УДК 168.522:373.62

 

М.В. Фоменко (канд. филос. наук)

Донецкий национальный технический университет

maryfom@mail.ru

О НЕОБХОДИМОСТИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В статье обсуждается проблема ослабления нравственного императива современного человека в связи с технократизацией общества. Важную роль в процессе возврата к духовности занимает образование, благодаря усилению его гуманитарной составляющей, направленной на гуманизацию человека. Особое место отводится значению философии, личности педагога, методам преподавания. Обозначены основные положения и критерии процесса гуманитаризации технического образования.

гуманитаризация образования, гуманизация образования, философия, преподаватель, междисциплинарность наук, гуманистическая парадигма

 

Интенсивное развитие науки и техники, повсеместное внедрение био-, нано-, инфотехнологий ставит человечество перед необходимостью искать ответ на вопросы: а сможет ли сам человек уцелеть в этом технократически глобализирующемся мире? Сохранит ли он то, что обеспечивает существование и прогресс сообщества на основе чисто Человеческих качеств – добра, любви, ответственности, честности, бескорыстия, милосердия, сострадания, справедливости? Все чаще звучат опасения, что развитие науки и техники, не опирающееся на нравственные императивы, ведет к уничтожению духовности в человеке, к появлению людей-роботов, являющихся только придатком машин, обладающих «одномерным мышлением» и подталкивающих мир к катастрофе.

Для поиска решения этих злободневных проблем в последнее время проводятся многочисленные форумы, саммиты, конгрессы, конференции различного уровня, итогами которых, как правило, являются «выводы о невозможности преодоления кризиса цивилизации путем насильственного преобразования социально-экономических отношений и политических систем» [3, с.94], для этого необходимы глубокие духовные изменения в сознании и действиях людей.

В сложившихся условиях значительно возрастает роль образования, главной задачей которого является усиление его гуманистической составляющей через наполнение духовным содержанием внутреннего мира современного человека. И особенно остро стоит вопрос гуманитаризации технического образования, поиск оптимальных путей которого уже давно беспокоит общественность.

Многие представители технической интеллигенции полагают, что для достижения определенного результата нет необходимости выходить за рамки узкой специализации. Но как показывает практика, это не совсем так. Если считать основной задачей инженерно-технического образования овладение общенаучными, общетехническими, специально-техническими знаниями, то в результате получаем абсолютно технократического специалиста, причем узконаучного, узкопредметного, профессионально решающего частные проблемы, т.е. проблемы отдельных сфер человеческого знания. «Инженер, воспринимающий только технические идеи, может лишь тиражировать технику, но не может создавать что-либо качественно новое, значимое» [1, с.5].

Совсем иначе обстоит дело, когда интересы соприкасаются с гуманитарными знаниями, культурой, эмоциональной и образовательной сферами. Выдающийся физик ХІХ столетия Л. Больцман говорил, что тем, чем он стал, он обязан Шиллеру и Бетховену. А. Эйнштейн считал, что профессиональные успехи ученого существенно зависят от его общего развития. На протяжении всей своей жизни Эйнштейн был страстным скрипачом, часто обращался к музыке в моменты творческого кризиса. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: «Оба они имеют один источник и дополняют друг друга…». Вероятно, необычайно мощный интеллект Эйнштейна как раз является результатом любви к классике.

Следовательно, гуманитарное знание играет в работе инженера не меньшую роль, чем знание чисто техническое, так как хороший специалист должен понимать не только узконаправленные результаты своей профессиональной деятельности, но и ее последствия. Сегодня мы столкнулись с серьезнейшими проблемами, связанными с состоянием окружающей среды, дефицитом природных ресурсов, с реакцией общества на различные технические нововведения. Поэтому будущего инженера должны готовить в вузе к выполнению чрезвычайно важной, благородной миссии.

Уместно вспомнить, что в первых университетах, которые появились в XII–XIII вв. в Италии, Испании, Франции, Англии, велась подготовка по различным отраслям знания. Тогда еще не был выработан унифицированный образ науки, не существовало делимости на общую и техническую культуры. И только в Новое время образование стало пониматься как «наукоучение», состоящее из отдельных дисциплин, которые требовали специальной литературы. Университетское образование связывали с получением универсального знания, очищенного от эстетического и нравственного, но вскоре такая программа вызвала резко отрицательную реакцию.

Несколько позже представители немецкой классической философии указывали на необходимость формирования личности как субъекта культуры, а не как субъекта науки. «В XIX веке выявилась необходимость в специальном образовании, в том числе и техническом. Были проведены реформы, и сразу возникли противостояния двоякого характера: гуманитарное образование противостоит техническому, университетское – специализированному» [1, с.6]. Именно с тех пор идет борьба за преодоление искусственно созданного разрыва единого процесса, и все настойчивее раздаются призывы к гуманитаризации системы высшего образования.

Гуманитаризация образования, согласно предложенному академиком С.У. Гончаренко определению, есть «переориентация образования с предметно-содержательного принципа обучения основам наук на изучение целостной картины мира и, прежде всего, культуры мира человека, на формирование у молодежи гуманитарного и системного мышления; система мероприятий, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании, формах и методах обучения и, таким образом, на формирование личностной зрелости учащихся, развитие их творческих способностей» [2, с.73].

Гуманитаризация образования связана с преодолением утилитарно-экономического, технократического подхода к образованию как к системе подготовки кадров и рабочей силы с его пренебрежением человеком и духовными ценностями. Одним из самых главных практических направлений гуманитаризации является пересмотр содержания образования, отражение в нем в доступной форме мирового философского и общекультурного наследия, философских и этических концепций, истории науки, повышения в процессе обучения статуса гуманитарных дисциплин при условии радикального их обновления [2, с.75].

Процесс гуманизации образования предполагает создание условий для самореализации, самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, усиление гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентации, нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности. Основной смысл гуманитаризации технического образования заключается в выдвижении на передний план общечеловеческих ценностей, направленности учебного процесса на формирование, прежде всего, духовного мира личности.

Возникает вопрос: как гуманизировать техническую подготовку, как усилить его аксиологическую направленность? К основным положениям концепции гуманизации и гуманитаризации технического образования чаще всего относят: комплексный подход к проблемам гуманизации образования, который предполагает поворот к целостному человеку и его единому бытию; применение гуманных технологий обучения и воспитания обучающихся; пограничное обучение гуманитарному и техническому (т.е. на границе живого и неживого, материального и духовного, биологии – техники - экологии, технологии и живых организмов, технологии и общества, и т.д.); использование междисциплинарности в образовании; функционирование цикла социально-гуманитарных дисциплин как фундаментального, исходного образовательного и системообучающего; преодоление стереотипов мышления, утверждение гуманитарной культуры.

Критерии гуманизации образования могут быть следующие: овладение общечеловеческими ценностями и способами деятельности, содержащимися в гуманитарном знании и культуре; обязательное наличие углубленной языковой подготовки, при этом лингвистический модуль становится составной частью всего комплекса гуманитаризации; увеличение числа часов гуманитарных дисциплин, которое в общем объеме изучаемых предметов должно составлять не менее 15-20% для негуманитарных учебных заведений; устранение междисциплинарных разрывов, т.е. обогащение технических специальностей и дисциплин основами гуманитарного и естественнонаучного знания и наоборот; изменение содержания и методов преподавания традиционных учебных предметов, с целью придания им общекультурного звучания [5].

Однако на практике появляются некоторые трудности по внедрению намеченных критериев гуманизации. Так, например, предложение по увеличению числа часов гуманитарных дисциплин за счет часов дисциплин специального и технического характера порой просто невозможно. Это вызвано тем, что учебные планы имеют определенное фиксированное количество кредитов. Конечно, значительный гуманитарный потенциал имеют и математические, и естественные, и технические дисциплины, которые формируют особый стиль мышления – критично-аналитическую рациональность, что чрезвычайно важно для мировоззренческих ориентаций современного человека, т.к. приучают к поиску нестандартных решений. «Пониманию гуманитарных аспектов математики и технических наук в значительной мере способствует отражение в их содержании эстетического начала. Процесс образования должен приводить к возвеличиванию человека, раскрытию его потенциальных возможностей» [3, с. 95].

Но все же, ведущее место в образовательном процессе должно принадлежать общественным наукам, гуманитарным дисциплинам, которые гораздо чаще подталкивают к необходимости ставить мировоззренческие, проблемные, «вечные» вопросы, осуществлять поиск ответов на них. Поэтому гуманитарный компонент должен присутствовать в любом образовании как элемент, возвышающий духовность. Ведь в процессе образования совсем не главным является получить эрудированного человека. Он должен быть еще культурным, нравственным и деятельным. «Специалист – это человек, имеющий целый ряд измерений в отношениях, которые связывают его с обществом. Он должен получить всестороннее развитие как личность, как гражданин» [1, с.7]. А этого можно достичь только на пути гуманитаризации образования.

И все же в ряду социальных, гуманитарных наук особое место по праву должно принадлежать философии. «Спецификой философии является ее способность быть одновременно естественнонаучной, гуманитарной и технической наукой, что делает философию (и только философию!) «своей» для каждой из двух с половиной тысяч существующих ныне наук» [1, с.7]. Философия близка к любой сфере духовной культуры человечества будь-то политика, право, мораль, религия, искусство и т.п. Философию можно считать квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя самые важные достижения практически всей культуры, включая науку, при этом сохранила свою синкретичность.

В условиях технократизации целостный характер философии представляется чужеродным, никому не нужным явлением. «Только там, где нет культуры, философия предстает чем-то неожиданным и внушающим ужас» [5, с.37]. Философия как теоретическая форма мировоззрения исследует проблемы: что есть мир, что есть человек, каково место человека в этом мире, создавая тем самым варианты жизнепонимания и жизнеутверждения, формируя определенное отношение молодого человека к миру и к самому себе, указывая путь к благой жизни. То есть в центре философских изысканий всегда стояла и стоит индивидуальная судьба человека, проблема ценности и смысла его жизни, обращение к своим чисто Человеческим качествам. Представляется, что именно в таком варианте философия выполняет свою основную функцию и только для этого она, собственно, и нужна. Этот вывод подтверждается всем развитием философии вплоть до наших дней. Поэтому ценность философии в процессе гуманитаризации образования действительно велика.

Что касается вопроса устранения междисциплинарных разрывов, то можно подчеркнуть, в настоящее время существуют только иллюзорные межпредметные связи естественнонаучных, технических и гуманитарных дисциплин, с одной стороны, и дисциплин внутри гуманитарного цикла – с другой. Узкая направленность образования привела к тому, что система знаний, умений и навыков учащихся всех ступеней представляет собой конгломерат слабо связанных сведений о природе, обществе, человеке, которые так же слабо используются учащимися на практике, при самостоятельном обучении.

Относительно методов гуманизации можно отметить, что они во многом зависят от конкретного содержания технического курса и от личности преподавателя. «То общее, что присуще истинно человеческому, гуманистическому подходу в изложении любого инженерного курса, основывается на утверждении, что каждому общетеоретическому, общетехническому или же специальному курсу обязательно присуще нечто духовное, общечеловеческое начало, которое должно проявиться или же в их конкретном содержании, или же в методах их изложения» [3].

По мнению И.А. Литвиновой, одним из путей превращения инженерного образования в инженерно-гуманитарное является подготовка преподавателя, удовлетворяющего требования, предъявляемым к нему как к ученому, воспитателю и педагогу [4]. При этом наиболее важными являются гуманистические характеристики личности преподавателя, как необходимое условие обеспечения гуманизации всего педагогического процесса, когда главное – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, проявление своих особенностей и способностей.

Сущность гуманистической парадигмы образования определяется гуманистической природой деятельности преподавателя, ее индивидуальным стилем педагогического руководства. Общечеловеческие взаимоотношения между преподавателем и студентами присуще людям, обладающим высокой нравственностью, духовной культурой, оптимизмом, добротой, любовью к детям, т.е. гуманистическими чертами характера, составляющими фундамент общей культуры личности [8].

Следовательно, преподаватель высшей школы, проявляющий гуманистическую направленность, может создать благоприятную атмосферу для раскрытия личностного потенциала, формировать познавательные, профессиональные мотивы и интересы, развивать теоретическое и практическое ноосферное мышление специалиста вуза, способствовать выработке умений самообразования, самовоспитания, самостоятельного и творческого решения практических задач в разных сферах профессиональной деятельности.

Итак, сегодня нужна радикальная перестройка образования на принципах демократизации, гуманизации, гуманитаризации и экологизации содержания и методов обучения. Вся система образования должна функционировать так, чтобы обеспечить потребности личности и общества в воспроизводстве и приращении интеллекта и культуры – системы мыслей, знаний, навыков, умений во всех областях человеческой деятельности. Однако «человек живет не только в мире существующего бытия, он прибывает в пространстве всей культуры – всего того, что выработало человечество в ходе истории, и к тому же он живет еще и в ожидании будущего» [1, с.6]. Для того чтобы жить в этом пространстве, стремиться к совершенству, надежной ему опорой должно стать образование, связанное с усвоением ценностей культуры, науки, практики.

В сущности, цель гуманизации любого теоретического, специального технического курса, шире – всего учебно-воспитательного процесса в вузе состоит в том, чтобы высшее предназначение инженера, смысл инженерной деятельности сегодня заключался в сохранении жизни на Земле. «Любая высокая теория, любая инженерная методика, которыми мы вооружаем будущего инженера, обязательно должны стать конкретной теорией, конкретной технологией того, как этот инженер обязан высокопрофессионально положить свой, именно персонально его, кирпичик в то здание, которое называется Жизнью, Счастьем Человека. Человек и его проблемы — суть профессиональной деятельности инженера XXI века» [7]. Система образования призвана вести обучаемых кратчайшими путями к этой цели, а задача педагогов – сделать человека лучше.

Надо признать, что специальное образование в Украине до сих пор разделено на гуманитарную и техническую сферы деятельности, которые слабо взаимодействуют между собой. И нам еще предстоит восстановить лучшие духовные традиции, когда существовала целостность общей и технической культуры. Ведь технический университет будущего – это гуманитарно-технический университет, т.е. университет единой культуры человечества. В самое ближайшее время непременно произойдет объединение инженерной и гуманитарной деятельности, установятся их новые отношения с окружающей средой, обществом, человеком, осуществится дальнейшее сближение биологии и техники, живого и неживого, духовного и материального. Уже сейчас инженеру без серьезной гуманитарной подготовки не обойтись. Именно поэтому гуманитаризация образования вообще, и особенно технического, является первоочередной задачей для нашей высшей школы.

 

Список литературы

1. Проблемы гуманитаризации технического образования / В.Н. Васильев, Г.Н. Дульнев, В.М. Золотарев, А.М. Коровкин // Научно-технический вестник СПб ГИТМО (ТУ). Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. – 2002. – Вып. 2. – 171 с.

2. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник / С. У. Гончаренко. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.

3. Кравченко Д.В. Гуманитарные аспекты инженерного образования / Д.В. Кравченко, Л.Н. Кравченко // Философия и гуманистические ценности в современном инженерном образовании // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – 1998. – 186 с.

4. Литвинова И.А. Единство инженерного и гуманитарного образования студентов технических вузов как объективная реальность / И.А. Литвинова // Вестник СевКавГТ. – Серия «Гуманитарные науки», №2 (12), 2004. – Режим доступа к журн.: http://www.ncstu.ru

5. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bulan/01.php

6. Садовников В.Н. Гуманитарное знание. Что это? К чему это? / В.Н. Садовников // Научно-технический вестник С-Пб ГИТМО (ТУ). Новые направления гуманитарной составляющей технического образования. – 2002. – Вып. 2. – 171 с.

7. Товстоплет О.С. Проблемы гуманизации технического образования / О.С. Товстоплет, Ю.Э. Соседка // Педагогические науки. - 2010. - № 2. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Pedagogica/2_57470.doc.htm

8. Шаталова Л.И. Гуманистическая направленность преподавателя высшей школы / Л.И. Шаталова // Информационный гуманитарный портал "Знание. Понимание. Умение". – №1(2), 2008. – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1(2)/Shatalova/

 

Надійшла до редакції: 16.05.2011

 

 

М.В. Фоменко

Донецький національний технічний університет

ПРО НЕОБХІДНІСТЬ ГУМАНІТАРИЗАЦІЇ ТЕХНІЧНОЇ ОСВІТИ. У статті обговорюється проблема послаблення морального імперативу сучасної людини у зв'язку з технократизацією суспільства. Важливу роль в процесі повернення до духовності займає освіта, завдяки посиленню її гуманітарної складової, спрямованої на гуманізацію людини. Особливе місце надається значенню філософії, особі педагога, методам викладання. Позначені основні положення і критерії процесу гуманітаризації технічної освіти.

гуманітаризація освіти, гуманізація освіти, філософія, викладач, міждисциплінарність наук, гуманістична парадигма

M.V. Fomenko

Donetsk National Technical University

ABOUT THE NECESSITY OF THE TECHNICAL EDUCATION HUMANITARIZATION.

The article focuses on the problem of weakening of the moral imperative of modern man in connection with technocratization of society. The important role in the process of the return to spirituality is occupied by education due to strengthening of its humanitarian part, directing to humanizing of man. The special consideration is given to the value of philosophy, the personality of a teacher and the teaching methods. The main positions and criteria of the humanitarization process of the technical education are pointed out.

humanitarization of education, humanization of education, philosophy, lecturer, interdisciplinary of sciences, humanistic paradigm