Гомаль В.П., Отина А.Е.

Донецкий национальный
технический университет

 

 

Гуманистические идеи и эстетические взгляды

Г.С.Сковороды

 

Попытка классифицировать философию Г.Сковороды крайне затруднительна. В его философском пространстве легко обнаруживается следы мыслительной деятельности Сократа, Платона, Эпикура, Аристотеля, киников, неоплатоников. Без особых трудностей прослеживается выход мысли украинского философа в эпохи, смежные с его временем. Он непринужденно вторгается в пределы чужих владений. Даже не замечая этих пределов, не боясь заблудиться в них, потерять свое философское Я.

В философии, как и в искусстве, все выдающиеся достижения творческой мысли становятся общечеловеческими ценностями. Однако при этом, например Пушкин и Шевченко, продолжают оставаться национальными поэтами точно также, как Гегель является типичным немцем, а Сковорода - настоящий украинец.

Возрождение духовных истоков украинского народа, стремление людей сблизиться с самобытной культурой – показатель радикальных перемен в национальном сознании. Уровень духовной культуры личности определяется тем, насколько в ней развита способность открывать смысл и назначение созданных человечеством ценностей, формировать в человеке внутренние качества, открывающие ему доступ к культуре. Показателем  является интерес к творчеству Г.С.Сковороды, его нравственным и эстетическим учениям.

Тема внутреннего совершенства, красоты, счастья, социального идеала находила свое выражение в художественных произведениях Сковороды. Поэтому с его этикой непосредственно связаны его эстетические взгляды, одним из идейных источников которых было народное творчество.

Так, в поэтической форме, размышляя о счастье, Г.Сковорода считал, что стремление человека к нему является общим и что право на него имеют все люди без исключения. Признавая необходимость удовлетворения людьми своих материальных потребностей, он решительно выступал против того, чтобы они брали верх над духовными, едко высмеивал последователей «желудковой и чреватой философии». Счастье, по его мнению, не может заключаться в физическом здоровье и красоте. Истинным счастьем является «веселость сердца», или радость, порождаемая «сродным» трудом, а нарушение принципа «сродности», то есть отход от натуры, приводит к несчастью.

Гуманистическая и демократическая направленность являются наиболее характерными чертами этики Г.Сковороды. Мыслитель исходил из того, что человек по своей природе морально не испорчен, добр. Моральные пороки порождаются определенными социальными условиями, неправильно поставленным воспитанием, необразованностью.

В произведениях Г.Сковороды наблюдается своеобразная интерпретация красоты. Мыслитель искал прекрасное не в сфере чистых идей, а в окружающей действительности и исходил из положения о трудовой, конкретно-чувственной деятельности человека как предпосылки его художественной деятельности. Идеалом красоты у философа выступает человек труда («голяк»). Поэтому его поэтические раздумья пронизаны страстным негодованием против мошенников, плутов, лихоимцев, «узаконенных» и безнаказанных.

Эстетические взгляды Г.С.Сковороды дополнены его учением о познавательном значении искусства. Художественные образы у него были одной из форм отражения действительности. Подчеркивая познавательную сущность искусства, Сковорода, подобно Леонардо да Винчи, сближал его с наукой и считал, что критерием как научного познания мира, так и его художественного воспроизведения является практика. Поэтические образы пронизаны могучим интеллектуальным началом: в них видна ненасытная жажда познания мира, жизни, людей, будущего.

Этика философии Г.С.Сковороды ориентирует на персоналистское подвижничество, высокую личную ответственность за общество. Используя вечные истины, Сковорода констатирует: «Бог твой внутри тебя есть». Здесь нет ухода в горные вершины чистого разума; напротив, ищется божественность бытийной рутины, повседневности.

В творчестве Г.С.Сковороды важное место занимают картины природы: они всегда «очеловечены», воспитывают любовь к людям, к правде. Красота природы выступает у поэта как могучая сила, пробуждающая к единению, к содружеству. Природа как бы дополняет человеческую жизнь, создавая высокую эмоциональную атмосферу прекрасного. В наслаждении прекрасным, в борьбе за него и утверждается человек. Чудесная панорама сливается с лирическими мотивами, составляя единое целое.

На формирование поэтического мира Сковороды значительное влияние оказало народное творчество. Г.Сковорода всегда любил природный (украинский) язык, в беседах всегда предпочитал речь малороссийскую. Его симпатии к народной песне и народному слову вела его на путь народного писателя.

Творчество Г.Сковороды, пронизанное жизнеутверждающей человечностью, из поколения в поколение будило в людях совесть, поднимало человеческое достоинство, утверждало идеал гармоничного развития общества, в котором труд является основой радости и счастья.

Сделав главными идеи духовности, Г.С.Сковорода ратовал за их возрождение, поэтому они стали достоянием не только украинской национальной культуры, но и всемирной.