Трофимюк В.К.

САМОПОЗНАНИЕ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ДУХОВНОМ НАСЛЕДИИ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ

 

У статті здійснюється спроба реконструкції філософської концепції взаємозвязку самопізнання і сенсу життя людини у духовній спадщині Григорія Сковороди. Акцентується увага на значущості та актуальності духовних ідей українського філософа з виходом на сучасний стан загальносоціальної кризи цивілізації.

 

Трофимюк В.К. Самопознание и смысл человеческой жизни в духовном наследии Григория Сковороды

В статье осуществлена попытка реконструкции философской концепции взаимосвязи самопознания и смысла жизни в духовном наследии Григория Сковороды. Акцент сделан на значимость и актуальность духовных идей украинского философа с выходом на современное состояние общесоциального кризиса цивилизации.

 

Trofimuk V.K. The self-cognition and the sense of human life in the spiritual legacy of Gregory Skovoroda.

In the article the attempt to reconstruct the philosophical conception of intercommunication of self-cognition and the sense of life is carried out in the spiritual legacy of Gregory Skovoroda. An accent is dwelt on the meaningfulness and actuality of spiritual ideas of the Ukrainian philosopher with an output on the modern state of generalsocial crisis of civilization.

 

 


Непременной составляющей нашего времени – времени общесоциального кризиса цивилизации – является усложнение всех форм человеческого бытия. Научно-технический прогресс, компьютерная революция перестраивают сознание человека, изменяя его мышление и отношение к вечным духовным ценностям: добру, любви, свободе, справедливости, совести, солидарности и единению народов. Самодовлеющие в обществе вещные отношения, их превращение в определяющий фактор бытия людей, а также продолжающий свое существование отчужденный труд, распространение «массовой культуры» в широких масштабах, разрушают систему целостного мировосприятия и миропонимания человека. Происходит сложная смена жизненных установок, убеждений и ценностей.

Сегодня человек погружается в «цифровой», «информационный», «количественный», «вещный мир», с его вещным сознанием, с его чисто потребительской гонкой, где все меньше и меньше остается места для духовных, нравственных и эстетических ценностей. Следствием такой жизнедеятельности является реализация антигуманной «программы», нацеленной на выполнение людьми обезличенных функциональных ролей, подчиняющих их дух, волю, разум и чувства и лишающих личностного поведения и сознательного саморазвития.

Ныне происходит массовое «расчеловечивание» человека; будучи уловлено потоком вещно-потребительской цивилизации, большинство людей отказывается познавать себя. Итогом такого незнания себя, утраты самого себя в противоречивом и раскалывающемся мире, являются ложные жизненные смыслы и цели, с их безумной жаждой наживы и апологией стяжательства, а также случайный и прагматичный выбор профессии, неполнота или искажение всех основных, в том числе, семейных и общественных проявлений человека.

По существу распространяемое «расчеловечивание» человека, потеря нравственных основ его бытия, ведут социальный мир к вещно-потребительской техногенной цивилизации, – «гавани» телесной, внешней, к кажимости жизни. Все больше людей оказываются в перевёрнутом мире с ограниченным, самозамыкающимся, отчужденным, «вещным», «лоскутным» сознанием, низким по качеству мышлением. Результатом такого отчужденного сознания является по существу не обретение жизненного проявления, а потеря эволюционных возможностей своего истинно человеческого предназначения, а потому и Богочеловеческого Преображения.

Поэтому проблема самопознания и смысла человеческой жизни на сегодняшний день чрезвычайно актуализируется всем ходом социально-экономических, политических, психологических, антропологических, общекультурных и цивилизационных изменений, имеющих место в жизни современного социума.

Концепция человеческого самопознания Г.Сковороды берёт своё начало из философско-психологической традиции западноевропейской духовной культуры (с Сократа) и греко-византийской (в том числе, гностической её ветви). Именно Греко-византийская духовная культура и была воспринята нашей отечественной культурой в её позитивно-эволюционном содержании, в высоких целях и ценностях. У Г.Сковороды идея самопознания является центром всех его мировоззренческих интересов, практической целью всего его жизненного пути.

Идее самопознания и проблеме смысла жизни человека Г. Сковорода отводил особое место в своих философских размышлениях, духовных собеседованиях и педагогической практике. Первая выступает у философа как непременное условие истинного пути познания. Проблема самопознания находит свое отображение в его трактатах «Наркисс», «Асхань», во многих письмах, баснях и духовных песнопениях.

Смысл жизни в учении украинского философа выявляется в самопознании и самосовершенствовании, в раскрытии человеком самого себя. Конечно, эта самореализация человека предполагает возвращение к глубоким основам его существования. В таком возвращении человека к самому себе и раскрывается стратегия человеческой жизни, его внутренний мир. Именно отсюда и проистекают «сердечная веселость», сердечная радость и «душевная мощь». Это и есть основа для глубоко выверенного внутреннего равновесия и спокойствия, одухотворения души, устремленной мысли, развития любящего сердца.

Чтобы раскрыть основные положения идеи самопознания у Г.Сковороды, необходимо опереться на его «глубокий и бесстрашный антропологизм» [5, с.492]. Именно антропологизм есть основная идея всего философского наследия мыслителя. «Познание возможно только через человека… Человек в своем сердце должен найти последний критерий, основание познания и жизни. Единственная истинная жизнь – человеческое сердце – есть инструмент этого познания» [1, с.74]. «Не разгадав себя, человек не может ничего понимать в окружающем; разгадав же себя до конца, человек проникает в самые глубокие тайны Вселенной» [5, с.492-493]. Человек есть микрокосм и вся Вселенная присутствует в нем сполна.

Для украинского Сократа всякое познание выступает в существе своем и в основе своей, как самопознание. Самопознание для мыслителя есть центральный вопрос всего философского учения о человеке: «Один труд…познать себя и уразуметь Бога. Ведь истинный человек и Бог есть тожде» [5, с.494]. Высшей целью жизни Г. Сковорода считал познание человеком Бога, который через человека самого себя видит. Это своеобразные «глаза Господни», и в них спрятано наивысшее видение. Эти глаза, которые сами себя видят, глаза самопознания мира посредством человека. Этот глаз назван философом «преблаженным», «вечно сияющим». «Господь видит человека тем же оком, каким человек видит Господа. Это есть наиболее глубокая, настоящая обратная связь, которая только и может быть в мире» [См. 3, с. 72-75].

Следует особо отметить, что самопознание в истории философии долгое время вообще не раскрывалось «как качественный переход человека с одного уровня сознания на другой, высший, принципиально новый» [3, с.73]. Однако в патристике уже совершаются философские поиски постановки вопроса о возможности восходящего развития сознания. Чтобы реконструировать духовную жизнь, была введена аллегория «пути». Конечно, это введение осуществлялось в рамках теологии. Г. Сковорода принимает эту аллегорию к процессу самопознания. «Жизнь наша, не путь ли есть»; «Узнай прежде себе, не броди по планетам и по звёздам. Воротись домой» [4, с.135]. «Путь домой» Г. Сковорода истолковывает в виде аллегорического изображения души, пребывающей в поисках вечного и несокрушимого – «Петри», этого камня непреходящих ценностей. На нем человек строит мощную опору своего бытия, «землю посреди воды».

Возвращение человека к самому себе из его внешнего мира к сущности своего существования, передаётся в образе мистического кольца: здесь – бытийственное Начало Вселенной, которая сама себя понимает, осознаёт через человека. Кольцо обозначает их тайную связь. Именно образ змея, свернутого кольцом и имеет острый взгляд, является метафорическим олицетворением самопознания, «самовидения» мира.

Глубокое осознание единства человека и мира, или микро- и макрокосма, помогает Г. Сковороде понимать смысл жизни в отношении к его цели. В беседе с М. Ковалинским он говорил: «Я верю и знаю, что всё то, что существует в великом мире, существует и в малом, и что возможно в малом мире, то возможно и в великом мире, по соотвествованию оных и по единству всеисполнения исполняющего духа» [5, с.493]. Философ разделял смесь единства природы непорочной и тленной в малом мире – сердце, чтобы провести свою волю в свою жизнь «неподтопленной», чтобы добыть себе свободу мыслить, определить смысл жизни и находить в этом «веселие духа». Во всем этом стремлении Г.Сковорода и видел настоящее счастье человека.

Основы формирования смысла жизни человека приобретаются и укрепляются через самопознание. Рано или поздно, но человеку приходится расставаться, как и Христу, с тем миром, в котором он оказался. Сковорода, как и Платон и Плотин, понимал неистинность физического мира, при этом он указывает на придуманные земные ценности, уводящие человека от основ формирования смысла жизни. Через духовное напряжение, духовный экстаз человек возвращается к своей бессмертной отчизне. Каждый человек в себе есть Христос, и Сковорода задается вопросом: «понимает ли это человек?» Мыслитель как цельный философ, пройдя сам путь к самому себе – к своему Христу, учит этому пути и нас – современников.

Известно, что само возвращение к духовной отчизне у философа предполагает проникновение в три мира – большой, малый и символический мир Библии. Последний, выступает у него и миром, и инструментом этого проникновения. Все три мира, их связь и взаимодействие определяют характер жизни, жизненный путь человека.

Смысл жизни и жизненное предназначение человека – перейти от внешнего, неистинного к внутреннемуистинному. И это дело не может принадлежать к какой-то части человеческого познания, это дело всего жизненного пути. У человека открываются глаза, из «слепого» он становится «видящим». Конечно, «слепота» человека проявляется по отношению к высшим ценностям. Он не видит величия храма, мира в целом. «Видящий» предлагает «слепому»: «Піди додому і вирий зіниці твої, поховані в міху твоєму. Принеси їх сюди. Тоді обновиться тобі храм цей і відчуєш блаженство, сповнишся насолодою» [2, с.312].

Г.Сковорода много писал о том, что нужно быть самим собою, не казаться, а именно быть, при этом, не декларировать, «преподносить» свою искренность, а жить в искренности. Очевидно, что эта искренность украинского философа, – это и честность к самому себе, его требовательность к себе, но честность и требовательность к внешнему миру, людям, живущим в нем.

Смысл бытия человека, по словам самого философа, состоит в том, чтобы быть источником света и тепла, сознания и совести, быть преобразователем, совершенствователем и соучастником всего, что происходит в мире.

Мир современного социума раскалывается на наших глазах: одна, большая часть общества, отрекается от высших моральных и духовных ценностей, другая, малая – сопротивляется общей тенденции дегуманизации общества, выбирая их поиск и обретение, устремляясь в великое эволю-ционное будущее Земли.

Творчество и духовное наследие нашего украинского философа и педагога Григория Сковороды дает нам сегодня по-настоящему великий и счастливый пример применения на опыте жизни силы человеческого разума, силы человеческого духа, проявление истинного богатства нашей национальной идеи.

Григорий Сковорода – величайшая индивидуальность XVIII столетия. Его философия самопознания выросла и развивалась из найредчайшего сочетания свойств его характера, его духовных накоплений. Она выросла с любовью и радостью из самой его жизни, осознанного внутренне глубинного опыта самосовершенствования и внутреннего духовного подвига.

Г.Сковорода величайший подвижник человечества, опередивший далеко своё историческое время. Возвышенная любовь поэта и мыслителя к природе своего родного отечества, к деятельно-духовной жизни органичным образом соединилась с его философскими размышлениями. Богатство и своеобразие философии самопознания и постоянный, глубинный поиск смысла человеческого бытия проистекали из богатства и развитости, утонченности и возвышенности его чувственного мира, из внутренней гармонии его народной души, острого духовного ума и любящего горний мир сердца. Философия самопознания у Г.Сковороды пребывает в синтезе, она глубоко личностна и неповторима – это полыхающий огонь устремившегося к истине мыслителя, поэта, духовного воспитателя своего народа. Она близка душе ищущего «внутреннего человека», идеал которого обрёл и воплотил в своей жизни цельный мыслитель – Григорий Савич Сковорода. Его философия самопознания и обретения духовного смысла жизни «внутреннего человека» жизненна и строительна, она в своём духовном потенциале может и должна участвовать в созидании культуры духа, творящей наше духовное будущее. Она востребована самой жизнью народов славянских, а не фарисеями от политики и идеологии техногенно-потребительской западной цивилизации. Эта философия духовного разума, философия самопознания и самосовершенствования востребована ищущей душой выхода из современного нравственного кризиса. Она востребована возникающим новым человеком, развитой личностью, достигающей духовного синтеза философии, религии, искусства и новой одухотворенной науки. Она востребована и теми людьми из гущи народной, в ком совесть жива и сильна верой в свой народ: нравственным деянием, духовной верой, правдой и любовью к нему.

Философия Г.Сковороды жива мощью культуры духа, величием духовного строительства «внутреннего человека», прошедшего достойно путь, его личного опыта самосовершенствования, опыта жизни. Этот опыт оказывается востребованным в нашей современной жизни. Дни и годы слепого подражания, безусловно, пройдут, того подражания западным образцам «внешнего», неподлинного, тленного (западного) человека, который всё ещё закрывает себе эволюционную дорогу, соскальзывая к эгоистической, техногенно-потребительской цивилизации – хищнику на старой матушке-Земле.

Вся философия самопознания и духовного самосовершенствования Г.Сковороды, как и вся его жизнь, выступают сегодня тем сияющим маяком света, который может во время шторма (общесоциального кризиса нашей цивилизации) выводить корабли – души людей на проверенный курс. Она открывает для нас соотечественников тайну вечного в человеке, она по настоящему профетична, устремлена не к мирским ценностям, но к непреходящим, к вечным, духовным основам, к величию и красоте будущего человека, возвращающегося после долгих блужданий и скитаний, к своей истинной духовной отчизне.


 

Литература

1. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Состав. Б. В. Емельянова, К.Н. Любутина. – Свердловск: Издательство Уральского ун-та, 1991. – 592 с.

2. Григорiй Сковорода. Вiршi. Пiснi. Байки. Дiалоги. Трактати. Притчi. Прозовi переклади. Листи. – К.: Наук. Думка, 1983.

3. Романець В.А. Григорiй Сковорода i проблема людського самопiз-нання: традицii i новаторство //Фiлософська думка. – 1987. - № 3. - с. 71-78.

4. Сковорода. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002 – 224с.

5. Эрн В. Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 592 с.