Мегрелишвили А.Г.

Запорожский государственный университет

 

 

«СРОДНЫЙ» ТРУД КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

 

 

Согласно философии Г.Сковороды, основная задача человека – достичь состояния равенства с Богом. А это возможно при реализации человеком своего внутреннего творческого потенциала, нравственного совершенствования.

Бог в философии Сковороды – это истинная природа в природе, живое в живом, истинное человеческое в человеке, его духовная природа. Для того, чтобы возвыситься до уровня Бога, человеку необходимо познание самого себя, самопознание, познание истинного человека в человеке. Этот путь ведет к Богопознанию – наивысшему достижению человеческого духа. «Один труд в обоих сих – познать себя и уразуметь бога, познать и уразуметь точного человека, весь труд и обман от его тени, на которой все останавливается. А ведь истинный человек и бог есть то же» [1, 140]. На этом пути раскрывается смысл жизни человека, его внутренний мир, стимулируется «сердечное веселие, душевная крепость».

Радость и душевный мир дают человеку «душевную мощь», которую ничто не в силах поколебать и разрушить. Правдивая радость объединяет людей. Согласно Сковороде, природа настоящего счастья такова, что, добыв его, человек хочет иметь как можно больше причастных к нему. Иными словами, душа человека открыта для людей и мира.

Для нас важно иметь в виду, что Г.Сковорода объединяет в самопознании интеллектуальный акт с волевым творческим усилием. В императиве «познай себя» скрыт другой императив: стань самим собою, извлеки из себя свою духовную сущность, осуществи свое предназначение. Реализовать данный императив («стать самим собой») возможно только на основе сродства с определенным видом труда. Смысл человеческого бытия – это труд, а истинное счастье – свободный труд по призванию («душу веселит сродное делание»).

Императив «познай себя» имеет, таким образом, своей задачей познание своих природных склонностей к определенному виду деятельности, свое действительное призвание. Склонность, призвание, по Сковороде, и есть истинный «бог» в человеке: «С природою жить и с богом быть есть то же; жизнь и дело есть то же» [2, 423]. Свободный труд по призванию есть «сродный» труд, который решает проблему человеческого счастья и смысла человеческого бытия. Он выступает как внутренняя потребность и высшее наслаждение: «Прибыль не есть увеселение, но исполнение нужности телесной, а если увеселение, то не внутреннее; родное же увеселение сердечное обитает в делании сродном. Тем оно слаще, чем сроднее» [2, 433]. «Сродный» труд способствует реализации сущностных сил человека, проявлению его творческого потенциала, дает ему возможность обрести смысл своего бытия, прочувствовать счастье и радость в наслаждении трудом, а не только его результатами, то есть в конечном итоге может стать высшей ценностью человеческого бытия.

Поставленная Григорием Сковородой проблема преодоления отчужденности труда, превращения труда в потребность и в высшее наслаждение, не потеряла своей актуальности в наше время. Проблема «сродности» и(или) «несродности» труда приобретает особое значение в контексте бытия украинского трансформирующегося общества. Согласно Г.Сковороде, «несродный» труд является конечным источником всех общественных пороков. «Где согласие дражайшего мира? Где живость сердечного веселия? Кто безобразит и растлевает всякую должность? Несродность. Кто умерщвляет науки и художества? Несродность. Кто обесчестил  чин священничий и монашеский? Несродность. Она каждому званию внутренний яд и убийца… Делай то, к чему рожден, будь справедливый и миролюбивый гражданин – и довлеет» [2, 449].

«Несродность» труда является наиболее типичным признаком кризисного состояния общества и, вместе с тем, фактором, способствующим стагнации и деградации общества, проявляющимся во всех сферах социального организма.

С другой стороны, будучи объективно детерминированной кризисом трансформирующегося общества, «несродность» труда способствует скорейшему выходу общества из этого состояния. Проблема, таким образом, состоит в том, чтобы усилить положительную тенденцию распространившейся в обществе «несродности» труда и смягчить ее социальные последствия для людей и прогресса общества. Как показывают социологические исследования, только малая часть населения (в основном, представители интеллектуальной и политической элиты) заняты «сродным» трудом, находят в нем наслаждение и счастье, удовлетворены его результатами и своим материальным благополучием. Сложившаяся ситуация позволяет им реализовать свои сущностные силы, свой творческий потенциал, находить радость в процессе «сродной» деятельности.

Значительная же часть населения (молодежь, люди среднего и пожилого возраста) находятся в состоянии неустанного поиска выхода из кризисного неблагополучия. С одной стороны, выбор специальности, профессии, «сродного» труда ограничен возможностями как общества, так и индивида. Избранная специальность в будущем может не способствовать материальному благополучию индивида, жесткая же и чаще всего неравная конкуренция при выборе профессии оставляет за бортом более способных, но не имеющих возможностей реализовать свои способности (в силу характера  или материального состояния).

С другой стороны, социальный заказ на профессии диктует весьма жесткие условия его удовлетворения. Государство устанавливает рыночную стоимость обучения избранной специальности, действуя, конечно, в своих интересах, которые чаще всего не совпадают с возможностями их удовлетворения обучающимися. 

Типичной является, например, ситуация, связанная с выбором абитуриентом «несродной» специальности на основе меньшей оплаты за учебу. В результате проучившийся пять лет в вузе молодой специалист либо не может (не хочет) найти работу по специальности, либо избирает работу, не требующую полученных им знаний, либо – если позволяют возможности – поступает учиться по другой специальности, чтобы получить более оплачиваемую работу. В проигрыше, таким образом, оказываются все: индивид, потративший годы на обучение специальности, по которой не был затребован или которая ему не нужна; государство, не получившее специалиста, на подготовку которого были затрачены средства; общество, прогресс которого оказывается под вопросом в связи с усилением данной тенденции.

Решают ли данную проблему факультеты последипломного образования, сформировавшиеся во многих вузах? – Трудно сказать. С одной стороны, их наличие говорит об усилившейся тенденции получения «несродной» специальности в вузах, и о попытках решить эту проблему. С другой стороны, деятельность факультетов последипломного образования (ФПО) носит откровенно коммерческий характер в интересах вуза, способствуя усилению тенденции получения «несродной» специальности - более оплачиваемой и более престижной, чем «сродная», но не находящей спроса в общественном производстве.

Однако и этой возможностью могут воспользоваться не все. В настоящее время можно говорить о зарождающейся тенденции элитаризации получения образования, обеспечиваемой как материальными возможностями родителей обучающихся, так и более высоким уровнем учебы (элитные вузы, обучение за границей). В этих условиях, используя достижения социальной педагогики и психологии, более полно решается проблема приобщения отдельной части молодежи к «сродной» специальности, а в дальнейшем – и к «сродному» труду. Для значительной же части населения (в основном, молодежи) приобщение к «сродному» труду является проблематичным. Как показали социологические исследования, на первом месте среди ценностей у студенческой молодежи стоит материальное благополучие, престижность работы, а насколько работа соответствует духовному складу, внутренним потребностям человека – об этом не задумываются.

Угрожающий характер для прогресса украинского общества приобрела тенденция перехода молодежи в сферу торговли и услуг, не требующих получения более высокой квалификации. В то же время наблюдается увеличение числа способной молодежи, получившей образование и стремящейся реализовать свой потенциал там, где за это больше заплатят - за рубежом.

Реформирование системы образования с необходимостью требует решения проблемы приобщения всей молодежи к «сродной» профессии и к «сродному» труду. Только при этом условии «сродный» труд обретет характер высшей ценности человеческого бытия и станет решающим фактором выхода украинского общества из затянувшегося трансформационного кризиса.

 

Литература

1.     Сковорода Г.С. Наркисс. Разглагол о том: узнай себя // Г.С.Сковорода. Сочинения в 2-х томах. – Т. 1. – М.: Мысль, 1973. – С. 122 – 171.

2.      Сковорода Г.С. Разговор, называемый алфавит, или букварь мира // Г.С.Сковорода. Сочинения в 2-х томах. – Т. 1. – М.: Мысль, 1973. – С. 412 – 461.