Гребеньков Г.В.

Становление как экзистенциально-персонологический феномен

 

Стаття доктора філософських наук, професора Гребенькова Г.В. присвячена проблемі становлення особистості, яка розглядається у екзістенційно-персоналістському контексті; запропановано оригінальний варіант аналізу основних етапів становлення, їх феноменологія і методологія дослідження.

 

 

Гребеньков Г.В. Становление как экзистенциально-персонологический феномен

Статья посвящена проблеме становления личности, которая рассматривается в экзистенциально-персонологическом контексте; предлагается оригинальный вариант анализа основных этапов становления, их феноменология и методология исследования.

 

 

Grebenkov G.V. The personality formation as existentional and personology context.

This article is devoted to the problem of personality formation which is examined in existentional and personology context. The original variant of analysis of the basic stages of the formation, their phenomenology and research methodology is offered.

 

 


В гуманитарном знании не существует единой теории становления личности, как не имеет места согласия специалистов о том, что представляет из себя социализация с содержательной точки зрения и как ее интерпретировать; какова диалектика возникновения основных характерологических (структурных) образований личности, каковы этапы и есть ли они вообще в процессе индивидуализации как уникального процесса приобщения человека к ценностям общества; в чем суть психологических механизмов становления личности.

Из рассмотрения достаточного большого числа концепций, – а практически любой философский антрополог или психолог личности конструирует свою теорию, – мы убеждаемся, что за любыми точками зрения на проблему стано­вления стоит то или иное представление о структуре личности.

Согласно нашим представлениям, структура личности - это системное единство основных фиксированных уста­новок, внешне проявляющихся в качестве аксиологических функций. Рефлексия этих аксиологических функций, – а они именно в рефлек­сии только и даны в качестве таковых, пред­ставляет собой мировоззрение человека – концепцию жизни «Я». В свою очередь, личностное выражение этих аксиологических функций всегда уникально, всегда есть результат целостной психо­физиологической природы человека, и поэтому реально аксиологи­ческие функции проявляются как черты характера. Поступок – это и есть единство мировоззрения и психофизиологической природы человека. Становление личности, таким образом, представляет со­бой сложный процесс становления мировоззрения и характера чело­века.

Характер нами понимается как подвижная, детерминированная социальным внешним окружением психологическая целостность. Не­зависимо от того, осознает ли человек в мировоззренческих пара­метрах свое «Я» как иерархическую структуру установок, она все­гда проявляется в характере его, причем с явно выраженной доминирующей установкой. Доминирующая установка может быть ва­риативной, применяться в определенных условиях социальной сре­ды, и тогда мы можем говорить о гибком, подвижном характере человека. По существу, в большинстве случаев так и происходит.

На протяжении жизни возможно возникновение нескольких про­странственно-временных конфигураций характера – концепций инди­видуальности. Однако возможна и иная ситуация, когда ценностная доминанта сознательно избрана, когда ценностное содержание своего «Я» духовно осмыслено. В этом случае мы имеем перед собой тип личности, жизнь которой подчинена одной смысложизненной цели, она становится действительно подлинно «ценностнорациональной», говоря словами М.Вебера. Но, как правило, подобные структуры лично­сти возникают после достаточно сложных жизненных коллизий, драматических событий, сопряженных с такого же рода драматиз­мом выбора ценностей. Для «нормальных» человеческих сообществ «ценностнорациональный» вариант поведения и, следовательно, вариант структуры личности является маргинальным, пограничным, выпадающим за пределы социальных стабильных связей, ибо этот вариант характеризует тип аскета, фанатика, гениального человека, «чудака» и т.п. Это творческий вариант становления, всегда дезинтегрирующий на­личный мир ценностей.

Вся жизнь индивида протекает в сообществе, в сложной и разветвленной системе ценностей, опосредующих предметной и смы­словой зависимостью его способ жизнедеятельности (образ жизни). Как происходит процесс возникновения основных фиксированных ус­тановок личности?

Чтобы объяснить этот процесс, чрезвычайно важно выявить закономерности и конкретные психологические механизмы социали­зации, то есть выяснить механизмы вхождения отдельного индиви­да в общности различного типа (масштаба). Эта проблема оказалась достаточно сложной и пока не решенной, хотя ей и посвяще­но много теоретических и эмпирических исследований [1].

Социализация включает в себя множество адаптивных и дезадаптивных действий и процессов, благодаря которым человек становится адаптированным к определенным группам и их ценнос­тям и дезадаптированным к другим. Это замечание связано с тем, что социализация есть всегда противоречивый, конфликтный процесс. Это всегда сотрудничество, соперничество и кон­фликт одновременно. Поэтому в социализации всегда имеют место как «нормальные» (не нарушаются ценности группы), так и девиантные разновидности деятельности, включающие в себя и «чисто­сердечное» признание ценностей, и мимикрию (признание ценнос­тей, но их внутреннее неприятие), и взаимную терпимость. При­чем эта диалектическая форма протекания социализации сопрово­ждает индивида на протяжении всей его жизни. Она есть принятие и эффективный ответ на социальные ожидания. Причем ответ может быть как положительной ценностью, положительной формой поступ­ка, так и отрицательной ценностью относительно социальных ожи­даний, с которыми каждый индивид встречается в соответствии со своим возрастом и положением.

Социально-психологические механизмы социализации, харак­теризующие становление личности с «внешней» стороны, достаточно точно описаны в литературе. Опишем их с формальной точки зре­ния.

Прежде всего это идентификация – отождествление себя с неким социальным образцом. Механизмы социализации, обеспечивающие идентификацию, суть прежде всего научение. Задача идентифика­ции – создание «эталонного» сознания, вменение эталонной системы ценностей в качестве основного компонента структуры личности – мировоззрения. Идентификация начинается с конца младенческого периода (с 1-2-летнего возраста), как считает Л.Божович и А.Налчаджян, и длится примерно до подросткового периода (Э.Эриксон). Психологические механизмы этого процесса описаны З.Фрейдом и его последователями. Это эмпатия, негативизм, интроэкция. Согласно Фрейду, механизм эмпатии и интроэкции дейст­вует подсознательно [2, с.142]. Какие установки и черты характера интроэкцируются в структуру становящейся личности в процессе идентифи­кации?

Согласно нашим представлениям, это установки, понятийно означенные терминами «жизнь» и «смерть», представляющие собой наиболее простые и исходные экзистенциалы социабельности индивида, генетически исходящие от его природных основ, становящиеся первичными социальными аксиологи­ческими функциями связи человека и мира. Вероятно, что возник­новение этих установок действительно связано со сферой бессоз­нательного.

Возникновение установки любви, проявляющей себя в различ­ных вариантах подражания, негативизма, эмпатии и свободы, столь же естественны и детерминируются так же сферой бессознательного. Ценностный знак установки всецело зависит от процесса организа­ции социализации, то есть всецело зависит от социально-психоло­гических и социологических механизмов подкрепления раз возник­ших установок. Ведь известно, что под влиянием приказов, запретов, просьб в психике человека, тем более, если речь идет о психике ребенка, возникают определенные моторные раздражения, действующие в пользу того поведения, которое соответствует со­держанию этих приказов и запретов. Они могут «...вызвать любые телодвижения или иные действия (поступки – Г.Г.), поскольку не имеется никаких особых физических препятствий или более силь­ных противодействующих психических (эмоциональных или волевых) факторов» [3, с.159].

В зависимости от того, какая форма подкрепления установки будет избрана, мы будем иметь выраженную эгоистическую, альтру­истическую или же уравновешенную эго-альтруистическую ипостась установки «на бытие». С обретением своего «Я», то есть дости­жением качественной формы становления личности, эти конфигура­ции установки могут изменяться, иногда под воздействием обсто­ятельств радикально. Но это, главным образом, связано с содер­жанием и местом в структуре личности иных установок, а также их рефлексией и личной ценности для человека.

Что касается «Я», то это есть обобщенный образ личности. Он всегда есть и структурирован, но до определенного жизненного этапа, связанного с возникновением формально-логических струк­тур мышления, рефлексивно не дан психике. Так, А.Адлер считал, что с первых двух лет жизни ребенок находит свое собственное «Я» и начинает свое восхождение к соответствующей этому «Я» конечной цели [4, с.130]. Э.Эриксон полагал, что «Я» возникает уже на первой стадии жизни ребенка: от рождения до 1,5 лет [5, с. 142]. Согласно последним данным, «Я» как самосознание и собственно сознание возникают одновременно [5, с. 9], и поэтому возникновение «Я» и осознание себя как «Я» суть разные этапы становления личности. До появ­ления рефлексивного «Я» становление идет вне «личностного» участия, это не процесс самоорганизации человеком своего «Я». И лишь с обретением соответствующих психофизиологических, – а это связано с возрастом, – предпосылок, становится «Я» в каче­стве интегрального образа структуры личности. Внешне это выра­жается не столько в осмысленности и отнесении своего поведения к социальному образцу, сколько к рефлексии этого поведения со своим личностным мировоззрением, возникающим в период подростковости и юношества. По Эриксону, основной признак подростковости и юности – поиск самоидентичности. Именно на этом этапе становления личности возникают всякого рода сложности в органи­зации субъективной деятельности и именно с тем социальным обра­зом, который вменялся в процессе социализации (идентификации). В это время начинается сложный период рефлексивной работы по выбору адаптивной стратегии социализации. А это значит, что возникают новые целостные, сугубо личностные аксиологические функции (установки) индивида.

Так, согласно Ж.Пиаже, в возра­сте 12-14 лет наблюдается резкий спад психической активности в освоении окружающего мира. Вероятно, он может быть связан с от­сутствием адекватной внутренней установки более высокого ранга, необходимой в качестве механизма интерпретации и интериоризации усложнившихся требований внешнего мира к нему. Не зря, по мне­нию группы американских психологов, авторов работы «Развитие личности ребенка», на возраст 12-14 лет перепадает наиболее трудный, с точки зрения организации характера, или, точнее, его временной конфигурации – концепции индивидуальности, период, поскольку происходящие психологические и социальные изменения одновременно обусловливают актуализацию новых психологических личностных установок.

Именно эти установки, выражающиеся в качестве таких акси­ологических функций, как долг, новый уровень бытия установки на свободу – справедливость, формируют у индивида чувство само­идентичности, связанное с возникновением мировоззрения. Рефлек­сия своего «Я» как определенной концепции индивидуальности, то есть понимание своего мировидения и мироощущения представля­ет собой следующий качественный скачок в процессе становления личности, ибо он связан с осмыслением своих целей как «Я хочу» и средств их достижения как «Я должен и я могу». С этого мо­мента наступает подлинная самоорганизация «Я», подлинное стано­вление личности по ею самой выбранной интенциональности. Одно­значно программировать поведение личности уже невозможно. Оно никогда не будет укладываться в социальный образец. Это, ско­рее, будут различные адаптивные стратегии: адаптация путем аккумуляции ситуации; путем ухода из проблемной ситуация; неприятия ситуации; путем преобразования проблемной ситуации; путем сохранения проблемной ситуации и приспособления к ней.

В чем причина такого рода разбросов стратегий, не совпада­ющих с социальным образцом? Прежде всего это связано о тем, что собственное бытие индивида теперь рефлексируется и сопоставля­ется (оценивается) с поведенческой линией, предписываемой образ­цом. В их сопоставлении и рождается собственная установка как личностная ценность, как результат самоидентификации, причем, включающая в себя различные варианты как вновь образованной установки, так и различные модусы уже сложившихся. Так, скажем, восприятие себя «свободным выбирать» не означает, что свобода как аксиологическая функция проявится в качестве таких черт характера, как решительность, смелость, умение владеть обстоя­тельствами и отсутствие боязни новизны. Относительная обособ­ленность индивида, которая как раз и рефлексируется как некото­рая субъективно замкнутая реальность своего «Я», может сопрово­ждаться чувством страха, опасением так и не выбрать, не найти себя, не отождествить себя с каким-то иным целым. Это ведь та же реализация свободы, это то же проявление аксиологической функции свободы, но с иным ценностным знаком, это «свобода от», «негативная» свобода, если употреблять понятие, введенное Э. Фроммом. Такой способ реализации свободы одновременно содер­жательно деформирует установку «на любовь», проявляющуюся уже не в аспекте дружбы, взаимопонимания, взаимопомощи, а в аспекте недоверия к людям, подозрительности, эгоизма в общении.

Тем не менее, одним из важнейших формообразующих личност­ное поведение факторов в этот период становления остается фак­тор возникновения «Я» в качестве самосознания индивидом себя как носителя определенной личностной системы ценностей, лично­стного мировоззрения. Вероятно, что на этом этапе в большей степени структура самой установки (потребность, оценка, эмоци­ональная и когнитивная составляющие) будет детерминироваться эмоциональными компонентами, хотя, разумеется, при адекватном выборе и организация системы социальной адаптации (социализа­ции) возможно и доминирование когнитивных компонентов установки.

При характеристике доминирования эмоционального содержания основных фиксированных установок, определяющих поведение индивида в то время, и происходит формирование «верующего» типа личности, становится «человек веры». В этом плане, возможно, раскрывается и психологический механизм природы некоторых аспектов глубокой религиозности подростков и юношей, в противо­вес, детской религиозности, возникающей как результат идентифи­кации. Доминирование эмоциональной стороны содержания основных аксиологических функций, скрепляемых некоей смысложнзненной целью в зрелом возрасте означает наличие уже экзистенциального типа «человека веры». Он возникает в процессе создания опреде­ленных механизмов социализации в обществе тоталитарного типа, с господством единой идеологии, со всеми присущими ей свойства­ми, о которых речь шла выше. Суть идеологии тоталитаризма со­стоит именно в вере в исключительность «простого человека мас­сы», ублажение которого происходит как раз за счет примитиви­зации высших ценностей и путей их достижения, которые могут быть получены путем подключения к известной организации, дви­жению и т.д. Так достигается «постижение» ценностной истины, блага, спра­ведливости, «достижение» счастья.

Автоматическое «постижение истины», могущей быть здесь лишь феноменом веры, толкает «Я» к приложению максимальных сил на реализацию тоталитарных замыслов. Миллионы таких «Я» растворяются в гигантской массе, толпе, подверженной суггестии и всеобщему подчинению. Такая связь общества и индивида сводит на нет процесс становления личности как внутренней интеллекту­альной работе, связанной с сознательной мотивацией личностной интенциональности поведения, а не «бегством от свободы».

Иначе решает экзистенциальные проблемы «человек ratio» представитель, назовем его, «интеллектуального типа» – человек убеждений. Характеристика содержания его установок детерминиру­ется когнитивной составляющей. Все его аксиологические функции всегда рефлексируются: смыслообразующая доминирующая установка избрана сознательно как ценностная доминанта. Такой тип лично­сти формируется в условиях демократических структур власти и хорошо отлаженной, соответствующей общественным потребностям, системы воспитания и образования.

Определяя социальные структуры в качестве общих условий становления личности в аспекте социализации, мы никоим образом не хотим сказать, что «религиозный», «верующий тип» и «интел­лектуальный тип» характеризуются различными объективными оцен­ками «против» и «за». Единственным критерием оценки может быть только поступок и определенная система диагностики ведущих по­требностей человека, однозначно указывающих на ведущую эти по­требности установку. Вера (неверие) в качестве фундаментальной стержневой аксиологической компоненты всех структур личностного «Я», а также ведущий и интеллектуальный типы даны в творчестве Ф. Достоевского в таком многообразии оттенков, который, пожа­луй, не сыщешь более в литературе. Здесь и вера, питаемая альтруистической любовью и совестью Алеши Карамазова, жертвен­ная вера Сони Мармеладовой, интеллектуальная «вера» Версилова, вера долга старца Зосимы, интеллектуально-иезуитское неверие Федора Карамазова, животно-инстинктивное неверие Смердякова, философское неверие Ивана Карамазова и Кириллова в «Бесах».

Наиболее точно характер потребностей человека, – считает Н. Рейнвальд, – отражается в том, что является для индивида подкреплением. По тому, что именно приносит индивиду удовлетворе­ние, что доставляет ему радость, можно безошибочно судить о его мотивах, следовательно, и выраженности основных личностных ус­тановок [3, с. 149]. В относительной силе подкреплений выражается также и иерархия установок, то есть структура конкретной личности. К 15-17 годам, как полагают психологи, снова наблюдается рост самоуважения, устойчивыми становятся самооценки [6]. Объяснить это можно лишь завершением формирования и фиксацией установок в качестве аксиологических функций, а также выделением детермини­рующей установки в качестве непосредственно мотива поведения (поступка).

Человек к этому времени обретает устойчивую интенциональность, означающую возникновение характера. В дальнейшем, в ходе интериоризации ценностей общества, когнитивная составляющая установок может изменяться, подвергая изменению содержание ак­сиологических функций, что внешне выражается в смене оценок личностью тех или иных областей и объектов реальности, что при­водит к изменению и самой иерархии личностных установок, соп­ряженных с перестройкой концепции индивидуальности или, что то же, перестройкой характера. Одновременно возможны различные метаморфозы, когда «человек веры» может трансформироваться в «интеллектуальный тип», а «человек убеждений» в ходе разрушения мировоззрения вновь обретает веру, поклоняется, не рефлексируя их, определенным идеалам.

Изменения внутренней жизни индивида, о которых только что шла речь, имеют общую основу. Они связаны с физиологическими и психологическими процессами становления человека как социаль­ного существа.

Интериоризация же социального опыта в процессе становления характера происходит на разных уровнях психологи­ческого становления по-разному. Если в процессе возникновения личностной концепции индивидуальности (12-14 лет) становление связано с активным, деятельностным выявлением личностных аксиологических функций», что связано, вероятно, с недостаточным уровнем насыщенности когнитивными составляющими тех установок, которые лежат в основе характера личности, то в более зрелом возрасте, когда формируется достаточно сложные установки – чувство «Я», становление происходит с учетом уже имеюще­гося знания, которое активно осознается как личностный опыт и входит в качестве основного звена в структуру установки. Уста­новка эмоционально и когнитивно насыщается, рационализируется и превращается в чувство, что качественно ее преобразует, одно­временно означая новую ступень формообразования личности. Представляется, что становление фундаментальных личностных установок на каждом из этапов становления образует некую новую целостную концепцию индивидуальности.

Как человек узнает, что такое свобода и стыд, страх и любовь? Только в процессе индивидуального освоения внешних по отношению к нему ценностей – норм, стандартов, императивов об­щества. Но, чтобы эти внешние ценности стали его внутренними, они должны быть экзистенциально пережиты и осознаны, а, следо­вательно, стать потребностью, быть оценены и в качестве аксио­логической функции проявлены в поступке.

Мы уже говорили, что определенный тип внутренней органи­зации личности, – не путать с типом внутренней содержательной характеристики направленности («верующий» и «интеллектуальный» тип), – в той или иной степени определяется господствующими в обществе системами ценностей. Как правило, таких систем ценностей, – господствующих идеологем или мифологем, – несколько. Они-то и определяют энтропийные характеристики развития соци­ума и, одновременно, представляют собой источник динамических изменений как основных мировоззренческих компонентов (содержа­ния) установок, так к источник стабилизации (фиксирования) этого содержания. Это означает, что становление мировоззрения личности как самоорганизация собственного «Я» испытывает как бы «двойную» нагрузку. Во-первых, на стадии формирования миро­воззрения, а это, согласно Э. Эриксону, происходит в промежутке 17-20 лет, установки возникают не в результате усвоения соци­альных образцов и идентификации, а рождаются изнутри, по логи­ке внутренней жизни индивида как динамическое противоречие требований, предъявляемых обществом индивиду, и переживания им этих требований как драмы, скажем, свободы своего «Я». И, во-вторых, становящаяся личность перманентно испытывает давление со стороны не только идеологии, но и того образа жизни, который данная идеология демонстрирует в качестве наличных материальных и духовных ценностей.

Поэтому, когда мы говорим о становлении личности, это не означает, что с формированием структуры лично­сти как системы устойчивых психологических образований (устано­вок) и характера как внешнего их проявления, завершается и ста­новление мировоззрения.

Под влиянием внешней среды – источника информации и дейст­вительных жизненных ситуаций, в которых пребывает человек, идет постоянный внутренний процесс «переоценки ценностей». Л. Фестингер назвал его когнитивным диссонансом (наличие в сознании противоречивых знаний). Результатом подобного диссонанса может быть либо, например, принятие «идеологии массы», либо ее активное неприятие, в результате получения личностного решения тех или иных мировоззренческих проблем по всему аксиологическому спектру фиксированных установок. В результате мы можем получить три варианта личностных типов направленности и, следовательно, три варианта структуры личности.

Во-первых, это будет тип «беглеца от свободы», тип потре­бителя и обывателя, ориентирующегося на стабильность социума по всему вектору его проявленности: экономическом, политическом, идеологическом, духовном. Во-вторых, мы будем иметь творческий тип, ориентирующийся на постоянную и динамичную ревизию осново­полагающих ценностей общества. Вероятно, что этот тип личност­ной направленности будет представлять собой меньшинство. В-тре­тьих, это будет ананкастический внутренне и маргинальный (про­межуточный) внешне тип разрушителя.

Вероятно, что подобные типы личностной направленности более характерны для нестабильных политических систем – демократичес­ких, не имеющих глубоких традиций в правовой и гражданской сфе­рах. В демократических обществах, где традицией закреплены ос­новные социальные ценности, обеспечивающие устойчивое воспроиз­водство основных типов социабельности людей, одновременно соз­даются условия нейтрализации возникновения в массовом масштабе маргинальных типов личности. И здесь встает проблема между «мас­совым обществом» и его массовой психологией и проблема станов­ления, формулируемая в суждении: как выйти за пределы примитив­ных утилитарных и прагматических рекомендаций в выборе ценностей жизни?

Если сослаться на опыт западноевропейских стран, то это достигается за счет социального регулирования сферы внешнего контроля (насаждения «культуры стыда») и одновременно развития то­лерантности образования при отсутствии толерантности в сфере морали (культивирование «культуры вины») [7, с. 283]. С одной стороны – культивируется внешний характер одобрения и порицания членов общества, с другой – культивируется «суд совести», не завися­щий от суда массы; Если « sham culture» «достигается за счет социального образца, то «guilt culture» обеспечивается при­верженностью к христианству, его нравственным заповедям. При наличии подобных, одновременно существующих, тиражируемых и рекламируемых способов социализации индивида, осуществляется достаточно эффективный вариант становления содержания основных мировоззренческих установок, при этом моделируется ситуация самоорганизации индивидом своего личностного «Я».

Становление же личности в условиях явно выраженного от­сутствия одного из компонентов обеспечивает энтропийный харак­тер социализации, воспроизводящий, как правило, маргинальный тип личности, со всеми присущими ему личностными структурами, детерминируемыми «национальной» психологией и «национальным характером».

С момента осознания себя как «Я» индивид не перестает стремиться к самопреобразованию. Система ценностей, предъявля­емая ему со стороны общества, формирует внутреннюю установку на их принятие или непринятие. Возникает установка, аксиологически данная личности как долг. Если система требований (нрав­ственных) со стороны внешних условий становления соответствует и гармонирует с уже имеющимися структурами личности, то уста­новка «на долженствование» выступает стимулом самоактуализации иных установок, к саморазвитию характера в направлении реализа­ции установки на смысл бытия. В противном же случае, то есть самонепринятие внешних условий становления как реализации уста­новки на долг ведет к диссонансу, сложной внутренней работе по перестройке своего мировоззрения, коррекции своих поступков и черт характера. И в том, ив другом случае возникает сложное системное психологическое образование, связанное с проявлением самооценки, оценки жизни и себя в ней.

При удовлетворительном решении для себя этой проблемы, а оно возможно при утверждении к принятию личностью определенных нравственных норм добра, зла, справедливости и т.д. как своих собственных, мы имеем явную тенденцию к саморазвитию. В против­ном случае, если задача самостоятельно неразрешима, не есть ре­зультат внутренней драмы смыслообретения ценности собственного бытия, возможны либо конформистский вариант самоактуализации, либо возникновение установки собственной неценности (неполно­ценности).

Можно предполагать, что само преобразование, связанное с личностным прогрессированием, включает в себя все три варианта решения проблемы на смысл, связанной с актуализацией и домини­рованием установки на долг. Вероятно, что чувство уединения доступно и известно практически каждому человеку на протяжении его жизни. Именно анализ уединения может быть и рассмотрен как состояние решения данной проблемы. Уединение, на наш взгляд, и есть то состояние индивидуального существования, когда и проис­ходит «качественный скачок» из одной формы становления в другую. Уединение, как бытие «с самим собой» (В. Розанов) – это «узло­вая линия» меры становления как личностной структуры, так и формы способов ее внешней актуализации.

Уединение не есть некое временное внешнее состояние чело­веческого духа. Это есть его постоянная характеристика как акт творческого созидания своего внутреннего «Я». А оно творится лишь наедине с собой. Из уединения как акта внутреннего пережи­вания конфликта ценностей возникает вера, вырастает потребность в самоутверждении как стержневая интенция человека, обретшего смысл жизни, любовь и идеалы, которым индивид поклоняется. Из уединения, превратившегося в одиночество, вырастает страх, безверие и смерть как результаты невозможности решить проблему выбора человеком своего личностного смысла жизни. В акте уеди­нения строится и разрушается личностная структура ценностей, но здесь же она и обретается. Говоря об уединении» мы никоим образом не отождествляем его с отрывом человека от мира, разор­ванностью его бытия от ценностно-смысловой сферы реальности. Это не изоляция, то есть это не одиночество. Уединение – это личностный акт созидания «своего смысла», проявляющегося в ак­туализации той или иной аксиологической функции, или же его распад и созидание нового, и так вплоть до конца человеческого существования.

Уединение – это всегда диалог с самим собой, разворачиваю­щийся как сопоставление (оценка) своего поступка и поведения с неким эталоном, критерием, личностно признанным в качестве ценности и служащим для определения собственного поведения как ценностного или неценностного. Уединение – это онтологическая форма развертывания личностной структуры, условие ее постройки и перестройки.

Внутреннее осмысление (интеллектуальный тип) и переживание («человек веры») проблемы строится в процессе «внут­реннего диалога» (М. Бахтин) «Я» и общества. Результатом это­го диалога, вероятно, и являются установки к самопреобразова­нию, рефлексивно, в аксиологической форме данные как интегральное чувство счастья человека.

Счастье – это и есть аксиологическое измерение смысложизненной цели, интенциональная интеграция структуры личности, фундаментальная установка смысла жизни. Она может интегрировать различные варианты структуры личности, различные по содержанию и иерархии. Так, формой выражения счастья могут быть служение долгу (Сенека), смирение и послушание (Иисус Христос). Одновременно, счастьем может быть свободное развитие личности и ее ответственность перед собой и другими (И. Бентам, Эпикур). Сча­стье может быть и не в удовольствии» и не в страдании (С. Киркигор), а в творчестве (Ф. Ницше) и борьбе (Че Гевара). Одним сло­вом, счастье как смысл жизни, точнее, как его аксиологическое выражение интегрирует различные аксиологические функции личности при решении главной задачи на бытие.

Основополагающие экзистенциальные установки «на жизнь» и избегание смерти актуализируют возникновение различных иных психологических аксиологических образований, ведущих к само­тождественности индивида, обретению им своей уникальной формы и содержания, то есть личности. Однако личность не только всегда завершенная и фиксированная система установок, но и процесс и возможность их обновления, перестройки содержания и их переструктурирования, происходящий по причине как внешних детерминаций, так и внутренней субъективной «логике» личност­ного становления. Поэтому на протяжении всего жизненного пути человека, его судьбы, как диалектического единства личностных смыслов и ценностно-смысловой сферы бытия, человек остается в поиске оптимальных стратегий социализации и индивидуализации. И лишь в смерти человека обнаруживается предельная форма смысла его индивидуального бытия, полученного в результате соотнесения личностной стратегии поведения и тех мировоззренческих, аксиоло­гических структур, которые ее направляли, с господствующими со­циально-историческими ценностями.


 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. – 218 с.

2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. - Ереван: Изд-во АН АССР, 1988. – 124 с.

3. Рейнвальд Н.И. Психология личности. - М.: УДН, 1987. – 187 с.

4. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1986. – 344 с.

5. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983. – 286 с.

6. Развитие личности ребенка. - М.: Педагогика, 1987. – 168 с.

7. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. - М.: Политиздат, 1991.