В.И.Вернадский о ноосфере и факторАХ ее формирования
Выдающийся российско-украинский ученый и мыслитель В.И.Вернадский в целом ряде работ («Размышления натуралиста», «Проблемы биогеохимии», «Научная мысль как планетное явление» и других) говорил о наступлении новой эпохи — эпохи ноосферы. В.И.Вернадский считал, что развитие биосферы закономерно привело к возникновению человека.
Геолог А.А.Павлов (1854-1929), исходя из геологической роли человека, называет эру, в которой мы сейчас живем, антропогенной [1, 147]. Она складывалась медленно и совершенно незаметно для человека. Только в позапрошлом веке человек изучил и охватил практически всю биосферу, составил более или менее законченную географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности; человечество стало единым целым.
«Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним возникает вопрос о перестройке биосферы в интересах свободномыслящего человечества» [1, 148]. Это новое состояние биосферы, к которому мы, сами не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Термин был введен Ле-Руа и Тейяром де Шарденом. Ноосфера есть новое явление на нашей планете; человек при этом должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перестройка эта качественная, не бывшая ранее.
В чем В.И.Вернадский видит признаки ноосферы?
Человек «усовершенствует» возможности природы: он может производить любые минералогические редкости в любых количествах, искусственные химические соединения и материалы, до которых природа никогда бы «не додумалась»; их масса непрерывно возрастает, и к ним относится все современное стратегическое сырье; изменяется физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В XX веке, особенно со второй его половины, резко изменились прибрежные моря и части океана; все больше от людей требуется усилий по сохранению для наших потомков морских богатств; создание видов и рас животных и растений — и вымирание сотен диких видов; выход человека и его деятельности за пределы Земли в космическое пространство.
«Ноосфера — это последнее (по времени — К.Л.) из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней» [1, 154]. Ход этого процесса только начал осмысливаться.
По мнению В.И.Вернадского, наука есть основной фактор создания ноосферы и управления ею. «Сейчас научная творческая мысль есть самая большая реальная мировая сила. По мере того как общечеловеческая культура распространяется на все больший и больший район земного шара, перед человечеством все яснее становится вопрос об ограниченности природных сил и ресурсов и сохранении тех сил природы, которые раньше пропадали бесследно» [1, 166]. Это солнечная лучистая энергия, энергия приливов и отливов, геотермальных источников и многое другое. Вся наша культура, охватившая всю поверхность земной коры, является созданием научной мысли и научного творчества. Человек полностью меняет всю работу живого вещества, создает новую культурную природу, резко меняет облик земной коры — это геологическая сила человеческой культуры.
Современная наука чрезвычайно быстро преобразует обыденную жизнь, и нет никакого намека на поворотный пункт или замедление этого процесса. Это состояние культуры человечества тесно связано с его духовным ростом и не с бессознательным духовным творчеством, как это было в другие эпохи, но с техникой, тесно связанной с наукой.
Наука, по мнению В.И. Вернадского, есть та сила, которая спасает человечество, не дает ему опуститься, является той силой, которая совершает человеческую работу во всех сферах природы [1, 167]. Действие этой силы на течение земных явлений глубоко и сильно, а поэтому оно должно иметь отражение и вне земной коры, в бытии всей планеты. Человеческое общество становится все более независимым от других форм жизни и быстро развивается. Научная мысль есть, вероятнее всего, природный фактор в этих сферах: изменение жизни на Земле, геологических процессов, энергетики планеты и т.д.
Понятие ноосферы позволяет ввести исторический процесс человечества как продолжение биогеохимической истории живого вещества.
Человек и общество могут только мысленно (теоретически, в абстракции) быть изъяты из ноосферы, они нераздельны. В последние тысячелетия наблюдался интенсивный рост влияния одного вида живого вещества — цивилизованного человечества — на биосферу, обусловившего переход ее в ноосферу.
«На наших глазах мыслью и организацией человеческого труда биосфера резко меняется. Несомненно, это не случайное явление: это стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом. Он (человек — К.Л.) составляет неизбежное проявление большого процесса, закономерное явление для целого в течение по крайней мере двух миллиардов лет» [1, 186].
В настоящее время под влиянием окружающих ужасов жизни, наряду с небывалым расцветом научной мысли, говорят о приближении варварства, о крушении цивилизации, о самоистреблении человечества.
В.И.Вернадский об этом писал: «Мне представляются эти суждения следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающее. Не вошла еще в жизнь научная мысль; мир живет под резким влиянием еще не изжитых философских и религиозных навыков, не отвечающих реальности современного знания. Научное знание как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является» [1, 187].
Научная мысль не может быть обратимым явлением — она может останавливаться в своем движении, но, раз возникнув и проявившись в эволюции биосферы, она несет в себе возможность неограниченного развития во времени.
Человечество еще не сделало всех выводов из того удивительного, небывалого времени, в которое оно вступило в XX веке. Но, с другой стороны, оно понимает, что человек — житель планеты и должен мыслить и действовать в интересах не только отдельного государства или союзов государств, но и в планетарном масштабе. Действовать так он может только в биосфере, частью которой он сам является и выйти из которой он сам не может: его существование есть функция биосферы.
Кроме человека только микроорганизмы смогли заселить Землю в таких масштабах, но сделал это человек другим способом: наукой и производством он изменил и приспособил к себе биосферу и сам создал себе наиболее благоприятные условия.
Всевозрастающая относительная независимость человека от условий биосферы явилась одним из основных факторов, приведших к геологическому эволюционному процессу создания ноосферы.
Единство человеческих обществ и их власть над средой сначала проявлялись стихийно, потом они выявились и были осознаны идеологически.
«В эпоху ноосферы впервые ставится задача проникновения знания во все человечество. Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может» [1, 199].
Различные переломные моменты в развитии нашей планеты и человечества вызывают взрыв научного творчества; этот же взрыв и создал в определенной мере и переход биосферы в ноосферу.
Еще один фактор создания ноосферы — интернациональность науки, ее стремление к свободе мысли и сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий для военных и других разрушительных целей.
Все это вместе взятое свидетельствует о том, что в обществе не могут развиться и победить силы, ведущие к варварству; все сомнения и предсказания гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины процессов, имеющих место в ноосфере.
В науке открытия совершаются не только профессиональными учеными, но и любителями и самоучками; это есть проявление научности человеческой среды. Научные открытия меняют мировоззрение человечества; они неожиданны и парадоксальны для современников.
Изменения биосферы и биологических свойств человека под влиянием работы научной мысли реально смогут увидеть только наши отдаленные потомки. Это не мгновенные революции, их действие проявится через сотни и десятки тысяч лет.
«Научная мысль есть социальное явление, ибо область человеческой культуры и проявление человеческой мысли — вся ноосфера — лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечно малое, и вне области, где царят силы атомов и атомных ядер с миром их составляющих частиц, где она отсутствует как бесконечно большое» [1, 217].
Современные исследователи, например, А.Л.Самсонов в статье «На пути к ноосфере», поднимают вопрос о разумности общества и факторах, которые предотвращают самоистребление человека.
Основа, на которой держится существование человеческого общества, — это законы, регламентирующие отношения людей друг к другу — в религиозной и юридической форме. В эту основу нужно также включить экологическую составляющую [2, 53-54].
Опасность самоистребления человечества есть прямая — в мировой войне — и косвенная — через разрушение среды обитания и генофонда человека. Сейчас формируется регламентация отношений человека и природы как новая система табу, запретов и правил поведения. И главным регулирующим фактором здесь выступает наука экология и практическое ее применение.
Ноосферу А.Л.Самсонов представляет как общество, у которого сформировалась новая сущность—«экологическое лицо», которое должно обеспечить создание гармонии человека и природы [2, 54]. Это общество должно выработать ограничение степени свободы человека в отношениях с природой. Объективная трудность состоит в нахождении меры сдерживания: нужно сделать так, чтобы не остановить человечество в развитии; чтобы не поселять людей в резервации или концлагеря для предотвращения «нежелательных контактов» с природой, не сломать нравственный стержень личностного отношения человека к миру и обществу [2, 54].
Важнейшая сила, управляющая обществом, — институт власти. Здесь тоже обнаруживается опасность: разумные субъекты власти «ведут себя по отношению к объекту ее совершенно неразумно, зачастую уничтожая и разрушая то, что накоплено уже пройденным путем предшествующего развития (последние 12 лет развития Украины).
Международный и государственный терроризм может также привести к тому, что жизнь на Земле в высших ее формах может исчезнуть. Войны как насильственный способ установления межгосударственных отношений тоже есть чрезвычайный источник угрозы самому существованию общества и целостности биосферы.
То есть судьба человечества и биосферы совершенно не однозначна. До сих пор процесс формирования ноосферы имеет стихийный характер и развивается, по преимуществу, его природная сторона: биосфера, биологические признаки человека, стихийная производственная деятельность сохранившихся первобытных народов, разрушение природы в развитых странах.
Крайне опасен различный уровень развития отдельных стран, народов и континентов Земли: здесь не просто не внедряются современные знания и современная наука в сознание и жизнь этих народов и стран, но они могут попасть в положение исчезающих биологических видов, что противоречит идеалам гуманизма и гуманной практике человеческих отношений; если процесс формирования ноосферы по-прежнему будет иметь стихийный (социальная стихия!) характер, то данная перспектива может стать вполне реальной. Допускать же этого нельзя, ибо будут резко ограничены возможности человеческого рода, генофонда и творческих способностей человечества.
Следовательно, ноосфера, процесс ее формирования — длительный и многосторонний; совершается он в различных сферах природы и общества крайне противоречиво и неравномерно. Наибольшие трудности существуют в социальной сфере. Перед наукой философией и практикой стоит целый комплекс взаимосвязанных проблем, которые нужно «распутывать» и изучать.
Литература
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. — М.: Наука, 1989.
2. Самсонов А.Л. На пути к ноосфере // Вопросы философии.— 2000.— № 7.