УДК 1:574

Л.А. АЛЕКСЕЕВА (канд. филос. наук, доцент)

Донецкий национальный технический университет

В.И. ВЕРНАДСКИЙ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ СТАНОВЛЕНИЯ НООСФЕРЫ

 

В статье реконструируются взгляды Вернадского, связанные с социальным аспектом становления ноосферы.

Ключевые слова: биосфера, ноосфера, наука, социальные предпосылки, геологическая сила.

 

«Ноосфера – не подарок судьбы,

а дело рук и разума человека».

В.И. Вернадский

 

В современной литературе, посвященной В.И. Вернадскому, просматриваются две тенденции в восприятии его ноосферной идеи. Одни авторы тяготеют к мнению о том, что у Вернадского нет развернутой и обоснованной теории ноосферы (Р.К. Баландин, В.А. Кутырев, В.Б. Сапунов и др.).

Следует обратить внимание на скептическое восприятие Р.К. Баландиным темы «Ноосфера Вернадского». Он отмечает: «Упоминаний о ноосфере у Вернадского немало. Однако они весьма противоречивы. Изредка он писал о ней в будущем времени, чаще всего – о переходе к ней («Мы входим в ноосферу»), а то и о реальности («Мы находимся в состоянии ноосферы»). Дело в том, что, как видно из его работ, в одних случаях под ноосферой он понимает биосферу, перестроенную по законам разума, в других – область активного проявления научной мысли – как планетного явления, в третьих – геологическую деятельность человечества». [1, с.592] Как отмечает Баландин, сам Вернадский не имел амбиций относительно создания учения о ноосфере, не претендовал на такое учение. Вернадский радостно утверждал: «Мы входим в ноосферу». Он мечтал об этом. «С тех пор, факты убеждают нас в том, что мы отходим от ноосферы, самым неразумным образом отравляя и разрушая ту природную среду, которая нас создала и частью которой мы являемся» [1, с.592].

Другие  авторы склоняются к точке зрения, что такое учение не просто имеется, но  оно получило всестороннюю мировоззренческую и теоретическую проработку (А.Л.Яншин, Ф.Т.Яншина, К.М.Сытник, Е.М.Апанович, С.М.Стойко, И.И.Мочалов, И.А.Козиков, В.М.Таланов, В.П. Яковлев).

На самом деле камнем преткновения в этом споре является социальная cоставляющая учения В.И.Вернадского, которая менее изучена исследователями по сравнению с естественнонаучной составляющей.

Поэтому в этой статье предпринимается попытка в какой-то степени реконструировать взгляды В.И.Вернадского, связанные с социальным аспектом становления ноосферы.

Принято считать, что учение о биосфере и переходе ее в ноосферу является вершиной научного творчества В.И.Вернадского. «При разработке этого учения, – подчеркивал А.Л.Яншин, – он неизбежно должен был использовать и синтезировать не только геологический и биологический, но также социально-исторический материал» [2, с.536]. Вернадский считал, что изучение человечества в единстве с природой необходимо для правильного понимания самой истории эволюции общества, направления этой эволюции. «Этот способ рассмотрения, – писал он, – является неизбежным для натуралиста, объединяющего природу как единое целое, как Космос» [3, с.312].

В своих размышлениях о ноосфере В.И.Вернадский касался вопросов живой и неживой природы, общества и окружающей среды, фундаментальных закономерностей эволюции биосферы, перехода ее в ноосферное состояние.

Проблема ноосферы постоянно привлекала В.И.Вернадского. Она нашла свое отражение в его статьях, эпистолярном наследии, письмах, дневниках. Более полно она рассматривалась в двух его монографиях – «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» (две части) и «Научная мысль как планетное явление», которая задумывалась как третья часть вышеуказанной монографии – «главной книги жизни» великого ученого. Обе книги были впервые опубликованы уже после смерти Владимира Ивановича. Первая монография издавалась дважды (1965 и 1987 гг.). Рукопись «Научная мысль как планетное явление» публиковалась в 1977 и 1988 годах, но с большим количеством купюр. Впоследствии восстановленная, отредактированная и дополненная необходимыми комментариями эта книга издавалась в 1991 и 1997 годах [4, с.637-638].

Сам термин «ноосфера», как и термин «биосфера», по выражению А.Л.Яншина, «не принадлежит Вернадскому, который на протяжении всей своей неутомимой, могучей деятельности остерегался засорять научную литературу излишними словами» [2, с.536].

Как известно, термин «ноосфера» он заимствовал у своих французских друзей – математика Э. Леруа и католического философа Тейяра де Шардена. Вернадский начал активно использовать этот термин в 30-е годы. Ноосфера, в его понимании, «это не отвлеченное царство разума, а исторически неизбежная стадия развития биосферы» [2, с.536]. При этом А.Л.Яншин обращает внимание на то, что еще в 1926 г. в статье «Мысли о современном значении истории знаний» Вернадский писал: «Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает всё сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества» [2, с.536]. «Вот эту-то биосферу Земли, – считает Яншин, – измененную научной мыслью и организованным трудом и преобразованную для удовлетворения всех потребностей численно растущего человечества, он и назвал впоследствии ноосферой» [2, с.536-537].

А.Л.Яншин проанализировал выявленные В.И.Вернадским основные предпосылки создания ноосферы. Перечислим их в сокращенном варианте в интерпретации Яншина:

1. Человечество стало единым. Мировая история охватила как единое целое весь земной мир.

2. Преобразование средств связи и обмена. Ноосфера – это единое организованное целое, все части которого гармонично связаны и согласованно действуют друг с другом.

3. Открытие новых источников энергии. Появление атомной энергии даёт человечеству еще большую мощь.

4. Подъем благосостояния трудящихся. Эта задача поставлена в масштабах всей планеты и далека еще от своего решения. Но потенциальные возможности для ее решения еще имеются.

5. Равенство всех людей. Недалеко то время, когда позорные явления колониализма и национального гнёта исчезнут из жизни общества. Воцарится новая эпоха, которая будет характеризоваться стремлением «к широкой связи человечества на почве экономической жизни».

6. Исключение войн из жизни человечества. В ХХ веке война, угрожая самому существованию человечества, встала как самое большое препятствие на пути к ноосфере. В.И.Вернадский писал, что нет сейчас более высокой и гуманной задачи, чем борьба за то, чтобы не довести человечество до самоистребления» [2, с. 536-538].

В настоящее время разработка основных предпосылок перехода биосферы в ноосферу в творческом наследии В.И.Вернадского продолжается. В качестве примера сошлёмся  на одну из последних книг И.А.Козикова, учёного МГУ. В его трактовке попытаемся коротко представить некоторые предпосылки становления ноосферы, выявленные академиком Вернадским.

1. Бурное развитие науки, охватившее всю планету есть первая предпосылка создания ноосферы [7, с.385-386].  Вернадский как натуралист раскрыл не только естественно научные основы становления ноосферы, но и понимал, что наука влияет на развитие общества, эволюцию человека и эволюцию социальной жизни.

2. Главным фактором становления ноосферы является человеческий фактор, возрастание роли народных масс в историческом процессе. Ноосфера создаётся при активной деятельности народных масс и в их интересах.

3. Демократизация общественной жизни, усиление демократических основ государственности. Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, их интернациональных объединений.

4. Ноосфера в своём становлении неоднолинейна. Ей соответствует многообразие форм бытия человечества.

5. Развитие образования. Стремление к получению научного образования, максимально научного знания. Эта такая же необходимая предпосылка ноосферы, как творческая научная работа [7, с.384-385]. Образование должно формировать у народных масс правильное представление о социальной жизни, а также служить укреплению культуры и достижению высших форм сознания.

6. Нарастание свободы человеческой личности, условий её развития,  активного проявления в созидательной деятельности, в самовыражении, в творчестве (Подробнее об этом: [6, с.475-496]).

Как видно, эти предпосылки и характерные черты ноосферы имеют общечеловеческий, планетарный характер.

Ноосферное наследие В.И.Вернадского, как правило, исследуется на макроуровне. И это необходимо, так как макрофакторы осуществляют структуризацию ноосферы как биосоциальной целостности. Но, вместе с тем, важно изучать ноосферу и на уровне микрофакторов. Микрофакторы – это факторы нравственности, т.е. долга, ответственности.  Если макрофакторы стремятся к поддержанию целостности системы, то микрофакторы выполняют роль направляющую и коррелирующую. И тем самым тоже сохраняют ее целостность. Такой подход очень важно соблюдать при исследовании научного творчества Вернадского, который всегда заботился не только о выдвижении обоснованных и проверенных научных положений, но и корректном с нравственной точки зрения их использовании.

Здесь уместно напомнить, что к этому времени в научной литературе существовало несколько терминов, подобных ноосфере (психозойская эра, антропосфера, техносфера). Однако Владимир Ивнаович предпочел термин «ноосфера», поскольку видел в деятельности человеческого разума не просто надстройку над биосферой или исторический этап ее развития, но самостоятельную, геологическую силу, значение которой постоянно увеличивается (выделено нами – А.Л.) [5, с.19]. При этом Вернадский не питал иллюзий относительно ноосферных реалий своего времени, свидетельством чему являются дневники ученого, в которых  правдиво и мужественно  зафиксированы события, о которых его современники боялись говорить даже своим самым близким людям. Владимир Иванович писал о голоде, о бездарном и преступном начальстве, о репрессиях и многих других бедах и социальных потрясениях, которые пришлось пережить народу.  Конечно, Вернадский не только писал дневники, в которых вспоминал и анализировал пережитое или злобу дня, хотя и это дорогого стоило в те времена. Он всегда действовал, и своими поступками, своим отношением к людям утверждал ноосферный идеал, о котором мечтал. В годы репрессий Вернадский всегда выступал в защиту своих друзей, учеников, коллег. Примеров тому множество. И даже, если ему не удавалось защитить осужденного, он всегда оказывал поддержку его семье. Так, когда, несмотря на его заступничество, был репрессирован, а затем в 1939 году расстрелян его старинный друг Дмитрий Иванович Шаховской, академик Вернадский взял к себе в секретари его дочь Анну Дмитриевну. Есть сведения и о том, что в разгар террора он подал записку в Президиум Академии наук с предложением коллективно осудить произвол властей, чем привел других академиков в ужас [5, с.19]. Как видно, его личная гражданская позиция является свидетельством ноосферной деятельности ученого, которая всегда противоположна антиноосферным процессам.

Итак, кратко рассмотрев позиции как скептиков, так и оптимистов, можно зафиксировать, что этим позициям свойственны как сильные, так и слабые стороны. Тем не менее, говорить об общем знаменателе не приходится. Не претендуя на нахождение общего знаменателя, всё же рискну высказать несколько оптимистических соображений, касающихся этой проблемы.

В учении В.И.Вернадского о ноосфере можно выделить как бы две стороны. Первая сторона охватывает период с 10-х по 30-е годы ХХ века. В этот период в ходе неустанной исследовательской работы формируется первоначальный вариант его естественнонаучного понимания ноосферы, в том числе процесса ее становления, зарождения представлений о ноосферной цивилизации. Лапидарная формула этого понимания такова: наука стала мощной геологической силой.

А вторая грань размышлений В.И.Вернадского о ноосфере связывается, на наш взгляд, с повышенным вниманием ученого к социальным факторам мирового развития и охватывает примерно 30-е – 40-е годы ХХ века. Переход биосферы в ноосферу, как отмечал Вернадский, проходит «в бурях и грозах колоссальных общественных потрясений». В их числе – мировые войны, которые имеют губительные последствия не только для общества, но и для биосферы в целом. Производимые человечеством в условиях войн изменения могут нарушать динамическое равновесие биосферы, ее устойчивость. Этого человечество не должно допускать.

Развивая естественнонаучное представление о ноосфере, В.И. Вернадский пришел к следующему выводу: «Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является. Это не случайное явление – корни его чрезвычайно глубоки» [7, с.313].  Схожие трактовки ноосферы нередко встречаются у Вернадского и в других вариациях его размышлений. Скажем, он писал о том, что ноосфера – это биосфера, «переработанная научной мыслью, подготовлявшаяся шедшим сотнями миллионов, может быть, миллиарды лет, процессом, создавшим Homo sapiens faber[1], не есть кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими и не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно в ноосферу, т.е., что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие» [7,с.335]. И далее: «Цивилизация «культурного человечества» – поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, – не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически, сложившейся организованности биосферы» [7, с.336].

В этой связи возникает вопрос: нет ли в подобных размышлениях В.И.Вернадского переоценки естественных, природных факторов, направленных на ноосферизацию человечества и переоценки роли самой науки в этом процессе? Хорошо известно, что Вернадский проявлял огромный научный оптимизм. Он верил в большие творческие возможности человеческого разума, верил в то, что разум «будет строить свою деятельность в унисон с геологическими процессами планеты, верил, что наступит на планете эпоха, когда исчезнут из жизни человечества войны, когда цивилизация будет не только сохраняться, но и успешно эволюционировать в более развитую – ноосферную. И, главное, он верил в то, что ученые сумеют решить задачи «сознательного направления организованности ноосферы» [6, с. 487].

И в то же время гениальный ученый понимал противоречивый характер влияния и роли науки в развитии биосферы и цивилизации. Его прозрения и предостережения относительно использования атомной энергии сохраняют свою актуальность в наше время и применимы к оценке и других научных достижений и последствий их практического использования.

Быть может, самой любопытной интуицией В.И.Вернадского является прозрение, касающееся субъектов ноосферного созидания. Вернадский понимал, что связь естественнонаучного и социального подходов в становлении ноосферы может быть обеспечена таким субъектом планетарной ноосферной деятельности, каким является Человек Науки, только он сможет со знанием дела ответственно управлять гео-био-социо-системами. Его главная цель – не допустить кризисов – экологического, социального и антропологического, что сделало бы наш мир уязвимым. Главной геологической силой цивилизованного человека в биосфере, создающей ноосферу, являются духовные факторы, на первое место среди них Вернадский ставил Науку, в которую он свято верил и которой беззаветно служил.

 

Список литературы

1.             Баландин Р.К. Наследие и наследники Вернадского // В.И. Вернадский: pro et contra/ Сост., вступ. ст., коммент. А.В. Лапо. – СПб.: РХГИ, 2000. – 872 с. [с.590-598].

2.             Яншин А.Л. Учение В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу // В.И. Вернадский: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент. А.В. Лапо. – СПб.: РХГИ, 2000. – С.532-539.

3.             Вернадский В.И. Живое вещество / В.И. Вернадский – М., 1978.

4.             Яншина Ф.Т. Ноосфера В. Вернадского: утопия или реальная перспектива? // В.И. Вернадский: pro et contra / Сост., вступ. ст., коммент. А.В. Лапо. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 635-644.

5.             Владимир Вернадский // Наше наследие. 100 великих имен. 2012. – № 57. – 31 с.

6.             Козиков И.А.      М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадский о России. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 504 с.

7.             Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление // В.И. Вернадский. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. – С. 303-539.   

 

Надійшла до редколегії 08.05.2012 р.

 

Л.О. АЛЄКСЄЄВА (Донецький національний технічний університет)

В.І. ВЕРНАДСЬКИЙ ПРО СОЦІАЛЬНІ ПЕРЕДУМОВИ СТАНОВЛЕННЯ НООСФЕРИ

У статті розглянуті погляди В.І. Вернадського про перехід біосфери у ноосферу та про значення соціальних передумов у становленні ноосфери.

Ключові слова: біосфера, ноосфера, наука, соціальні передумови, геологічна
сила

 

 

L.A. ALEKSEYEVA (Donetsk National Technical University)

V.I. VERNADSKIY ABOUT SOCIAL
PRECONDITIONS OF NOOSPHERE ESTABLISHMENT

The article reconstructs outlooks by Vernadskiy which are connected with social aspects of noosphere establishment.

Keywords: вiosphere, Noosphere, science, social aspects, geological force

 

 

 

 



[1] Homo sapiens faber – Человек разумный созидающий. Термин был введен в научный оборот французским философом Анри Бергсоном (1859-1939). Бергсон разрывает с традицией старой философии, считающей человека только разумным, созерцательным существом и подчеркивает свойственное ему творческое начало. Искусственные орудия труда и произведения человека, по его мнению, являются закономерным продолжением естественной эволюции жизни на Земле. Данный термин Вернадский принимает как раз для геологической характеристики ноосферы, поскольку наука выступает не только как система знаний и проявления сознания, но, что гораздо более важно, как фактор переделки окружающей среды, главное орудие формирования действительности  [7, с.537].