Радиус
круга мировоззренческих вопросов, очерченных философским знанием, изменяется во
времени и имеет тенденцию к увеличению по мере роста потенциала обобщенных
знаний о Природе, Человеке и Космосе. В роли направляющего вектора
интеллектуального уровня цивилизации выступает картина миропредставления,
соответствующая рассматриваемой эпохе и основанная на синтезе
естественнонаучных знаний, теоретического творчества, духовной культуры,
интуитивно-эвристического мышления.
Одним из
компонент этого вектора являются представления о неразрывной связи микрокосма и
макрокосма в рамках мирового целого, разрабатываемые в контексте холистической философии [1]. Эти представления имеют
глубинные истоки, берущие свое начало в античной философии Платона, Пифагора,
Плотина и Прокла, завершившего традицию
неоплатонизма. Следует отметить, что идеи этих философов традиционно
присутствовали в отечественной науке, философии, культуре и оказали огромное
влияние на формирование как классических, так и современных научных концепций
космофизического познания мира.
Особую
значимость приобретает проблема философского дискурса о всеединстве, связанная
с поисками единой основы природы (или единого
фундаментального взаимодействия), на роль которой в настоящее время
претендует относительное «ничто» и абсолютное «все» – физический вакуум. В
связи с этим данная работа посвящена осмыслению особенностей организации
Вселенной, сущности ее инфляционно-вакуумной эволюции как единого мирового
целого, что возвращает нас к платоновским идеям о характере единства мирового
целого, выраженного современным языком теоретической физики.
1. Концепция античного миропредставления
Говоря о
познавательном, нравственном и эстетическом началах
как о результатах "вживания в образ" вселенского, социального или
индивидуально личностного космоса, мы имеем в виду "идеальные типы"
начал. Но в подавляющем большинстве реальных жизненных ситуаций наблюдается
слияние всех начал, что свидетельствует о том, что способный к лицедейству
человек живет сразу в трех мирах.
Это
вызвано, в значительной мере, функциональной асимметрией человеческого мозга.
Известно, что его левое полушарие имеет преимущественное отношение к
коммуникативно-информационным функциям, а правое - к зрительно - пространственному,
эмоционально окрашенному поведению. Таким образом, в самом человеческом
духовном мире осуществляется синтез знаний о сущности вещей и явлений в
Природе, требующий одновременно логико-математического анализа и
художественно-образного, интуитивного мышления.
Познавательное,
нравственное, эстетическое существовали слитно, в теснейшем единстве еще во
времена Пифагора и его сподвижников, стремившихся выразить этические понятия в
числах или найти математические соотношения, на которых зиждется красота.
В
соответствии с античными идеями познание природы осуществляется в органическом
единстве трех начал: физического, философского и музыкально-математического [2, 210-228]. Согласно первому началу, совокупность мировых элементов
Космоса представляется землей, водой, воздухом и огнем, которые
В.Гейзенберг рассматривал как геометрический образ фундаментальных физических
взаимодействий: гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого ядерных
полей. В геометрической, пифагорейской интерпретации эти элементы представлены
многогранниками: кубом, икосаэдром, октаэдром и пирамидой. Эта исходная
пифагорейская парадигма послужила прообразом математического описания природы.
Философская трактовка (платоновско–плотиновская) миропонимания состоит в последовательности
начал: Единое – Ум (Числа) – Душа. Эта триада
воплощается в чувственно - эмоциональном Космосе и наиболее отчетливо –
посредством Чисел, что являет собой зародыш математического естествознания и
описания законов природы в уравнениях математической физики. Кроме того, эта
триада определила последующее развитие европейской мысли, включая через
различные опосредования и философию всеединства.
Музыкально-математическое
начало дает музыкальное описание мировых элементов, их числовых
(арифметических) соотношений между собой, результатом
которого является познание мировой гармонии звуков, света и цветовых оттенков.
На рис.1 изображена схема античных представлений о Природе.
По мере
отделения духовного мира от остальной человеческой жизнедеятельности он сам стал
расщепляться. Стали возникать как "смешанные" формы, так и
"чистые". К первой можно отнести философию, в которой выполняются как
познавательная, так и нравственная деятельность, а эстетическая (как правило)
отсутствует. К числу чистых форм относятся: математика,
экспериментальное естествознание и т.п.– вообще науки, выполняющие
познавательную деятельность; художественная литература, театр, живопись, музыка
и т.п. – вообще искусства, выполняющие преимущественно эстетическую
деятельность; политика, право, идеология, мораль, религия и т. п., выполняющие
лишь нравственную деятельность.
Специализация
и дифференциация духовного мира привели за последние четыре столетия к
колоссальному рывку вперед в сфере познавательной деятельности в результате
взаимодействия "эмпирической" науки с математикой. Эта же картина
наблюдается и в эстетической области, где стали появляться все более
рафинированные формы искусства, а в пределе – чистое искусство, породившие
внутреннее многообразие форм и методов его восприятия, как и множество пороков.
Эволюционировало
и нравственное производство за счет расширения сфер влияния политики,
идеологии, религии и т.п. Правда, они нередко оказывались не лучшего качества,
поэтому создалось впечатление, что причина всех наших нынешних бед и зол – в
отставании нравственного начала от своих "коллег". Хотя это неверно,
так как еще в глубокой древности были выработаны такие моральные принципы,
которые по своей значимости для человечества неизмеримо выше самых современных
и лучших познавательных и эстетических достижений. Другое дело, что люди так и
не научились их усваивать.
К чему
может привести процесс специализации и дифференциации знаний? К разбегающейся
вселенной, если под ней подразумевать единство познавательной, нравственной и
эстетической сфер духовного мира. Очевидно, что какой-нибудь сподвижник
Пифагора, занимающийся серьезными математическими исследованиями, сочиняющий и
исполняющий прекрасную музыку и изобретающий возвышенные нравственные принципы,
- герой из давно ушедшего "золотого века".
Таким
образом, перед современной цивилизацией возникает суперпроблема:
как восстановить утраченное пифагорейское единство духовного мира? Путем
ориентации всех видов духовной деятельности на достижение одной и той же цели -
нравственного совершенствования и бескорыстного занятия наукой и искусством для
очищения души. В силу единой цели они изначально должны быть взаимосвязаны,
обязаны взаимодействовать между собой и коррелировать
друг другу, служить высшим целям – "истине", "добру",
"красоте".
Музыкально-математическое начало
|
|
Музыкально-математическое начало
|
|
Музыкально-математическое начало
|
|
Между теоретической наукой,
искусством, философией существует глубокое различие в методах познания
реальности, но их роднят многие свойства творческого процесса, в первую
очередь, они содержат как интуитивные суждения, не требующие логических
доказательств и экспериментальных подтверждений, так и суждения,
основанные на классической логике.
Следует
отметить, что уравновешивающее влияние интуитивного постижения, как в научных,
так и во вненаучных областях человеческой
деятельности постоянно поддерживалось искусством и высокоабстрактным
научным познанием, а возрастающая роль математизации и компьютерной техники
привела к тому, что огромный объем логической, формализуемой работы интеллекта
стал выполняться ею. Тем самым разгружается мозг, и в структуре научного
творчества все более появляются черты художественного творчества, а значит взаимопонимание этих двух областей человеческого
гения будет лишь возрастать в рамках единой культуры человечества. Выделим
наиболее характерные черты каузального и интуитивного восприятия реального мира
[3, 32–35], используемые в современном научном познании физической реальности,
описываемой как законами классической физики, так и законами квантовой механики
и синергетики.
2. Каузальное восприятие реальности
Каузальное
восприятие, свойственное логическому постижению реальности, полагает, что все
имманентное сознанию относится к субъективным психическим состояниям человека,
следовательно, когда два разных человека смотрят на один предмет, они в уме
имеют два различных образа. Согласно каузальной теории, каждый человек
обособлен от внешнего мира, так что в своем уме он имеет только свои состояния.
На рис. 2 представлена схема каузального восприятия объекта материального мира О двумя субъектами S1 и S2. Из него
видно, что из - за отсутствия перекрытия сфер сознания С1
и С2 у них возникают две разные и неполные картины отображения
реального объекта R1 и R2.
Рис. 2. Схема каузального восприятия объекта
мира О двумя субъектами S1 и S2
Аксиомы логики и математики, справедливые для
каузального мира.
Законы
математики и законы классической логики – это законы отражения
причинно-следственных связей физического мира в нашем сознании. Как аксиомы
логики могут оперировать только с конечными и постоянными величинами и
относятся только к ним, так и аксиомы математики могут оперировать только с
конечными и постоянными величинами и относятся только к ним.
В логике
эти основные законы отражены в аксиомах Аристотеля ("Organon")
и Бэкона ("Novum Organum"), принявшего в расчет время:
1) А есть А (А = А) - закон тождества;
2) А не
есть не А (А ^ А) – закон непротиворечия;
3) Всякая
вещь есть или А или не А (А v
Ä) - закон исключенного третьего.
Соответствующие
аксиомы математики будут:
1) Всякая
величина равна самой себе;
2) Часть
меньше целого;
3) Две
величины, равные порознь третьей, равны между собой.
3. Интуитивное восприятие реальности
В
соответствии с интуитивизмом, информация о познаваемом предмете может поступать
в сознание познающего в подлиннике, минуя сенсорику и
существуя независимо от акта познания.
Интуиция
– это созерцание, непосредственное видение предмета познающим.
Она происходит путем скачка через посредствующие звенья, протекающие в области
подсознательного. Интуиция стимулируется озарением, гениальной догадкой. Она не
сводится к пространственно-временным соотношениям, являясь сверхмерной и сверхпространственной непричинной категорией, ибо
характеризуется тем, что субъект не производит объекта или наоборот.
Любой
процесс восприятия состоит из субъективного аспекта – актов сознавания,
внимания, различения, припоминания и объективного – актов материального,
психического, социального бытия. Следовательно, существует
много видов интуиции: чувственная (наблюдение цветов, запахов, чувственных
качеств объектов мира), интеллектуальная (математические идеи организации всего
сущего), мистическая (религиозный опыт), аксиологическая
(нравственный и эстетический опыт). Теория такого знания, когда
собственное «Я» воспринимает в своем сознании весь предмет, называется
интуитивизмом.
Согласно
интуитивизму, любое восприятие объекта внешнего мира двумя субъектами S1 и S2
сопровождается их выходом за пределы своей индивидуальности, когда они в процессе
восприятия имеют области перекрытия своих сознаний С1
и С2, что (рис.3) позволяет сформировать им более полный и
одинаковый образ мира- R.
Последние
достижения в нейрофизиологии, теоретической физике, теории информации
заставляют нас думать, что психические и материальные процессы проявляются друг
через друга, образуя единую дуалистическую сущность и имея общую материальную
основу.
Рис. 3. Схема интуитивного восприятия объекта мира О двумя субъектами S1 и S2
Аксиомы логики и математики, справедливые для
интуитивно-образного мира
Эти
аксиомы трансцендентальной логики были известны еще в древних индийских
писаниях и составили основу интуитивной логики, логики бесконечности,
многомерной квантовой логики. На бедном земном языке их можно выразить парадоксальным
образом:
1) А есть
и А и не А;
2) Всякая
вещь есть и А и не А;
3) Всякая
вещь есть все.
Соответствующие
аксиомы математики выглядят следующим образом:
1)
Величина может быть неравна самой себе;
2) Часть
может быть равна целому или больше его;
3) Из
двух равных величин одна может быть бесконечно больше другой.
Эта
математика бесконечных и переменных величин оперирует трансфинитными числами
(числа за ¥):{¥¥= ¥; ¥ = ¥ + ¥}, что противоречит законам математики для конечных
величин, учитывающей один разрез Вселенной.
4. Теоретико-вакуумная картина мира
Рассматривая мир как актуализацию вакуума – «ничто»,
современная наука дает свое объяснение как понятия «вакуум», получившего
соответствующий коррелят в философии через понятие «возможность», так и понятиям
«вещество», «поле», «излучение» - через понятие «действительность». В связи с этим появляется возможность говорить в
субстанциональном плане о принципе «вакуумного единства мира» как об
онтологической основе космологического познания. Другими словами, все, что есть
и должно быть в действительном физическом мире, виртуально содержится в
вакууме.
Руководствуясь этим тезисом, автор осуществил критико-рефлексивное
осмысление теоретико-вакуумного дискурса о космомикрофизических аспектах эволюции, протекающей как в
гигантском мире Вселенной, так и в микромире квантовой физики и в мозгу
человека. На основании этого предлагается теоретико-вакуумная концепция
миропонимания, в которой в роли конституэнта
структурно-упорядочивающего первоначала мира и его гармонии выступает
физический вакуум, рассматриваемый как онтологический базис материи [4, 147 –
160].
Согласно этой концепции, постижение мира единоцелостного
знания (М), ставшего объектом современной философско-мировоззренческой
рефлексии, основанной на синтезе рассудочного, понятийного и чувственного,
интуитивного, непосредственно - опытного способов познания, происходит в трех
взаимодействующих и пересекающихся между собой онтологических мирах. Условно,
этот мир изобразим в виде пересечения трех множеств, то есть М = M1∩М2∩М3,
где M1 – квантово-физический мир,
актуализировавшийся из виртуально существовавшей Вселенной в результате
спонтанного нарушения глобальной симметрии и фазовых переходов, происшедших на
определенных этапах в высокосимметричной структуре
физического вакуума, рассматриваемого как относительное "ничто" и
потенциальное "все" (ФВ); М2 –
мир логико-математических идей и абсолютов; М3 - мысленный мир, к
которому принадлежат наше сознание, эмоции, интуиция, творческое воображение,
искусство и т. д.
На рис.4 изображена схема отношений материального и идеального.
Поясним принятые на ней обозначения: – подмножества объектов, отображающих не выявленные в
настоящем потенциальные свойства, соответственно, квантово-физического мира,
мира логико-математических идей и абсолютов и человеческого сознания,
принадлежащего мысленному миру; Ф1 –
подмножество логико-математических принципов и идей организации материального
мира, не поддающихся рефлексии; Ф2 –
подмножество идей, принципов логико-математического плана, воспринимаемых
человеческим разумом, но не адекватно отображающих материальный мир, Ф3
- подмножество объектов ложного знания о квантово-физической реальности.
Ф1
Кварта 4/3
К
Кварта 4/3 Квинта 3/2
ОКТАВА (2)
Пирамида
Октаэдр
/2
S1
Кварта 4/3
Квинта 3/2
Тон
4/3:3/2=8/9
|
|
Ф3
Кварта 4/3
К
Кварта 4/3 Квинта 3/2
ОКТАВА (2)
Пирамида
Октаэдр
/2
|
|
М1
|
|
М1
|
|
М1
|
|
М1
|
|
Рис. 4. Схема соотношений миров: физического вакуума
(ФВ), квантово-физического (М1),
логико-математического (М2), мысленного (М3)
Мир
единого знания – это субъективные образы объективной реальности, сформированные
в процессе коллективного познания сущего определенным человеческим сообществом.
Точнее, это результат обобщения всех индивидуальных информационных полей
сообщества, составляющего его знание (индуктивное), склеенное из отдельных
фрагментов с учетом их линейной или нелинейной связи, а поэтому могущее быть
частично истинным или частично ложным или иметь характер помехи, т.е. сигнала,
который мы не понимаем и он нам мешает. Допуская, что это коллективное знание
формирует мир идей и абсолютов, в котором оно хранится как в банке данных,
следует признать наличие и другого канала информации, идущего из мира идей в
дедуктивное человеческое знание сообщества или к отдельному индивидууму, и
которое также может быть истинным или ложным или в виде помехи. Между этими четырьмя видами знаний существует динамическое
взаимодействие, в результате которого "ромб ошибок" может смещаться к
индуктивному или дедуктивному знанию.
Рассмотренная схема познания, опирающаяся на единство
двух ветвей – индуктивной и дедуктивной, фактов и веры, логического и
интуитивного характеров мышления, формирует целостный образ мира, соединяющего
в себе абсолютные противоположности: бытие и небытие, разум и эмоции,
неизменное и изменчивое, причастное к единству и множественному,
актуализировавшиеся события и процессы и потенциально возможные (которые не
произошли, но могли бы быть реализованными). Таким образом, предложенная вакуумная картина мира, основанная на
единстве трех начал Природы: активного – физического вакуума,
устойчиво-стабильного – квантово-физической реальности и творческого мира идей
и проявлений человеческого сознания, во многих отношениях явила собой
трансформированный образ античного Космоса.
Выводы
В
результате выполненного исследования можно сделать ряд выводов:
1.
Показано, что проблема строения элементного состава субстанции мира, его топологии
перешла из ранга философских, выражаемых геометрическими образами платоновских
тел, в разряд естественнонаучных, решаемых квантовой физикой, космологией,
астрофизикой, неевклидовой геометрией, синергетикой и т.д.
2. Без элейского и платоновского различения истинно-сущего и
являющегося не было бы представлений о виртуальных, потенциальных и
актуализированных аспектах существования мира, являющихся базовыми конструктами
теоретико-вакуумного миропредставления. И не было бы
современных физических понятий о двух уровнях реальности –
информационно-вакуумном и дискретно-вещественном.
3. По
отношению к платоновскому Единому, существующему
вечно, низшим (или вторичным) является многое. Единое всюду и его нигде нет,
оно – первоначало всего существующего и одновременно погибающего многого, что
как нельзя лучше соответствует современным представлениям квантовой физики о
физическом вакууме.
4.
Вакуумная картина мира вскрывает глубокую связь между миром математических
истин, постулатов и нравственно-этических абсолютов и физическим миром, что
позволяет идентифицировать платоновско-плотиновский мир идей как руководящий замысел и безусловный источник бытия всех
вещей.
Литература
1. Цехмистро
И.З. Холистическая философия науки. – Сумы:
Университетская книга, 2002. – 358с.
2. Асмус
В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1976. – С.210 – 228.
3. Журавлев В.И. Современное
миропонимание / Монография.– Донецк, 1999.– 488 с.
4. Журавлев В.И. Триадическая
концепция миропонимания // Наука. Религия. Суспільство, 2005. - № 3. –
С.147-160.