Капустин В.А.

ПОНЯТИЕ ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ О БИОСФЕРЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО

 

Современное состояние “вечной” проблемы жизни со всей очевидностью свидетельствует, что решение основной “конечной” задачи - познание  “сущности жизни” не может быть выполнено комплексом современных биологических наук.

Проблема эта философская и для ее решения требуется  четкий философский категориальный аппарат. При этом философия, конечно, не подменяет науки биологического цикла, а имеет дело, с “биологической реальностью”[1], в том виде как она сложилась в современной биологической науке.

Родоначальником такого подхода  к пониманию феномена жизни можно считать В.И.Вернадского; в разработанной им еще в 30-е годы ХХ века концепции биосферы он полагал, что объектом биологической науки является вовсе не жизнь сама по себе (и тем более вопрос о ее “сущности”), а “живое вещество” как совокупность живых организмов[2].

Как правильно отмечает В.И.Вернадский “биолог изучает ... не жизнь, а живое вещество... выдвигая отдельное живое естественное тело - живой организм... удобнее ... в биологии исходить из понятия живого естественного тела - живого организма, а не из понятия жизни”[3].

Таким образом, теоретическое понятие жизни не сводится к существенным отношениям присущим биологическому объекту (“живому веществу” по терминологии В.И.Вернадского) - оно должно выражать существенные признаки самой жизни.

Жизнь начинается с потребности переходящей в интерес ко всему, что могло бы удовлетворить потребность и завершающейся чувственным планом действия. Эта первая фаза жизни.

Потребность – это первое и основополагающее определение жизни: живому всегда что-то нужно, в то время как неживому не нужно ничего. Потребность переходит в чувственный настрой на действие, переходит во влечение к чему-то, в психологическое производство готовности к поиску того, что могло бы удовлетворить потребность, в интерес ко всему, что имеет отношение к удовлетворению потребности. И когда с помощью органов чувств начинается поиск предмета, могущего удовлетворять потребность, акт жизни из первой фазы переходит во вторую, в само действие, связанное либо с добычей этого предмета и его потреблением, либо со вступлением с ним в борьбу, если он служит препятствием для удовлетворения потребности, либо, наконец, с избежанием контакта с предметом, если он представляет собой какую-нибудь опасность, угрозу для жизни. Действие отображается в психике животного в виде чувств удовлетворения или неудовлетворения результатом действия, в виде научения, т.е. фиксации нового навыка, и пр. Это – третья фаза жизни. Жизнь животного проявляет себя, реализует себя только в этих актах жизни; вне актов жизни, под  уровнем жизни происходят лишь химические процессы, которые, как бы они ни были необходимы для поддержания жизни, сами по себе жизнью не являются.

Конечно, любая жизнь зиждется на химической основе, но сама жизнь несводима даже к органически целостному процессу химического самовоспроизведения «живого вещества». Обмен веществ как таковой имеет место и помимо жизни, обмен веществ является лишь материальной основой жизни. И для человека материальной основой его бытия является обмен веществ между обществом и природой, но нелепо считать только этот обмен сам по себе сущностью человека. Жизнь, конечно, невозможна без обмена веществ, который и составляет ее физико-химическую суть, но жизнь как таковая характеризуется прежде всего потребностью, действием, направленным на удовлетворение потребности, научением и чувственностью, детерминированной потребностью и действием.

В фундаменте всего живого лежит потребность в самовоспроизведении, самосохранении, без которой не было бы и самой жизни. Все остальные потребности вытекают из этой основополагающей, являются ее модификацией, зависящими от особенностей образа жизни данного вида, специфики окружающей среды и конкретной ситуации. Определенная потребность переходит в определенное состояние чувственности, в чувство неудовлетворенности, в чувства пищевого, полового влечения или в чувство опасности, проявляющиеся во множестве чувств более дифференцированных, представляющих собой ощущения самой потребности: голода, беспокойства, страха, боли, холода, жары и т.д. Ощущение потребности настраивает психику на поиск и инициирует психологический толчок, порыв к действию, т.е. у животного формируется интерес к тому, что могло бы погасить ощущение неудовлетворенности потребности. Вся чувственность в первой фазе элементарного целостного акта жизнедеятельности может быть теоретически снятой в понятии интереса, так что в самом сжатом виде сущность этой фазы можно сформулировать как возникновение потребности и превращение ее в психологически активное состояние интереса[4].

Действие начинается с детерминированного интересом поиска; поиск всегда относится именно к действию, если даже животное, скажем, только нюхает воздух или ищет что-то глазами. При поиске чувственность переходит от ощущения внутреннего состояния организма к ощущениям, информирующим о внешнем мире. Поиск – это не пассивное созерцание, а активное действие. И если поиск успешен, животное вступает в реальное взаимодействие с предметом интереса и, опять-таки, в случае успеха также реально удовлетворяет свою потребность. Таким образом, вторая фаза элементарного целостного акта жизни составляется из таких следующих один за другим моментов, как поиск предмета интереса, взаимодействие с ним и удовлетворение потребности путем потребления этого предмета, одоления его в противоборстве или избежания исходящей от него опасности.

Если вторая фаза является реальным воздействием на внешний предметный мир, то третья – это внутренняя реакция на действие, запечатление действия в психике животного: чувственные реакции на удачи и неудачи в процессе действия, выработка условных рефлексов, закрепление старых и вновь найденных приемов действия и пр.

В жизни вообще как процессе самосохранения можно выделить три основных компонента.

Первый – это процесс жизни, направленный в конечном итоге на осуществление обмена веществ, обеспечивающего самосохранение каждой особи. Любой акт этого компонента сохранения жизни начинается с потребности доставить на «химическую кухню» организма необходимые вещества и вещества уже не нужные организму из него удалить. Но потребность не непосредственно толкает к действию, а опосредуется чувственностью как вызванной данной потребностью, так и накопленной на протяжении всей предшествующей жизни. Собака, к примеру, может перестать принимать пищу и погибнуть после смерти хорошо относившегося к ней хозяина именно из-за чувства тоски, подавляющего потребность в пище. Эмоциональность животных в эмпирической науке подчас недооценивается, поскольку она трудно поддается точной фиксации, но вполне вероятно, что человеческая эмоциональность даже несколько приглушена по сравнению с чувственностью высших животных. Одним словом, у животных нет простого замыкания потребности на действие; между первым и вторым находится то, что Аристотель называл «животной душой», т.е. то, что осело в психике животного во всех третьих актах жизни. Эта целокупность чувственности и заставляет животное в определенных ситуациях подавить потребность. Чувственность, таким образом, непосредственно детерминирующая действие, может иногда становиться относительно самостоятельной по отношению к потребности.

Жизненная активность, направленная на осуществление метаболизма, является существенным компонентом жизни в целом, но это не вся полнота жизни обеспечивающая самосохранение особи. Как бы хорошо животные ни обеспечивали себя пищей, каждое из них фатально смертно. Смерть особи есть необходимое условие жизни вида, который без смертности не обладал бы изменчивостью и приспособляемостью: бессмертие особей было бы смертью вида, а жизнь генетически запрограммирована на гибель частного и сохранение целого. Поэтому первого компонента жизни недостаточно для самосохранения вида, и он дополняется вторым – продолжением рода, сменой поколений. Этот компонент жизни также не сводим, по крайней мере, у высших животных к возникновению половой потребности, оплодотворению и появлению потомства: здесь и борьба за право продолжения рода, и ухаживания, любовные игры, и заботы о потомстве, и, конечно же, богатейшая палитра чувств самоотверженности, страха, ревности, гнева, привязанности, нежности, заботливости и т.д.

Однако и этого не всегда достаточно для самосохранения. Кроме потребления как воспроизводства данного поколения и размножения как воспроизводства вида в поколениях последующих, животные нуждаются в обеспечении безопасности, нуждаются в таком (третьем) компоненте жизни, как реагирование на то и избежание того, что представляет собой угрозу для отдельных особей, для их групп (стай, стад…), ареалов и вида в целом. Угрозы исходят от природы неорганической (жара, холод, пожар, оледенение, наводнение…), от природы живой (хищники, конкуренты по питанию…), от человека, и если бы суть жизни свелась только к питанию и продолжению рода без обеспечения безопасности, существование любого вида было бы поставлено под вопрос. Важную роль в этом процессе играют совместная оборона, охрана территории от сородичей по виду, защита потомства, «служба» наблюдения за появлением опасности и пр.

Жизнь, таким образом, существует и развивается благодаря трем основным своим компонентам: самосохранение индивидов путем обмена веществ, самосохранению рода путем смены поколений и самосохранению вида путем всех прочих действий, охраняющих его от сокращения и истребления.

 

 



[1] «Философия, таким образом, имеет дело со «второй реальностью», созданной наукой, то есть в случае познания закономерностей живых систем – с «биологической реальностью», которая изменяется по мере развития науки о жизни. Само собой разумеется, что в основе ее – объективная реальность живой природы, существующая вне и независимо от познания. Однако философия непосредственно принимает лишь ту исторически изменяющуюся картину живой природы, которая дается биологией (М.Рьюз. Философия биологии. - М.: Прогресс, 1977. Предисловие И.Т.Фролова и Б.Г.Юдина, - С.21).

[2] “... Я ввел вместо понятия жизнь понятие «живого вещества”, сейчас мне кажется, прочно утвердившиеся в науке. “Живое вещество” есть совокупность живых организмов». (В.И.Вернадский. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - С.236).

[3] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - С. 175.

[4] Первая фаза целостного акта жизни в концепции П.К.Анохина представлена как идея об «опережающем отражении действительности»: «Опережение как форма активного отображения становится возможным в силу соответствия, настройки поведения в целом на определенные, «изученные» и опробованные заранее варианты взаимодействия со средой, зафиксированные во внутренней структуре как отражение – результат. Поведение системы никогда не реализуется на пустом месте. А сама выработка новых форм поведения осуществляется на фоне сличения со старыми выработанными формами и стереотипами поведения. Новая же стратегия потому и нова, что есть с чем сравнить. Поэтому адекватность отображения выступает в качестве предпосылки активности» (Ленинская теория отражения и современная наука. Теория отражения и естествознание. – София: Наука и изкуство, 1973. - С.263).