Трофимюк В.К.

Донецкий национальный

 технический университет

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ
И УЧЕНИЕ ЖИВОЙ ЭТИКИ

 

У каждого народа есть свои Учителя, высочайшие индивидуальности, накопившие чашу духовного опыта. Они приходят в мир для выполнения определенной задачи. Таким Учителем Жизни для славянских народов является известный украинский философ, поэт и педагог Григорий Саввич Сковорода. Сегодня никто из отечественных культурологов, философов, политиков, деятелей литературы, науки и искусства не станет оспаривать высочайшую оценку деятельности и творчества этой одаренной ясным разумом личности, сердцем и разумом охватившей философский мир древнего, средневекового и своего - Нового времени.

Григорий Сковорода осознается и принимается нами как национальная гордость украинской и русской культуры. Справедливым будет и утверждение о нем как о мыслителе-просветителе XVIII века, которому удалось осуществить в своей жизни сократовский призыв: «Познай самого себя». Именно в самопознании и нравственно-духовном самосовершенствовании философ видел смысл своей жизни и жизни всего человечества на Земле. Образ и стиль жизни, сама этическая и социальная направленность его миропонимания и философского учения созвучны и могут быть приравнены греческому мыслителю Сократу, а также древнекитайским философам Конфуцию и Лао-Цзы. По мере все новых и новых исследований философского наследия Г.Сковороды, мы выявляем и понимаем не только глубокую широту мироощущения нашего философа, но и открываем для самих себя Мир Учителя жизни, сердечного наставника и педагога, духовного мыслителя мирового масштаба, величайшего деятеля культуры XVIII столетия. Именно в настоящее время глубоким пониманием, освоением целостного философского учения Григория Сковороды мы можем преодолевать существующее ныне пренебрежение к своему великому, героическому, культурному прошлому и разрушающему настоящему. Как чрезвычайно мало сегодня признавать на конференциях и лекциях, в монографиях и журналах значение Сковороды как мыслителя, поэта и педагога, если его понимание будущего страны, ее народа в корне различается от нашего движения в настоящем к вещно-потребительским приоритетам и ценностям техногенной цивилизации. Парадокс нашего времени состоит в том, что чем больше мы заявляем о духовной высоте Г.Сковороды, Т.Шевченко, Л.Украинки, М.Коцюбинского, В.Сухомлинского и др., тем дальше от нас стоит их духовная, нравственная высота, от самой нашей социально-исторической практики, идеологии, ориентации в политике, науке, воспитании и образовании. Их духовный мир ценностей, их культура духа, их идеалы чрезвычайно высоки для современных политиков, игнорирующих и не освоивших великое прошлое своего народа, его философии, и его культуры. Самое большее, чем они владеют – это вербальное понимание философских идей, тождественное псевдопониманию.

В.Соловьев, Н.Бердяев, В.Эрн, А.Лосев и многие другие философы Х1Х-ХХ веков считали Г.Сковороду родоначальником русской философии. Мыслитель писал о самом себе в одном из писем: «Я всецело посвятил себя одной только божественной Истине» [5, c.362]. Мыслитель шел своим собственным непроторенным путем, не опираясь на рационализм западно-европейской философии, усматривая высшее предназначение пророка и философа в том, чтобы «прозреть… нечто новое, нестареющее, чудное и вечное, и сие возвещать» [5, c.362]. Свою миссию Г.Сковорода сформулировал следующим образом: «Обучатися и купно обучати братию добродетелей, якоже свыше заповедано мне, се есть жребий и конец и плод жизни и трудов моих успокоений» (4, С.20). Он видел свою жизненную задачу в том, чтобы помочь духовному рождению человека, посвятить его в философию. В книге «Надземное» Учения Живой Этики сказано: «…Великие Учителя во всех веках утверждали силу мысли, дальние миры, явления непрерывности жизни и Тонкий Мир… В Индии, в Египте, в Китае, в Ираке, в Палестине и затем в Европе были произнесены почти те же слова». В ХХ веке Учителя повторили «те же истины» [1, т.2,с.183].

Проанализируем и сопоставим некоторые философские идеи Г.Сковороды и положения Учения Живой Этики: «Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания… Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания…» [1, т.2, с.188]. Наш Г.Сковорода в самой полной мере соответствует этому великому предназначению и духовному зову Учителей человечества. Широта мировоззрения Г.Сковороды, постоянная нацеленность его на познание истины и претворение в жизни добра прокладывали новые пути к ее нахождению.

Духовный путь искания нашего соотечественника, его философское и поэтическое наследие в значительной мере приближает нас, живущих в начале ХХI века, к пониманию основ человеческого бытия. Став «образованнейшим русским человеком ХVIII столетия», Г.Сковорода сумел перелетать «века и пространства… сквозь трескучий шум торжествующего рационализма ХVIII столетия», чутко различать «затихшую мудрость античности и восточно-христианского умозрения» [10, с.367]. Мыслитель в своих притчах диалогах, трактатах и стихах формулирует основы Нового миропонимания. Украинский ученый Д.Чижевский в середине прошлого века прослеживал близость мировоззрения Г.Сковороды с духовными течениями немецких мистиков, в их числе назван и Якоб Беме; близко очень наш мыслитель стоял и в теософской линии развития мысли [7, с.21]. Особо подчеркивал Д.Чижевский ту мысль, что не надо забывать и о глубине собственного духа этого мудреца, о духовных братьях, родственных ему «не случайными параллелями мыслей, а единством понимания мира и жизни» [6, с.6].

Особый интерес представляет в настоящее время размышление Г.Сковороды о Боге: «…Теперь мало кто разумеет Бога… Однако же все века и народы всегда согласно верили, что есть тайна, некая по всему разлившаяся и всем владеющая сила…Сия невидимая натура, или Бог, всю тварь принимает и содержит, везде всегда был, есть и будет. Подданный его есть вечный народ» [5, т.1, с.113]. Философ, размышляя о законе Божьем, утверждает, что именно он есть Божье сердце в человеке, люди же почти везде подменяют Закон Божий человеческими преданиями, превознося их еще выше. Несомненно, что миропонимание Г.Сковороды носило пантеистический характер. Философ, созерцавший и переживавший гармонию и красоту мира природы и духовную красоту небес, стремился передать миру Знания о Высшем. В Учении Живой Этики в этой в связи мы находим важные положения: «Задача Нового Мира – пробудить сознание и вернуть Миру предназначенный Облик Красоты. Торжество духа должно напрягаться именно к восхождению. Именно не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий по-божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по-человечески, тогда достижения духа будут огненны» [1, т.2, с.266]. Матерь Агни Йоги - Елена Ивановна Рерих писала своим последователям и ученикам спустя 150 лет после размышлений украинского философа: «…Отбросим ограничения или очеловечивание Несказуемой Мощи и примем величественный пантеизм древних, отзвук которого мы находим в заветах всех Великих Учителей, и в Библии, и в Евангелиях…» [3, т.2, с.274]. Г.Сковорода никогда не расставался с самой дорогой и любимой им книгой – Библией, он писал: «Внемлем себе! Тут сыщешь Того, о Котором сказано: «Бог наш Огнь поядающий есть» [5, т.1, с.266]. «А поскольку в Боге нет мужского пола, ни женского, но все в Нем и Он во всем, для того сказывает Павел: «который есть всяческое во всем…» [5, т.1, с.101]. Размышления Г.Сковороды о Боге более всего приближаются к положениям основателя философии христианства Оригена Александрийского: «…Бесконечный конец, безначальное начало и Бог – все одно» [5, т.1, с.332]. «Он все претворяет и во всем остается, чего ни о чем другом уже сказать не можно» [5, т.1, с.394] «Разве ты не слыхал, что Высочайшее Существо свойственного себе имени не имеет» [5, т.1, с.318].

Сходство основных направлений мысли Г.Сковороды и Учения Живой Этики прослеживается и во взглядах на значение сердца как средоточия духовной жизни, на земное предназначение человека и пути эволюции, на строение Вселенной. Так, в книге «Надземное» Учения Живой Этики есть строки о существовании представления, что только на Земле «существует жизнь человеческая. Можно изумляться подобным заблуждениям. Такие голоса могут лишь вредить эволюции. Люди и без того не умеют заглянуть в Беспредельность» [1, т.1, с.288]. Эти строки предназначены для людей, живущих в ХХ веке. Какие мысли своим современникам считал нужным сообщить Г.Сковорода: «…Обитаемым мирам нет числа, как ныне начали думать... Конечно, каждого мира машина имеет свое, с плывущими в нем планетами, небо» [5, т.2, с.19].

Учение Живой Этики с приближением Новой Эпохи в сознании человечества вводит понятие Беспредельности. Учение Жизни говорит о Беспредельности как об Основе и Первопричине всего сущего, о развитии понятий, связанных с бесконечностью. Схожие мысли высказаны и Г.Сковородой: «Взглянем теперь на безмерный мир сей, как на увеселительный дом вечного… Если же мне скажешь, что внешний мир… в каких-то местах и временах кончится, имея положенный в себе предел, и я скажу, что кончится, сиречь начинается. Видишь, что одного места граница есть и …дверь, открывающая поле новых пространностей, и тогда же зачинается цыпленком, когда портится яйцо. И так всегда все идет в бесконечность… «материя вечна» [5, т.2, с.16-17]. Сковорода на протяжении своего философского творчества много раз возвращается к теме перевоплощения. «Признак отношения к смерти очень важен для характера Учения: в нем заключается понимание перевоплощения» – это положение из книги Живой Этики «Листы Сада М.» [1, т.1, с.334]. У философа это утверждается так: «Всякая внешность есть мимо протекающая река. …Когда-либо смертное тело оставлять надобно. О беднейшие, почитающие тело  свое тленное и не верующие новому!», и далее: «Что смерть духовная есть несчастье, это можно видеть более чем достаточно из Священного Писания, но что телесную смерть следует оплакивать, я не помню, чтобы когда-либо об этом читал. …Смеюсь над человеческой глупостью, ее же оплакиваю» [5, т.1, с.148, 156]. Столь многие мысли философа о перевоплощении не оставляют сомнений, мыслитель знал, что бессмертный дух, проходя через многие рождения и смерти, может воспринимать получаемые уроки жизни: «…Почто на утро, на тысячу лет, на несколько веков и кругообращений планет откладываем жизнь, смерть, Воскресение, суд, глас Сына Божьего» [5, т.2, c.392]. Значительное внимание как в Живой Этике, так и в работах Сковороды уделено свободе воли человека, его ответственности, когда путь человека расходится с волей Божьей: «Человек есть орудие, …имеющее преимущество свободы и полную волю избрания, а потому и цену, и отчет за употребление права сего в себе держащее» [там же, c.395]. Радостны и возвышенны мысли философа о пути человеческой души в ее бесконечных странствованиях к заповеданной цели: «Если огонь в твоей груди подлинный и истинный, то сгорит все, что в ней есть земного, чтобы ты когда-либо стал чистым сердцем и узрел Бога, Бога Истину, делающую блаженными те очи, которые ее видят» [5, т.1, с. 212].

Основным фокусом философии Г.Сковороды является проблема рождения внутреннего человека. Его человек  - это целый микрокосм и единственной истинной жизнью является человеческое сердце, оно же и инструмент познания мира и самопознания. Человек, проживая земную жизнь, в своем сердце находит последний критерий этого познания. В Учении Живой Этики дается глубокое представление об истинности человеческой природы: «Только подумайте, что каждый из нас носит в себе огонь единый, неизменный для всей Вселенной… Сердце – это космический передатчик, который нуждается в тонкой настройке» [цит. по: 4, c.21]. А Сковородой это мыслится так: «Сердце – связующий элемент между небом и землей…» [там же].

Подлинное познание самих законов мироздания возможно лишь при непременном условии: хранить и воспитывать чистое сердце. Мыслитель призывает нас: «Храните сердце и воспитывайте сердце через благость и служение общественным нуждам. Счастье в сердце человеческом, в мире душевном. Здесь всех наук семена» [там же]. В первой книге Учения Жизни мы обнаруживаем то же единство: «Храните сердце чистым, чтобы можно было войти туда» [1, т.1, с.18].

В произведениях Сковороды мы можем найти сверкающие мысли о значении сердца, о его ведущей роли в жизни людей, людей сродного труда, в особенности. «Сердце есть мыслей бездна. А мысли – семена и источник действиям» [5, т.1, с.451]. «О сердце, бездна всех вод и небес ширшая!…Сколь ты глубока! Все объемлешь и содержишь, а тебя ничто не вмещает» [там же, с.136]. «Человек есть сердце, Мир сердцу!» [5, т.2. с.317]. Наша техногенная цивилизация ускоряя ритм саморазрушения, порождая дегуманизацию человека, порождая всеобщее отчуждение, может испытывать целение только от культурного сердца; сердце является солнцем внутри человека – утверждает Учение Жизни.

Сковорода своим слушателям поведал не раз о глубоких философских идеях, которые и на сегодняшний день в значительной мере не освоены человечеством нашей планеты. Он обращал внимание своих слушателей на то (а значит и современных мыслящих, ищущих истину людей), что сердце, мысль и дух являются величайшей невидимой силой человека. Он владел силой мысли и был един с Платоном, считая, что мысли управляют миром [8, с.45] «Все не наше, все погибнет… Одни только мысли наши всегда с нами, одна только истина вечна» [5, т.1, с.80].

Не будет умалением, а лишь объективной оценкой признания того свершившегося исторического факта, что и сегодня люди ХХ1 века в своем подавляющем большинстве не видят единства религии, науки, философии и искусства, единство духовных истин Востока и Запада, и в своей повседневной жизни исходят из приоритета вещных ценностей над духовными вечными ценностями. В этой связи философские идеи Григория Сковороды, его нравственные искания, его культура духа чрезвычайно своевременны и являются духовным маяком, духовным Светом Культуры для заблудившегося человечества.

 

Литература

1.     Агни Йога. Учение Живой Этики. В 2-х томах. – М.: Эксмо, 2002.

2.     Сковорода Г.С. Вірші, пісні, байки... Упор. та авт. вст. ст. І.В.Іваньо – К.: Наукова думка, 1983. – 544 с.

3.     Письма Е.И.Рерих. В 2-х томах. - М.,1995.

4.     Полищук Оксана. Григорий Сковорода и Учение Живой Этики //Путь познания. - Одесса, 1996,  - С. 20-21.

5.     Сковорода Григорий. Сочинения в двух томах. Т.1,2. – М.,1973.

6.     Чижевський Дмитро. Філософія Г.С.Сковороди. – Варшава,1934.

7.     Чижевський Дмитро. «Філософія серця” Памфила Юркевича // Український Світ, 1992.

8.     Чайковский М. Мировоззрение украинского философа и просветителя XXVIII столетия Г.С.Сковороды и Учение Живой Этики // Мир Огненный. - 1997.- №15.- С.42-46.

9.        Эрн В. Борьба за Логос. Григорий Сковорода. Жизнь и Учение.- Минск: Харвест, М.:АСТ, 2000.