Мазурова Е.Ю.

роль образования в решении глобальных проблем человечества

 

Если попытаться сопоставить экономические и экологические показатели нашего времени, то можно отметить, что они отражают две противоположные тенденции. С одной стороны, в течение всей второй половины ХХ века существенно растут мировая валовая продукция и объёмы мировой торговли. С другой стороны, ускоряется деградация всех основных систем жизнеобеспечения: лесов и почвенного покрова, атмосферы, водного бассейна, и, возможно, самое главное – сокращается генетическое разнообразие жизни на Земле.

В последнее время Организация Объединённых Наций и многие научно-исследовательские учреждения всё более осознают, что традиционные показатели прогресса – валовая национальная продукция, доход на душу населения – недостаточны для того,  чтобы считать их главными и почти единственными (как считалось долгое время) показателями прогресса развития общества. В связи с этим программа развития ООН предложила использовать новый показатель – «Индекс гуманитарного развития», который суммирует три основных показателя, а именно: среднюю продолжительность жизни, уровень грамотности населения и уровень овладения ресурсами, необходимыми для нормальной жизни. Последний определяется как валовая продукция в расчёте на одного жителя с учётом покупательной способности населения [1, 610]. Несомненно, что предлагаемый «Индекс гуманитарного развития» гораздо лучше отражает общий уровень развития страны, чем привычный показатель валовой продукции. По настоящему индексу США, например, занимающие первое место в мире по валовой национальной продукции, отодвигаются на 19-е место [1, 610]. Но и предлагаемый «Индекс гуманитарного развития» не отражает таких существенных сторон жизни общества, как степень социально-экономического неравенства людей, масштабы истощения природных ресурсов и деградация окружающей среды. Поэтому предлагаются и другие показатели, например, «Индекс устойчивого благосостояния». Однако он также требует многочисленных исходных данных о состоянии окружающей среды, получения которых, к сожалению, пока недоступно для большинства стран.

Из жителей Земли на рубеже тысячелетий 70% - неграмотные, 50% - недоедающие, 6% - владеющие 50% производимой мировой продукции и лишь 1% имеет высшее образование [2, 90]. Даже эти поверхностные данные демонстрируют разительные диспропорции, существующие в мире: с одной стороны, привилегированное богатое меньшинство, а с другой - пребывающее в беспросветной нужде, плохо питающееся и необразованное большинство населения. Для преодоления этих трудностей и выживания человечества более чем когда-либо необходимы политические меры и развитие образования.

Критический анализ глобального кризиса даёт представление о следующих проблемах, влияющих на состояние образования, и показывает возникающие политические и экономические образовательные последствия:

- милитаризация. Установлено, что в настоящее время на Земле находится 50 тыс. ядерных боеголовок, обладающих мощностью в 1 млн. бомб, сброшенных на Хиросиму. В оборонной промышленности работают 500 тыс. учёных и инженеров, а 25 млн. человек служат в армиях. Подсчитано, что производство оружия в мире обходится в 1 трлн. дол. в год, а всего лишь 100 млрд. дол. необходимо для покрытия самых насущных нужд населения планеты в течение года. Только в период с 1945 по 1970 г. человечество пережило 127 войн. Таким образом, милитаризация не служит делу сохранения мира, а лишь расхищает ресурсы Земли.

- голод и нищета. Только в Африке доход на душу населения сократился с 1980 г. на 25%, инвестиции уменьшились на 50%, экспорт – на 45%, а национальный долг вырос с 10 млрд.  до 130 млрд. дол. за 15 лет. С 1960 г. по настоящее время  потребление продовольствия на душу населения уменьшилось на 10% [2, 91].

- валовый мировой продукт (ВМП). ВМП в 1900 г. составлял 600 млрд. дол. В 1990 г. он возрос до 13 трлн. дол. Сохранение современной тенденции производства приведёт к тому, что в 2050 г. он составит уже 65 трлн. дол. Трудно предположить, каким образом планета сможет обеспечить ресурсы для столь огромного объёма производства [2, 91].

- рост народонаселения. Потребовался 1 млн. лет, чтобы население мира достигло 5 млрд. чел. в 1990 г., но чтобы оно удвоилось и составило 10 млрд. человек, нужно всего лишь 50 лет. Это означает, что современному молодому поколению придётся прокормить дополнительные 5 млрд. человек.

- уничтожение растительных и животных видов. Учёт видов растений и животных производится с 1700 г. С 1700 по 1900 г. наблюдалось исчезновение одного вида птиц и одного вида млекопитающих за одно столетие, с 1950 г. – по одному виду за каждые десять лет, а с 1990 – по одному виду ежегодно. Снижение биоразнообразия оказывает негативное воздействие не только на человеческое общество, но и на глобальную экосистему в целом.

Беспокойство вызывают и такие проблемы как нарушение прав человека, детская смертность, и другие. Ряд серьёзных проблем можно объединить и обозначить как экологический кризис. Как было отмечено выше, вследствие сокращения биоразнообразия экосистемы становятся более примитивными, снижается их эластичность и устойчивость. Дальнейшие климатические изменения нарушают сложившиеся системы хозяйствования даже в северных регионах, где рушатся мощные слои вечной мерзлоты, а вместе с ними разрушаются фундаменты строений, дороги, мосты, выходят из строя трубопроводы и множество других сооружений, возведённых трудом многих поколений. Вследствие потепления климата  разрушаются ледяные щиты Гренландии, Антарктиды, Арктики и ледники высокогорных массивов на суше, уровень Мирового океана поднимается. Затопляются морские побережья, на которых сконцентрирована большая часть материальных и культурных ценностей, созданных цивилизациями, сменявшими друг друга, но постоянно тяготевшими к  берегам морей и океанов.

Всё больше опасностей угрожает здоровью людей. Истончающийся озоновый слой тропосферы всё слабее защищает людей от солнечного ультрафиолетового излучения, усиливая опасность  раковых заболеваний. Дают течь контейнеры с радиоактивными отходами, разъедаемые коррозией, которые в ХХ веке люди пытались захоронить в скальных грунтах на суше или в глубинах морей и океанов.

Это – лишь отдельные элементы картины деградации всех природных систем жизнеобеспечения нашей планеты. Люди  готовы пойти на некоторые затраты по восстановлению окружающей среды. Например, предлагают очищать воду  в отстойниках и испарителях. Вместо загрязнённой и смытой плодородной почвы предлагается создание искусственной смеси в специальных теплицах. Однако  искусственные мероприятия обходятся достаточно дорого, при этом задача восстановления природы решается человеком намного хуже, чем решает её она сама, - правило, которое высказал американский эколог Барри  Коммонер: «Природа знает лучше». Следовательно, если природное саморегулирование и самоорганизация оказываются сильнее и разумнее, чем человеческая деятельность, есть все основания, чтобы не подчинять себе природу, а уважать её законы, прислушиваться к ней и сотрудничать с ней.

Когда образование нацелено на будущее, и когда будущее каждого человека связано с будущим всей планеты, образование должно способствовать решению глобальных проблем. В то же время многие люди не осознают тесной связи между деятельностью человека и окружающей средой, поскольку они не располагают достаточной информацией. Значит, существует необходимость  повысить восприимчивость людей и степень их участия в поиске решений проблем развития и сохранения окружающей среды. Просвещение может помочь людям в усвоении экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Для этого просвещение должно давать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития человека.

Базовое образование безусловно является фундаментом для понимания проблем развития и охраны  окружающей среды. В документах конференции 1993 г. в Рио-де-Жанейро сказано: «Всем странам следует стремиться к обеспечению всеобщей доступности образования и достижению охвата начальным образованием, как в официальных, так  и неофициальных формах, по меньшей мере 80% детей. Неграмотность взрослого населения должная быть сокращена как минимум в два раза по сравнению с уровнем 1990 года, а уровень грамотности женщин должен быть поднят до уровня грамотности мужчин» [3, 57].

Кроме этих задач целесообразно дальнейшее совершенствование просвещения в целях устойчивого развития. Для этого необходимо решить следующие задачи:

обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;

включить концепции  развития и охраны окружающей среды во все учебные программы, при этом особое внимание следует обратить на подготовку будущих руководителей;

обеспечить вовлечение учащихся школ, техникумов и студентов вузов в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасности питьевой воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов.

Важнейшие проблемы просвещения, подготовки кадров  и информирования населения должны решаться законодательно как на государственном, так и на региональном уровнях. Следует поощрять все секторы общества, включая промышленность, вузы, правительственные и неправительственные общественные организации к подготовке кадров в области рационального использовния окружающей среды. Очень важна и работа со средствами массовой информации, представителями развлекательной и рекламной индустрии для поощрения более активного участия населения в обсуждении проблем окружающей среды и развития устойчивого общества. В учебных планах важное место должны занять острые современные проблемы, например, сокращение озонового слоя, глобальное потепление, опустынивание, гибель лесных массивов, эрозия почв, сокращение биоразнообразия, мировой порядок, культура народов и многое другое.

Анализ данных свидетельствует, что общие годовые расходы на осуществление Повестки дня на ХХІ век составляют свыше 560 млрд. долл., из них на научные исследования, просвещение, подготовку кадров и информирование населения  - свыше 18 млрд. долл. Это свидетельствует о большом внимании Организации Объединённых Наций к вопросу глобального образования населения (см. табл.1).

Глобальное образование должно базироваться на философии сотрудничества людей и на понимании ими интересов всей природы. Именно о такой философии В.И.Вернадский писал: “…новое состояние жизни на нашей планете, о котором мечтали утописты, станет реальностью, когда войны – т.е. организованные убийства, когда голод и недоедание могут сравнительно быстро исчезнуть с нашей планеты” [4, 205].

 

 

 

 

 

Таблица 1

Некоторые оценочные расходы (1993-2000)

развивающихся стран по осуществлению Повестки дня на ХХІ век

 

Глава

Общая сумма

(долл. США)

В том числе льготное финансирование (долл. США)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Бедность

Здравоохранение

Состояние атмосферы

Гибель лесов

Опустынивание

Биологическое разнообразие

Пресная вода

Токсичные химикаты

Опасные отходы

Твёрдые отходы

Радиоактивные отходы

Наука

Образование, профподготовка

Создание потенциала

30 млрд.

51 млрд.

21 млрд.

31,2 млрд.

8,7 млрд.

3,5 млрд.

54,8 млрд.

650 млн.

4,2 млрд.

23,3 млрд.

8 млн.

2,9 млрд.

14,6 млрд.

650 млн.

15 млрд.

6,4 млрд.

21 млрд.

5,7 млрд.

4,9 млрд.

1,75 млрд.

17 млрд.

200 млн.

1,25 млрд.

6,9 млрд.

8 млн.

2 млрд.

6 млрд.

650 млн.

Составлено по данным [3, 53].

 

 

Литература

1.     Сдасюк Галина. От биосферы к ноосфере // Энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Сост. С.Т.Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. –  С. 608-616.

2.     Хаубрих Хартвиг. Глобальная этика в образовании // Вестник Московского университета. Серия 5. - 1996. - № 6.

3.     Программа действий. Повестка дня на ХХІ век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. - Женева: Центр “За наше общее будущее”, 1993.

4.     Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Мысль, 1988.