роль образования в решении глобальных проблем человечества
Если попытаться сопоставить экономические и экологические показатели нашего времени, то можно отметить, что они отражают две противоположные тенденции. С одной стороны, в течение всей второй половины ХХ века существенно растут мировая валовая продукция и объёмы мировой торговли. С другой стороны, ускоряется деградация всех основных систем жизнеобеспечения: лесов и почвенного покрова, атмосферы, водного бассейна, и, возможно, самое главное – сокращается генетическое разнообразие жизни на Земле.
В последнее время Организация Объединённых Наций и многие научно-исследовательские учреждения всё более осознают, что традиционные показатели прогресса – валовая национальная продукция, доход на душу населения – недостаточны для того, чтобы считать их главными и почти единственными (как считалось долгое время) показателями прогресса развития общества. В связи с этим программа развития ООН предложила использовать новый показатель – «Индекс гуманитарного развития», который суммирует три основных показателя, а именно: среднюю продолжительность жизни, уровень грамотности населения и уровень овладения ресурсами, необходимыми для нормальной жизни. Последний определяется как валовая продукция в расчёте на одного жителя с учётом покупательной способности населения [1, 610]. Несомненно, что предлагаемый «Индекс гуманитарного развития» гораздо лучше отражает общий уровень развития страны, чем привычный показатель валовой продукции. По настоящему индексу США, например, занимающие первое место в мире по валовой национальной продукции, отодвигаются на 19-е место [1, 610]. Но и предлагаемый «Индекс гуманитарного развития» не отражает таких существенных сторон жизни общества, как степень социально-экономического неравенства людей, масштабы истощения природных ресурсов и деградация окружающей среды. Поэтому предлагаются и другие показатели, например, «Индекс устойчивого благосостояния». Однако он также требует многочисленных исходных данных о состоянии окружающей среды, получения которых, к сожалению, пока недоступно для большинства стран.
Из жителей Земли на рубеже тысячелетий 70% - неграмотные, 50% - недоедающие, 6% - владеющие 50% производимой мировой продукции и лишь 1% имеет высшее образование [2, 90]. Даже эти поверхностные данные демонстрируют разительные диспропорции, существующие в мире: с одной стороны, привилегированное богатое меньшинство, а с другой - пребывающее в беспросветной нужде, плохо питающееся и необразованное большинство населения. Для преодоления этих трудностей и выживания человечества более чем когда-либо необходимы политические меры и развитие образования.
Критический анализ глобального кризиса даёт представление о следующих проблемах, влияющих на состояние образования, и показывает возникающие политические и экономические образовательные последствия:
- милитаризация. Установлено, что в настоящее время на Земле находится 50 тыс. ядерных боеголовок, обладающих мощностью в 1 млн. бомб, сброшенных на Хиросиму. В оборонной промышленности работают 500 тыс. учёных и инженеров, а 25 млн. человек служат в армиях. Подсчитано, что производство оружия в мире обходится в 1 трлн. дол. в год, а всего лишь 100 млрд. дол. необходимо для покрытия самых насущных нужд населения планеты в течение года. Только в период с 1945 по 1970 г. человечество пережило 127 войн. Таким образом, милитаризация не служит делу сохранения мира, а лишь расхищает ресурсы Земли.
- голод и нищета. Только в Африке доход на душу населения сократился с 1980 г. на 25%, инвестиции уменьшились на 50%, экспорт – на 45%, а национальный долг вырос с 10 млрд. до 130 млрд. дол. за 15 лет. С 1960 г. по настоящее время потребление продовольствия на душу населения уменьшилось на 10% [2, 91].
- валовый мировой продукт (ВМП). ВМП в 1900 г. составлял 600 млрд. дол. В 1990 г. он возрос до 13 трлн. дол. Сохранение современной тенденции производства приведёт к тому, что в 2050 г. он составит уже 65 трлн. дол. Трудно предположить, каким образом планета сможет обеспечить ресурсы для столь огромного объёма производства [2, 91].
- рост народонаселения. Потребовался 1 млн. лет, чтобы население мира достигло 5 млрд. чел. в 1990 г., но чтобы оно удвоилось и составило 10 млрд. человек, нужно всего лишь 50 лет. Это означает, что современному молодому поколению придётся прокормить дополнительные 5 млрд. человек.
- уничтожение растительных и животных видов. Учёт видов растений и животных производится с 1700 г. С 1700 по 1900 г. наблюдалось исчезновение одного вида птиц и одного вида млекопитающих за одно столетие, с 1950 г. – по одному виду за каждые десять лет, а с 1990 – по одному виду ежегодно. Снижение биоразнообразия оказывает негативное воздействие не только на человеческое общество, но и на глобальную экосистему в целом.
Беспокойство вызывают и такие проблемы как нарушение прав человека, детская смертность, и другие. Ряд серьёзных проблем можно объединить и обозначить как экологический кризис. Как было отмечено выше, вследствие сокращения биоразнообразия экосистемы становятся более примитивными, снижается их эластичность и устойчивость. Дальнейшие климатические изменения нарушают сложившиеся системы хозяйствования даже в северных регионах, где рушатся мощные слои вечной мерзлоты, а вместе с ними разрушаются фундаменты строений, дороги, мосты, выходят из строя трубопроводы и множество других сооружений, возведённых трудом многих поколений. Вследствие потепления климата разрушаются ледяные щиты Гренландии, Антарктиды, Арктики и ледники высокогорных массивов на суше, уровень Мирового океана поднимается. Затопляются морские побережья, на которых сконцентрирована большая часть материальных и культурных ценностей, созданных цивилизациями, сменявшими друг друга, но постоянно тяготевшими к берегам морей и океанов.
Всё больше опасностей угрожает здоровью людей. Истончающийся озоновый слой тропосферы всё слабее защищает людей от солнечного ультрафиолетового излучения, усиливая опасность раковых заболеваний. Дают течь контейнеры с радиоактивными отходами, разъедаемые коррозией, которые в ХХ веке люди пытались захоронить в скальных грунтах на суше или в глубинах морей и океанов.
Это – лишь отдельные элементы картины деградации всех природных систем жизнеобеспечения нашей планеты. Люди готовы пойти на некоторые затраты по восстановлению окружающей среды. Например, предлагают очищать воду в отстойниках и испарителях. Вместо загрязнённой и смытой плодородной почвы предлагается создание искусственной смеси в специальных теплицах. Однако искусственные мероприятия обходятся достаточно дорого, при этом задача восстановления природы решается человеком намного хуже, чем решает её она сама, - правило, которое высказал американский эколог Барри Коммонер: «Природа знает лучше». Следовательно, если природное саморегулирование и самоорганизация оказываются сильнее и разумнее, чем человеческая деятельность, есть все основания, чтобы не подчинять себе природу, а уважать её законы, прислушиваться к ней и сотрудничать с ней.
Когда образование нацелено на будущее, и когда будущее каждого человека связано с будущим всей планеты, образование должно способствовать решению глобальных проблем. В то же время многие люди не осознают тесной связи между деятельностью человека и окружающей средой, поскольку они не располагают достаточной информацией. Значит, существует необходимость повысить восприимчивость людей и степень их участия в поиске решений проблем развития и сохранения окружающей среды. Просвещение может помочь людям в усвоении экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. Для этого просвещение должно давать представление не только о физической и биологической окружающей среде, но и способствовать пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития человека.
Базовое образование безусловно является фундаментом для понимания проблем развития и охраны окружающей среды. В документах конференции 1993 г. в Рио-де-Жанейро сказано: «Всем странам следует стремиться к обеспечению всеобщей доступности образования и достижению охвата начальным образованием, как в официальных, так и неофициальных формах, по меньшей мере 80% детей. Неграмотность взрослого населения должная быть сокращена как минимум в два раза по сравнению с уровнем 1990 года, а уровень грамотности женщин должен быть поднят до уровня грамотности мужчин» [3, 57].
Кроме этих задач целесообразно дальнейшее совершенствование просвещения в целях устойчивого развития. Для этого необходимо решить следующие задачи:
обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;
включить концепции развития и охраны окружающей среды во все учебные программы, при этом особое внимание следует обратить на подготовку будущих руководителей;
обеспечить вовлечение учащихся школ, техникумов и студентов вузов в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасности питьевой воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов.
Важнейшие проблемы просвещения, подготовки кадров и информирования населения должны решаться законодательно как на государственном, так и на региональном уровнях. Следует поощрять все секторы общества, включая промышленность, вузы, правительственные и неправительственные общественные организации к подготовке кадров в области рационального использовния окружающей среды. Очень важна и работа со средствами массовой информации, представителями развлекательной и рекламной индустрии для поощрения более активного участия населения в обсуждении проблем окружающей среды и развития устойчивого общества. В учебных планах важное место должны занять острые современные проблемы, например, сокращение озонового слоя, глобальное потепление, опустынивание, гибель лесных массивов, эрозия почв, сокращение биоразнообразия, мировой порядок, культура народов и многое другое.
Анализ данных свидетельствует, что общие годовые расходы на осуществление Повестки дня на ХХІ век составляют свыше 560 млрд. долл., из них на научные исследования, просвещение, подготовку кадров и информирование населения - свыше 18 млрд. долл. Это свидетельствует о большом внимании Организации Объединённых Наций к вопросу глобального образования населения (см. табл.1).
Глобальное образование должно базироваться на философии сотрудничества людей и на понимании ими интересов всей природы. Именно о такой философии В.И.Вернадский писал: “…новое состояние жизни на нашей планете, о котором мечтали утописты, станет реальностью, когда войны – т.е. организованные убийства, когда голод и недоедание могут сравнительно быстро исчезнуть с нашей планеты” [4, 205].
Таблица 1
Некоторые оценочные расходы (1993-2000)
развивающихся стран по осуществлению Повестки дня на ХХІ век
№ |
Глава |
Общая сумма (долл. США) |
В том числе льготное финансирование (долл. США) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
Бедность Здравоохранение Состояние атмосферы Гибель лесов Опустынивание Биологическое разнообразие Пресная вода Токсичные химикаты Опасные отходы Твёрдые отходы Радиоактивные отходы Наука Образование, профподготовка Создание потенциала |
30 млрд. 51 млрд. 21 млрд. 31,2 млрд. 8,7 млрд. 3,5 млрд. 54,8 млрд. 650 млн. 4,2 млрд. 23,3 млрд. 8 млн. 2,9 млрд. 14,6 млрд. 650 млн. |
15 млрд. 6,4 млрд. 21 млрд. 5,7 млрд. 4,9 млрд. 1,75 млрд. 17 млрд. 200 млн. 1,25 млрд. 6,9 млрд. 8 млн. 2 млрд. 6 млрд. 650 млн. |
Составлено по данным [3, 53].
Литература
1. Сдасюк Галина. От биосферы к ноосфере // Энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Сост. С.Т.Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – С. 608-616.
2. Хаубрих Хартвиг. Глобальная этика в образовании // Вестник Московского университета. Серия 5. - 1996. - № 6.
3. Программа действий. Повестка дня на ХХІ век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. - Женева: Центр “За наше общее будущее”, 1993.
4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Мысль, 1988.