Никитин Л.Н.

ВИРТУАЛЬНОСТЬ
– ЭТАП ИЛИ ТУПИК НООСФЕРЫ?

 

В 20-х годах ушедшего в историю ХХ века П. Тейяр де Шарден и Э.Леруа ввели в научный оборот понятие «ноосфера», а В.И.Вернадский для  обоснования  этого феномена сделал так много, что Леруа признал  его приоритет.

В то время, когда Вернадский завершал разработку  учения о ноосфере, в  жизнь людей начало входить телевидение, а вслед за этим появились  первые электронно-вычислительные машины (компьютеры).

В данной статье делается попытка рассмотрения порожденной компьютеризацией виртуалистики  в свете учения Вернадского о ноосфере.

Работая над проблемами  взаимосвязи природы и общества, Вернадский ноосфере  дал следующее   определение. “Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать  своим трудом и мыслью область  своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше” [1, 184 - 185].

Едва ли не сразу после данного вывода Вернадского (1944г.) жизнь человеческой цивилизации потрясли персональные компьютеры и виртуалистика.

Считается, что термин “виртуальная реальность” впервые употребил чуть более двух десятков лет тому назад Ж.Лавье, основатель фирмы по выпуску бытовых компьютеров. Однако отдельные компоненты этого термина не представляют собою чего-либо нового для науки.

Как свидетельствует анализ литературных источников, слово “виртуальный” многие столетия использовалось мыслителями. Так, в работах античных авторов, в средние века  и в эпоху Возрождения термин “виртуальный” находит широкое применение, в частности у Фомы Аквинского и Николая Кузанского, хотя и воспринимается как чисто технический, не несущий “концептуальной нагрузки” [2, 154].

Начиная с конца ХIХ столетия термин “виртуальный” начинает широко использоваться в разнообразных областях человеческих знаний и деятельности. Появляются термины “виртуальный объект», «виртуальный театр», «виртуальные способности», «виртуальная память» и  др.

Много десятилетий тому назад термин “виртуальный” начал фигурировать в словарях иностранных слов и словарях энциклопедических. С 1997 года этот термин приобрел статус гражданства и в философском энциклопедическом словаре. В указанных источниках “виртуальный” (от лат. “виртуалис”) трактуется как возможный, который может или обязан появиться при определенных условиях.

В настоящее время понятие виртуальность употребляется в широком и узком смысле слова. В широком смысле - в это понятие включают человеческие сны, образы, которые возникают в сознании людей во время слушания сказок, просмотра кинофильмов и телепередач, прослушивания музыкальных фантазий и т.п.

В узком смысле этого слова, а именно в этом смысле он употребляется в данном сообщении, под виртуальной реальностью понимается иллюзорный, синтетический мир, созданный  с помощью компьютерной техники.

Возникновение виртуальной реальности дало возможность человеку начать активно “обустраиваться” в неведомом ему ранее мире – мире виртуалистики, где действуют похожие, но принципиально иные, чем в объективной реальности, закономерности.

 Отличие виртуальной реальности от объективной действительности, состоит в том, что она включает в себя не процессы и отношения, которые существуют независимо от  воли и желания людей, а  разнообразные объективированные (материализованные) человеческие знания. Основные атрибуты реального бытия такие как: движение, пространство, время – приобретают в ней другие измерения и значимость.

Виртуальная реальность - это, вроде бы, действительная среда с хорошо знакомыми пространственно-временными отношениями и взаимосвязями, но эти отношения и связи лишены важнейшей части своих атрибутивных признаков.

Другое измерение здесь получают и такие закономерные связи  как  причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, возможность и действительность.

 В виртуальныей реальности изменяются, приобретают иное звучание понятия идеала, цели, обязанности, справедливости.

Итак, мир виртуальности – это еще один прорыв человека в область неизвестного. Привлекая в орбиту своего действия миллионы людей, виртуалистика начала выступать  важной характеристикой человеческого бытия, его “рукотворной” формой.

В работе “Живое вещество в земной коре и его геохимическое значение” Вернадский отмечал, что человек оказавшись наедине с природой “ярко и ясно” чувствует неразрывную связь с ней. Это чувство охватывает человека особенно “сильно в сгущениях живого вещества – на берегу моря или океана, на великой реке или среди хотя бы мелкого, далекого от поселений пруда или озера” [3, 76].

Это, говоря словами Вернадского, особенно сильное и яркое единение  с природой, но природой фантастической, мнимой, искусственной, позволило ощутить человеку вступление в эпоху компьютеризации.

Появление виртуалистики создало немало возможностей для развития человека, его мыслительных способностей. Многие аналогии  и параллели, как отмечают специалисты, не могли бы появиться без компьютерных концептуальных моделей.

Вместе с тем постоянный контакт с ЭВМ замыкает, сковывает разум человека. Втянутый в сферу виртуалистики, он,  как справедливо заметил В.А.Кутырев, “стремится замкнуться в горизонте виртуальной реальности. С трудом его покидает и вырабатывает специфически «виртуалистские» стереотипы поведения и деятельности…” [4, 23].

Средства массовой информации, материалы научных конференций и симпозиумов пестрят фактами негативного влияния ЭВМ на человека. Известны случаи, когда фантастические, иллюзорные миры оказывают на людей патологическое воздействие таким образом, что они уже не могут возвратиться из виртуального простора в мир реальных предметов. Наступает сумашествие.

Главная опасность соприкосновения с виртуальной реальностью заключается в том, что она втягивает, приобщает человека к миру иллюзий, воздействуя на человеческую психику, по некоторым данным в семь раз сильнее самых мощных наркологических средств.

Виртуальная реальность не столько знакомит людей с теми или иными взаимоотношениями предметов и явлений материального мира, сколько формирует их представления на новом витке познания бытия, воздействуя на психологию К тому же виртуальная реальность не требует критического к ней отношения, глубокого анализа складывающихся ситуаций. Здесь не всегда требуются теоретические,  профессиональные знания. Она как бы скользит по поверхности, являясь предметом эмпирического, ситуативного мышления.

Виртуалистика способствует не только выработке нового вида человеческой деятельности, но и не менее специфического «виртуалистского» поведения. В виртуальном пространстве человек активен, деятелен, однако это творчество без возможной ответственности за принятые решения.

Таким образом, разум ноосферы не только  открывает широкие вожможности для человечества, но и порождает своих монстров, которые начинают господствовать над человеком. Человечество все больше втягивается в заманчивые и вместе с тем коварные сети виртуальной реальности. Ее анализ как специфического, иллюзорного, искусственного мира, созданного человеческим гением, не дает и не может дать на сегодняшний день, в виду недостаточной развитости этого социального феномена, однозначного ответа на вопрос о том, является ли виртуалистика для ноосферы благом.

Науке еще предстоит раскрыть значение виртуалистики для ноосферы, социокультурных, естественно-научных, гуманитарных, религиозных и многих других процессов в современном обществе, а так же предостеречь человечество от негативных ее следствий в случае стихийного функционирования.

 

Литература

1.     Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - М.: Сов. Россия, 1989.

2.     Носов Н. А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. – 1999. - № 10.

3.     Вернадский В.И. Начало и вечность жизнию - М.: Сов. Россия, 1989.

4.     Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000. - № 5.