, что он был последовательным сторонником максимально общедоступного и всесословного гимназического образования. Образование Ломоносов рассматривал как путь освобождения из крепостного рабства и сословной ограниченности. Науку и рабство он справедливо полагал вещами несовместимыми. О чем и писал в первых строках проекта регламента московской гимназии: «Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения» [5, с.443].

Образование Ломоносов рассматривает как социальный лифт, который позволит любому ученику, независимо от его происхождения, но в соответствии с его знаниями и способностями, подняться вверх по социальной лестнице: «…науки являются путем к дворянству, и все идущие по этому пути должны смотреть на себя как на вступающих в дворянство» [3, с.482-483]. Такая постановка вопроса шла вразрез с сословными предрассудками его времени. И при Московском университете, вопреки планам Ломоносова, были созданы две гимназии: 1-ая – для дворян, 2-ая – для разночинцев. Да и сам он был вынужден делать уступки этим предрассудкам, проектируя при Академической гимназии «педагогию» как отдельный класс для детей высшей аристократии.

Обучение в гимназии могло быть за счет государства («на жалованье в комплете») и за счет родителей («своим коштом»). При этом последняя форма обучения зависела только от желания и возможностей родителей (или опекунов) ученика. Они могли и подождать свободного места для зачисления своего чада на обучение за счет государства.

Обучение за государственный счет предполагало выплату стипендий гимназистам. Поскольку денежные стипендии часто использовались не по назначению, то Ломоносов предпочел перевести соответствующие средства в натуральное довольствие гимназистов. В Академической гимназии ученики жили на полном государственном пансионе (бесплатное жилье в общежитии, питание, медицинское обслуживание, одежда и учебная литература).

Если гимназист учился «своим коштом», то его родители или опекуны вправе были выбирать предметы, которые он будет изучать. Если же обучение осуществлялось за государственный счет, то в этом случае ученик должен был обучаться по той учебной программе, которую Ломоносов подробно излагал в регламенте гимназии.

Учитывая то обстоятельство, что в гимназию могли приходить выходцы из разных сословий, отличающиеся по уровню развития и первоначальной подготовке, Ломоносов составляет гибкую программу обучения в гимназии. В целом обучение в гимназии было разделено на три «класса» (уровня): низший, средний и высший, однако пребывание ученика в каждом из этих «классов» не ограничивалось жесткими календарными сроками. Более важным было соблюдение принципа преемственности образования. Ломоносов полагал, что гимназист не должен переводиться из одного класса в другой, пока не усвоит „в совершенстве" всех предметов, которые проходятся в данном классе.

Принципиальным для Ломоносова было то, что обучение в гимназии должно вестись на русском языке (а не «с немецкого», как это было прежде). Только преподавание философии могло вестись на латыни [5, с.451]. Обучение в гимназии было разбито на три уровня («классы»), и строилось по трем предметным циклам, которые Ломоносов, как мы полагаем по примеру своего обучения в Славяно-греко-латинской академии [6, с.109-111], называет «школами»: российская, латинская, «первых оснований в науках школа».

Учитывая разные уровни подготовки гимназистов, Ломоносов планировал в первом классе гимназии ввести два потока обучения: один для тех, кто «еще российской грамоте не знает» и «должен только в российском первом классе потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет» [5, с.450]. Первый (или «нижний» класс) был подготовительным. В нем ученик должен был научиться «чисто читать и правильно произносить», «вкратце» пройти грамматику и по прописям выработать хороший почерк [3, с.492]. Во втором русском классе гимназист изучает правила грамматики русского языка, стили письменной речи, правила стихосложения и упражняется в прозаических и стихотворных переводах с латыни. В третьем русском классе гимназист изучал основы риторики и составления писем, а также русскую историю.

В низшем латинском классе изучаются основы грамматики и морфологии латинского языка и читаются адаптированные тексты. Во втором латинском классе изучаются исключения в склонениях и спряжениях, «труднейшие правила синтаксиса», читаются и переводятся произведения римских классиков и переводятся на латынь новые русские сочинения. В высшем латинском классе при изучении просодии следует переводить и читать Вергилия, Горация, Флора, Ливия, Цицерона, Тацита.

Что касается третьей «школы» («первых оснований наук»), то ее дисциплины преподаются во втором и третьем классах и включают в себя арифметику, геометрию, географию, логику, метафизику и практическую философию.

Для особо успешных учеников гимназии, рано оканчивавших курс обучения, мог быть предложен по их выбору еще один цикл обучения – «в немецкую, французскую и других языков школы по рассуждению его понятия» [5, с.456].

Таким образом, гимназия давала классическое гуманитарное образование, основой которого являлись русский и латинский языки и литература, к которым добавлялись основы естественных наук и философии и факультативно изучаемые новоевропейские языки.

Перевод из класса в класс и из «верхнего класса» в студенты университета предлагалось осуществлять на основе экзаменов. Зная как мало в России образованных людей и как велика в них потребность, Ломоносов предлагает бережно относиться к выпускникам гимназии. Тех, кто успешно и быстро освоил все циклы гимназического образования, он хотел бы видеть студентами университета. Если гимназисты обнаружили способности к наукам и обучались на средства своих родителей, то следует, по мнению Ломоносова, «употреблять всякие пристойные способы, чтобы склонить родителей к совершению таких детей их в науках» [5, с.457].

Если гимназист успешно закончил все три класса, но по возрасту приближается к 20 годам и к европейским языкам «посредственную способность имеет», то такого «производить в студенты, дабы, не теряя напрасно времени, мог достигнуть в Университете такой науки, которою, помянутых языков не зная, отечеству полезен быть может» [5, c.457]. Гимназиста, который по уважительным причинам не смог окончить полного курса гимназии, но учился прилежно и вел себя порядочно, по мнению Ломоносова, следует «выпустить в другую команду по пристойности с рекомендациею или определить в учители нижних классов» [5, c.457].

Гимназист, овладевший полной программой гимназического образования, был достаточно подготовлен для обучения в университете, поскольку у него были необходимые культурные знания и навыки, и – главное – хорошее знание латыни как международного языка науки того времени.

 

Концепция университета М.В. Ломоносова

 

Номинально университет в России появляется вместе с Академией Наук в 1726 г., но реально он начинает функционировать только благодаря энергии и настойчивости Михаила Васильевича. Никаких систематических занятий в университете не велось ни в тот период, когда Ломоносова зачислили студентом университета (1736 г.), ни в тот период, когда он вернулся из заграничного обучения и стал профессором АН.

Дело в том, что университет, упомянутый в указе о создании Академии Наук, не имел своего устава, организации и лиц, ответственных за его деятельность. Поэтому, добившись в 1748 г. набора студентов в Академический университет, Ломоносов одновременно инициирует создание регламента университета. Создание проекта регламента университета было поручено конференц-секретарю АН и тогдашнему ректору университета Г.-Ф. Миллеру. Проект университетского регламента, составленный в 1748 г. Г.-Ф. Миллером и обсуждавшийся в Историческом собрании, не получил утверждения. Вместо него в 1750 г. президентом Академии была утверждена временная инструкция об Университете и Гимназии, сочиненная околоакадемической бюрократией [7, с.852]. Вновь вопрос о создании университетского регламента поднимался в начале 1755 г. и в следующем, 1756 г.

Но еще ранее в 1754 году М.В. Ломоносов обсуждает со своим покровителем и фаворитом императрицы И.И. Шуваловым создание Московского университета и набрасывает проект его устава. Этот проект лег в основу донесения Шувалова в Сенат, по которому впоследствии состоялось решение о создании Московского университета.

Вступив с марта 1757 г. в состав членов академической Канцелярии, Ломоносов направил свои усилия на упорядочение учебного дела в университете[1]. Ломоносов убедился, что необходимость «Гимназию и Университет снабдить регламентами» неотложна. 7 января 1758 г. он написал об этом президенту АН и, с его согласия, составил в том же году проект гимназического регламента, а в 1759 г. - проект регламента Академического университета.

Общий взгляд Ломоносова на положение Академического университета ясно выражен им в «Записке о необходимости преобразования Академии Наук» (1759-1760 гг.): «…не было ни подобия университетского по примеру других государств, не было факультетов, ни ректора…, не было студентов, ни лекций, ниже лекциям каталогов, ни диспуты, ниже формальные промоции в лиценциаты и в докторы…; и словом главного дела не было – университетского регламента» [8, с.41]. Регламент или устав университета, в понимании Ломоносова, определял его институциональную организацию – структуру, функции, права и обязанности членов университетской корпорации, их статус в обществе. Ломоносов несколько раз составлял проект регламента университета (в 1754 г. – проект регламента Московского университета для И.И. Шувалова, в 1759 г. – проект регламента Академического университета [см.: 9, с.540-541]). К сожалению, оба проекта в полном виде или не сохранились, или не найдены. Но остались наброски этих документов, а также мысли Ломоносова об устройстве университета в документах, касающихся реформы всей АН, которые в целом позволяют реконструировать его концепцию университета.

Университет, в понимании М.В. Ломоносова, представляет собой корпорацию, состоящую «из профессоров и студентов» [4, c.117]. Университет Ломоносов рассматривает не только как учебное, но и как научно-исследовательское учреждение: «Петербургский университет, друг, более того – единокровный брат Академии Наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с нею трудиться на пользу отечества…» [4, с.122-123]. Соединение университета и академии наук, по мысли Ломоносова, это – правильный союз: «Хотя мы и видим, что в большинстве случаев университеты бывают отделены от академий, однако это разобщение вызывается не разностью занятий, а чаще всего удаленностью и численным преобладанием университетов» [4, с.118]. Заметим, что одной из мер знаменитой Гумбольдтовой реформы университета было соединение его с Берлинской академией наук.

Союз университета и Академии Наук носит не формальный характер. Ломоносов планирует замещение целого ряда университетских кафедр академиками, занятия студентов университета в академических лабораториях, в обсерватории, в ботаническом саду и библиотеке. Студенты, проявившие способности к наукам, могли бы, «получая содержание из академических средств», быть заняты «только слушанием профессорских лекций и научной работой» [4, с.124].

В университет, как и в гимназию, должна быть открыта дорога для всех сословий. По внутренней структуре российский университет состоит из факультетов, состав которых отличается от европейских университетов. Ломоносов, ссылаясь на то, что духовное образование находится в ведении Священного Синода, считает, что в российском университете теологический факультет не нужен. Таким образом, университет в России должен состоять из трех факультетов: юридического, медицинского и философского. Задачи каждого из факультетов определены следующим образом: 1) юридический – «для отправления правосудия и для ограждения прав каждого»; 2) медицинский – «для сохранения людского здоровья и для попечения о нем»; 3) философский – «для увеличения общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ» [4, с. 123].

Ломоносов смотрит на философский факультет как на самостоятельный, равноправный с остальными факультетами, а не как «низший» факультет, подчиненный высшим, как это было свойственно европейским университетам его времени. В пользу такого понимания говорит и перечень изучаемых на философском факультете дисциплин – курсы красноречия, всеобщей философии, математики, догматической и экспериментальной физики, механики, астрономии [4, с. 123]. Таким образом, на философском факультете предполагалось изучение циклов гуманитарных и естественных наук.

Дабы поднять значение университетского образования Ломоносов добивался предоставления университетам исключительного права (привилегии) производить достойных студентов в «ученые градусы» – присуждать степени: на юридическом и медицинском факультетах – степени лиценциатов и докторов, на философском – степени магистров и докторов. Присуждение ученых степеней должно было поднимать социальный статус университетского выпускника. По плану Ломоносова ученые степени приравнивались по табели о рангах к следующим чинам: степени лиценциата и магистра – чину поручика, степень доктора – чину капитана [10, с.162-163]. Для привлечения дворянских детей в университеты, Михаил Васильевич предлагает тем из них, кто закончит обучение «с добрыми аттестатами давать в воинской службе преимущество старшинства при произвождении в первый ранг, зачитая его лета учения за действительную нам службу» [10, с.163]. А разночинцам, успешно окончившим университет, в гражданской службе получать произведение в чинах наравне с не учившимися в университете дворянами.

Этими мерами Ломоносов рассчитывал достичь двух целей: во-первых, поднять в глазах общества значение науки и образования; во-вторых, помочь продвижению по служебной лестнице образованных людей, что способствовало бы улучшению всей системы государственного управления.

Университетское образование у Ломоносова глубоко интегрировано в систему Академии Наук. По его проекту академики должны не только замещать ряд университетских кафедр, но и ректор университета должен избираться профессорами из числа ординарных академиков [4, с.128]. Академики фактически определяют программу университетского образования. В их лице университет получает профессоров, которые соединяют преподавание с научным исследованием, выводя своих студентов на передний край развития науки.

Структура университетских факультетов соответствует структуре Академии Наук, в которой также выделяются, говоря современным языком, три отделения или «класса» - «математический, физический и философический» [10, с.89]. Студенты-«элевы», выбравшие академическую карьеру, под руководством своих профессоров уже на студенческой скамье знакомятся с организацией академической науки и включаются в научные исследования.

 

Программа реформирования Академии Наук

 

Вершиной институциональной организации науки и образования в России по плану Ломоносова должна была стать Академия Наук. Ломоносов убежден в необходимости ее кардинального реформирования, освобождения от «излишеств», исправления «замешательств и недостатков». Последние 10 лет своей жизни он вел упорную борьбу за перестройку Академии Наук.

Главное назначение Академии Наук «заключается единственно в занятии науками и в споспешествовании развитию их», а главная опасность, которая ее подстерегает, считает Ломоносов, заключается в том, чтобы к ней «не присовокупились дела, совсем не относящиеся к академической деятельности, и примешавшись не затемнили самой сущности науки, не задержали ее развития и не удушили бы ее вовсе» [4, с.116].

Академией Наук «в собственном смысле слова» является собрание ученых, «профессоров и адъюнктов» [4, с. 117]. Академиком нельзя стать, не имея опубликованных и признанных «знатными» учеными результатов. Кроме того, академик должен отвечать определенным моральным критериям: быть честным, трудолюбивым («прилежным») и бескорыстным исследователем («в науках бы упражнялись больше для приумножения познания, нежели для своего прокормления») [10, с.141]. АН должна сохранять автономию в выборе своих членов, «чтобы сие было не по приватным одобрениям от знатных персон и без порядочного избрания от Академии» [10, с.142]. Со временем членами Академии Наук должны быть только «природные россияне», поскольку «честь российского народа» требует показать, что «наше отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний» [10, с.142]. Ломоносов глубоко убежден в том, что Академия Наук должна служить национальным интересам, обеспечивать духовный суверенитет нации.

Академия Наук как сообщество ученых является общественной организацией, как учреждение, созданное государственной властью, является государственным институтом. Такая двойная, общественно-государственная природа АН, должна найти свое выражение в ее руководящем органе. Ломоносов настойчиво (но безуспешно) добивался учреждения в АН должности вице-президента. Если президент АН «не токмо главный правитель и начальник, но и оберегатель оныя от посторонних наветов и приключений, требуется именитый и знатный, имеющий свободный доступ до монаршей особы, чтоб мог представлять академические надобности», то вице-президент «должен быть знающ в разных науках, из ординарных академиков, служивших в здешней Академии немалое время и показавших свое в науках отменное знание изданными в свет сочинениями» [10, с.139]. Президент (а в его отсутствие вице-президент) председательствует в академическом собрании, при голосовании имеют дополнительный голос, но вопросы развития науки решаются все-таки собранием.

Наличное состояние организации Академии Наук Ломоносов считает уродливым, поскольку в нем в ученое сословие допущены и с ним смешаны люди (имеются в виду прежде всего члены Канцелярии), ему чуждые, «помыслы которых устремлены не к развитию наук, а в совершенно другую сторону» [4, с. 117].

Исправить организационное строение АН может отсечение от нее излишних частей. Исправленный состав академического корпуса видится Ломоносову следующим образом: «Академия Наук, Университет, Гимназия, Библиотека и Кунсткамера одинаково имеют дело с наукой, более того, они связаны между собой тесными узами. Точно также Географический департамент и Механическая мастерская не менее связаны с одноименными профессиями, чем Астрономическая обсерватория, Анатомический театр, Химическая лаборатория, Ботанический сад или Физический кабинет с астрономией, анатомией, химией, ботаникой и физикой. Поэтому все это может и должно не только существовать бок о бок и объединяться в составе единой корпорации, но с выгодой для общего дела сливать и соединять усилия» [4, с. 118].

***

Реализация проекта вертикально интегрированной системы «гимназия – университет – Академия Наук» организационного строения науки и образования, которая была бы (1) мобильной благодаря централизованному управлению, основанному на научных подходах к постановке и решению задач, (2) способной концентрировать ресурсы на нужных направлениях, (3) создающей каналы продвижения наиболее подготовленных и способных кадров, могла бы помочь быстрому научно-техническому и социально-экономическому развитию России. Проекты Ломоносова о реформе образования и науки в некоторых отношениях предвосхищают идеи Гумбольдтовой реформы университета начала XIX века (идея исследовательского университета), а во многих отношениях богаче их.

Ломоносов – человек эпохи просвещенного абсолютизма, которая в его понимании означает, что развитие науки и образование есть дело первостепенной государственной важности. Ломоносов – государственник и для него хороший государь – тот, кто служит государству, а не наоборот. Критерием оценки государя и государства для Ломоносова являются интересы российского народа, о «сохранении и приумножении» которого он и заботился.

Ломоносов стремился донести до государей нужды развития науки и образования в России, найти в их лице покровительство и поддержку. Он полагал, что наукам в России больше всего вредит присосавшаяся к науке бюрократия, заезжие и отечественные искатели богатства и чинов, превращающие Академию Наук в придворную игрушку. Но проблема лежала глубже.

Ломоносов представлял демократическое течение просвещенного абсолютизма (просвещение всех сословий, всего народа), тогда как монархи и дворянство ограничивали задачи просвещения кругом привилегированного класса, которому хотели придать некоторый европейский лоск. Народ еще не осознал своей нужды в образовании и не заявил своих прав на него. В этих условиях служение М.В. Ломоносова делу народного образования выглядело мужественной битвой одинокого рыцаря, которая не могла стать победой, но стала примером для последующих поколений.

 

 

Список литературы

1.             Ломоносов М.В. Представление в Академическое собрание о привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии: полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 9. Служебные документы 1742-1765 гг. – С. 1018.

2.             Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII и XIX век) / И. Алешинцев. – Спб.: Изд. О. Богдановой, 1912. – С. VIII+346+VIII.

3.             Ломоносов М.В. 1758 марта 24 – мая 27. Проект регламента Академической гимназии : полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 9. Служебные документы 1742-1765 гг. С. 1018.

4.             Ломоносов М.В. 1764 мая 21 – сентября 10 Предположения об устройстве и уставе Петербургской академии : полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – Т. 10. Служебные документы 1734-1765 гг. – С. 934.

5.             Ломоносов М.В. 1755 января 12 – апреля 26. Проект регламента Московских гимназий : полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 9. Служебные документы 1742-1765 гг. – С. 1018.

6.             Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии / С. Смирнов. – М.: Тип. В. Готье, 1855. – С.432.

7.             Примечания : полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 9. Служебные документы 1742-1765 гг. С. 1018.

8.             Ломоносов М.В. Записка о необходимости преобразования Академии Наук : полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – Т. 10. Служебные документы 1734-1765 гг. – С. 934.

9.             1759 сентября 17. Выписка из журнала Канцелярии АН о передаче на отзыв проектов университетского и гимназического регламентов : полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – Т. 9. Служебные документы 1742-1765 гг. С. 1018.

10.         Ломоносов М.В. 1764 не ранее сентября 10 – не позднее марта 1765. Проект привилегии Академии Наук : полн. собр. соч. в т. / М.В. Ломоносов. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. – Т. 10. Служебные документы 1734-1765 гг. – С. 934.

 

Надійшла до редакції: 17.04.2012

 

М.П. Рагозін (Донецький національний технічний університет)

Концепція реформи науки і освіти М.В. Ломоносова

В статті розглядається перша у вітчизняній історії програма створення цілісної системи розвитку науки і освіти, яка розроблена М.В. Ломоносовим. Ця програма будувалася на принципах загальнодоступності освіти, її світського характеру, наступності навчання, інтеграції науки і освіти, практичної спрямованості розвитку науки і народної просвіти в інтересах зростання продуктивних сил суспільства і народного добробуту. Ідеї Ломоносова були самим глибоким і послідовним виразом демократичної течії в Просвітництві, які випереджали свій час.

Ключові слова: освіта, наука, Просвітництво, принципи реформування.

N.P. Ragozin (Donetsk National Technical University)

M.V. Lomonosov’S Reform of Education and Science ConceptION

The article deals with the first in national history program of the creation of complete system of development of science and education developed by M.V. Lomonosov. This program was based on the principle of accessibility of education to everyone, its non-religious character, succession of education, integration of science and education, practical character of development of science and public enlightenment for the sake of growth of production capacity of society and public wealth. Lomonosov’s ideas were the most profound and consistent expressions of democratic trend in Enlightenment which were much ahead of their time.

Keywords: education, science, Enlightenment, principles of reform.

 

 



[1] Об этом убедительно свидетельствуют «репорты Канцелярии АН» (документы №№293, 294, 296, 297, 298, 299 в 9 томе полного собрания сочинений) от 20 марта, 1 мая, 2 июля, 22 сентября, 8 и 9 октября 1757 г., посвященные, соответственно, каталогу университетских лекций, порядку чтения лекций, посещению студентами лекций, уклонению некоторых профессоров от чтения лекций, устранению «непорядков» в студенческом общежитии, производству экзаменов студентам.