Навка И.П.

В.И.Вернадский о социальной роли науки

 

Логика жизни есть логика действования

В.И.Вернадский

 

Выдающийся ученый и известный общественный деятель – В.И.Вернадский последовательно отстаивал мысль о том, что наука не существует вне общественных интересов, помимо человека, ученого и есть его создание в определенных исторических условиях. В своей работе “Научная мысль как планетное явление” он писал: “Научная мысль есть и индивидуальное и социальное явление. Она неотделима от человека. Личность не может при самой глубокой абстракции выйти из поля своего существования. Наука есть реальное явление и, как сам человек, теснейшим и неразрывным образом связана с ноосферой” [1, 464].

В учении В.И.Вернадского о ноосфере природа и общество рассматриваются как две взаимосвязанные и взаимодополняющие стороны единого процесса становления ноосферы. И данный процесс, по мнению ученого, составляет объективную основу единства наук о природе (наук о Космосе, о Земле, о жизни) и наук о человеке и обществе. Структура научного знания столь же многолика, как и сама биосоциальная реальность. На наш взгляд, в дальнейшем ноосферогенез предполагает усиление социальной направленности научной деятельности. В свете этого немалый интерес представляет научный поиск Вернадского в области науковедения и, в частности, его понимание социальной, гуманистической и интегрирующей роли науки как мощной “геологической силы”, единого “планетарного явления”.

Науку Вернадский называл в числе основных факторов перехода к ноосфере, в качестве главной силы созидания ноосферы. Научная мысль такое же закономерное, естественное явление, возникающее в ходе эволюции живого вещества, как и мыслящий мозг – закономерный продукт развития материи и Вселенной. Поэтому ни повернуть вспять, ни остановиться в своем развитии наука не может. Она содержит в себе фактически безграничную возможность развития. И вера в науку у Вернадского по существу была тоже безгранична. Он считал, что научное знание, проявляющееся как “геологическая сила”, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, “созданием которого она является”. Исторический опыт (первая и вторая мировые войны) наглядно показал, что наука может служить и деструктивным, антиноосферным силам, когда научные знания используются в целях “военного разрушения”. Вернадский предвидел, что появившиеся разрушительные средства сулят в будущем еще большее бедствие, “если не будут ограничены силами человеческого духа и более совершенной общественной организации”. Поэтому он предлагал создать “интернационал ученых”, который бы культивировал сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий. На современном этапе исторического развития подмеченная Вернадским проблема еще больше обнажилась и достижения науки все чаще используются в антигуманных целях.

Достигнутые результаты в области ядерной энергетики, информатики и кибернетики, генной инженерии, биотехнологии, прикладной хирургии вызывают не только восхищение гением человеческого разума, но также серьезные опасения по поводу возможных перспектив (а подчас и реальной практики) внедрения научных достижений в повседневную жизнь. Современное научное сообщество стремится уделять социально-этической стороне собственной деятельности постоянное внимание (этика науки), хотя реакция бывает не всегда своевременной и адекватной.

Распространение научного знания, просвещения великий ученый представлял “крупнейшим фактором спайки всего человечества в единое целое”. Переход к ноосфере, как высшему состоянию в эволюции планеты, он связывал не только с достижениями науки, но также и с широким развитием демократии. Наука, по мнению Вернадского – “глубоко демократична” и только при таком условии она может быть “методом создания народного богатства” и иметь значение для блага всего человечества. Статус науки в обществе, построенном на принципах демократии достаточно автономен с точки зрения творческого исследовательского процесса, в котором не может быть заранее предусмотрен научный результат. Но в то же время наука не должна отрываться от насущных задач общественной жизни и обязана иметь строгий социальный вектор. В свободе творческой научной деятельности Вернадский усматривал благо народа и государства. Учитывая это обстоятельство, наука с ее фундаментальными, а не только прикладными задачами, вправе рассчитывать на долговременную материальную поддержку государства. Без этого невозможно динамичное развитие общественной системы, ее институтов, цивилизованного человечества в целом. Научная мысль академика Вернадского воплотилась в жизни современного ему общества в целом ряде практических шагов по созданию и деятельности постоянных Комиссий по изучению естественных производительных сил России, Украины, Крыма, в организации научно-исследовательских опытных станций, лабораторий, музеев, многочисленных научных экспедиций и т.д.

Поэтому, рассматривая проблему социальной роли науки, нельзя обойти вниманием вопрос о социальном служении самого Вернадского, которым отличался ученый в разные годы жизни. Еще в последние годы императорской России он привлекался к работе Государственного Совета (1906, 1911, 1915-1916 гг.) от Академии наук и университетов [2, 60-63]. На этом месте Вернадский инициировал создание при Академии наук постоянной Комиссии для исследования естественных производительных сил Российской империи, работа которой отражена в нескольких сборниках КЕПС. Именно этой настойчивой работе его (нередко в полевых условиях: Алтай – бокситы, Урал – висмутовые и алюминиевые руды и т.д.) многим обязана русская промышленность в годы первой мировой войны.

Особое место в научной и общественной деятельности ученого занимает Украина. Начиная с мая 1918 г. и по ноябрь 1919 г. академик Вернадский самым активным образом участвовал в создании Академии наук Украины и был избран первым ее президентом (Головою).

Используя характерный для ученого универсала, мыслителя, гуманиста подход в создании структуры Академии наук, он считал, что в ней должны быть представлены:

а) историко-филологическое;

б) физико-математическое;

в) экономико-юридическое; и направление

г) прикладного естествознания [3, 269].

Уделяя особое место производительным силам страны (естественные силы природы и силы ее населения), Вернадский писал: “Засновуючи Українську Академію наук, необхідно зауважити на те, що діяльність її, повинна задовольняти важливі національні, державні та місцеві вимоги”.

При этом очень выразительно обозначена роль Академии. “Академія повинна допомогати розвитку української культури через широке, глибоке, проникливе наукове студіювання минулого та сучасного (курсив - наш) українського народу і його сусідів, природи українського краю, в усіх її нескінчених проявах” [4, 11].

Известно, что даже в сложной социально-политической и экономической обстановке на Украине, Вернадский лично занимался исследованием многих насущных (для жизни ее народа) вопросов – от разливов Днепра в районе Киева - до изыскания полезных ископаемых.

В связи с планами реорганизации Комиссии естественных производительных сил страны (записка “О задачах и организации прикладной научной работы Академии Наук СССР” март 1928 г.), В.И.Вернадский поставил перед Академией задачу – всесторонне и полно исследовать производительные силы страны и возможность их эффективного использования. При этом он подчеркнул, что богатство всякой страны создается двумя факторами: 1) научно-исследовательской работой и 2) трудом. Научно-исследовательская работа, отмечал ученый, приобретает исключительное значение в такую “исключительную эпоху” народной жизни, когда является “необходимым идти спешным темпом” [5, 384]. Такая “исключительная эпоха” наступила после первой мировой войны, когда надо было очень быстро преодолеть послевоенную разруху, междоусобицы, голод и нищету населения, а также обеспечить строительство государства на новой основе. В этой ситуации Вернадский сделал следующее заключение: “Быстрый рост народного богатства возможен лишь при полном использовании производительных сил, уже имеющегося знания, а необычный рост достижим лишь при систематическом и могучем подъеме исследовательской научной работы – мощно организованном нахождении новых знаний” [5, 386].

Научные исследования по “нахождению новых знаний” требуют огромных средств, но до сих пор Россия тратила мало для изучения своих производительных сил (статья “Война и прогресс науки”, 1915 г.). Другие государства поступали иначе (пример Соединенных Штатов Северной Америки). И такая трата, по мнению В.И.Вернадского, была правильным употреблением государственных средств. Она быстро окупилась, когда началось активное использование производительных сил Америки. Производительные силы нашей страны лежали мертвым капиталом, “в значительной мере неведомы самому обладателю”. Чтобы активно задействовать свои производительные силы, надо найти средства для организации их научного изучения и для создания в этих целях сети соответствующих научных учреждений. Общество должно заставить государственную власть сделать эту трату.

Размышляя о причинах и последствиях трагедии Российской империи в первой мировой войне (“Задачи науки в связи с государственной политикой” 1917 г.), Вернадский писал о том, что война до очевидности для всех выяснила принципиальную неизученность России, неизученность ее производительных сил. И далее: “Мы не знаем ресурсов нашей страны и до сих пор не осознавали до какой степени это необходимо для правильно поставленной государственной политики, для государственной безопасности” [5, 315-316].

Остроту этой проблемы для Украины В.И.Вернадский подчеркнул и в своей речи, произнесенной на первом заседании Комиссии по созданию Украинской Академии Наук 9 июля 1918 г.

Чтобы найти выход “из величайших затруднений жизни, созданных войной”, надо, как представлялось ученому, “поднять производительные силы страны – как естественные силы природы, так и силы населения – найти новые силы природы, использовать правильным и полным образом старые” [3, 268].

Организатор и создатель Украинской Академии Наук констатировал: “На Украине естественные силы страны изучены плохо, а используются и того хуже, производительность же труда украинского народа стоит на недопустимо низком для современного государства уровне. Необходима здесь работа самая интенсивная и самая безотлагательная” [3, 268]. Решение этой задачи Вернадский напрямую связывал с созданием Академии наук, этого мощного центра научно-исследовательской работы. И выражал надежду, что затраты на него быстро возместятся. Главное заключение Вернадского состоит в следующем: “Государственный вес Академии создается тем ее влиянием, которое она будет иметь на подъем производительных сил и человека на Украине” [3, 268].

В.И.Вернадский настаивал: основной груз, обнажившихся вследствие войны проблем должна взвалить на себя наука и, заручившись поддержкой государства, обеспечить расширение научных исследований, фундаментального и прикладного научного характера и, как следствие, быстрое увеличение богатства страны, государственной безопасности и повышение народного благосостояния.

В организации всестороннего и полного научного исследования естественных производительных сил России и Украины, В.И.Вернадский фиксировал внимание на специфике евразийского пространства (разнообразие физико-географических условий и этнокультурных элементов) и необходимости учета этих объективных и субъективных факторов для создания устойчивого государственного образования.

Определяя задачи исследования евразийской экологической ниши и этнического разнообразия народов ее населяющих, Вернадский предусматривал необходимость более тесного ознакомления с особенностями местной жизни, “миром повседневности” ее субъектов. Осознавая роль науки в государственном строительстве, ученый декларировал: “Должна оказываться широкая государственная помощь изучению истории, языка, этнографии, населяющих Россию народностей, изучению родиноведения отдельных областей нашей страны” [5, 327].

Эта принципиальная линия настойчиво проведена Вернадским и при создании Украинской Академии Наук. В упоминавшейся уже речи он подчеркнул, что “значение Академии определяется ее связью с местной жизнью, ее проникновением в обыденный быт населения. Необходимо, чтобы будущая Академия была соединена теснейшим образом с обычными вопросами практической жизни, ее потребностями в самом широком смысле этого слова, чтобы значение ее было ясно всему населению, всей Украине” [3, 268-269].

Здесь проявилась еще одна особенность научного поиска Вернадского, его способность подходить к исследуемому вопросу всесторонне, комплексно. Наука для него не только сфера научно-исследовательской деятельности, направленная на производство и применение на практике объективных знаний, но и величайшая духовная ценность. Благодаря своей гуманистической устремленности, она становится средством совершенствования самого человека, развития его самосознания. Именно эта мысль выражена Вернадским совершенно определенно: “А осознание народом своего бытия есть, может быть, самая большая сила, которая движет жизнь” (Вернадский В.И. Памяти академика К.М. фон Бэра …).

Вместе с тем, будучи исследователем объективным и человеком честным, В.И.Вернадский отметил существующее противоречие между провозглашенными приоритетами науки и ее далеко неполной востребованностью в обществе. Ученый-гражданин призывал: “Надо быть в такой критический момент истории и смелым и искренним: нельзя скрывать правду. Слова сейчас не отвечают делу” [5, 383-384].

Мысли В.И.Вернадского о корреляции интересов науки и общества были подтверждены самой жизнью и приобрели особое значение в наше время.

Богатый научно-теоретический опыт В.И.Вернадского и благородный опыт его социального служения подтверждают социальную и гуманистическую направленность науки и обязан быть творчески востребован современным научным сообществом и государством.

 

Литература

1.                 В.И.Вернадский. О науке. Том 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. – Дубна: изд. центр: “Феникс”, 1997. – С.303-353.

2.                 Прометей. Ист. биогр. Альм. 81 Сер. “Жизнь замеч. людей”. Т.15 / Сост. Г.Аксенов: Научн. ред. И.И.Мочалов. – М.: Мол. гвардия, 1988.

3.                 Сытник К.М. Апанович Е.М. Стойко С.М. В.И.Вернадский: Жизнь и деятельность на Украине. – К.: Наукова думка, 1988.

4.                 В.І.Вернадський. Про заснування Української Академії Наук (з промови академіка В.Вернадського на засіданні Комісії для розробки законопроекту про заснування УАН // Вісник НАН України. – 1998. – №11/12.

5.                 Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. – М.: Сов. Россия, 1989. (Публицистика классиков отечественной науки).

6.                 Доклады региональной научной конференции “Творческое наследие В.И.Вернадского и современность” / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. М.П.Зборщика. – Донецк: ДонГТУ, 1996. – 134 с.