Попов В.Г.

В.И. ВЕРНАДСКИЙ, H. RAUSCHNING И ТОТАЛИТАРНАЯ ТЕНЬ НООСФЕРЫ

 

В статті доктора філософських наук, професора Попова В.Г. надається нова інтерпретація розвитку ідеї ноосфери та її витоки. Автор аналізує погляди Германа Раушнінга, який намагався осмислити сутність тоталітаризму на прикладі Третього Рейху, та наводить оцінки цих поглядів В.І.Вернадським.

 

Попов В.Г. В.И.Вернадский, H.Raushning и тоталитарная тень ноосферы

В статье предложена новая интерпретация развития идей ноосферы и ее истоков. Автор анализирует взгляды Германа Раушнинга, который попытался осмыслить сущность тоталитаризма на примере Третьего Рейха, а также приводит оценки этих взглядов В.И.Вернадским

 

Popov V.G. V.I.Vernadsky, H.Raushning and the totalitarian shade of the noosphere.

New interpretation of the development of ideas of noosphere and its sources is offered in the article. The author analyses the views of Herman Raushning, who made an effort to comprehend the essence of totalitarianism on the example of the Third Reich, and also estimates these point of view of V.I.Vernadsky.

 

 


Занятная эта тема – ноосфера: и термин – двухкорневой, и содержание – многогранное, и теоретическая судьба – сложная [1]. Само прояснение сути ноосферных процессов – процессов, связанных с эпохой светлого разума и интегрированных им форм эволюции геосферы, биосферы, техносферы и социосферы, – обусловлено не в последнюю очередь интерпретацией отношений и событий, в рамках которых разумная деятельность превращается в существенный фактор развития человечества и противостоит тоталитаризму.

Онтологический статус проблемы тоже размыт. Ноосферная онтология интерпретируется В.И.Вернадским в интервале от факта бытийствующего наличия до проявлений её нарастающей процессуальности. Так 26 августа 1941 года академик отмечает: «Сегодня я ярко чувствую «мировой» стихийный процесс зарождения в буре и грозе ноосферы» [2]. А через три дня пишет в том же «Дневнике», что ноосфера уже есть, существует, присутствует: «Ноосфера, в которой мы живём, – является основным регулятором моего понимания окружающего» [2] (запись от 30 июля 1941 года.) Его размышления о ноосфере сопровождаются оптимистической оценкой перспектив победы сил антигитлеровской коалиции над тоталитарной Германией.

В.И.Вернадский подчёркивает, что понимание ноосферности и тоталитаризма, предлагаемое им, является результатом (фактом) эмпирического обобщения («для меня ноосфера, – пишет академик 6. 10 1941 года, – не фикция, не создание веры, а эмпирическое обобщение» [2]). Факты такого рода привлекают внимание как сигналы, указывающие на некий исходный пункт экспликации не до конца прояснённого содержания самой гипотезы, эвристические аспекты которой требуют дальнейшей герменевтической проработки и ввода их в научный оборот. К примеру, в восемнадцатую годовщину гитлеровского путча В.И.Вернадский даёт парадоксальную (с точки зрения упрощённой политкорректности) и эвристичную (для проблематики ноосферы) оценку деяний нацистского фюрера: «Память о Гитлере останется навсегда как о человеке, сумевшем поставить задачи мирового господства одной расы и одного человека раньше ноосферы – единого царства Homo sapiens, создавшегося в результате геологического процесса» (выделено нами – авт.) [2].

Академик и раньше фиксировал точки соприкосновения (и оценки) текущих политических реалий тоталитарных режимов и их восприятие оппонентами. В особенности его возмущали эксцессы тоталитаризма и преступления его вождей. Однако, даже на этом фоне, запись от 8 ноября 1941 года поражает необычностью её аксиологии. В.И.Вернадский как бы принимает всерьёз, легализует оценку всемирно-историчности деяний одиозного фюрера. – Так ли это и что за этим кроется?

Отношение к Гитлеру В.И.Вернадский высказывал неоднократно. В 1939 году он проявил острое внимание к политике Гитлера, – внимание, окрашенное временными, хотя и актуальными на тот момент, союзническими отношениями СССР и Германии: «Ждут (чрезвычайных? – авт.) событий, – пишет В.И.Вернадский 8 октября 1939 год. – Речь Гитлера производит впечатление. Я не ожидал такой силы Германии. Разгорится ли мировая война во всю?» [4, с.28]. В речи фюрера, изложенной в газете “Правда”, акцентирован призыв Гитлера к своему сталинскому союзнику развернуть совместную «борьбу за мир» так, чтобы в её ходе от «агрессора» (то есть «западных демократий»), как говорится, камня на камне не осталось. Почти в ключе летописания, академик констатирует: «Здесь толкуют о возможности (совместного – авт.) похода на Индию и, возможно, мы переживём крушение Британской империи» [4, с.28]. Вплоть до 1941-1944 годов Владимир Иванович продолжил размышления над вопросами такого рода в контексте проблем ноосферы и дал им определённые истолкования.

Уместен вопрос: что подготовило ход подобных «ноосферных» поисков академика, знакомство с каким кругом идей укрепило его в собственной правоте, и в какой именно? В поисках ответа обратимся к событиям и источникам, которые связаны с парадоксальными оценками В.И.Вернадского 1941 года. Ключевым событием в этом году для него стал майский (1941 года) полет первого заместителя Гитлера по НСДАП Р.Гесса в Англию (Шотландию). При этом для оценки личности А.Гитлера В.И.Вернадский воспользовался критическими работами Германа Раушнинга, который хорошо знал подноготную идей нацистского фюрера [2]. – В записи В.И.Вернадского от 19 мая 1941 года эта оценка увязана с вопросом о том, КТО стоит за Гитлером: немецкие генералы или некий Х-фактор? И далее: «Большинство думает, что мы и наша армия не можем бороться с немецкой <армией>, – отметил академик. – Я думаю, что в конце концов немцы не справятся. Но фикция революционности, которая у нас существует, где две жандармские армии и миллионы каторжников (в том числе цвет нации), не может дать устойчивости»[2].

В числе факторов, делающих положение СССР неустойчивым, академик назвал ГУЛаговское рабство миллионов советских людей, закрепощение колхозного крестьянства «партийцами», политическую диктатуру кучки вождей, названную ими «диктатурой пролетариата», массовые репрессии в стране и тоталитарный характер общества и государства, напоминающий порядки и формы, сложившиеся в фашистской Италии и национал-социалистской Германии 30-х годах. Тоталитаризм, как известно, – явление многогранное и до конца не прояснённое. Инвариантно в тоталитаризме то, что он является системой политического насилия и характеризуется всё охватывающим подчинением значимых сторон жизни общества и личности аппарату власти, возглавляемом тем или иным «вождём» или фюрером. Тоталитарная организация системы общественных отношений опирается на практику многозвенного террора «верхов», на моральную деградацию и подавление «низов», на милитаризацию и бюрократизацию жизни социума. Характеристику тоталитаризма можно продолжать достаточно долго. Говорится, например, о присущей тоталитаризму «мистике государства» и «смещении исторической вины на Другого», о различиях между «деспотизмом» В.И.Ленина и собственно тоталитаризмом И.В.Сталина [5, с.81–82]. И всё же главное о тоталитаризме сообщил, как представляется нам, человек с косой чёлкой и усиками «а ля Адольф Менжу». В обществах подобного типа не надо национализировать имущество людей – достаточно национализировать или «социализировать» (по терминологии А. Гитлера) самих людей [3, с.152-153]. Дословно фюрер поведал следующее: «Поймите, собственность (в классическом смысле слова – авт.) больше ничего не значит. Наш социализм берёт значительно глубже... Зачем нам социализировать банки и фабрики. Мы социализируем людей» [3, с.152, 153]. Гитлер делал заявку на «порядок» (Ordnung), который для поколения В.И.Вернадского был связан с урегулированием, систематизацией, с социальной устроенностью и рациональностью поведенческих и культурных алгоритмов. Немецкой выучке и методичности, привитой прусским учителем, отдавал должное О.Бисмарк – создатель новоевропейской Германской империи. Фюрер, однако, имел в виду иной – антидемократический – тоталитарный порядок.

Оставим пока в стороне большевистскую практику и идеологию, которые, по мнению В.И.Вернадского, деформировали логику и социализма, и становящейся ноосферы. Вернёмся к Герману Раушнингу – писателю и автору ряда работ, среди них – в первую очередь: «Говорит Гитлер» (1941 год) и «Зверь из бездны» (1940 год). В 1932 году будущий писатель вступил в НСДАП и вскоре стал «ближайшим советником Гитлера». Через год Г. Раушнинг отвернулся от национал-социализма и в 1936 году эмигрировал в Швейцарию, затем в Англию (а в 1948 году в США). В эмиграции он издал серию талантливых критических работ о нацизме. За разоблачение политических взглядов Гитлера Г.Раушнинг был включён в розыскной «чёрный список» Г.Гиммлера для последующих репрессий [6, с. 394].

Академик ознакомился с текстами H.Rauschninga в оригинале. На языке оригинала – латиницей – его фамилия упомянута и в «Дневнике» В.И.Вернадского за 1941 год, что, возможно, притупило внимание комментаторов текстов академика и затормозило изучение соответствий «Вернадский – Раушнинг». (Упоминание нами книги Г.Раушнинга в статье 2003 года стало в ноосфероведении, возможно, первым [1].) Не исключено, что содержание работ Г.Раушнинга помогло прояснить В.И.Вернадскому эзотерическо-тоталитарную идеологию Гитлера, скрываемую последним не только от зарубежных читателей «Майн Кампфа». (Фюрер, подобно Г.Гегелю, вообще не любил переводов.) Как это нередко случалось в тоталитарном мире, действительный смысл доктрины был скрыт и от рядовых членов его собственной партии. Тайный комплекс идей гитлеризма стал доктриной для посвящённых (фюреров), служил в роли своего рода подсознания нацизма. Он «никогда не омрачал», по признанию фюрера, мыслей простых однопартийцев, но демонстрировал «нужным людям» подноготную его идеологической и политической кухни [2, с.49].

Характерно, что как и В.И.Вернадский, Г.Раушнинг употреблял понятие (и термин!) тоталитаризма применительно к гитлеровскому режиму, хотя сам фюрер предпочитал в этом случае характеристику авторитарности. Спектр подобных фактов и идей, обнародованный Г.Раушнингом, позволил Владимиру Ивановичу конкретизировать представления о ноосфере и её тоталитарной «тени», пролить на них дополнительный свет методом, так сказать, от противного. В частности, и концепции ноосферы, и эзотерической доктрине «нового социального порядка» свойственно внимание к будущему, то есть акцентированная прогнозно-футурологическая направленность. Это – во-первых. Во-вторых, модели ноосферы В.И.Вернадского и эзотерической доктрине фюрера присущ, хотя и в различной степени, своего рода технолого-конструктивистский методологизм схемы: фазово-сценарная структура разрабатываемых прогнозов, выделение привилегированного носителя исторического импульса в качестве логической доминанты схемы, известный нормативный нигилизм в отношении событийной повседневности. Опираются они, в ряде случаев, на внешне близкие терминологические конструкции, которые в ходе конкретизации могут наполняться расходящимся или контрастно-несовпадающим смыслом. Возьмём к примеру термины «геология» и «геологический». «Научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создаёт особое состояние геологической оболочки – биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние – в ноосферу» [2], – пишет академик 09.03.1941. В последней, небольшой по объёму, прижизненной публикации В.И.Вернадского «Несколько слов о ноосфере» (1943-1944 год) термин «геология» – «геологический» употреблён 28 раз. (А в иноязычных конкретизациях и эквивалентных конструкциях – на порядок больше, то есть с плотностью значительно большей, чем в «Записях» академика 1932-1941 годов.) Здесь Владимир Иванович с кем-то полемизирует, обращается к идее геологического как к понятийному противовесу в отношении концепции, ему чуждой. В работе Г.Раушнинга Владимир Иванович Вернадский мог встретить протокольную запись и «геологической» лексики фюрера: «Подобно тому, как в начале новой геологической эры крушение огромных материковых глыб изменяет весь ландшафтный порядок, как вздымаются горы, разверзаются трещины и возникают новые равнины и моря – так весь европейский порядок будет сметён гигантскими крушениями и извержениями», – возвестил Гитлер узкому кругу приближенных в октябре 1933 года, диссонируя при этом распространённому мнению о его вульгарно-одностороннем биологизме (витализме, био-расизме, социал-дарвинизме, в том числе, и о тезисе: «Германия должна стать биологически завершенной» [3, с. 37]) мышления. – «Чтобы сохранить себя в эту эпоху всемирных перемен, чтобы не сдвинуться с места и не перевернуться вниз головой – нужно стать твёрдым, как геологическая платформа» [3, с. 94], – пояснил Гитлер. Геологическое, био-историческое и социальное здесь не только сближено, но как бы спресованно, наложено друг на друга, в карикатуре являя параллель диалектики схемы гео-, био- и ноосферо-генеза по-Вернадскому. Академик же (в рамках близкой ему термиологии) как бы полемизирует с превращёнными принципами концепции тоталитарного мироустройства подобного рода.

Как бы то ни было, проект организации «нового социального порядка» сопрягался у Гитлера иногда и со схемой всемирных переворотов на подобие геологических катаклизмов. Аллюзия подобия свидетельствует в пользу версии подспудного смысла геологической терминологии текстов как В.И.Вернадского, так и А.Гитлера. В рамках темы интерес представляет эвристика мысли А.Егазарова (издателя и автора предисловия к русскому переводу работ Г.Раушнинга), согласно которой в тоталитарном миропонимании конструкция нового мира инверсирована в сравнении с научными представлениями о нём. В схематике тоталитаризма, «в отличие от работы Природы, юная Вселенная СОЗДАВАЛАСЬ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ (выделено нами – авт.) Она совершалась как бы, начинаясь «от своего венца, человека, до новых космогоний в конце» [8, с.13]. Отсюда вопрос: не скрыты ли у идеологов тоталитаризма за геологической терминологией подобного рода альтернативные версии (избирательные посылки, модели и сценарии) социо-космогенеза, открывающие путь к тайне конструкции их мироустройства: к его центру тяжести, к генотипу и субъекту социально-исторических преобразований – «хозяину жизни» нового тоталитарного мира.

В начале – о геополитических грёзах фюрера и их учёте в записях В.И.Вернадского и в гитлеровской модели глобального тоталитаризма в нацистской «Dritten-Reich-Sphäre». Конечно сегодня – пост-фактум – замыслы фюрера кажутся банально-известными в подробностях. Другое дело – политическая теория и практика конца 30-х – начала 40-х годов двадцатого века. Именно с ними столкнулся теоретик ноосферы. Обратимся поэтому к прояснённым в книге Г.Раушнинга контурам «социо-гео-политического» порядка, который планировал Гитлер – к грядущим переменам политико-географического ландшафта человечества, которыми интересовался В.И.Вернадский. В числе этих проблем – геополитические интересы Советского Союза, включение осенью 1939 года в состав СССР западной Украины и Белоруссии, война с Финляндией, советизация Прибалтики, геополитические притязания Германии в отношении Польши и Украины, попытки нацистов найти союзников в окружении гетмана Скоропадского... Они отражены в дневниковых записях В.И.Вернадского [2], [4], из которых следует, что, хотя академик мыслил глобально, судьбы Восточной Европы его волновали прежде всего.

Объявление геополитических новостей фюрер всегда начинал с восточно-европейского региона, который намеревался превратить в показательный полигон нацистского переустройства мира. Преимущественно славянская Восточная Европа непосредственно соседствовала с сердцевиной Великогерманского (Третьего) рейха, представляла непосредственный центр сопротивления гитлеровской экспансии и препятствовала дальнейшим шагам по превращению остального мира в потенциальную жертву Третьего рейха. На начальном этапе нацистского господства фюрер и его рать планировали разрешить (и разрешили!) собственно германские политические проблемы: трансформацию институтов веймарской буржуазно-демократической Германии в корпоративные формы тоталитарного (нового) порядка по национал-социалистическому проекту. Г.Раушнинг напоминал, что территориальные задачи восточной политики, согласно намёткам гитлеровского министра Р.-В.Даррэ, включали возвращение Германии провинций, утраченных ею после первой мировой войны и превращение её на этой основе в империю будущего – «Третий рейх». Территориальный реванш планировался гитлеровцами за счёт захвата свободного города Данцига (председателем-президентом сената которого и был в начале 30-х годов Г.Раушнинг), литовской Клайпеды (Мемеля), польских Силезии и Поморья и, заодно, на западе – французских Эльзаса и Лотарингии. Таким образом, в центре новообразованной мировой империи возникал территориально-политический костяк – «железное ядро», метрополия государства-гиганта. Чехия и Моравия служили бы её составными частями. Далее предполагался захват «малых и средних несамостоятельных государственных образований» [3, с.42]. В число несамостоятельных (марионеточных) государств нацисты зачислили: прибалтийские государства, средних размеров Польшу, рассечённую на мелкие этнографические области и отделённую от Балтики, более крупную Венгрию, разобранные на составные части Сербию и Хорватияю, уменьшенную Румынию, Украину, существующую «в виде нескольких независимых частей, южнороссийские, кавказские государства» [3, с.43]. – Так мыслилось Г.-В.Даррэ будущее Федеративное государство, которое Германия планировала сделать фундаментом своей мировой власти. «На северо-востоке – границы Финляндии, на юго-востоке границы Георгии (Грузии)» [3, с.42-43].

А.Гитлер одобрил намётки Р.-В.Даррэ, но призвал не мелочиться. Во всяком случае, реализацию нацистской геополитической программы и он намечал по схеме «Drang nach Ostеn»: «На востоке нам нужно господствовать до Кавказа или до Ирана включительно», – согласился фюрер. На западе его больше привлекало французское побережье Атлантики. – Кроме того, ему были «нужны Фландрия и Голландия. И, прежде всего, нам нужна Швеция» [3, с.101], – заявил Гитлер. Геополитические экскурсы фюрер начинал с осевого центра нацистских преобразований. – «В центре я поставлю стальное ядро великой, скованной в неразделимое целое Германии, – заявил фюрер. – (В нём будут полностью германизированные – авт.) Австрия, Чехия и Моравия, западная Польша. Блок из сотен миллионов человек, нерушимый, без трещин и без инородцев» [3, с.103] – «Когда я верну Германии славянские области, я позабочусь о том, чтобы немцы со временем не выродились в славян» [3, с.97], – многозначительно добавил он. «Затем – Восточная федерация. Польша, государства Прибалтики, Венгрия, балканские государства, Украина, Поволжье, Грузия» [3, с.103], – вещал фюрер. Это – «федерация, – но конечно, не наши равноправные партнёры, а союз вспомогательных народов, без армий, без самостоятельной политики, без самостоятельной экономики. И никому не будет поблажек, – даже тем, кому я симпатизирую. Даже Венгрию я не стану восстанавливать в её прежних границах. Я не делаю различия между союзниками и противниками. Время малых государств прошло» [3, с.103], – продолжал Гитлер. «Восток – наше большое поле экспериментов, – сообщил он избранным. Именно «здесь возникнет новый европейский социальный порядок» [3, с.49].

Читатель Раушнинга понимал и то, что Гитлер стремился создать вокруг Германии, помимо «Восточной федерации», и «Западную Федерацию», включающую Голландию, Фландрию, Северную Франконию, а также – «Северную Федерацию», состоящую из Дании, Швеции и Норвегии [3, с.103]. Книга Г.Раушнинга назвала методы завоеваний Гитлера, которые тот наметил ещё в 1932/1933 годах. – В их числе: блицкриг, внезапные нападения и молниеносные рокировки средств атаки от Запада к Востоку, имея в виду «весь мир». «Он хотел атаковать Англию во всех её слабых местах, включая как Индию, так и Канаду» [3, с.103], – вспоминал (в 1939-1941 годах) Г.Раушнинг. В глобальных планах Гитлер не забыл ни бывших германских колоний в Африке и в Океании, ни будущих нацистских захватов в Азии, США, Канаде и Латинской Америке.

В первую очередь В.И.Вернадского начала 1941 года интересовали планы Гитлера в отношении СССР. В книге Г.Раушнинга эти планы Гитлера конкретизированы в рубриках «Россия: друг или враг?» и «Мы обязаны истреблять (другие – авт.) народы», название которых сказало академику многое. В своём комментарии от 05.12.1941 В.И.Вернадский отметил грани эволюции сотрудничества СССР с Германией до прихода к власти гитлеровцев и после него. Он выдвинул предположение, что так называемые оппоненты Сталина тридцатых годов могли вести «переговоры не с Гитлером, а с германским генералитетом, который много раньше имел у нас – говорили – заводы, и в иностранной политике мы шли вместе <с Германией>. В конце 1920-х годов очень яркая картина сближения <(СССР – авт.) с Германией>. (И только – авт.) антисемитизм Гитлера внёс в это согласие резкую брешь» [3].

Возвращаясь к тезису В.И.Вернадского о Гитлере как человеке, который сумел «поставить задачи мирового господства одной расы и одного человека раньше <создания> ноосферы – единого царства HOMO SAPIENS, создающегося в результате геологического процесса» [2], – следует отметить, что в мае 1941 года живо обсуждался вопрос, кто в действительности стоит за Гитлером – кто является его «кукловодом»? В записи «Дневника» В.И.Вернадского (от 19.05.1941) отмечено: «И.Яковлев считает – мне кажется, ошибочно, – что за Гитлером <стоят> настоящие хозяева – генералы. Всё, что мне пришлось слышать за границей (из иностранных источников! – авт.), говорит обратное» [2]. В.И.Вернадский полагал, что не следует преувеличивать влияние и роль генералитета в тоталитарных обществах. И.В.Сталин на подобный вопрос дал однозначный ответ, когда физически ликвидировал партийных конкурентов, высший и средний командный состав Красной Армии под предлогом, как писали советские и зарубежные газеты, борьбы с «пятой колонной» (версия посла США в СССР Дэвиса. – Смотри об этом записи В.И.Вернадского от 4-5 декабря в «Дневнике» 1941 года [2]). Публикация Г.Раушнинга (и более поздние «Застольные разговоры Гитлера» Г.Пикера [9]) также свидетельствовали, что фюрер был не высокого мнения о своих генералах: «Генералы бесплодны», «я не позволю, чтобы «полководцы» командовали мною» [3, с.23]. Впрочем и «капитаны индустрии» ему были не указ [3, с.34]. А инженеры – так те вообще «дураки» [3, с.36]. После заговора генералов 1944 года и неудавшегося покушения на Гитлера фюрер горячо хвалил Сталина за кровавую баню, предусмотрительно устроенную последним для советского генералитета. Но если Гитлер – не марионетка генералов, то открытым остаётся вопрос: кто же стоял за ним, и шире: кто – какие «кукловоды» заказывали музыку в странах с тоталитарными режимами? В том числе – в свете оценок фюрером деятелей типа проектантов германской «географии будущего» [3, с.103], русофильских идей прусских младо-консерваторов, идеологии «национал-большевиков» из НСДАП и части «молодых военных и инженеров» [3, с.108].

В решении подобных вопросов ход мысли В.И.Вернадского и Г.Раушнинга если и не совпадал полностью, то во многом близок. Эти решения сфокусированы на «мироустроительных» поползновениях тоталитарных «элит»: представителей нацистской «касты фюреров» и «большевистских секретарей» – высших чиновников-диктаторов, тайные аспекты деятельности которых вожди тоталитаризма скрывали от рядовых однопартийцев, но афишировали в среде однодумцев. А скрывать было что! Как известно в СССР идеи К.Маркса и Ф.Энгельса о коммунизме оказались перечёркнутыми диктатурой Сталина, репрессивными строгостями большевистского «демократического» централизма, карательной «перековкой» сомневающихся, опорой на «нового человека» и экзотическими «задумками» Л.Троцкого и И.Сталина о некоем (большевистском) ордене тамплиеров и меченосцев Академик же был демократом. Он одобрительно отмечал (19.02.1941), что социал-демократизм Н.К.Кольцова «был в рамках свободы и не перешёл в «тоталитаризм» – <форму,> какую приняло большевистское течение» [2].

В нацистском кругу единомышленников дипломированный ветеринар Г.-В.Даррэ предложил программу «народонаселения и народоистребления» для немцев и иностранцев вплоть до формирования из обиженных майоратным принципом младших сыновей немецких крестьян новой земельной аристократии («адэль») и квалифицированных рабочих [3, с.43-44]. И теоретик ноосферы, и экс-председатель Данцигского сената могли в сумме подобных установок обнаружить зародыш («генотип») тоталитаризма и мироорганизующую основу «нового социального (миро-)порядка». Главное в нём – приказ; и правило: «что приказано, то исполнят» [3, с.35], ибо «всё дело – в силе воли» [3, с.36].

В.И.Вернадский отмечает в «Дневнике 1941 года», что «тоталитарные организации» СССР и Германии (да и Италии) имеют общие черты, которым (в том же «Дневнике») приводятся конкретные подтверждения практики советского тоталитаризма:

1. Централизация власти и диктатура вождей – руководящий принцип тоталитаризма. А в жизни СССР – это «фактическая власть «секретарей» и аппарата» [2] (запись от 29.07.41) при «поразительной бездарности советского аппарата» [2] (запись от 01.09.41; тоже в записи от 28.10.1941). В результате: «Поразительно пала умственная их сила и удивительно количество в партии «хозяйственников» [2] (запись от 13.06.1941 года). «Цвет страны заслонён дельцами и лакеями-карьеристами» [2] (запись от 02.11.1941). «Главный наш брак – наркомы и другое начальство. Они ниже среднего уровня, например, научного работника или физического рабочего [2] (запись от 27. 04. 1941 года). На ХVІІІ съезде ВКП(б) «собрались чиновники – боящиеся сказать правду ... Жизнь (в стране – авт.) идёт – вне их» [2] (запись от 20.02.1941). А в военном Мариуполе (при высадке немецкого десанта) «секретарь партии бежал первым» – прямо с заседания обкома [2] (запись от 28.10.1941);

2. Жестокий полицейский режим – общее правило тоталитаризма. А в СССР – «диктатура печальной ГПУ» [2] (запись от 20.07.41). ГПУ – временное нарастание. Но пока – оно «государство в государстве: власть – реальная – ГПУ и его долголетних превращений. Это – нарост, гангрена, разъедающая партию, – но без неё не может она реально обойтись. В результате – мильоны заключённых – рабов(...) Деятельность Ежова – вероятно сумашедшего или предателя» [2] (запись от 16.11.1941).

3. «Миллионы людей неравноправны» – общая черта тоталитаризма. «Наш строй, – пишет 16.061941 В.И.Вернадский, – ярко ... показывает, когда миллионы людей превращены «на время» – в заключённых: своего рода рабство». СССР – «страна при мильонах людей (лагеря и высылки НКВД)» несвободных [2] (запись от 30.07.1941). «Уже в ХУШ веке надо было покончить с крепостным правом», а у нас «колхозы всё более превращаются – вернее, утверждаются – как форма 2-го крепостного права – с партийцами во главе». Одновременно «миллионы людей (НКВД) попали в положение рабов» [2] (запись от 26.04.1941). Конечно, в СССР – это издержки большевистской «диктатуры пролетариата» (фактически – вождей), а «в случае национал-социалистической <организации> это истекает из принципа (принципиального? – авт.) неравенства людей, и без этого национал-социалистическая <организация> (Германия, Италия)» теряет свою опору [2].

4. Тоталитаризм, наконец, есть система политического бандитизма: это и физическое устранение неугодных лиц (Сталин: «нэт чэловека – нэт проблэмы») и целых социальных групп, и создание лагерей смерти, и экплуатация голода, и применение «научного» метода уничтожения (с помощью химии) сотен тысяч жертв на Тамбовщине и в освенцимах ...

Вернёмся, однако, к книге Г. Раушнинга. В ней отмечается, что Гитлер, планируя будущий «новый социальный порядок», исходил из «вечных» политических и биологических основ «германской Европы» [3, с.47], ставя ударение то на слове «германская», то на слове «Европа». Но в определении опоры своей диктатуры фюрер никогда не колебался. Он сходу объявил бесклассовое общество марксистов глупостью, (намеренно или по незнанию) не приняв во внимание, что уже в его времена разного рода «секретари» втайне и злорадно отказались от этой «глупости» К. Маркса. Но послушаем фюрера. «ПОРЯДОК – ЭТО ВСЕГДА ИЕРАРХИЯ (выделено нами – авт.), – провозгласил Гитлер. – Но и демократические идеи насчёт иерархии денежных мешков – тоже нелепость. Настоящие господа не выходят из хитрых купцов, разбогатевших на случайных спекуляциях. Секрет нашего успеха в том, что мы снова ставим в центр политической борьбы право ИСТИННЫХ ГОСПОД на существование. Истинные господа возникают только тогда, когда возникает истинное порабощение. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ И РЕЧИ О ПРЕОДОЛЕНИИ НЕРАВЕНСТВА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ – НАПРОТИВ, ЕГО СЛЕДУЕТ УГЛУБИТЬ И ... С ПОМОЩЬЮ НЕПРЕОДОЛИМЫХ БАРЬЕРОВ ПРЕВРАТИТЬ В ЗАКОН (выделено нами – авт.). ... Наша задача, – продолжал Гитлер, – поработить другие народы. Немецкий народ призван дать миру новый класс господ» [3, с.47]. При этом Гитлер исходил из того, что «буржуазия сыграла свою роль» [там же]. Ей, как и уполномоченным выродившихся древних аристократических родов и календарному дворянству остаётся только одно – красиво умереть [3, с.47-48]. Новый (нацистский) социальный порядок возникнет вместе с новыми господами. Фюрер высказался против создания «руководящей силы будущего общества» по большевистскому плану «мессианистской» партии «секретарей». «Германия не станет большевистской ... скорее большевизм станет чем-то вроде национал-социализма. Впрочем, – добавил Гитлер, – между нами и большевизмом больше сходства, чем различий» [3, с.107].

По-Гитлеру, мировой ново-порядок оформится в форме пирамиды, увенчанной сословием новых господ – исторически сложившейся корпорации, которой предстоит сформироваться в ходе (и по средством) национал-социалистической «борьбы» новых «господ» за власть и место под солнцем в «правильно организованном» обществе. Ниже в социальной пирамиде сформируется множество иерархически организованных членов партии («движения»), которое составит своего рода «новое среднее сословие». Ниже сословия «партийцев» в новом обществе окажется «большая масса безымянных, класс служащих, вечно немых» [3, с.48]. Он возникнет из различных социальных элементов ушедших классов. А ещё ниже «будет стоять слой порабощённых иноземцев, проще говоря – слой современных рабов, – мечтал Гитлер. – А на самом верху будет новая высшая аристократия, особо заслуженные и особо ответственные лидеры» [3, с.48].

В упрощенных и политически ангажированных сводках взглядов А. Гитлера на этом обычно ставится жирная точка. Подразумевается, конечно, что геометрическим основанием социальной пирамиды, планируемой германским нацизмом, мыслился слой порабощенных иноземцев – современных рабов. Выше должна была возвышаться масса безымянных служащих нацистского государства. Ещё выше – слой иерархически организованных членов гитлеровской партии. А на самом верху – её особо заслуженные и ответственные лидеры, так сказать «высшая аристократия». И внешне это действительно выглядело так. Однако геометрическую «вершину» и «основание» пирамиды в тоталитарных обществах занимают силы, которые символизируют позиции, противоположные математической структуре объекта. В этих обществах возникает эффект «перевёрнутой» пирамиды. За основание её принимается вершина пирамиды – слой «фюреров» или «секретарей». Возглавляющие такие общества проходимцы и нередко – просто патологически больные люди – задают общую схему (образец) отношений, генотип тоталитарной модели общества, который зачастую обретает символическую мумификацию как наглядный образец «вечного человека» подобной системы. Это – во-первых.

Во-вторых, освещение нацизма в работе Г.Раушнинга развенчивает представление об узколобом национализме и пангерманизме пирамидальной модели фюрерского тоталитаризма. В перспективе «фюрер германского народа» мыслил будущее в виде многоплеменного «интернационала» фюреров, придав концепции космополитизма фюрерского порядка обтекаемую форму разговоров о привилегированной расово-арийской общности. К истолкованному таким образом принципу расового единства всегда можно пристегнуть любого «ино-расового», но «полезного» или «нужного» человека. (Впрочем, В.И.Ленин тоже отлично знал, кого из своих знакомых он может вывести из состава класса «буржуазии».) Гитлер подчёркивал, что в «новый класс господ мы будем принимать и тех представителей других наций, которые имеют заслуги в нашей борьбе. Здесь я полностью согласен с Даррэ и Гиммлером. Но расово-биологическое – это всегда только ОДНА сторона процесса. Мы очень скоро выйдем за рамки нынешнего узкого национал-социализма. Партайгеноссе, мировые империи возникают на национальной основе, но эта основа очень скоро остаётся далеко внизу» [3, с.49]. Например, захваты латиноамериканских стран (Бразилии, Аргентины, Мексики и Боливии) он предлагал совершать «с помощью новых, деятельных и беззастенчивых людей» [3, с.61]. В застольных беседах Гитлер, в порыве куража или щедрости маргинала, даже обещал слушателям сделать побеждённого Сталина гауляйтером оккупированной гитлеровцами части СССР [9]. – Тот, мол, хорошо себя показал, справлясь с ролью вождя.

В провозглашенном им панегирике вождизма Гитлера восхищала не каста чиновников вообще, а организация людей результативных и «зубастых» – типа чиновников английской колониальной администрации [11, с.41, 27]. «Наша молодёжь должна учиться колонизировать, – нажимал он. – Для этого не нужны корректные чиновники и губернаторы. Нам нужны смелые парни» [3, с.61]. В «Mein Kampfe» он отвергал демократические принципы и ставил своей задачей «отдать власть над всем миром в руки лучшей нации, то есть в руки лучших людей» [12, с.371, 376], имея в виду ... касту фюреров, свободных «ото всех гуманистических и научных предрассудков» [3, с.49]. Не потому ли В.И. Вернадский связывает с именем Гитлера постановку задачи «мирового господства одной расы (господ? – авт.) и одного человека (вождя? – авт.)» [2].

Следовательно, за политическими принципами Гитлера просвечивалась их особая – эзотерическая расшифровка. – Какая? Вдумчивый читатель книги Г.Раушнинга (типа В.И.Вернадского) уяснил, что, во-первых, каста фюреров отбирается в ходе борьбы за идеалы нацизма. Во-вторых, Гитлер предостерёг будущих фюрерчат – адептов «юнкерских школ» – от «искушения духа и так называемой свободной науки» [3, с.49], которая может изуродовать их «светлый» облик. (В этой связи вспомним серию дневниковых оценок В.И.Вернадским низкого уровня серой массы советских «секретарей» – более низкого, чем уровень ученых и рабочих в СССР [2], [4]. В своем «правильно организованном» миропорядке фюрер обещал каждому сословию (и каждой групповой страте этого сословия) своё – «особое образование», вытекающее из их сословной фукции. (Для учащихся оккупированных стран фюрер предлагал, например, навыки несложного счёта и пение – побольше примитивной музыки! В СССР до 1956 года образование в старших классах вообще было платным!) «Свобода образования – привилегия элиты и тех, кого она допустит к этой свободе» [там же], – поучал Гитлер. Низшим сословиям фюрер даровал... безграмотнотность. Для класса господ намечалось преподавание нацистского «Евангелия свободного человека», которое, как уже было отмечено, освободило бы будущих фюреров «ото всех гуманистических и научных предрассудков» [3, с.49].

В.И.Вернадский, конечно, отвергал подобные ориентиры. Но были ли у него особые представления о социальной организации ноосферного общества? В общем – да, несмотря на декларируемое им естественно (геолого-био)-научное направление идеи ноосферности. Идеи В.И.Вернадского включали: 1) первенство демократических институтов; 2) свободу мысли, творчества и совести; 3) обеспечение жизни нуждающихся миллионов «хлебом», а для достижения последнего – широкое внедрение прогрессивных («радиевых»!) технологий. Была ли в этой программе идея многорасовой солидарности и братства людей? В принципе – да, чему можно привести текстуальные свидетельства. В.И.Вернадский оставался либералом и выступал против любых преследований по национальному, расовому или религиозному принципу. Существует, однако, нюанс, заслуживающий упоминания в нашей теме. Расовый принцип в социологии ввёл не национал-социализм, а граф Ж.А. де Гобино, на которого ссылался академик раньше, чем Адольф стал «Гитлером». Размышляя 01.05.1918 о сути октябрьского переворота в России, В.И.Вернадский писал в отчаянии: «Идеи Гобино не так уж неверны. Равенство людей – фикция и, как теперь вижу, фикция вредная. В каждом государстве и народе есть раса высшая, творящая творческую созидательную работу, и раса низшая – раса разрушителей или рабов. Несчастье, если в их руки попадает власть и судьба народа или государства. Нация в народе или государстве состоит из людей высшей расы. Демократия хороша, когда обеспечено ею господство нации. А если нет?» [13, с.76-77].

Итак, в 1918 году академик был не прочь взять на вооружение элитарно-расовую концепцию оценки событий в революционнной России. И даже развить некоторые положения основателя расово-антропологической школы в социологии, полагая, что на этой основе «можно построить любопытные социальные системы» [13, с.77]. Гитлер не поленился и «построил» такую систему. Но В.И.Вернадский оказался более внимательным читателем Ж.Гобино, чем А.Гитлер. Ведь последний возвёл в культ задачу разрушения и мирового господства одной расы и одного человека [2], подчеркнул В.И.Вернадский 8 ноябре 1941 года, умудрённый не только опытом трагических событий 1939-1941 годов, но и раушнинговской экспликацией тайных замыслов фюрера. В этом смысле текст Г.Раушнинга проясняет, что в основе гитлеровской доктрины лежит «безумная мысль», принадлежащая «человеку «ненормальному» в общепринятом смысле слова» – в ней слышится «отзвук демонического голоса разрушения» [3, с.18, 19]. За гитлеровским замыслом «нового порядка» стоит «историческая сила, руководимая ЛОЖНЫМИ (разрушительными – авт.) творческими амбициями, (которая – авт.) способна, по крайней мере, на одно: превратить весь мир в руины» [3, 18], – итожит повествование Г.Раушнинг. Его подход чувствуется и в оценке места Гитлера в записи В.И.Вернадского от 08.11.41. Г.Раушнинг далее продолжает: «Здесь один человек приводит к абсурду целую эпоху. Перед нами зеркало ... Если Гитлер победит, ...исчезнет всё, что до сих пор считалось смыслом и ценностью человечества. ...Это (библейский – авт.) «Зверь из бездны» вырвался наружу. И мы все ... связаны одной целью: ЗАКРЫТЬ ЭТУ БЕЗДНУ» (выделено нами – авт.) [3, с.19].

В этом тезисе заключён наиболее конструктивный момент, вошедший и в выводы В.И.Вернадского: да, Гитлер выступил против полного отождествления тоталитарных режимов [4, с.28]. На то у него были свои, доктринальные основания. Но сегодня демократически мыслящим людям надо развести – оторвать друг от друга родственные тоталитарные режимы. И каждому факту в этом направлении В.И.Вернадский откровенно рад. Формула Раушнинга, приведенная выше, как бы подводит В.И.Вернадского к методологическому ключу разведения, расщепления, противопоставления вариантов (моделей, сценариев, направлений) развития нацистской, большевистской и демократической (плебисцитарной) версий Ноосферы, уменьшения (на первых порах) дисбаланса позитивно-творческого и негативно-разрушительного потенциала в развитии двух всемирно-исторических универсумов – универсума тоталитаризма и универсума ноосферы. (Добавим, что после смерти В.И.Вернадского процесс «разведения» демократии и тоталитаризма в СССР шел многообразными путями: от борьбы с «культом личности» и «азиатчиной» до ликвидации «механизмов торможения» и командно-административной системы.) Для В.И.Вернадского важно, что ноосферные тенденции обнаруживают всемирно-исторический ЗАЗОР, через который сфера разумно-демократического бытия человечества может проникнуть в мир тоталитаризма, свести его на нет или, по крайней мере, значительно ослабить. С подъёмом он отмечает в своём кругу «общее удовольствие, что отошли от Германии, и очень популярен союз с Англией и демократиями» [2] (16.07.1941).

Вернёмся однако к содержанию текста В.И.Вернадского от 1 мая 1918 года, где он восстаёт против носителей «деятельности отрицателей и рабов» и задаётся вопросом: «Не больше ли (творческих – авт.) элементов в русском дворянстве, чем в (остальном – авт.) русском народе, – спрашивает наш академик. – Кто производит творческую работу в промышленности? Чей труд должен главным образом оплачиваться? Мне кажется, как правило, это не рабочий и не капиталист. ЭТО ОРГАНИЗАТОР И ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. Рабочий и капиталист – оба эксплуататоры, в том случае, если рабочий получает вознаграждение по социалистическому рецепту. Организатор часто совпадает с капиталистом, но далеко не всегда. Промышленность и техника вообще не может свободно развиваться в социалистическом строе, так как он весь не приспособлен к личной воле, неизбежной и необходимой для правильного функционирования организаторов и изобретателей. (...) Никогда нельзя заменить личности организатора и изобретателя коллегиями, хотя иногда и удобно пользоваться этой формой деятельности» (выделено нами – авт.) [13, с.77]. В общем – это чистой воды технократический подход к общественным проблемам на манер Т.Веблена [10]. Но тогда правомерен вопрос: с кем во главе мыслит ноосферу В.И.Вернадский в 1941-44 годах? Не возникает ли ситуация «Вернадский 1918 года против Вернадского 1941-1944 годов». Это – вопросы для будущей статьи.

Подведём итоги. Да, в оценке В.И.Вернадского «новый социальный порядок» Гитлера внешне сопоставим с некоторыми явлениями ноосферности. «Третья империя» или «дриттэн-райх-сфэра», взятая как «ядро» и сфера «нового (гитлеровского) социального порядка» или как пространство (среда) тоталитарной активности фюрерства, составляет своего рода «анти-ноосферу», в основе которой лежит не свобода, знание и разум, а «безумная мысль», казарменная команда («порядок») и «волосатый кулак» иерархии фюреров. Сфера «нового социального порядка» Гитлера может быть понята как анти-бытие ноосферы, её «коричневая» тень или (в аналогиях) как своего рода гнойный аппендикс истории становящейся ноосферы – сферы разума и эры милосердия. Ноосфера же определяется В.И.Вернадским как сфера «единого царства homо sapiens, создающегося» не по воле одиночки, не «изуродованной гуманизмом» и травмированной Первой мировой войной, и не в результате бунта обманутых фюрерами дезориентированных масс, а социально-демократическим прогрессом и силой науки и техники, которые задают объективную поступь (своего рода – инерцию) ноосферного «геологического процесса» [4].

Кстати, указание на «геологический» характер этого процесса нивелирует формально-логическую однопорядковость позиций (в формуле оценки В.И.Вернадского) и содержательно, и за счет контраста несоизмеримости огромной шкалы геологического (практически – вечного) времени и куцей скоротечности планируемого (на тысячелетие) бытия «Третьего рейха».

 


 

Литература

1. Попов В.Г. В.И. Вернадский на пути к сущностному анализу советского тоталитаризма // Творча спадщина В.І. Вернадського і сучасність («Вернадські читання»). – Донецьк: ДонНТУ, 2003; Попов В.Г. Между ноосферой и бездной тоталитаризма // Творча спадщина В.І. Вернадського та проблеми формування сучасної свідомості. («Вернадські читання»). – Донецьк: ДонНТУ, 2007; Попов В.Г. К мировоззренческой эволюции взглядов В.И. Вернадского // Вісник ДонНАБА. Збірник наукових праць. – Вип.. 3 (65). – Макіївка: ДонНАБА, 2007.

2. Вернадский В.И. Дневник 1941 года // http: // www. vernadsky. lib. ry.

3. Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. – М.: “МИФ”, 1993. – С.18.

4. Вернадский В.И. Дневник 1939 года // Дружба народов. – 1992. – № 11-12. – С. 28.

5. Кара-Мурза А.А. Тоталитаризм // Новая философская энциклопедия. Т.4. – М.: Мысль, 2001.

6. Воропаев С. Раушнинг, Герман // Энциклопедия Третьего Рейха. – М.: ЛОКИД-МИФ, 1996.

7. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. // http: // vernadsky. lib.ru.

8. Егазаров А. От издателя // Раушнинг Г. Говорит Гитлер. Зверь из бездны. – М.: “МИФ”, 1993.

9. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. – Смоленск: «Русич», 1993.

10. Цивилизация: от локального к глобальному граду. – Донецк: ДонНТУ, УНИТЕХ, 2008. – С. 156-198; Попов В.Г. Осторожно! – инженер Гарин... – Макеевка: ДонНАСА, 2005.

11. Риббентроп И. фон. Между Лондоном и Москвой. Воспоминания и последние записи. – М.: Мысль, 1996.

12. Гитлер А. Моя борьба. – Б.м.: «Т-Око», 1992.

13. Вернадский В.И. Дневники 1917-1921(октябрь 1917-январь 1920). – Киев: Наукова думка, 1994.