Шигимагина Л.А

Донецкий Национальный

технический университет

 

Метафизика любви в философских диалогах Г.С.Сковороды

 

В русской религиозно-философской культуре христианское учение о сердце и любви в той или иной форме просуществовало вплоть до XX века. Но особенно яркое воплощение это учение обрело в творчестве Г.Сковороды.

Г.Сковорода, который по мнению А.Ф.Лосева "являет собой только начало русского философствования" [1, с.221], сосредотачивается на этико-гуманистической проблематике. В своих диалогах философ освещает проблемы таких общехристианских и общечеловеческих категорий как вера и любовь в кордоцентрическом аспекте, т.е. ставя на вершину в иерархии ценностей человеческое сердце. Так, например, в трактате «Начальная дверь христианскому добронравию» рассматривается динамика счастья: счастье заключается в сердце, сердце в любви, а любовь - это закон вечности: «Сие есть непрестающее ведро и незаходящее солнце, тьму сердечной бездны просвещающее» [2, с.111]. Сердце для Сковороды - это "корень жизни и жилище огня и любви", которое вводит человека в бездну Божественного Бытия. Сердце - это дверь в трансцендентный мир, где главенствуют вечная жизнь и вечная любовь.

Сердце - это пульсирующий центр, в котором объединяются душевность и телесность человека. Путь к Богу для Сковороды - это путь сердечного самоуглубления и сердечного самопознания. И в этом стремлении любовь становится божественной.

В диалоге "Наркисс" украинский философ раскрывает гносеологическую проблему самопознания, тесно связанную с кардиоцентризмом. С точки зрения Сковороды, цель самопознания не может быть реализована как интеллектуальный акт. Надприродная реальность познается только в переживаниях, и потому самопознание есть прежде всего жизненный процесс, который концентрирует в человеке энергию саморазвития. Отсюда вытекает, что органом этого процесса является сердце, а познание человеком себя не что иное, как акт любви. "Хочешь ли быть доволен собою и влюбиться в самого себя? Узнай же себя!" [2, с.122]. Г.С.Сковорода рассматривает сердце, как духовную субстанцию, которая является основой человеческого бытия и источником жизнедеятельности человека. Но поскольку эту субстанцию создает в человеке Бог, Григорий Сковорода отождествляет сердце с Богом или Словом Божьим: «Главнейший и начальнейший премудрости пункт есть знания о Боге» [2, с.155].

Путь самопознания для человека долог и полон обманов и соблазнов. Поскольку, согласно учению Г.Сковороды, человек по своей природе двойственен, основополагающим фактором для успешного начала пути, ведущего к Богу и совершенству, является верное определение идеала, которому нужно следовать. Ведь "человек внешний" есть только бледная тень, видимость настоящего человека, внутреннего. Стало быть, взяв за образец человека эмпирического, мы рискуем "влюбиться в видимость плоти своей" и, как следствие этого, "гоняться за видимостью во всем небесном и земном пространстве" [2, с.139].

Человек должен искать критерий истины в своем сердце, которое "не иное что есть, как мыслей наших неограниченная бездна, просто сказать, душа, то есть истое существо" [2, с.142].

Когда же человек осознает «свою двойственность и понимает, к чему он должен стремиться, тогда его охватывает сила божественного Эроса. Человек влюбляется в собственную вечную идею. Именно эту любовь Г.С.Сковорода считает мудрой, "Софииной дщерью" [2, с.122].

Наркисс любит не себя, а "сокровенную в себе истину Божию". Таким образом, объект этой влюбленности имеет происхождение не человеческое, а Божье, вечное.

Исследуя творчество Г.С.Сковороды, В.Эрн в своей работе "Г.Сковорода. Жизнь и учение" отмечал, что "это учение о любви, как о силе, влекущей внешнего эмпирического человека к его вечной идее, сущей в Боге, есть своеобразная и глубокая переработка Платонова учения об Эросе в духе библейской антропологии... Метафизические свойства идеи Платона - вечность, божественность, ноуменальность, красоту и благость - Сковорода переносит на неповторимую личность человека, взятую в ее умопостигаемой глубине, и платоническое явление Эроса и философской влюбленности становится для него прежде всего внутренним фактом духовной жизни [4, с.522].

В диалоге "Разговор пяти путников об истинном счастии в жизни" Г.С.Сковорода опроверг понимание счастья как овладение богатствами мира. Настоящее счастье не зависит от внешних факторов бытия и может стать приобретением каждого человека. Чтобы его достичь, необходимо достигнуть душевного мира, который связан с чувствами любви, дружбы, благодарности. Оно знаменует "второе рождение", то есть обнаружение в себе того "внутреннего человека", которое является логическим результатом, реализацией им смысла собственной жизни.

Всепроникающая сила любви объединяет три мира: микрокосм, макрокосм и символический мир Библии. "Знай, что Библия есть новый мир и люд Божий, земля живых, страна и царство любви... Нет там вражды и раздора... ни старости, ни пола, ни разнствия, все там общее. Общество в любви и любовь в Боге, Бог в обществе. Вот кольцо Вечности» [3, с.44-45]. Для Г.Сковороды Библия является реальным воплощением Божественной премудрости, свидетельством любви Бога к человеку и посредником между Богом и людьми. Она не имеет никакого отношения к эмпирическому миру, становясь поистине самостоятельным метафизическим существом. Библейская символика открывает человеку Божественное присутствие, не касаясь обыденной жизни. То, что невозможно для языка человеческого, то становится возможным для ангельского языка Библии. "Любовь одна ангельский язык делает действенным" [4, с.551]. Именно она роднит человека с самой Святыней Вечности, ибо "вся приходит, - любит повторять Сковорода, любезная же любовь ни!» [4, с.551].А затем: "Начало всему и вкус есть любовь" [4, с.551].

Таким образом. Библия для Г.С.Сковороды - это и образец социального устройства человечества, и гарантия того, что любовь как связующее звено между Богом и человеком будет вечной. Метафизический круг Вселенной замыкается на любви.

Следовательно, величайшая ценность на Земле - это любовь (недаром Г.Сковорода любил повторять "Бог есть любовь"), а сердце - тот центр, в котором соединяются все нити, связывающие человека и Бога. Обратившись внутрь себя, мы поднимемся до высоты истинного совершенства.

Этими принципами Г.С.Сковорода руководствовался и в собственной жизни, что дает основание говорить о нем, как об основоположнике особенного типа украинского интеллигента.

В этой связи В.С.Горский отмечает: "У цьому розумінні інтилігент - це людина, вищим законом буття якої є не задоволення біологічних потреб, не служіння певним інтересам конкретних соціальних угруповань, а моральний канон, що спирається на вимоги сфери духовності як простору, в якому людина одержує можливість до самореалізаци себе як Людини, де людина реалізує свою родову сутність" [5, с.118].

 

Литература

1.     Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.-526с.

1.     Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1973. -532с.

2.     Сковорода Г.С. Сочинения в двух томах. Т.2. - М.: Мысль, 1973 .-486с.

3.     Эрн В. Г.Сковорода. Жизнь и учение // Эрн В. Борьба за Логос. Г.Сковорода. Жизнь и учение.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.- 592с.

4.     Горський В.С. Історія української філософії.- К.: Наукова думка, 2001. -374с.