Андреева Т.А.

ПОНЯТИе ЧЕЛОВЕЧЕСТВа В УЧЕНИИ В.И.ВЕРНАДСКОГО

 

Антропологический поворот в современной философии по сравнению с предшествующими ему подобными доминантными рефлексивными изменения и характеризуется обращением не только к отдельному человеку, а ко всему человечеству. Глобальные трансформации заставляют по-новому осмысливать проблемы выживаемости цивилизации. Диалектическая связь «я – человечество» анализируется в контексте возможного омницида. Независимо от методологической позиции и сферы научных изысканий исследователь – обществовед не может обойти вниманием отмеченную интенцию сознания. Сейчас особую актуальность приобретает компаративистская методология, позволяющая не просто соединить результаты гуманитарных поисков, но и использовать плоды естествознания: решение проблем «на стыке наук» остается целесообразным и эффективным. Именно поэтому актуально обращение к теоретическому наследию В.И.Вернадского, который при обосновании концепции перспектив развития цивилизации опирался на данные естественных наук.

 В категориальном аппарате ноосферной теории значительное место отводится понятию «человечество», трактовка которого тесно переплетается с пониманием концепта «человек». В связи с этим, исследователи выделяют в развитии идей В.И.Вернадского два периода [3, 140]. Считается, что в первый период человек определяется как живое вещество, во второй же, акцентируется внимание (под влиянием идей Э.Леруа) на доминантном значении разумной деятельности людей при переходе от биосферы к ноосфере. (Э.Леруа, действительно, ввел в научный обиход понятие «ноосфера», однако, его идейное влияние на русского коллегу можно поставить под сомнение. Скорее лекции В.И.Вернадского оказали влияние на теоретическую позицию французского ученого). В русле же нашей темы важно то, что выделенная смысловая периодизация не соответствует текстам В.И.Вернадского. Во второй период творчества, так же как в первый, ученый применяет понятие «живое вещество» при характеристике человека и человечества [1, 20,43,506 и др.]. Однако, он не отождествляет эти феномены с живой массой, обращает внимание на их социальную специфику. При этом важен методологический подход исследователя – отвлечение от физической реальности, признание того, что познание человека и человечества «…возможно только в мысли» [1, 21]. Философский взгляд на общество позволяет В.И.Вернадскому зафиксировать в генезисе человечества такие признаки, как закономерность, длительность, целесообразность, необратимость [1, 20, 34, 424]. Не отдельный человек, объединенный в разрозненные сообщества, а человечество, взятое в целом, считает Вернадский, служит фактором, формирующем ноосферу и, тем самым, переходит от осмысления индивидуального общественного бытия к анализу универсального социального пространства. Логика его рассуждений здесь такова: отдельные индивиды объединяются в общества, затем на основе единых научных знаний создается почва для единения всех людей во вселенское целое – человечество. Говоря о заселении и осваивании людьми новых территорий, об интенсификации процесса человеческих коммуникаций, обусловленного прогрессом науки и техники, В.И.Вернадский одним из первых мыслителей анализирует глобальное социумное развитие. Осмысливая биогенез и ноогенез как единый закономерный процесс, ученый рассматривает Космос как гармоничную структуру, противостоящую хаосу и отводит значительное место в этой структуре человечеству. Подобные взгляды были характерны и для Н.Г.Холодного, который противопоставил антропокосмизм анропоцентризму и полагал, что В.И.Вернадский является представителем первого направления.. Признавая давние истоки антропокосмизма. Н.Г.Холодный пытался выявить новые черты традиционного направления, выступал против абсолютизации места человека в космосе, хотя акцентировал внимание на активном, творческом характере человеческой деятельности в просторах космоса. Эти мысли высоко оценивал В.И.Вернадский. Но это не значит, что учение последнего следует классифицировать, что делал Н.Г.Холодный, как антропокосмизм, противопоставленный антропоценризму. В теориии В.И.Вернадского два отмеченных подхода соединены в единой системе, послужившей основой для создания нового направления – экофилософии.

Исследователь полагал, что прогресс человечества необратим: возврат в состояние дикости невозможен. Его волновала проблема осознания человечеством самого себя, поэтому он пытался осмыслить понимание учеными роли человечества, а главное - сформулировал собственное видение этой проблемы. Рассматривая человечество как генетическую причину создания и функционирования ноосферы, исследователь уделяет внимание и роли отдельной личности в геологическом процессе. Он высоко оценивал научное творчество человека, создающего ноосферное богатство планеты и считал, что прогресс человечества возможен только в том случае, когда каждый индивид займется усовершенствованием своей души. Здесь ученый развивает «религию человечества» В.К.Гейнса (псевдоним Фрей), который понимал человечество как абсолютное существо, наделенное всезнанием, высшим благом. В отличие от Гейнса Вернадский выводит понятие «человечество» из религиозной сферы и наполняет его научным содержанием. Ученого интересует совокупная деятельность всех людей, рассмотренная как геологическая роль человечества, которое является только одной частью «живого вещества». Но при этом, по В.И.Вернадскому, человек постоянно должен чувствовать и осознавать свою принадлежность к человечеству, которое выступает в анализируемом учении как целесообразная целостность, входящая в Космос и во многом определяющая его.

По сути, человечеству здесь придается новый статус: это – не эмпирическая общность (не «много людей»), а новый качественный феномен. В этом плане показательно различие в анализируемом учении человека и личности. Последняя представляет собой не только часть космического целого, а специфическое духовное образование. Такой подход роднит взгляды В.И.Вернадского с позицией И.Канта, полагавшего, что не всякий человек является личностью: таков лишь осознающий свое Я. Если Кант проводил четкий водораздел между эмпирическим (природным) и моральным (личностным) в индивиде, то русский ученый пытался гармонично соединить эти начала, определить место человека в настоящем, роль личности в будущем. Пророчески звучат его слова о том, что глобальная значимость человечества делает каждую личность морально ответственной за судьбу будущего всех людей. Отсюда вытекает научная деонтология, основанная на высочайшем гуманизме. Мечтая о единой мировой организации человечества, В.И.Вернадский обращает внимание на некоторые объективные (экономические, политические, культурные и др.) показатели такой структуры. Они фиксируются в частности, в рассуждениях об объединении человечества в единое экономическое целое» [1, 299], о возможности и целесообразности создания единого мирового правительства и даже государства [1, 82]. Политические прогнозы В.И.Вернадского базируются на сциентисткой основе (как, у Энштейна): единое государство понимается как гармоничным образом организованное научное сообщество.

Таким образом, понятие «человечество» характеризуется в учении В.И.Вернадского следующими признаками: живое вещество, единый планетный организм, часть биосферы, совокупность всех людей, целостность на основе разумного единства, вселенскость. Это свидетельствует о позитивисткой ориентированности ученого, об отсутствии в его концепции четкой философской дефиниции категории «человечество». Вместе с тем, «человечество» – не просто составная часть категориального аппарата учения В.И.Вернадского. Являясь основой концептуальной схемы этого мыслителя, оно обладает не только сциентистски-критериальной, но и аксиологической значимостью – способствует формированию планетарно-космического сознания людей, пониманию единства человеческой цивилизации, признанию равенства всех людей, осознанию ответственности за будущее планеты Земля и ее жителей, нацеливает на конкретную деятельность в рамках теории устойчивого развития. Бесспорная заслуга В.И.Вернадского заключатся в том, что он не просто эмпирически описал феномен «человечество», но проанализировал его генезис и ноосферную функцию, указал на значимость этого концепта в понятийно-терминологическом строе глобалистики.

 

Литература

1.     Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

2.     Вернадский В. И. Проблемы биохимии.- М.: Наука, 1980. - С.228-246.

3.     Человек: образ и сущность: Ежегодник / РАН. ИНИОН.- М.: 1999.- 252 с.