Киселева П.Л.

В.И.ВЕРНАДСКИЙ О ЛИЧНОСТИ УЧЕНОГО

 

Одним из первых в науке В.И.Вернадский, понимая грандиозное значение для человечества атомной энергии, еще в 1922г. высказывал опасения по поводу использования той силы, которую дает наука людям и о необходимости направления этой силы на добро, а не на самоуничтожение. Опасения его, к несчастью, оказались пророческими.

Современная наука вторгается не только в развитие производства, быт людей, но и в «святая святых» - в генетические тайны живого вещества, а это порождает опасения в связи с непредсказуемостью всех последствий для людей использования генной инженерии, компьютерной революции и др. Эта ситуация обостряет проблему зависимости общества от науки, личности ученого, осознания им ответственности за возможные негативные или даже роковые последствия для людей его научной работы. Поэтому вопрос о роли науки и ученых в современном обществе становится особенно актуальным.

Эти проблемы в свое время привлекли внимание В.И.Вернадского, выдающегося ученого, энциклопедиста ХХ в., в связи с ситуацией, возникшей в среде ученых в период войны 1914 – 1918г.г., в которой ученые участвовали, и впоследствии многие из них осознали это участие как преступление. Эта ситуация была подвергнута Вернадским глубокому анализу с позиций оценки места и роли науки и ученых в обществе, с позиций нравственной ответственности ученых, научной этики. Мысли, обобщения и выводы, сделанные им в связи с этими проблемами, не перестали быть актуальными и в наши дни, и представляют не только теоретический, но и практический интерес [4, 41, 90].

Особый интерес в связи с этим представляют исследования Вернадского в области истории науки, которые с самого начала были связаны с вопросом о значении личности ученого и уровня развития общества (политического строя) для развития науки, об особенностях научного творчества, способах открытия научных истин и др. Но как ученый теоретик и естествоиспытатель, он ставил эти проблемы шире: сравнивая творчество ученых, сделавших одни и те же открытия независимо друг от друга и в разной исторической обстановке, он считал возможным проникнуть в законы сознания в мире [4, 234; 6, 136]. Исследуя историю научной мысли, сравнивая различные исторические этапы в ее развитии, Вернадский обнаружил одну из особенностей научных революций – появление в тот или иной период, в одной или нескольких соседних странах, одновременно нескольких богато одаренных личностей – ученых, художников, философов, которые совершали переворот в области своего творчества, а затем долгое время в истории не имели себе равной замены. В этой исторической периодичности творческих подъемов и спадов человеческой мысли Вернадский склонен был видеть особую закономерность развития творческой мысли, подобную закономерности природной, но требующую своего объяснения [2, 216, 229, 232; 5, 215].

Формирование науки, развитие научной мысли Вернадский рассматривал как глобальный процесс, как планетарное явление, возникающее закономерно. Но в этом процессе не вся работа, проводимая поколениями ученых, составляет науку, а только та, которая составляет основную структуру научного знания. К ней он относил логику научного исследования, математику (роль и значение которой для разных областей научного знания он оговаривал особо) и научный аппарат, самая важная часть науки, который составляют научные факты. Эти элементы научного знания взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. Основная часть науки «обрастает» научными гипотезами, теориями, концепциями, непререкаемая достоверность которых может подвергаться научной критике [4, 95-96, 206]. Через эту призму понимания науки и научного знания оценивается эффективность и плодотворность научной деятельности.

Отдавая должное огромной роли безвестных поколений исследователей, сделавших и делающих многое для создания аппарата научных фактов, в науке всегда выступают вперед отдельные личности.

В научном творчестве отдельные личности возвышаются среди среднего уровня или силой своего ума, или его ясностью, или широтой мысли, энергией воли, интуицией, творчеством [1, 126; 4, 215]. Следует отметить, что сам Вернадский в полной мере соответствовал этим качествам ученого.

Главное, что отличает личность, как убеждает история научной мысли – это вера в науку, научный интерес и стремление к познанию неизведанного. Вместе с тем, специфичность научной деятельности накладывает отпечаток на черты личности ученого. Среди них, во-первых, сознание необходимости  научного понимания окружающего и стремление к научному объяснению как мотив поведения личности, неразрывно связанный с ее повседневной жизнью. Во-вторых, убеждение в точности научно установленных фактов, основанных на знании истории науки, которой он занимается, т.к. двигаясь вперед, наука не только создает новое, но и переоценивает старое знание, а это дает возможность оценить новое знание, его важность, истинность, нужность. В-третьих, личность ученого характеризует дерзкая и смелая критическая мысль в отношении канонизированных авторитетов в науке. Однако, указывал Вернадский, полезна критика, исходящая из принципов научного исследования, опирающаяся на научные истины. Но пока истинность данных неопровержимо не доказана, они могут и должны подвергаться критике. Естественно, что при этом важна и самокритичность ученого. В-четвертых, критическое отношение также к господствующим религиозным, философским или бытовым утверждениям. И, в-пятых, поиски критерия истины научного знания, проявляющиеся в анализе, в размышлениях над правильностью логических утверждений (в создании логики исследования), в поисках основных обобщающих идей, в создании аппарата научных фактов. Эти черты характеризуют личность ученого независимо от области науки, которой он занимается [4, 60-61, 146; 5, 203, 223-224].

В.И.Вернадский не выделял по значению одни науки перед другими. Он критически относился к тем естествоиспытателям, которые, изучая природу, бессознательно противопоставляют личность природе и сами подавляются величием «природы» над человеческой личностью. Более того, известно, что чем ýже сфера научной деятельности ученого, тем с большей нетерпимостью относится он к чуждым ему дисциплинам, считая, что наука – это только то, чем он занимается. Такой подход был чужд Вернадскому. Отмечая увеличение углубленности научного знания и рост количества гуманитарных наук, он считал, что науки о природе, технические, прикладные науки должны глубочайшим образом соприкасаться с науками о человеке, с науками гуманитарными [4, 121-122, 146; 7, 122].

Все науки, утверждал Вернадский, обусловливают поиски основных законов научного познания и приводят к одному научному мировоззрению, подчеркивая и развивая те или иные его стороны, выявляя его общие черты. Это тем более важно, что научное мировоззрение является важной составляющей духовной стороны личности ученого [4, 158, 202, 224-227, 231].

Однако научное мировоззрение есть важная, но не единственная составляющая духовного мира ученого. Разносторонность духовного мира, внутренняя культура есть та питательная среда, та атмосфера, в которой идет научная деятельность. Прекращение деятельности человека в области искусства, философии, религии или общественной жизни  не может не отразиться болезненным и даже подавляющим образом на науке, - отмечал Вернадский [2, 238; 4, 209; 5, 57, 58, 72].

Особое место в размышлениях Вернадского о личности ученого занимает проблема свободы научного творчества, т.е. ничем не ограниченного проявления личности в области научных поисков. Наука – духовная область человеческого творчества, она свободна и никаких рамок не терпит. В силу творческого характера научная работа не поддается правовому регулированию со стороны государства. Поэтому задача государства состоит не в организации науки (это дело самих ученых), а в государственной помощи научному творчеству, научным талантам, в которых живая, вечная сила нации. Поэтому отношение к науке, к ученым – мерило культурности страны.

Развитие научных знаний в ХХв. и их использование в антигуманных целях, моральное давление национального и государственного патриотизма, которое испытали ученые в отдельных странах, поставило ученых перед проблемой выбора. В новой научной и социальной ситуации моральная сторона работы ученых, нравственная ответственность за последствия их открытий становятся важнейшей чертой личности ученого [3, 331-333; 4, 90].

Для истинного ученого наука и нравственность нерасторжимы. Честность, порядочность, ответственность должны быть присущи ученому так же, как широта кругозора и вкус к исследованиям. Поэтому, если возникают отклонения между  системой нравственных ценностей и практикой реального поведения личности или небольших научных групп, то они совершаются всегда тайно, т.к. идут в противоречии с основными принципами научной этики [3, 590, 612, 622; 6, 183-184]. Эти мысли Вернадского созвучны с мыслями выдающегося ученого-интеллигента Н.И.Вавилова, который считал, что мораль в науке не менее важна, чем интеллект и что в науке должны работать люди, обладающие «генами порядочности».

Как историк науки, исследующий ее роль и место в обществе, Вернадский утверждал, что развитие демократии в обществе  и связанное с  ней уважение ко всякой без исключения человеческой личности, были прямым следствием научных успехов, роста научных знаний и техники. А сформировавшийся с ростом научного знания демократический идеал ученого – употребление всех государственных средств и всей мощи науки на благо всего человечества – гражданская позиция ученого [3, 245, 598, 602; 5, 269, 282]. И этот идеал является основой для построения личной морали современного ученого, мыслящего о будущем.

 

Литература

1.     Вернадский В.И. Значение личности в истории науки. Отрывки из книги// Вестник АН СССР. – 1983, №1. – С.125-129.

2.     Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М.: Наука, 1981. – 290с.

3.     Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. - М.: Сов.Россия, 1989. – 704с.

4.     Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991. – 272с.

5.     Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. – М.: Наука, 1988. – 336 с.

6.     Страницы автобиографии В.И.Вернадского. – М.: Наука, 1981.

7.     Зинченко В.П. Культура и личность в истории науки // Природа. – 1989, № 1. – С.121-123.

8.     Мочалов И.И. В.И.Вернадский о роли народных масс и личности в развитии науки// Вестник АН СССР. – 1983, № 1. – С.119-123.