Стефаненко П.В., Паслен В.В., Коротков А.В.

Донецкий национальный
технический университет

О ДУХОВНОМ ОБЛИКЕ ВОИНА:
ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

Великий украинский философ и гуманист Г.С.Сковорода утверждал, что гармония человеческого бытия зависит от следования каждым человеком закону “сродного” труда. Это означает, что у каждого человека есть склонность к “сродному” для него делу, делу, которое соответствует его природе, его внутренним способностям. Эта сродность и есть проявление в человеке вечного (“искры Божией”).

Г.С.Сковорода говорил о “сродности к хлебопашеству”, “сродности к воинству”, “сродности к богословию”. Если же человек не следует закону “сродности”, живет вопреки своей природе, то это не способствует достижению счастья, вызывает напряженность, страх, муки сомнения. Незнание или игнорирование собственной разумной натуры, по мнению Сковороды, превращает “правление - в мучительство, судейство - в хищение, воинство - в грабление, а науки - в орудие злобы” [1].

Известно, что на вопрос Харьковского губернатора Е.А.Щербинина, почему он не изберет себе деятельность, которая принесла бы ему благополучие, славу, состояние в соответствии с его образованностью, Г.С.Сковорода ответил, что доволен жизнью простой, уединенной: “я сию роль выбрал, взял и тем доволен” [2, с.672]. Подчеркивая, что эта жизнь соответствует его собственным внутренним склонностям и стремлениям, Сковорода сказал губернатору: “Если бы я сегодня почувствовал, ... что могу без робости рубить турков, то сразу же привязал бы я к поясу гусарскую саблю и, надев головной убор воина, пошел бы служить в армию. Труд при врожденной склонности есть удовольствие” [2, с.672-673].

Кроме того, следует обратить внимание на утверждение Сковороды о том, что все в мире состоит из двух противоположных натур (видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной) распространяется и на человека. Человек, который познал себя, всегда видит “двое”. Эти две натуры сосуществуют неразрывно, но значение их неодинаково. Основой всех вещей и деяний человеческих, их движущей силой есть невидимая натура - Бог. По мнению Сковороды, Бог - это разлитый в универсуме дух, космический разум, доброта и красота. Не случайно, основным объектом его внимания всегда был духовный мир человека, что нашло свое проявление и в исследуемой нами теме. Отстаивая духовные приоритеты воинства, Г.С.Сковорода утверждал: “как мертво тело без духа, так и священное Писание мертво без веры... Когда я восхваляю храбрость воина, его неустрашаемость, мужество, доблесть, то этим не уничтожаю ни доспехов, ни оружия его. Доспехи, убранство, оружие воина есть история, а ум и слава этой истории есть дух воина, его дело” [3, с.690].

Из вышесказанного следует, что в своих философских исканиях Г.С.Сковорода особое внимание уделял нравственной стороне человека, в частности - воина, защитника своей отчизны.

К нашему времени философия, психология и другие общественные науки наполнены необходимой информацией, методами, по которым можно провести различное тестирование, профессионально-психологическую аттестацию и т.д. И все же вышеприведенные высказывания Сковороды остаются актуальными и сегодня. Особенно, в условиях реформирования Вооруженных сил Украины, когда осуществляется формирование профессиональной армии, переход на контрактную основу формирования личного состава, отказ от призыва на срочную службу.

Сейчас важно привлечь в Вооруженные Силы Украины людей для которых военное дело является их призванием, кроме того они должны быть профессионалами и истинными патриотами Украины.

На сегодняшний день военнослужащий, а особенно офицер, помимо профессиональной состоятельности, должен соответствовать службе в Вооруженных Силах по физическим, психологическим и морально-деловым качествам. К морально-деловым качествам военнослужащего можно отнести гуманизм, патриотизм, честность, скромность, благородство, принципиальность, трудолюбие, хозяйственность, усердие, деловитость, дисциплинированность, мужество, решительность, смелость, чувство боевого товарищества, исплнительность. Это далеко не полный перечень качеств, которыми должен обладать военный человек. Здесь необходимо понимать, что воин, защитник представляет собой с нравственной точки зрения более сложную систему, чем с физической. Кроме того, гораздо труднее человеку привить определенные нравственные качества (причем, состоящие между собой в сложных связях, где одни из них доминирующие, а другие - нет), чем подготовить его физически к воинской службе. При этом неоходимо и гармоничное сочетание нравственных и физических качеств воина.

 

Литература

1.     Горський В.С. Iсторiя украiнськоi фiлософii. Курс лекцiй. 3-те видання - К.: Наукова думка, 1997. - с. 94 - 95.

2.     Сковорода Г.С. Сочинения - Мн.: Современный литератор, 1999.

3.     М.И.Ковалинский. Жизнь Григория Сковороды // Сковорода Г.С. Сочинения. - Мн.: Современный литератор, 1999. - 642- 699.