Швиндлерман С.П.

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОЦЕНОЗОВ В СВЕТЕ УЧЕНИЯ В.И. ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ

 

Как Судьей Прошедшего является Настоящее,

так и Судьей Настоящего будет Будущее.

 

В грядущем году мы будем отмечать 140 лет со дня рождения В.И.Вернадского (1863-1945), выдающегося ученого планетарного масштаба. По широте кругозора и глубине научных поисков в XX веке его можно сравнить с монументальной фигурой античности - Аристотелем. Научное наследие В.И. Вернадского огромно. Вот только некоторое из него: учения о биосфере, о живом веществе, концепции биогеохимии Земли, ноосферы. Последней была посвящена вышедшая в 1944 г. статья «Несколько слов о ноосфере» [1]. В ней Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».

В последнее время появилось относительно много публикаций, в которых взгляды Вернадского на ноосферу называют либо технократическими, либо утопическими [2,3,4,5,6]. Действительно, если выхватить отдельные фразы даже из приведенной цитаты, например: «человечество становится мощной геологической силой», то, безусловно, слышится технократическое звучание (но ведь выброшено, на первый взгляд, несущественное да и не очень понятное: «человечество, взятое в целом»). Если еще сюда добавить оппонентов, аргументы которых основываются на том, что к ноосфере «мы, не замечая этого, приближаемся», то технократическое звучание усиливается. Вследствие этого делается парадоксальное заключение, что нынешнее состояние биосферы, характеризующееся в общем неразумной деятельностью человека, и есть сфера Разума. С другой стороны, - «о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого» - звучит достаточно утопически. В связи с этим и ноосфера, где функционирует «свободно мыслящее человечество» да еще «как единое целое» при постоянно возникающих «горячих точках» на планете, вообще кажется нереальной. Таким образом, в настоящий момент вполне уживаются две противоположные точки зрения на концепцию ноосферы: одни утверждают, что ноосфера уже существует, другие, - что её возникновение нереально. При этом приверженцы обеих ссылаются на Вернадского.

По нашему мнению, ни одно слово, сказанное В.И.Вернадским, нельзя игнорировать. Благодаря этому можно и найти ответ, когда же развитие биосферы достигнет ноосферного уровня? - Тогда, когда «человечество, взятое в целом», станет «свободно мыслящим» и способным соответственно этому уровню мышления и труда перестроить биосферу в своих интересах. Безусловно, этот процесс не произойдет мгновенно: он будет длительным и иметь пролонгированно-аккумулятивный характер. Кстати Вернадский как бы в подтверждение сказанного писал: «Биосфера перешла, или, вернее, переходит (подчеркнуто С.Ш.) в новое эволюционное состояние - в ноосферу».

При этом он отмечал, что этот процесс перехода «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение по крайней мере двух миллиардов лет». И окончательно ниспровергает Вернадский тех, кто приписывает его ноосфере технократическую реальность, следующими словами: «Не вошла еще в жизнь научная мысль, мы живем ещё в резком влиянии не отвечающих реальности современного знания, ещё не изжитых философских и религиозных навыков». Что же касается «утопистов», то их рассудит Будущее. Во всяком случае, один из крупнейших экологов современности Н.Ф.Реймерс считал идею ноосферы чуть ли не опасной утопией. Вместе с тем он давал следующий прогноз будущих отношений человечества с Природой: «Использование технологий с абсолютными технологическими ограничениями. Приоритет охраны природы и среды жизни над отдельными целями общества. Демографические процессы подчинены цели повышения качества человека. Депопуляция. Постконфронтационная эпоха».

На наш взгляд, такое может стать возможным только тогда, когда «научая мысль» станет «планетным явлением», о чём и говорил Вернадский.

Концепцию ноосферы великого ученого следует рассматривать как прогноз Будущего. И если посмотреть на Прошедшее даже с позиций Настоящего, весьма печального, а иногда и трагического, оно не покажется более розовым.

Рис. 1. Полон ли бокал? Демографические прогнозы роста населения планеты (Курьер ЮНЕСКО, 1974, №6).

Рис. 2. Функциональная структура природной экосистемы.

 

Надо сказать, что во времена В.И.Вернадского численность населения Земли была приблизительно на уровне 2.0 млрд. человек, а уже в 1990 году стала на 3.5 млрд. больше, то есть возросла в 2.8 раза (Рис. 1), а сейчас уже достигла 6,0 млрд.

Рис. 3. Систематическая структура природной экосистемы[1].

 

Учитывая все возрастающую активность человеческой массы, можно утверждать, что воздействие её на окружающую природную среду за последние 45-55 лет во много раз стало разнообразнее и приняло в определенной мере угрожающие для существования человека, как биологического вида, размеры. В этой связи возникает необходимость в конкретизации человеческого общества, в его разделении на сообщества в соответствии с воздействием на окружающую природную среду, с условиями жизнедеятельности. На наш взгляд, является целесообразным «разделение людей» по сообществам (антропоценозам), занимающихся одинаковой или взаимозависимой деятельностью, занимая при этом определенную территорию совместно с соответствующими сообществами живых организмов.

Таким образом, возникает возможность «привести» в соответствии с современным состоянием биосферы и её элементарные структурные единицы - экосистемы. Экосистема, согласно создателю этого термина английскому ботанику А. Тенсли (1935 г.), - природный комплекс живых организмов и неорганической среды их обитания (Рис. 2 и Рис. 3).

 

Рис. 4. Структура современной природно-антропогенной экоситемы - экоценоза.

 

По прошествии почти 65 лет со времени введения этого термина существенно изменилось состояние биосферы прежде всего благодаря деятельности человека, что обусловливает и изменение состава и структуры её элементарных единиц, приведя их к реалиям жизни. Вот почему мы предлагаем в качестве элементарной структурной единицы современной биосферы природно-антропогенную экосистему - экоценоз. В него человеческое сообщество вводится в состав биоценоза, разумеется дополнив консументы, поскольку ещё Вернадский писал: «Все живое представляет неразрывное целое, закономерно связанное не только между собой, но и с окружающей косной средой биосферы» (естественно, включая человека - С.Ш.). В связи с этим высказыванием можно говорить о некой «экологической общности», «экологической целостности» живой природы и неживой - «экоценозе», все компоненты которого могут иметь количественные и качественные параметры.

Таким образом, современная природно-антропогенная система имеет следующий схематический вид (Рис. 4).

Не вдаваясь в подробности трактовки отдельных терминов, детального описания, классификаций экоценозов и т. д., отметим, что последние бывают сходными и смежными. Смежными являются экоценозы, имеющие на каком-либо участке антропотопа (существенно измененный человеком эдафотоп) общую границу или хотя бы одну из экономических, трофических или этнических связей. Сходные экоценозы разнятся качественными характеристиками антропогенного фрагмента, видовым разнообразием фито-, зоо-, мико- и микробоценозов, обусловленных экологическими и экономическими отличиями. Сходные экоценозы не имеют топических связей между собой.

Экоценоз несет двойную смысловую нагрузку: с одной стороны, это элементарная структурная единица современной биосферы, с другой, - появилась возможность конкретизировать, в каких экоценозах человеческое сообщество наиболее потребительски относится к природе, то есть реально взглянуть с экологической точки зрения на сообщества людей, наносящих своей деятельностью вред неживой и живой природе, включая и себя, обеспечивая свое существование за счет других антропоценозов. Сообщества микроорганизмов, грибов, растений, животных и человека неизбежно составляют часть среды обитания друг друга и эволюционно их всегда следует рассматривать вместе. Взаимосвязь и взаимозависимость их возникли сравнительно недавно (по сравнению с возникновением жизни на Земле). Более заметно эволюционные связи между ними проявляются в сельскохозяйственном экоценозе (агроэкоценозе), поскольку история сельского хозяйства насчитывает 13-18 тысяч лет. Возникновение промышленных экоценозов относится к более позднему времени, но и в них уже можно видеть адаптацию сообществ живых организмов друг к другу. При этом роль человеческого фрагмента на каждом последующем этапе возрастает. Развитие производительных сил человеческого общества перекрывало восстановительные способности популяций других живых организмов, что обусловило в настоящее время диспропорцию в развитии Природы. Человечество «погрязло» в технократическом мышлении.

Из-за достаточно существенного разделения человеческой деятельности на современном этапе развития биосферы экоценозы сильно разнятся как в биотическом, так и абиотическом аспектах. Идет «расслоение» человеческого общества. Наряду с этим сходные экоценозы в различных географических зонах и государствах приобретают все большее количество одинаковых черт. Например: студент или преподаватель найдут быстрее  общие интересы со своими коллегами из другой страны, чем с людьми иной профессии внутри своего государства. Стало быть, наблюдаются два противоположно направленных процесса: уменьшаются отличия между сходными экоценозами различных государств и увеличиваются отличия между смежными экоценозами, находящимися в пределах одного государства. По пути к совершенству, к экофильному мышлению, к большему слиянию с окружающей природной средой наиболее активного фрагмента экоценозов - человеческого сообщества - различия между экоценозами будут сглаживаться. И заключительным этапом их эволюции, когда антропогенный фрагмент будет представлен человеком нового мышления, нового сознания, разносторонних способностей и умений - человеком ученым, или Homo doctus, возникнет некий Мегаэкоценоз (Рис. 5), близкий по своей сущности к Ноосфере.

Таким образом, эволюцию реальных природно-антропогеных, современных экосистем - экоценозов - логично рассматривать как детализацию ноосферного процесса. При этом эволюция включает сначала «популяционность», а затем «депопуляционность» человечества. В настоящий момент человечество приближается ко второму этапу эволюции экоценозов. Конечный этап эволюции экоценозов, который будет характеризоваться перестройкой биосферы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», обусловит и конечный этап эволюции биосферы - Ноосферу, сферу Разума, в понимании Вернадского.

 

Литература

1.     Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 272с.

2.     Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., Шерман С.Г. Устойчивость биосферы и сохранение цивилизации // Природа.  – 1990. - № 7. - С.3 -16.

3.     Кутырев В.А. Утопическое и реальное в учении о ноосфере // Природа. – 1990. - № 11. - С. 3-10.

4.     Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Социальная экология: Учеб.  пособ. / ВЭГУ. - Уфа, 1994. - 90 с.

5.     Реймерс Н.Ф. Экология (термины, законы, правила, принципы, гипотезы) // Россия Молодая. - 1994. - 368с.

6.     Храпко Р.И. Космический корабль дураков // Энергия. – 1992. - №3. - С. 7 – 11.

 


 



[1] Примечание к рисунку 3. Фитоценоз, зооценоз, микробоценоз и эдафотоп в составе биогеоценоза предложены В.Н.Сукачевым (1940), а аэротоп вместо климатопа - Т.А.Работновым (1974). Биогеоценоз - частный случай природной экосистемы - разработан Сукачевым только для суходольной части поверхности Земли.